СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Строение и работа сердца" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по биологии по ФГОС 8 класс с использованием кейс-технологии.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Строение и работа сердца" 8 класс»

Урок " Строение и работа сердца" 8 класс

Тип урока: Комбинированный урок.

Применяемая технология обучения: информационная технология, проблемное обучение.
План урока

  • I. Организационный момент.

  • II. Объявление цели, задач, постановка проблемного вопроса урока.

  • III. Актуализация знаний.

  • IV. Изучение нового материала:
    1. Определение размеров и положение сердца в грудной полости.
    2. Строение сердца.

  • 3. Сердечный цикл.
    4. Автоматия сердца.
    5. Регуляция работы сердца.
    6. Влияние факторов окружающей среды на сердце.

  • V. Подведение итогов. Формулирование выводов

  • VI. Домашнее задание.

Ход урока:

II. Объявление цели, задач, постановка проблемного вопроса урока.

В Древнем Китае верили, что в нем сосредоточено счастье Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда А знаменитый английский врач Уильям Гарвей говорил об этом органе: «…Оно-источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» – Что это? (это сердце)
Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что такое сердце?

Проблемный вопрос урока: неужели сердце нужно воспитывать?

III. Актуализация знаний.

Что Вам уже известно о сердце с точки зрения науки биологии? Согласны ли Вы с древними учеными? Достаточно ли у Вас знаний для того, чтобы ответить на данные вопросы?

IV. Изучение нового материала:
1. Определение размеров и положение сердца в грудной полости.

(демонстрация модели сердца).

Где располагается сердце? (показ торса человека).

Постановка проблемного вопроса: о сердце мы обычно говорим, что оно «бьется». Что же это значит? 

Ответ. Оказывается, сердце во время сокращения желудочков совершает вращательное движение, поворачиваясь слева направо, и меняет свою форму — из эллипсоидного оно становится круглым, становясь очень плотным, и ударяет верхушкой сердца о грудную клетку в области пятого межреберного промежутка. 

2. Строение сердца.

А теперь более подробно познакомимся со строением сердца (показ видеофрагмента). Учитель выделяет правую и левую половины сердца, правый желудочек и предсердие, левый желудочек и предсердие, двустворчатый клапан, трехстворчатый клапан, полулунные клапаны, их расположение и функции, аорту, верхнюю и нижнюю полые вены.

Учащиеся делают соответствующие подписи к рисункам (Раздаточный материал)



3. Сердечный цикл.

Типология кейса: исследовательский (сюжетный, текстовый и видео-кейс средних размеров), анализ конкретных ситуаций.

Раздел Кровь. Кровообращение.

Тема: Строение и работа сердца

Способ создания проблемной ситуации: организация самостоятельной поисковой деятельности; постановка проблемных задач.

Проблема: почему сердце безостановочно сокращается?

Общая структура кейса:

– Название: Сердечный цикл.

– Контекст:

На протяжении жизни сердце совершает 3 миллиарда ударов. За 1 час сердце перекачивает – 360 л. крови. За 24 часа сердце перекачивает – 10 тыс. л. крови Работа, которую выполняют желудочки равна 180.000 кДж. Такую работу выполняет подъемный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания. Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 часов удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета, а за 30дней на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848м.)

Проблемный вопрос: почему сердце работает без видимой усталости?

– Факты: Видеофильм «Работа сердца».

– Вопросы к кейсу

Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?

В чем же заключается секрет неутомимости и долголетия сердца?
– решения (каждый учащийся представляет результаты работы с кейсом в виде оформленной таблицы «Сердечный цикл»



Фаза сердечного цикла


Продолжительность (сек.)


Положение створчатых клапанов


Положение полулунных клапанов


Пауза




Сокращение предсердий




Сокращение желудочков




Так в чем же секрет неутомимости сердца?

Вывод: Сердцу достаточно времени, чтобы восстановить энергию и отдохнуть.

4. Автоматия сердца.

