СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по биологии ФГОС " Экологические факторы среды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен экологическим факторам среды.Технологическая карта урока составлена по УМК А.А.Плешаков, Э.Л.Введенский. Инновационная школа.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по биологии ФГОС " Экологические факторы среды"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – Биология

Класс - 5


Тема урока – Экологические факторы среды


Планируемые образовательные результаты

Предметные

- в результате урока обучающиеся смогут использовать предметную терминологию, сформулируют представления об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы.


Метапредметные

познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-уметь отличать новое, от уже известного;

-добывать новые знания;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

регулятивные:

-определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, развивать навыки самооценки;

коммуникативные:

-слушать учителя и одноклассников; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные

-формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение управлять своей познавательной деятельностью, продолжить работу по воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к природе.

Словарь урока: экологические факторы, биотические, антропогенные, абиотические факторы: температура, свет, влажность.


Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, рабочие листы — для работы в малых группах, мультимедийная техника: компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Э.Л.Введенского.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

«ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап. Орг. момент


Приветствует учащихся



2 этап.

Актуализация знаний

Деятельность учителя


Задает вопросы.

- Какие условия среды необходимы для нормального роста и развития растений, животных, грибов, микроорганизмов?

- Можно ли по особенностям внешнего вида растений определить, в каких местах, засушливых или увлажненных оно произрастает?

- По каким особенностям строения и жизнедеятельности животных это можно определить?

Демонстрирует учащимся изображения животных и растений разных экологических групп и предлагает назвать места обитания по внешнему виду (кактус, верблюд, крот, рыба)



Деятельность учащихся


Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, вспоминая нужную информацию, изученный ранее материал (среда обитания, условия среды, которая связана с формулированием проблемы)


Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап.

Мотивация

(создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя


Задает вопросы

- Могут ли живые организмы жить обособленно, без окружающей среды?

- Условия среды называются экологическими факторами

Читает стихотворение

-Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года – Это факторы природы.

- Как вы думаете: что мы будем изучать?

-Что относится к экологическим факторам?

-Да, ребята, это экологические факторы природы. Их много, но мы остановимся на таких факторах среды: солнце, ветер, горы, воздух, гром, туманы и роса.

- Может, кто из вас знает, как называются эти факторы природы?


- А называются они — абиотические факторы.


Деятельность учащихся


Слушают учителя, отвечают на вопросы
















Определяют и называют тему


Перечисляют факторы природы из прослушанного стихотворения.






В случае возникновения трудности при ответе на вопрос, определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть.

4 этап.

Целеполагание

и планирование


Итак, тема нашего урока Экологические факторы природы.


- Какова цель нашего урока?



-Для достижения запланированной цели нам необходим план действий, какой?


План урока (на доске)

1.Что такое экологические факторы?

2.Основные группы экологических факторов.

3.Влияние абиотических факторов среды на живые организмы.

-В конце урока вы сможете:

называть понятия: абиотические, биотические, антропогенные фактор;

сформулируете представление о наличии приспособленностей организмов к действию экологических факторов;

продолжите развивать умения: работать с текстом, рисунками, выполнять задания в группах, выделять главное и анализировать;

проводить самооценку.




Выдвигают цели (сформировать представление об экологических факторах среды, дать понятие «абиотические факторы», рассмотреть их влияние на организм)


Обсуждают с учителем план урока, определяют содержание и последовательности действий для решения поставленных задач








5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)








Работа с рабочей тетрадью.
















Работа с учебником.









Работа в группах

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Деятельность учителя

  • Наш урок посвящен экологическим факторам, под воздействием которых находятся организмы, заселяющие ту или иную среду обитания. Посмотрите, на какие группы можно разделить экологические факторы среды.

Фрагмент интерактивного учебного пособия «факторы среды»

Предлагает выполнить задание в Р.Т.№1 , №21 стр. 38

-Так что же такое экологические факторы?

-На какие группы их можно разделить?

-Да, различают три группы экологических факторов: абиотические - факторы неживой природы, биотические — факторы живой природы и антропогенные -это влияние деятельности человека на природу. Но сегодня на уроке мы будем говорить только об абиотических факторах природы. Давайте с ними познакомимся поближе.


Прочитайте текст параграфа 25 и перечислите все факторы природы, относящиеся к абиотическим факторам, заполните схему.







