План урока № ______ .
Предмет биология | Класс 9 | Дата 12.12.2017 год |
Тема | Понятие внутренняя среда, тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельность организма. |
Это урок № 1 | Из 7 уроков по теме «Внутренняя среда организма» |
Учитель | Ширина Валентина Петровна |
Цель и задачи урока | Цель урока: создание условий для эффективного усвоения знаний об особенностях внутренней среды организма, о составе крови, форменных элементах крови: их строении и выполняемой функции в организме. Обучающая: формирование знания об особенностях внутренней среды организма, о гомеостазе; о составе, строении крови, ее функциях, раскрытие особенностей строения клеток крови в связи с их функциями; Развивающая: развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания, практических навыков работы с микроскопом, развитие коммуникативных способностей через организацию групповой работы, развитие творческого мышления, развитие естественнонаучной грамотности; Воспитательная: формирование познавательного интереса к предмету, бережного отношения к своему здоровью, сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности, уважения друг к другу, воспитание культуры речи. Задачи: * способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему; * направлять, координировать, оценивать и поощрять учащихся; * устанавливать межпредметные связи; * формировать основы логического, критического и конструктивного мышления, умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и рисунками (таблицей) по тексту; * способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу). |
Планируемые результаты | учащиеся называют и понимают значение составных компонентов внутренней среды организма, умеют определять под микроскопом и рисункам клетки крови, указывать их основные функции, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровяных клеток, разъяснять значение анализа крови, как средства диагностики заболеваний. |
Формируемые УУД: | Познавательные УУД: определение понятий: «внутренняя среда организма», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты», «плазма крови», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций. РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию. Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, умение работать с различными источниками информации. Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям. |
Тип урока | урок изучения и первичного закрепления нового материала. |
Методы обучения | частично-поисковый, проблемный, самостоятельная работа в группах (парах) с использованием интерактивного метода (проблемно-поискового, исследовательского). |
Формы организации учебной деятельности | устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, работа в группах (парах), заполнение таблицы, работа по карточкам, с микроскопом и раздаточным материалом, решение биологических задач, выполнение текстовой работы самостоятельно, просмотр видео для закрепления, осуществление самоконтроля и рефлексии. |
Приемы деятельности учителя | создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы. |
Основные понятия урока | Внутренняя среда организма: тканевая жидкость, кровь, лимфа. Гомеостаз. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. |
Оборудование | мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, учебники, карточки - задания, информационные карточки, микроскоп, микропрепараты: «Кровь человека», «Кровь лягушки», учебник, тетрадь. |
Источники информации | Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из книги «Тайна капли крови», В. Воронцов, Красноярск, 1990г.), электронная презентация, видеоурок. |
| |
Ход урока.
I. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
Добрый день, ребята.
Я рада вас видеть. Я вижу перед собой умные, добрые лица. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.
II. Изучение нового материала.
Формирование знаний о внутренней среде организма.
Вы знаете, что жизнь на Земле возникла в водной среде. Вначале появились одноклеточные организмы, а затем и многоклеточные. При этом многие клетки организма потеряли связь с внешней средой. И перед природой встала задача: как доставлять питательные вещества всем клеткам организма. В процессе эволюции была создана внутренняя среда организма. (слайд 1)
Вопрос: Как вы думаете, что составляет внутреннюю среду организма?
Каждая клетка организма выполняет определённую работу, поэтому она нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, и, конечно удалении продуктов обмена.
Внутренняя среда-жидкость, естественное продолжение водной основы клеток.
Ученики: Внутренняя среда состоит из трех жидкостей. (Слайд 2)
Компоненты внутренней среды организма:
1. Кровь находится в сердце и кровеносных сосудах.
2. Тканевая жидкость находится между клетками тканей.
3. Лимфа располагается в лимфатических сосудах.
2. Формирование темы урока.
Вопрос:
1) Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
2) Как можно сформулировать тему?
3) Какие цели мы должны для этого достигнуть?
Запись в тетрадь: дата, тема, схема «Компоненты внутренней среды».
Тема урока –( слайд 3.)
Задание: Заполнить таблицу с помощью учителя. (слайд 4)
Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме.
