Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе Буквы И – Ы после Ц»
Урок русского языка
в 5 классе
Буквы И – Ы после Ц
Отгадайте звук по «паспорту»:
согласный глухой непарный, твердый непарный
[ц]
Игра «Корректор»
- Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он выполнил задание?
- Диалог – речь одного человека, обращённая к самому себе, к зрителям, слушателям.
- Монолог – разговор между двумя или несколькими лицами.
- Брошюра – печатное издание небольшого объёма.
Лексическая разминка
- Цимбалы - музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.)
- Цилиндр – мужской головной убор XIXвек)
Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ци , где цы .
Тема урока: Буквы И – Ы после Ц
Что общего в словах-примерах?
- Станция Синицын
- огурцы цыплёнок
- пальцы цифры
- циркуль
Деление слов на группы по обозначению [ ы ] буквами
Алгоритм написания И – Ы после Ц
- Проверить, в какой части слова стоит гласный
-
- Слово на –ция? В корне?
-
- ДА ДА
- НЕТ
- Пиши И Пиши И
- (авиация, (циркуль,
- станция) цирк,
- цифра)
- в окончании
- в суффиксе
-
-
- Пиши Ы
- улицы
- круглолицый
- Синицын
-
- Слова-исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнул, цыц
-
Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок
В существительных на - ция
Мы всегда напишем - ия .
Мы и в корне , посмотри,
Тоже пишем букву и .
А в концовке -цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы .
Слова - исключения
Ц ы ган на ц ы почках ц ы кнул на ц ы плёнка: «Ц ы ц!»
Игра «Лови ошибку»
- Письмо от Незнайки
- Профессору Синицину
- Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Птици мешают в работе.
- Незнайка.
Игра «Лови ошибку»
- Письмо от Незнайки
- Профессору Синиц Ы ну
- Я отправился в экспедиц И ю. Погода неблагоприятна: ц И клон. Удалось собрать коллекц И ю насекомых. Птиц Ы мешают в работе.
- Незнайка.
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
1: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные:
синица, волчица, кормилица, тигрица
2: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и :
Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами
3: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-
Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, полиц…я, пунктуац…я
Ключи к самостоятельной работе
- 1
- Синиц ы н, волчиц ы н, кормилиц ы н, тигриц ы н.
- 2
- Укрепления построили бойц ы . Синиц ы съели все хлебные крошки. Матч выиграли нижегородц ы .
- 3
Ц и нк ц ы плёнок
- ц и тата белолиц ы й
- ц и ркуль овц ы
- полиц и я
- пунктуац и я
Рефлексия
Применяя алгоритм, устно выполните задание :
ц…нга, куц…й , ресниц… , лисиц…н,
у гостиниц…, ц…новка *(значение слова под «звездочкой» найдите в школьном толковом словаре), нац..я, ц…тата.
Итоги урока
Продолжите фразу:
- Сегодня я узнал(а)… .
- Мне было трудно… .
- Я выполнял(а) задания… .
- Теперь я могу… .
- Я научился(лась)… .
Домашнее задание
- упр.463 ( 1 или 2 абзац письменно, не забудьте выполнить задания под цифрами 1 и 2 ), выучить правило п. 87