-Ребята, по отношению к каждому из названных экологических факторов у растений и животных выделяются экологические группы. Давайте определим эти экологические группы растений и животных по отношению к абиотическим факторам окружающей среды, поработав в группах.

Фрагмент интерактивного пособия «Солнечный свет и энергия солнца», «Вода»

Посмотрим презентацию и выполним задание.

1 группа «Экологические группы растений и животных по отношению к абиотическим факторам окружающей среды».

2 группа «Как животные и растения используют солнечный свет, солнечную энергию и длину светового дня».

Задаёт вопросы

-На какие экологические группы по отношению к свету делят растения?

-Какие наиболее распространенные растения нашей местности относятся к теневыносливым растениям? Какие — к светолюбивым растениям? Есть ли среди этих растений редкие? Если да, то какие именно? Что необходимо делать по их сохранению.

-Чем животные, ведущие ночной образ жизни, отличаются от дневных организмов?

-Приведите примеры известных вам животных нашей местности, относящихся к разным группам.

-Почему воду называют колыбелью жизни? (называют особенности водной среды обитания, подчёркивают необходимость воды для всех процессов жизнедеятельности организма)

-О каких абиотических факторах мы вели речь?

-О каком абиотическом факторе мы не говорили?


Показывает фрагмент интерактивного пособия «Температура»

Задает вопросы.

-Что определяет температура?

-Какая температура является оптимальной для большинства живых организмов?

-При каких экстремальных температурах возможно существование живых организмов? Каких именно?

-Как животные реагируют на изменение температуры?

-Итак, какие абиотические факторы оказывают наибольшее воздействие на живой организм?


Физкультминутка.




Деятельность учащихся

Слушают учителя, смотрят презентацию









Находят информацию, записывают определение и заполняют схему.


Отвечают на вопросы, обобщают.













Читают текст, самостоятельно заполняют схему, отвечают на вопросы, оценивают свою работу.









Смотрят презентацию, работают в группах, заполняют таблицу, пользуясь текстом учебника, выделяя необходимую информацию.

Абиотический фактор

Экологические группы растений

Экологические группы животных

Солнечный свет



Температура



Вода




1 группа.


2группа:

Солнечный свет

Зелёные растения...



Солнечная энергия

Холоднокровные животные...


В определенное время суток


уменьшение длины светового дня

Цветы...



растения...



птицы...


животные…


насекомые…



Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, оценивают правильность своих выводов. Осуществляют самопроверку, самооценку.


Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников.

(свет, солнечная энергия вода)


(о температуре)






Отвечают на вопросы учителя, делаю выводы, обобщение















Поздороваемся с солнцем.

С левой стороной,

с правой стороной. (поднимают руки вверх и опускают, поворачиваясь в стороны)

Поздороваемся с землей. (наклоняются вниз)

За столы садимся дружно

Нам теперь учиться нужно.


6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)


  1. Работа в парах

-Поработаем в парах, выполним задание №3 в Р.Т. Стр. 38

-Назовите светолюбивые растения.

-Назовите теневыносливые растения.

  1. Выполним тест, с проверкой по эталону.


Выполняют задания в Р.Т.




Отвечают на вопросы.




Проверяют тест по эталону, оценивают себя.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

задает вопросы

-Какую проблему мы ставили в начале урока?

-Удалось ли решить поставленную проблему?

-Всё ли запланированное удалось выполнить?


Предлагает назвать тему и цели урока.

-Оцените свою работу. На доске рисунок яблони. У вас на партах лежат «яблоки» двух цветов — красные и зелёные. Если вы считаете, что сделали всё на отлично и хорошо, у вас хорошее настроение прикрепляете зелёное яблоко, если вы считаете, что не справились с заданием и у вас грустное настроение прикрепляете красное яблоко.


Выставляет и комментирует оценки.


Деятельность учащихся


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, высказывают оценочные суждения.

Отмечают успешные ответы одноклассников, участников групп.



Оценивают свою работу на уроке

Приём рефлексии «Яблоня»

8 этап.


Домашнее задание

  1. Выучить параграф 25 , выполнить задание № 4 в Р.Т. Стр.38.

  2. Составить кроссворд «Абиотические факторы среды» или сделать аппликацию «Абиотические факторы среды»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!