Типология кейса: исследовательский (сюжетный микро-кейс), анализ конкретных ситуаций.

Раздел: Кровь. Кровообращение.

Тема: Строение и работа сердца

Способ создания проблемной ситуации: организация самостоятельной поисковой деятельности; постановка проблемных задач.

Проблема: может ли сердце сокращаться после гибели мозга?

Общая структура кейса:

– Название: Автоматия сердца.

– Случай:

Чем больше люди узнавали о сердце, тем сильнее было их удивление. Однажды Андреас Везалий, ученый эпохи Возрождения, вскрывал труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которой он не вернулся.
– Проблемная ситуация: как объяснить роковой случай с Везалием?

– Вопрос к кейсу:

  1. Как вы думаете, почему это случилось?

  2. почему же все-таки сокращалось сердце?

- Факты: Видеоролик «Автоматизм сердца». (просмотрев видеоролик, учащиеся дают ответ на вопросы кейса).

– Вопрос к кейсу: Сравните свое предположение и научные данные.

Вывод: Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения — это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.

5. Регуляция работы сердца.

А теперь проведем небольшой эксперимент.

Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.

Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может).

Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения.

А можем ли мы приказать сердцу, как работать? Правильно. Есть даже крылатое выражение «Сердцу не прикажешь». Работа сердца регулируется самим организмом двумя путями: путем нервной и гуморальной регуляции. Объяснение в режиме анимации.


Когда человек испытывает отрицательные эмоции, у него выделяется гормон адреналин, сердце начинает биться быстрее, кровеносные сосуды сужаются и давление повышается. Сердце перенапрягается, а если такие нагрузки бывают регулярно, то оно серьезно страдает и может заболеть.

6. Влияние факторов окружающей среды на сердце.

Рекомендации медиков по профилактике сердечных заболеваний: избегать стрессов и чрезмерных физических нагрузок. Вести здоровый образ жизни: отказ от курения, злоупотребления алкоголем. Соблюдать режим дня, хорошо высыпаться (полезно поспать днем). Выполнять регулярно физические упражнения. Не допускать ожирения. Употреблять полезные для сердца продукты, не питаться всухомятку. Чаще бывать на природе. Поддерживать хорошее настроение, побольше шутить и смеяться. Заниматься любимым делом.

Вывод; Высокая работоспособность сердца обусловлена:

  • Высоким уровнем обменных процессов.

  • Усиленным снабжением его мышц кровью.

  • Строгим ритмом его деятельности

  • Автоматизмом сердечной мышцы.

Сердце можно и необходимо воспитывать/


V. Подведение итогов. Формулирование выводов

И в заключение давайте вместе составим синквейн на слово СЕРДЦЕ.

Стих из 5 строчек:

1- существительное (объект)

2-два прилагательных

3- три глагола

4- фраза из нескольких слов (емко и кратко отражает объект)

5- слово –резюме (обобщает, передает отношение, значение)


1- СЕРДЦЕ

2-незаменимое, неутомимое

3-бъётся, сокращается, перекачивает

4-обеспечивает жизнедеятельность организма

5-мотор

Домашнее задание: узнать у своих родственников у кого есть заболевания сердца и проанализировать причины.



Источники информации:

  1. Артамонов, И.Д. Иллюзии зрения / И.Д. Артамонов, – М.:

Наука, 1969, – 234с.

  1. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных

учебных заведений / А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –4-е изд., перераб, – М.:Вентана-Граф, 2017, – 288с.

  1. Дюпра, Г. Зооптика. Мир глазами животных / Переводчик: Ю. Амченков (редактор: Бологова Валентина Издательство). – М.: Махаон, 2014, – 38с.

  2. Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигие

не человека [Текст] / И.Д. Зверев. – М., Просвещение, 1983. – 286с.

  1. Трофимов, С. К. Болезни глаз. Диагностика, лечение, профилактика / С. К. Трофимов. – М.: Популярная медицина, 2010. – 282с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!