СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе на тему "Понятие внутренняя среда, тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельность организма".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала через частично-поисковый метод изучения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе на тему "Понятие внутренняя среда, тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельность организма".»

План урока № ______ .


Предмет биология

Класс 9

Дата 12.12.2017 год

Тема

Понятие внутренняя среда, тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельность организма.

Это урок № 1

Из 7 уроков по теме «Внутренняя среда организма»

Учитель

Ширина Валентина Петровна

Цель и задачи урока

Цель урока: создание условий для эффективного усвоения знаний об особенностях внутренней среды организма, о составе крови, форменных элементах крови: их строении и выполняемой функции в организме.

Обучающая: формирование знания об особенностях внутренней среды организма, о гомеостазе; о составе, строении крови, ее функциях, раскрытие особенностей строения клеток крови в связи с их функциями;

Развивающая: развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания, практических навыков работы с микроскопом, развитие коммуникативных способностей через организацию групповой работы, развитие творческого мышления, развитие естественнонаучной грамотности;

Воспитательная: формирование познавательного интереса к предмету, бережного отношения к своему здоровью, сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности, уважения друг к другу, воспитание культуры речи.

Задачи:

* способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;

* направлять, координировать, оценивать и поощрять учащихся;

* устанавливать межпредметные связи;

* формировать основы логического, критического и конструктивного мышления, умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и рисунками (таблицей) по тексту;

* способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

Планируемые результаты

учащиеся называют и понимают значение составных компонентов внутренней среды организма, умеют определять под микроскопом и рисункам клетки крови, указывать их основные функции, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровяных клеток, разъяснять значение анализа крови, как средства диагностики заболеваний.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение понятий: «внутренняя среда организма», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты», «плазма крови», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУДпланирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию.

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, умение работать с различными источниками информации.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы обучения

частично-поисковый, проблемный, самостоятельная работа в группах (парах) с использованием интерактивного метода (проблемно-поискового, исследовательского).

Формы организации учебной деятельности

устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, работа в группах (парах), заполнение таблицы, работа по карточкам, с микроскопом и раздаточным материалом, решение биологических задач, выполнение текстовой работы самостоятельно, просмотр видео для закрепления, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя

создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.


Основные понятия урока

Внутренняя среда организма: тканевая жидкость, кровь, лимфа. Гомеостаз. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.

Оборудование

мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, учебники, карточки - задания, информационные карточки, микроскоп, микропрепараты: «Кровь человека», «Кровь лягушки», учебник, тетрадь.

Источники информации

Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из книги «Тайна капли крови», В. Воронцов, Красноярск, 1990г.), электронная презентация, видеоурок.




Ход урока.


I. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Добрый день, ребята.

Я рада вас видеть. Я вижу перед собой умные, добрые лица. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.


II. Изучение нового материала.


  1. Формирование знаний о внутренней среде организма.

Вы знаете, что жизнь на Земле возникла в водной среде. Вначале появились одноклеточные организмы, а затем и многоклеточные. При этом многие клетки организма потеряли связь с внешней средой. И перед природой встала задача: как доставлять питательные вещества всем клеткам организма. В процессе эволюции была создана внутренняя среда организма. (слайд 1)

Вопрос: Как вы думаете, что составляет внутреннюю среду организма?

Каждая клетка организма выполняет определённую работу, поэтому она нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, и, конечно удалении продуктов обмена.

Внутренняя среда-жидкость, естественное продолжение водной основы клеток.


Ученики: Внутренняя среда состоит из трех жидкостей. (Слайд 2)

Компоненты внутренней среды организма:

1.     Кровь находится в сердце и кровеносных сосудах.

2.     Тканевая жидкость находится между клетками тканей.

3.     Лимфа располагается в лимфатических сосудах.


2. Формирование темы урока.


Вопрос:

1) Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

2) Как можно сформулировать тему?

3) Какие цели мы должны для этого достигнуть?


Запись в тетрадь: дата, тема, схема «Компоненты внутренней среды».


Тема урока –( слайд 3.)


Задание: Заполнить таблицу с помощью учителя. (слайд 4)


Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме.

Компоненты внутренней среды

местонахождение в организме.

роль

1. кровь

сердце, кровеносные сосуды

транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ

2. Тканевая жидкость

между клетками

передает клеткам кислород, пит.вещества, углекислый газ

3. Лимфа

лимфатические сосуды

поглощают избытки тканевой жидкости



3. Постоянство внутренней среды.