Компоненты внутренней среды | местонахождение в организме. | роль |
1. кровь | сердце, кровеносные сосуды | транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ |
2. Тканевая жидкость | между клетками | передает клеткам кислород, пит.вещества, углекислый газ |
3. Лимфа | лимфатические сосуды | поглощают избытки тканевой жидкости |
3. Постоянство внутренней среды.
Работа по рисунку на слайде (Слайд 4):
Учитель: Тканевая жидкость может поступать в мелкие, слепо заканчивающиеся, капилляры лимфатической системы и собираться в более крупные сосуды. Проходя через лимфатические узлы, жидкость обогащается различными веществами и обеззараживается, превращается в лимфу. Затем крупный лимфатический поток вливается в кровеносный сосуд. Вот так циркулируют жидкости внутренней среды по нашему организму. У внутренней среды есть одна особенность. Помните, мы изучали способы регуляции и говорили, что регуляция приводит к постоянству состава внутренней среды организма. То есть во внутренней среде все должно быть в норме. Мы идем к доктору, он направляет нас на анализ крови. А что по нему можно узнать? По анализу можно судить о здоровье или болезни человека.
Игра: «Собери слово».
На ваших столах лежат конверты с буквами. Вам надо собрать из них слово и поднять руку. Первая буква слова заглавная, около последней стоит точка. В задании зашифровано понятие о постоянстве внутренней среды организма.
(Группы собирают слово гомеостаз. Необходимо не просто угадать, а собрать слово из букв).
В 1929 году американский физиолог У. Кеннон для обозначения внутренней среды организма ввел понятие « гомеостаз» (от греч. «гомеос» - подобный, «стадиз» - состояние).
Работа по учебнику.
Задание: Прочтите текст «Относительное постоянство внутренней среды». (слайд 5)
Перед вами карточка с вопросом: Почему в здоровом организме концентрация веществ внутренней среды не выходит за пределы нормы?
Примерный ответ: Внутренняя среда находится в подвижном равновесии, так как вещества расходуются и сразу же восполняются. Есть верхняя и нижняя границы нормы веществ. В стенках кровеносных сосудов есть рецепторы, которые сигнализируют о повышении или снижении концентрации каких-либо веществ в крови.
О лимфатической системе нам еще предстоит поговорить, а сегодня продолжим изучать кровь. Напомните мне, что нам известно о крови, как о ткани?
(Это соединительная ткань, которая состоит из клеток и межклеточного вещества. Клетки расположены рыхло, межклеточного вещества много).
4. Изучение состава крови.
Отрывок из книги Г. Юдина « Главное чудо света». (слайд 6)
«В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода» - её примерно 5 - 7л, сделана она из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут большие корабли, поменьше кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они красные по цвету, везут груз. Поменьше корабли - белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие – фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…».
Вопрос: Как называется река внутри нашего тела? Как называются «корабли»? (слайд 7)
Большое количество межклеточного вещества делает кровь жидкой тканью. А какая основная жидкость нам известна в природе? Вода. Значит, кровь содержит в себе воду. А какие еще химические вещества могут содержаться в крови? Рассмотрим ее состав (слайд 8).
Задание: Заполнить схему: «Состав крови».
Кровь
Межклеточное вещество Клетки
Плазма (60%) Форменные элементы (40%)
(10%) (90%)
органические в-ва_ неогранические в-ва эритроциты тромбоциты
лейкоциты
белки жиры углеводы вода минеральные соли
5. Открытие тайн на страничках урока.
(работа в парах, группах, беседа по вопросам, заполнение таблиц)
Существуют разные тайны. И с чем бы ни была связана тайна, любая неизвестность всегда интригует. На сегодняшнем уроке мы с вами побываем в роли охотников за тайной и раскроем тайну капли крови. (слайд 9)
Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью, а клятва на крови считалась священной.
Красный цвет крови человечество всегда отожествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками и умащивали помадами, отсюда и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. Неслучайно преобладающим цветом большинства государственных флагов является именно красный. Часто, даже не осознавая этого, люди наделяют доброе и хорошее, полезное и радостное красным цветом: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов.
ТАЙНА №1. Пленённое море.
Выполнение задания на слайде: (слайд 10)
Задание: Сравните состав морской воды и плазмы крови человека и дайте ответ на вопрос: «Почему кровь называют «плененным морем»?
