СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок самопознания и саморазвития "Толерантность - дорога к миру!"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.     Улучшение психологического климата в классе.

2.     Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

3.     Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся

Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания и саморазвития "Толерантность - дорога к миру!"»




«Толерантность – дорога к миру»

(единый урок - занятие на самопознание и саморазвитие)








Цели:

1.     Улучшение психологического климата в классе.

2.     Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

3.     Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

4.     Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.

 Задачи:

1.     Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

2.     Развить навыки социального поведения.

3.     Выработать принципы толерантного поведения.     


Оборудование: слайдовая презентация «Толерантность- дорога к миру», высказывания знаменитых людей, бумажное дерево толерантности, ладошки из

цветной бумаги, цветные карандаши, гуашь.



Ход урока


Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг       друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

 

«Молитва о встрече»

.Слайд «ТОЛЕРАНТНОСТЬ- дорога к миру»

1. Круг Радости и Добра

«Привет». - Вам надо весело махать руками.

(приветствуют друг друга и гостей, гости так же включаются в игру, приветствуя детей).

 На Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью

В ИТАЛИИ  говорит: «О-ля-ля». Вам надо  махать правой рукой.

В БРИТАНИИ говорит: «Хеллоу».  Надо  поднимать над головой собранные в замок руки.

Так делают мужчины во Франции: «Бонжур» - наклоняют голову вниз и снимают шляпу.

«Салют» - махать над головой двумя руками.

2. Слово учителя:

- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но в последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Сегодня мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу.

Слайд «Планета толерантности»

Слайд «Что такое толерантность?»


- 16 ноября – Международный день толерантности.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Давайте обратимся к истории, как и где, возник этот термин толерантность.

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность»


Слайд «Все разные, но все-таки мы вместе»


Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Слайд «Толерантность – это…»


3. Творческая мастерская

Составление «Цветка толерантности»

Учащимся 5-6 классов - Раздаются  лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение. Задание - выбирать лепестки,  которые подходят к цветку толерантности.

Что общего в этих словах? ( они толерантны)




4. Самоанализ уч-ся 7-11 классов

-Давайте проверим, насколько вы толерантны.  Проведем мини-тест .Я называю ситуацию, предлагаю варианты ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.

Слайды-тест (делайте самостоятельно выводы обладаете ли вы этим качеством и насколько)

5. Слово учителя: -Уважайте представителей всех религий и конфессий. Только в нашем селе проживают люди более 10 национальностей.

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона?

Предрассудки, войны, конфликты.

– Из-за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо;

различные точки зрения на один и тот же вопрос;

наличие третьей стороны.

Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

Как же быть, как разрешить конфликт?


Проведение инсценировок. Работа в группе.

Инсценируйте споры. Достигните нужного компромисса, используя разработанные правила управления конфликтом.


Слайд ИНСЦЕНИРОВКА



6. «Подумаем, поговорим»

- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Интолерантная личность. У каждого человека есть право выбора.  Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Теперь разберемся чем толерантная личность отличается от личности интолерантной.  Например.

  • ЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ.

Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих.
Интолерантные люди замечают у себя намного больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

  • ЗАЩИЩЕННОСТЬ.

Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.
Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя.

  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремиться снять с себя ответственность за  то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне.

  • ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ – ОРИЕНТАЦИЯ ДРУГИХ.

Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше,  чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

  • ЧУВСТВО ЮМОРА.

Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться  над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на  окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке  и желанием сильной власти. Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

СЛАЙД о семье

7. «Истоки мудрости испей…»

- Преданья старины глубой всегда учили человека только хорошему. КЛАДЕЗЬ мудрости это пословицы и поговорки

Слайд «Продолжи пословицу »


8. Игра на сплочение «Самолетик».

 4 пары : от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод:

Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

9. - Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.

10. Игра «Ладони» прием поиска толерантной позиции

 

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Работать мы с вами будем над ладошками в дальнейшем.

11. слайд КЛАСС


12.Групповая творческая работа “Дерево толерантности”

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы наш класс  стал  “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев.

- Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы не только в нашем  классе  всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, но и в мире в целом. Вы наше будущее и многое зависит от того, какой путь вы выберите.



13 «От сердца к сердцу».

-А теперь положите правую руку  на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга.

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю Планеты Толерантности

Вместе: Если каждый будет друг к другу терпим

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!





14. Песня «Я, ты, он, она…»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!