Работа по рисунку на слайде (Слайд 4):

Учитель: Тканевая жидкость может поступать в мелкие, слепо заканчивающиеся, капилляры лимфатической системы и собираться в более крупные сосуды. Проходя через лимфатические узлы, жидкость обогащается различными веществами и обеззараживается, превращается в лимфу. Затем крупный лимфатический поток вливается в кровеносный сосуд. Вот так циркулируют жидкости внутренней среды по нашему организму. У внутренней среды есть одна особенность. Помните, мы изучали способы регуляции и говорили, что регуляция приводит к постоянству состава внутренней среды организма. То есть во внутренней среде все должно быть в норме. Мы идем к доктору, он направляет нас на анализ крови. А что по нему можно узнать? По анализу можно судить о здоровье или болезни человека.


Игра: «Собери слово».

На ваших столах лежат конверты с буквами. Вам надо собрать из них слово и поднять руку. Первая буква слова заглавная, около последней стоит точка. В задании зашифровано понятие о постоянстве внутренней среды организма.

(Группы собирают слово гомеостаз. Необходимо не просто угадать, а собрать слово из букв).

В 1929 году американский физиолог У. Кеннон для обозначения внутренней среды организма ввел понятие « гомеостаз» (от греч. «гомеос» - подобный, «стадиз» - состояние).




Работа по учебнику.

Задание: Прочтите текст «Относительное постоянство внутренней среды». (слайд 5)

Перед вами карточка с вопросом: Почему в здоровом организме концентрация веществ внутренней среды не выходит за пределы нормы?

Примерный ответ: Внутренняя среда находится в подвижном равновесии, так как вещества расходуются и сразу же восполняются. Есть верхняя и нижняя границы нормы веществ. В стенках кровеносных сосудов есть рецепторы, которые сигнализируют о повышении или снижении концентрации каких-либо веществ в крови.


О лимфатической системе нам еще предстоит поговорить, а сегодня продолжим изучать кровь. Напомните мне, что нам известно о крови, как о ткани?

(Это соединительная ткань, которая состоит из клеток и межклеточного вещества. Клетки расположены рыхло, межклеточного вещества много).


4. Изучение состава крови.


Отрывок из книги Г. Юдина « Главное чудо света». (слайд 6)

«В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода» - её примерно 5 - 7л, сделана она из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут большие корабли, поменьше кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они красные по цвету, везут груз. Поменьше корабли - белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие – фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…».


Вопрос: Как называется река внутри нашего тела? Как называются «корабли»? (слайд 7)


Большое количество межклеточного вещества делает кровь жидкой тканью. А какая основная жидкость нам известна в природе? Вода. Значит, кровь содержит в себе воду. А какие еще химические вещества могут содержаться в крови? Рассмотрим ее состав (слайд 8).


Задание: Заполнить схему: «Состав крови».


Кровь

Межклеточное вещество Клетки

Плазма (60%) Форменные элементы (40%)



(10%) (90%)

органические в-ва_ неогранические в-ва эритроциты тромбоциты

лейкоциты

белки жиры углеводы вода минеральные соли



5. Открытие тайн на страничках урока.

(работа в парах, группах, беседа по вопросам, заполнение таблиц)


Существуют разные тайны. И с чем бы ни была связана тайна, любая неизвестность всегда интригует. На сегодняшнем уроке мы с вами побываем в роли охотников за тайной и раскроем тайну капли крови. (слайд 9)

Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью, а клятва на крови считалась священной.

Красный цвет крови человечество всегда отожествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками и умащивали помадами, отсюда и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. Неслучайно преобладающим цветом большинства государственных флагов является именно красный. Часто, даже не осознавая этого, люди наделяют доброе и хорошее, полезное и радостное красным цветом: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов.


ТАЙНА №1. Пленённое море.


Выполнение задания на слайде: (слайд 10)

Задание: Сравните состав морской воды и плазмы крови человека и дайте ответ на вопрос: «Почему кровь называют «плененным морем»?

Оказывается, учёные обнаружили удивительное сходство в составе солей крови и морской воды. Образно говоря, ощущая солёный вкус крови, мы чувствуем вкус вод того древнего океана, частицу которого мы сохранили внутри себя. Кровь и есть «плененное внутри нашего организма море», содержащее 0,9 % NaCI.