Оказывается, учёные обнаружили удивительное сходство в составе солей крови и морской воды. Образно говоря, ощущая солёный вкус крови, мы чувствуем вкус вод того древнего океана, частицу которого мы сохранили внутри себя. Кровь и есть «плененное внутри нашего организма море», содержащее 0,9 % NaCI.
Учитель: При введении в кровь лекарственных веществ нужно всегда заботиться о том, чтобы солевой состав вводимых растворов по концентрации соответствовал составу плазмы. Поэтому лекарства для введения в кровь готовят на физиологическом растворе. Физиологический раствор вводится также людям, потерявшим большое количество воды, для сохранения их жизни.
Работа в группах. (Слайд 11)
ТАЙНА №2. Торговые корабли.
(группа 1)
Прочтите текст и ответьте на вопросы (признаки) в таблице. (слайд 12)
Эритроциты. Красные безъядерные клетки крови. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Такая форма увеличивает поверхность эритроцитов, а это способствует более быстрому и равномерному проникновению в них кислорода. Красный цвет эритроцита зависит от белка - гемоглобина, который легко вступает в соединение с газами (кислородом и углекислым газом).
(слайд 13)
В 1 мм3 содержится 4-5 млн. эритроцитов, они образуются в красном костном мозге, живут около 120 дней и разрушаются в селезёнке и печени. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким. Кроме того, эритроциты содержат белки, участвующие в определении группы крови.
(слайд 14) – газообмен.
ТАЙНА №3. Военные кораблики.
(группа 2)
Прочтите текст и ответьте на вопросы (признаки) в таблице. (слайд 15)
Лейкоциты. Ядерные бесцветные клетки, поэтому их называют белыми. В 1 мм3 содержится -4-9 тыс. Живут в крови – 3-5суток. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезёнке. Форма лейкоцитов непостоянна, они способны самостоятельно передвигаться, в движении напоминают амёбу. Проходя сквозь стенки кровеносных сосудов, лейкоциты могут выходить из кровеносного русла, перемещаться в межклеточном пространстве и скапливаться в поражённых участках тела. Здесь они при помощи ложноножек захватывают, поглощают и уничтожают различные микроорганизмы или отмершие клетки организма. И.И. Мечников назвал такие лейкоциты фагоцитами (клетками-пожирателями), а само явление – фагоцитозом. Разрушая чужеродные клетки, лейкоциты гибнут, образуя гной – скопление мёртвых лейкоцитов. Есть и другой способ защиты – иммунитет, а осуществляют его – лимфоциты, разновидность лейкоцитов, находящиеся в крови и лимфе. Одни лимфоциты отыскивают чужеродные соединения – антигены, другие вырабатывают химические противоядия – антитела, которые выводят из строя микробы и вирусы. При этом постоянство внутренней среды восстанавливается.
(Слайд 16, слайд 17, слайд 18)
ТАЙНА №4. Ремонтные лодочки.
(группа 3)
Прочтите текст и ответьте на вопросы (признаки) в таблице. (слайд 19)
Тромбоциты. Это самые мелкие клетки крови, их иногда называют кровяными пластинками, они безъядерные. Могут быть круглой или овальной формы, Образуются в красном костном мозге, живут 5-10 суток, разрушаются в селезёнке. В 1 мм3 содержится 250- 400 тыс. Принимают участие в свёртывании крови. Если происходит травма сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают химические реакции, ведущие к свёртыванию крови: под действием ферментов жидкий белок фибриноген превращается в нерастворимый белок фибрин. Нити фибрина образуют сетку, в которой запутываются клетки крови, образуется тромб.
(сдайд 20)
.
(слайд 20)
Свертывание крови- это защитное приспособление от потери крови. Для свертывания крови необходимы условия:
а) соли кальция
б) витамин К
в) тромбоциты
механизм свертывания:
повреждение кровеносного сосуда
тромбоциты лопаются
растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый белок – фибрин
закупорка поврежденного сосуда
тромб- это сгусток крови (через 5-7 минут)
