СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11 классе на тему: "Население Зарубежной Европы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит сформировать представление об особенностях  населения  Западной Европы. Учащиеся получат  возможность  проанализировать табличный материал, использовать  атлас, учебник и другие справочные материалы.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе на тему: "Население Зарубежной Европы"»

УРОК на тему: Население Зарубежной Европы.

ЦЕЛИ УРОКА: 1) сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

2) систематизировать историко- и экономико-географические знания учащихся по данной теме,


Оборудование : Политическая карта З.Европы., карты, атласы, мультимедийный проектор, компьютер.

ХОД урока: На страны Западной Европы приходится около 6,7 населения мира. Регион выделяется высоким уровнем продолжительности жизни - в среднем 75,5 года (уступает только Япония). В данном регионе ЭАН составляет 66 процентов от общего количества работающих, количество безработных 16-18 млн. человек ежегодно. Национальный состав населения довольно сложный и относится к индоевропейской семье (романская, славянская и германская группы). Все страны Европы можно разделить на А) однонациональные ( Норвегия) Б)двунациональные (Бельгия) В)многонациональные (Швейцария, Великобритания, Испания) Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, это «демографическая зима». Еп=13 промилле, а мировой показатель=26 промилле. Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: (низкую рождаемость и низкий естественный прирост). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка. Воспроизводство населения при этом не обеспечивается.

Причины низкой рождаемости: -увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения; -непрочность семьи; -влияние городского образа жизни; -слабое влияние религии; -резкое возрастание «цены ребенка».

В странах Восточной Европы (Болгарии и Венгрии) право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам , имеющим пять и более детей., а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. После отмены этих ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному приросту. В Южной Европе до 80 годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости. В Северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдалась только в Ирландии и Исландии. В Европе проживает 700 млн. жителей. Средняя плотность населения =70 чел\км2. Наиболее густо заселена центральная часть Западной Европы, где есть страны с плотностью в 300чел\км2. Уровень урбанизации Европы является одним из самых высоких в мире =70,3\ населения проживает в городах. А на юге он относительно низкий. Особую роль в регионе играют большие городские агломерации: Крупнейшие из них – Лондонская (12 млн.), Рейнско - Рурская (11 млн.), Московская и Парижская (более 10 млн.), Прирейнский мегаполис (Роттердам + Амстердам = 30 млн. жителей) и Локлив (Англия).


Миграции: ( Проанализируйте направление миграций ). Существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? Страны эмиграции –страны бывшие колонии, страны иммиграции – страны метрополии.

Дайте характеристику Европе как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения.


Результаты вынесите в таблицу:


Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эмиграцией





Степень урбанизации стран Европы: 1 . Сильноурбанизированные страны 2.Среднеурбанизированные 3.Слабоурбанизированные (преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем , что в этом регионе благоприятные условия для развития с\х , сохраняются традиции многодетных семей и т.д.)

Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах. Однако в 70 годы 20 века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность - такое явление получило название СУБУРБАНИЗАЦИЯ. Она объясняется многими причинами: -изношенностью жилого фонда ; -ухудшением состояния окружающей среды; -переносом в пригороды предприятий; -дороговизной земли и жилья в центре города; -желание жить в собственном доме; -скученностью населения в центральных районах городов; В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон.

Проведите классификацию крупнейших городов-миллионеров региона по их ЭГП Самое большое количество городов-миллионеров находится в Великобритании = 7; ФРГ = 6; Италия = 5; Франция = 3 ; Польша =3;

Сравните страны по числу больших городов. Составьте в тетради
таблицу: «Города - миллионеры Европы»:

Северная
Европа


Западная
Европа


Южная

Европа


Восточная
Европа















1)На морских побережьях: Копенгаген, Ливерпуль, Дублин, Стокгольм, Барселона, Лиссабон, Неаполь, Стамбул, Афины…;

2)В устьях рек:: Глазго, Лондон, Роттердам, Антверпен, Гамбург, Марсель;

3)В местах добычи полезных ископаемых:

4)Вдали от морей: Бирменген, Лидс, Брюссель, Мюнхен, Варшава, София, Рим, Милан, Турин, Мадрид;

Запишите и запомните типы европейских городов:

древнегреческие города: расширение «вширь» и «вглубь» до нашей эры (Греция);

города Римской империи: функциональные города на рубеже прошлой и нынешней эры (современные Италия, Франция, Лондон и другие); европейские города Средних веков (торгово-ремесленные города Италии, Германии); города Эпохи Возрождения - архитектурные центры (Италия, Нидерланды, Испания),; города промышленного переворота (Германия, Англия, Франция); современные города - «новые города» или «города - спальни», не имеющие экономических функций, возникающие в окрестности крупных городов.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: 1.На территории Европы проживает более 700 млн. человек
(Сравните с численностью США). 2.Приведите доказательства неблагополучной демографической ситуации в отдельных странах Европы. 3. Выделите государства с нулевым и отрицательным естественным приростом.

4. Назовите крупные агломерации и два «мегалополиса» Европы. 5.Используя карты атласа, охарактеризуйте религиозный состав европейцев. (эаметно преобладают в З. Европе протестанты и католики; в Центральной – католики и православные; в Восточной – православные; В Южной Европе проживают представители ислама (Албания, Босния и Герцеговина) 6.Как и почему на территории Европы получил распространение ислам ? 7. Чем бы вы объяснили низкие для Европы показатели доли городского населения – от 44 до 55% в таких странах , как Албания, Босния и Герцеговина, Португалия, Сербия, Черногория, Словения? 8.В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема ? (с низкой рождаемостью и низким естественным приростом).

Таблица воспроизводства населения

Страны

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Австрия

12

10,6

1,4

Албания

26

6,0

20

Бельгия

12,6

10,6

2

Босния

15,7

6,2

9,5

Герцеговина

10,7

12,2

-1,5

Великобритания

12,2

13,7

-1,5

Болгария

13,9

11,2

2,7

Венгрия

10,1

9,3

0,8

Греция

12,4

11,9

0,5

Ирландия

9,8

9,4

0,4

Исландия

10,4

8,3

2,1

Македония

13,2

8,6

4,6

Италия

19

17

2

Литва

19

7,2

11,8

Испания

14,1

13,0

1,1

Франция

10,1

11,1

-1,0

ФРГ

13

11,1

1,9

Дания

19

9

10


Домашнее задание: Отметить на к\к страны Европы и их столицы, выделить крупнейшие агломерации. Какой вывод можно сделать о типе воспроизводства населения?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!