Учитель: При введении в кровь лекарственных веществ нужно всегда заботиться о том, чтобы солевой состав вводимых растворов по концентрации соответствовал составу плазмы. Поэтому лекарства для введения в кровь готовят на физиологическом растворе. Физиологический раствор вводится также людям, потерявшим большое количество воды, для сохранения их жизни.


Работа в группах. (Слайд 11)


ТАЙНА №2. Торговые корабли.

(группа 1)


Прочтите текст и ответьте на вопросы (признаки) в таблице. (слайд 12)


Эритроциты. Красные безъядерные клетки крови. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Такая форма увеличивает поверхность эритроцитов, а это способствует более быстрому и равномерному проникновению в них кислорода. Красный цвет эритроцита зависит от белка - гемоглобина, который легко вступает в соединение с газами (кислородом и углекислым газом).

(слайд 13)

В 1 ммсодержится 4-5 млн. эритроцитов, они образуются в красном костном мозге, живут около 120 дней и разрушаются в селезёнке и печени. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким. Кроме того, эритроциты содержат белки, участвующие в определении группы крови.

(слайд 14) – газообмен.


ТАЙНА №3. Военные кораблики.

(группа 2)


Прочтите текст и ответьте на вопросы (признаки) в таблице. (слайд 15)


Лейкоциты. Ядерные бесцветные клетки, поэтому их называют белыми. В 1 мм3 содержится -4-9 тыс. Живут в крови – 3-5суток. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезёнке. Форма лейкоцитов непостоянна, они способны самостоятельно передвигаться, в движении напоминают амёбу. Проходя сквозь стенки кровеносных сосудов, лейкоциты могут выходить из кровеносного русла, перемещаться в межклеточном пространстве и скапливаться в поражённых участках тела. Здесь они при помощи ложноножек захватывают, поглощают и уничтожают различные микроорганизмы или отмершие клетки организма. И.И. Мечников назвал такие лейкоциты фагоцитами (клетками-пожирателями), а само явление – фагоцитозом. Разрушая чужеродные клетки, лейкоциты гибнут, образуя гной – скопление мёртвых лейкоцитов. Есть и другой способ защиты – иммунитет, а осуществляют его – лимфоциты, разновидность лейкоцитов, находящиеся в крови и лимфе. Одни лимфоциты отыскивают чужеродные соединения – антигены, другие вырабатывают химические противоядия – антитела, которые выводят из строя микробы и вирусы. При этом постоянство внутренней среды восстанавливается.

(Слайд 16, слайд 17, слайд 18)


ТАЙНА №4. Ремонтные лодочки.

(группа 3)


Прочтите текст и ответьте на вопросы (признаки) в таблице. (слайд 19)


Тромбоциты. Это самые мелкие клетки крови, их иногда называют кровяными пластинками, они безъядерные. Могут быть круглой или овальной формы, Образуются в красном костном мозге, живут 5-10 суток, разрушаются в селезёнке. В 1 мм3 содержится 250- 400 тыс. Принимают участие в свёртывании крови. Если происходит травма сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают химические реакции, ведущие к свёртыванию крови: под действием ферментов жидкий белок фибриноген превращается в нерастворимый белок фибрин. Нити фибрина образуют сетку, в которой запутываются клетки крови, образуется тромб.

(сдайд 20)


(слайд 20)

Свертывание крови- это защитное приспособление от потери крови. Для свертывания крови необходимы условия:

а) соли кальция

б) витамин К

в) тромбоциты

 

механизм свертывания:

повреждение кровеносного сосуда

 

тромбоциты лопаются

 

растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый белок – фибрин

 

закупорка поврежденного сосуда

 

тромб- это сгусток крови (через 5-7 минут)


III. Закрепление.


1. Заполните таблицу:

(слайд 21)

клетки крови

признаки

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

форма

двояковогнутый диск

бесцветные, округлые клетки, не постоянной формы (амебообразные)

кровяные пластинки

наличие ядра

без ядра

ядро

без ядра

количество в 1 мм

4,5-5 млн.

4-8 тыс.