III. Закрепление.
1. Заполните таблицу:
(слайд 21)
клетки крови
признаки | эритроциты | лейкоциты | тромбоциты |
форма | двояковогнутый диск | бесцветные, округлые клетки, не постоянной формы (амебообразные) | кровяные пластинки |
наличие ядра | без ядра | ядро | без ядра |
количество в 1 мм | 4,5-5 млн. | 4-8 тыс. | 300-500 тыс |
место образования | красный костный мозг | красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка | красный костный мозг |
срок жизни | 120 дней, (4 месяца) | от не скольких часов до нескольких месяцев (3 – 5 дней) | 2 – 5 дней |
место отмирания | печень, селезенка | печень, селезенка, в местах воспаления | печень, селезенка |
роль | транспорт кислорода и углекислого газа, аминокислот, антител, лекарственных веществ. | способны к передвижению и фагоцитозу, участвуют в формировании иммунитета. | участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов. |
2. Выполнение лабораторной работы (слайд 22)
В ходе выполнения лабораторной работы нам предстоит выяснить, что представляют собой эритроциты, как они приспособлены к выполнению газовой (дыхательной) функции.
Тема: «Изучение постоянных препаратов крови лягушки и человека, выявление особенностей строения эритроцитов человека в связи с выполняемыми функциями».
Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».
Ход работы
1. Исследуйте микропрепарат «Кровь лягушки» под микроскопом. (слайд 23)
2. Опишите форму и строение эритроцитов лягушки, сделайте рисунок.
3. Рассмотрите микропрепарат «Кровь человека» под микроскопом. Найдите эритроциты и зарисуйте их в тетради. (слайд 24)
4. Сравните эритроциты лягушки и человека, заполните таблицу.
Сравнительная характеристика эритроцитов лягушки и человека.
признаки | эритроциты человека | эритроциты лягушки |
форма | двояковогнутая | овальная |
диаметр | 7-8 мкм | 21-24 мкм |
наличие ядра | нет | есть |
окраска цитоплазмы | ярко- красная из-за гемоглобина | светло- розовая |
| | |
Обсуждение результатов лабораторной работы
В ходе лабораторной работы учащиеся должны выявить следующие особенности эритроцитов человека по сравнению с лягушкой.
1. Очень малые размеры – их диаметр составляет 7–8 мкм и приблизительно равен диаметру кровеносных капилляров. Эритроциты же лягушки очень велики – до 22,8 мкм в диаметре, но их количество невелико – 0,38 млн в 1 мм3 крови.
2. Большая концентрация эритроцитов в крови человека и большая суммарная площадь поверхности (в 1 мм3 крови содержится около 5 млн эритроцитов, суммарная площадь их поверхности составляет около 3 тыс. м2).
3. Эритроциты всех млекопитающих, кроме верблюдов, имеют необычную форму двояковогнутого диска. Это увеличивает площадь поверхности эритроцита.
4. Отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека (молодые эритроциты ядра имеют, но они в дальнейшем исчезают) позволяет разместить больше молекул гемоглобина в эритроците (в зрелом эритроците их около 265ґ106).
(слайд 25) – Вывод.
Таким образом, строение эритроцитов человека идеально подходит для выполнения ими газовой функции. Благодаря особенностям строения эритроцитов кровь быстро и в больших количествах насыщается кислородом и доставляет его в химически связанном виде в ткани. А это одна из причин (наряду с четырехкамерным сердцем, полным разделением венозного и артериального кровотоков, прогрессивными изменениями в строении легких и т.д.) гомойотермности (теплокровности) млекопитающих, в том числе и человека.
Закрепление. Фрагмент видеоурока.
Дети смотрят отрывок видеоурока « Строение и функции клеток крови, с целью закрепления изученного материала.
Формирование представлений о функциях крови
Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. О какой функции я сейчас сказала? Транспортной. (слайд). А еще какие функции выполняет кровь? Гуморальная регуляция (разносит гормоны), теплорегуляция (охлаждает и нагревает органы), защитная (иммунитет), поддержание гомеостаза, дыхательная, выделительная, механическая.
IV. Итог урока.
1. Оценивание результатов.
Оценка одноклассника и самооценка.
Проверьте свой рабочий лист. Если вы самостоятельно заполнили все схемы и таблицы, то получаете оценку «5», если выполнили 4 работы, то оценку «4», 3 работы – «3».
В классе есть пятерки? (поднимите руку). Четверки? Молодцы!
2. Домашнее задание.
Поработать с опорным конспектом, выучить определения понятий. Для тех, кому это покажется сложным, поработать с рисунками параграфа: уметь отличать клетки крови друг от друга и запомнить их функции.
