Тема: Приготовление сырников из творога. 6 класс.
Учитель: Раченко Елена Львовна
Цели урока:
-Образовательные: Научить обучающихся самостоятельному (пользуясь -технологической картой) приготовлению сырников из творога, закрепить профессиональные умения по применению различных сочетаний приёмов и операций (в приготовлении творожной массы, фарша, формовки изделий).
-Воспитательные: Формировать у обучающихся самостоятельность при выполнении, закреплять навык самоконтроля.
-Развивающая: Развивать мыслительную деятельность обучающихся (операции сравнения) при выполнении учебно-производственных работ.
-Методы: Методика формирования самостоятельности обучающихся при помощи использования технологических карт. Рассказ, демонстрация, самостоятельная работа, групповая работа.
Оснащение:
оборудование кабинета – плита электрическая с жарочным шкафом;
посуда: миска металлическая на 2,5 л., сковорода среднего размера, тарелка для вторых блюд
инструменты и приспособления: лопатка деревянная, вилка столовая, прихватки
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Взаимное приветствие, отметка отсутствующих и выяснение причин, проверка наличия спецодежды.
1. Сообщение темы и целей урока.
2.Повторение пройденного материала.
2.1. Фронтальный вопрос.
- Что такое творог?
Творог- это кисломолочный продукт, приготовленный из коровьего молока, обладает высокой пищевой и диетической ценностью.
Творог –ценный продукт питания, так как в нем есть белок, жир, витамины А, Е, витамины группы В. Особенно ценится он за содержанием солей кальция, поэтому блюда из творога рекомендуются в детском и диетическом питании.
- Каково значение блюд из творога? Они полезны? Почему?
Творог рекомендуется он особенно детям и пожилым людям. Он необходим для роста и развития молодого организма, укрепления костной системы, для лечения ряда заболеваний печени, сердца.
- В зависимости от содержания жира как делят творог?
Творог жирный - 18% жира, полужирный - 9% и обезжиренный – 0,6%.
- Перечислите продукты для приготовления творожной массы.
Творожную массу применяют для приготовления бутербродов и подают как самостоятельное блюдо. Творожные массы состоят из протертого жирного или полужирного свежего творога, сахара или рафинадной пудры, размягченного сливочного масла, изюма, ванилина, меда, цукатов, сметаны, яиц, орехов, а также соли, тмина, томата, перца.
- Какие вы знаете горячие творожные блюда?
Горячим творожным блюдам относится отварные, жареные, запеченные.
- Какие отварные блюда приготавливают из творога?
К ним относят вареники с творожным фаршем, вареники линевые, пудинг
- Чем отличается пудинг от запеканки?
Отличается тем, что в него вводят взбитые в пышную пену белки, а также добавляют изюм, орехи, ванилин, цукаты ( в сладкий пудинг).
- Какие жареные блюда приготавливает из творога?
К жареным блюдам относят сырники, блинчики с творогом
III. Сообщение учащейся:
История творога. Истории неизвестно, кто и когда первым приготовил творог. Вполне возможно, что это произошло случайно: скисло молоко, стекла сыворотка, осталась плотная масса. Попробовали — вкусно! И начали делать творог уже специально.
Довольно долгое время творог на Руси называли сыром, а блюда из него — сырными (отсюда и название «сырники», хотя делаются они как раз из творога). Неизвестно, откуда взялось такое название, но оно настолько прочно закрепилось за творогом, что не исчезло даже после появления в России твердых (сычужных) сыров. Творог всегда был одним из самых почитаемых продуктов у славян. Его ели чуть ли не ежедневно. Исходным сырьем для приготовления творога служила обычная простокваша, горшок с которой ставили на несколько часов в не очень жаркую печь. Затем горшок вынимали и сливали его содержимое в полотняный конусообразный мешок. Сыворотку отцеживали, а мешок с творогом клали под пресс. Однако приготовленный таким образом творог не мог долго храниться, а холодильников тогда еще не знали. В период же, когда удои были хорошие, и, конечно, в посты, творога у крестьян скапливалось довольно много. Чтобы он не пропадал, народ придумал довольно оригинальный способ его консервирования — готовый (из-под пресса) творог снова помещали на несколько часов в печь, затем под пресс, и так дважды. Когда он становился совершенно сухим, его плотно укладывали в глиняные горшки и заливали сверху топленым маслом. В погребе такой творог мог храниться месяцами, его брали с собой и в дальнюю дорогу. В прошлом веке творогом славился Ростовский уезд Ярославской губернии. Отсюда его возили в Москву. В Рязанской губернии лучшим считался творог из села Дединово.
IV. Практическая работа учащихся:
- инструктаж по ТБ на рабочем месте;
- личная гигиена повара.
Как готовить сырники из творога:
Сырники из творога.
Для приготовления 1- порции сырника берем;
Творог 500 грамм
Мука пшеничная 100 грамм
Яйца 2 шт.
Сахар 0,5 стакана
Соль на кончик ч. лож.
Масло растительное 100 грамм
Процесс приготовления:
-Творог протираем через сито.
-Для чего протираем?
-Для однородной, нежной массы.
-В протертый творог добавляем муку.
-Яйца растираем сахаром. Массу хорошо перемешиваем и формуем сырники.
Можно добавить ванилин 0,02 г на порцию, предварительно растворив его в горячей воде.
-Как формуют сырники?
- Массу хорошо перемешивают, придают ей форму батончика толщиной
5-6 см, нарезают поперек, панируют в муке, придают форму круглых биточков толщиной 1,5 см, обжаривают с обеих сторон до образования румяной корочки.
Подают в горячем виде со сметаной, с вареньем, со сгущёнкой, с киселём.
Требования к готовым сырникам:
Сырники должны быть правильной круглой формы. Цвет золотисто-желтый, без подгорелых мест, на разрезе белый или слегка желтоватый. Поверхность ровная, без трещин. Консистенция мягкая, масса однородная, без крупинок внутри. Запах творога. Вкус кисло-сладкий, без излишней кислотности.
V. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающиеся
- Деление учащихся по группам.
- Выдача заданий и технологических карт.
- Проведение целевых обходов, контроль за работой.
- Контролирование правил безопасности труда, санитарии
на рабочем месте.
- Уборка рабочих мест.
VII. Итоги урока
- Подведение итогов урока. Чаепитие в классе.
- Анализ ошибок, выставление оценок.