 300-500 тыс

место образования

красный костный мозг

красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка

красный костный мозг

срок жизни

120 дней, (4 месяца)

от не скольких часов до нескольких месяцев (3 – 5 дней)

2 – 5 дней

место отмирания

печень, селезенка

печень, селезенка, в местах воспаления

печень, селезенка

роль

транспорт кислорода и углекислого газа, аминокислот, антител, лекарственных веществ.

способны к передвижению и фагоцитозу, участвуют в формировании иммунитета.

участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов.



2. Выполнение лабораторной работы (слайд 22)

В ходе выполнения лабораторной работы нам предстоит выяснить, что представляют собой эритроциты, как они приспособлены к выполнению газовой (дыхательной) функции.

Тема: «Изучение постоянных препаратов крови лягушки и человека, выявление особенностей строения эритроцитов человека в связи с выполняемыми функциями».

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».

Ход работы

1. Исследуйте микропрепарат «Кровь лягушки» под микроскопом. (слайд 23)
2. Опишите форму и строение эритроцитов лягушки, сделайте рисунок.
3. Рассмотрите микропрепарат «Кровь человека» под микроскопом. Найдите эритроциты и зарисуйте их в тетради. (слайд 24)
4. Сравните эритроциты лягушки и человека, заполните таблицу.

Сравнительная характеристика эритроцитов лягушки и человека.

 

признаки

эритроциты человека

эритроциты лягушки

форма

двояковогнутая

овальная

диаметр

7-8 мкм

21-24 мкм

наличие ядра

нет

есть

окраска цитоплазмы

ярко- красная из-за гемоглобина

светло- розовая

 

 

 


Обсуждение результатов лабораторной работы

В ходе лабораторной работы учащиеся должны выявить следующие особенности эритроцитов человека по сравнению с лягушкой.

1. Очень малые размеры – их диаметр составляет 7–8 мкм и приблизительно равен диаметру кровеносных капилляров. Эритроциты же лягушки очень велики – до 22,8 мкм в диаметре, но их количество невелико – 0,38 млн в 1 мм3 крови.

2. Большая концентрация эритроцитов в крови человека и большая суммарная площадь поверхности (в 1 мм3 крови содержится около 5 млн эритроцитов, суммарная площадь их поверхности составляет около 3 тыс. м2).

3. Эритроциты всех млекопитающих, кроме верблюдов, имеют необычную форму двояковогнутого диска. Это увеличивает площадь поверхности эритроцита.

4. Отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека (молодые эритроциты ядра имеют, но они в дальнейшем исчезают) позволяет разместить больше молекул гемоглобина в эритроците (в зрелом эритроците их около 265ґ106).

(слайд 25) – Вывод.

Таким образом, строение эритроцитов человека идеально подходит для выполнения ими газовой функции. Благодаря особенностям строения эритроцитов кровь быстро и в больших количествах насыщается кислородом и доставляет его в химически связанном виде в ткани. А это одна из причин (наряду с четырехкамерным сердцем, полным разделением венозного и артериального кровотоков, прогрессивными изменениями в строении легких и т.д.) гомойотермности (теплокровности) млекопитающих, в том числе и человека.

  1. Закрепление. Фрагмент видеоурока.

Дети смотрят отрывок видеоурока « Строение и функции клеток крови, с целью закрепления изученного материала.

  1. Формирование представлений о функциях крови

Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. О какой функции я сейчас сказала? Транспортной. (слайд). А еще какие функции выполняет кровь? Гуморальная регуляция (разносит гормоны), теплорегуляция (охлаждает и нагревает органы), защитная (иммунитет), поддержание гомеостаза, дыхательная, выделительная, механическая.





IV. Итог урока.

1. Оценивание результатов.

Оценка одноклассника и самооценка.

Проверьте свой рабочий лист. Если вы самостоятельно заполнили все схемы и таблицы, то получаете оценку «5», если выполнили 4 работы, то оценку «4», 3 работы – «3».

В классе есть пятерки? (поднимите руку). Четверки? Молодцы!

2. Домашнее задание.

Поработать с опорным конспектом, выучить определения понятий. Для тех, кому это покажется сложным, поработать с рисунками параграфа: уметь отличать клетки крови друг от друга и запомнить их функции.

Задание по желанию:

1) Решить биологичекие задачи на карточке.

2) Заполнить пробелы в определениях «Функции крови».


3. Рефлексия.


На столах у каждого лежит фраза для рефлексии:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

Попробуйте ответить на эти вопросы или закончить предложение.

(Учитель выслушивает ответы)


Учитель: Поставим лайки за урок.

Большой палец вверх: «Я урок усвоил».

Большой палец вниз: «Я не понял тему. Необходимо дополнительное занятие».


Спасибо за урок! До свидания!









Рабочий лист урока _________________________________________ 9 класс (12.12.2017г)

(фамилия, имя ученика)


Тема урока: Понятие внутренняя среда, тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельность организма.



1. Заполнить таблицу с помощью учителя.


Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме.

Компоненты внутренней среды

местонахождение в организме.

роль

1. Кровь





2. Тканевая жидкость





3. Лимфа






Гомеостаз - _____________________________________________________________


2. Закончите схему:

Кровь

Межклеточное вещество Клетки

Плазма Форменные элементы



_____________ _______________




3. Назовите функции крови по опорным понятиям:

1. ____________________- кровь транспортирует во все клетки ткани и органы кислорода и питательных веществ. Кислород необходим для
окислительных процессов в клетках, удаление углекислого газа и продуктов обмена веществ.

2.______________________ участвует в нервногуморальной регуляции функций организма (переносит гормоны – биологически активные вещества), участвует в поддержании температуры тела.

3.______________________-кровь сохраняет и поддерживает иммунитет. Иммунитет-совокупность защитных реакций, направленных на поддержание постоянства внутренней среды организма.

4.______________________ -выводит из тканей ненужные продукты обмена веществ.



4. Заполнить таблицу:


клетки крови

признаки

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

форма







наличие ядра





количество в 1 мм





место образования







срок жизни






место отмирания








роль












Лабораторная работа .

«Микроскопическое строение крови человека и лягушки»


Цель: 1. Изучить строение крови человека и лягушки.

  1. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.


Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, электронный микроскоп, видеопроектор, экран.

Ход работы:


  1. Рассмотрите препарат крови человека. Обратите внимание на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов.










  1. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки. Обратите на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате.

  1. Сравните особенности строения эритроцитов человека и лягушки. Результаты оформите в виде таблицы




Признаки

Эритроциты

человека

лягушки

Форма



Наличие ядра в клетке



Окраска цитоплазмы



Размеры




  1. Сделайте вывод. Подумайте, чья кровь – человека или лягушки – способна перенести больше кислорода за единицу времени? Объясните, почему.





















Работа в группах по решению биологических задач.

Задача «Смертельное лекарство».

Первые водные растворы лекарств, которые врачи вводили больным прямо в кровь, приводили к смерти пациентов. Лекарства были в нормальной лечебной дозе, растворы были стерильными. Почему же наступала смерть?


Задание. В лаборатории забыли подписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определить, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент № 1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент № 2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент № 3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение


Анализ № Х (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника


Результат

Норма

Гемоглобин

140 г/л

120 – 160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4 – 5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс/л

180 – 320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс /л

4 – 9 тыс/л

Скорость оседания эритроцитов

10 мм/ч

2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Анализ № Z (фрагмент)


Ф.И.

Возраст

Поликлиника


Результат

Норма

Гемоглобин

100 г/л

120 – 160 г/л

Эритроциты

3,2 млн /л

4 – 5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс/л

180 – 320 тыс./л

Лейкоциты

4,5 тыс/л

4 – 9 тыс/л

Скорость оседания эритроцитов

7 мм /ч

2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________


Анализ № Y (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника


Результат

Норма

Гемоглобин

130 г/л

120 – 160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4 – 5 млн/л

Тромбоциты

410 тыс/л

180 – 320 тыс./л

Лейкоциты

5 тыс/л

4 – 9 тыс/л

Скорость оседания эритроцитов

7 мм/ч

2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________


Обсуждение итогов работы групп.


  1. этап урока - стадия рефлексии.

Учащиеся анализируют версии ответов на проблемный вопрос, которые были предложены во время «мозгового штурма» в начале урока. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы. Выводы:

- по анализу крови можно поставить диагноз заболевания;

- определение количества эритроцитов и тромбоцитов в крови может дать информацию об отклонении их количества от нормы;

- можно установить, есть ли воспалительный процесс в организме;

- можно определить особенности свертывания крови;

- можно получить информацию о степени насыщения кислородом клеток и тканей организма;

- можно выявлять малокровие;

- можно определить группу крови (важное условие при переливании крови).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!