Задание по желанию:
1) Решить биологичекие задачи на карточке.
2) Заполнить пробелы в определениях «Функции крови».
3. Рефлексия.
На столах у каждого лежит фраза для рефлексии:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Попробуйте ответить на эти вопросы или закончить предложение.
(Учитель выслушивает ответы)
Учитель: Поставим лайки за урок.
Большой палец вверх: «Я урок усвоил».
Большой палец вниз: «Я не понял тему. Необходимо дополнительное занятие».
Спасибо за урок! До свидания!
Рабочий лист урока _________________________________________ 9 класс (12.12.2017г)
(фамилия, имя ученика)
Тема урока: Понятие внутренняя среда, тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельность организма.
1. Заполнить таблицу с помощью учителя.
Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме.
Компоненты внутренней среды | местонахождение в организме. | роль |
1. Кровь | | |
2. Тканевая жидкость | | |
3. Лимфа | | |
Гомеостаз - _____________________________________________________________
2. Закончите схему:
Кровь
Межклеточное вещество Клетки
Плазма Форменные элементы
_____________ _______________
3. Назовите функции крови по опорным понятиям:
1. ____________________- кровь транспортирует во все клетки ткани и органы кислорода и питательных веществ. Кислород необходим для
окислительных процессов в клетках, удаление углекислого газа и продуктов обмена веществ.
2.______________________ участвует в нервногуморальной регуляции функций организма (переносит гормоны – биологически активные вещества), участвует в поддержании температуры тела.
3.______________________-кровь сохраняет и поддерживает иммунитет. Иммунитет-совокупность защитных реакций, направленных на поддержание постоянства внутренней среды организма.
4.______________________ -выводит из тканей ненужные продукты обмена веществ.
4. Заполнить таблицу:
клетки крови
признаки | эритроциты | лейкоциты | тромбоциты |
форма | | | |
наличие ядра | | | |
количество в 1 мм | | | |
место образования | | | |
срок жизни | | | |
место отмирания | | | |
роль | | | |
Лабораторная работа .
«Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
Цель: 1. Изучить строение крови человека и лягушки.
Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, электронный микроскоп, видеопроектор, экран.
Ход работы:
Рассмотрите препарат крови человека. Обратите внимание на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов.
При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки. Обратите на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате.
Сравните особенности строения эритроцитов человека и лягушки. Результаты оформите в виде таблицы
Признаки | Эритроциты |
человека | лягушки |
Форма | | |
Наличие ядра в клетке | | |
Окраска цитоплазмы | | |
Размеры | | |
Сделайте вывод. Подумайте, чья кровь – человека или лягушки – способна перенести больше кислорода за единицу времени? Объясните, почему.
Работа в группах по решению биологических задач.
Задача «Смертельное лекарство».
Первые водные растворы лекарств, которые врачи вводили больным прямо в кровь, приводили к смерти пациентов. Лекарства были в нормальной лечебной дозе, растворы были стерильными. Почему же наступала смерть?
Задание. В лаборатории забыли подписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определить, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.
Пациент № 1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
Пациент № 2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
Пациент № 3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение
Анализ № Х (фрагмент)
Ф.И.
Возраст
Поликлиника
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 140 г/л | 120 – 160 г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4 – 5 млн/л |
Тромбоциты | 247 тыс/л | 180 – 320 тыс./л |
Лейкоциты | 12 тыс /л | 4 – 9 тыс/л |
Скорость оседания эритроцитов | 10 мм/ч | 2 – 10 мм/ ч |
Подпись врача____________
Анализ № Z (фрагмент)
Ф.И.
Возраст
Поликлиника
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 100 г/л | 120 – 160 г/л |
Эритроциты | 3,2 млн /л | 4 – 5 млн/л |
Тромбоциты | 247 тыс/л | 180 – 320 тыс./л |
Лейкоциты | 4,5 тыс/л | 4 – 9 тыс/л |
Скорость оседания эритроцитов | 7 мм /ч | 2 – 10 мм/ ч |
Подпись врача____________
Анализ № Y (фрагмент)
Ф.И.
Возраст
Поликлиника
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 130 г/л | 120 – 160 г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4 – 5 млн/л |
Тромбоциты | 410 тыс/л | 180 – 320 тыс./л |
Лейкоциты | 5 тыс/л | 4 – 9 тыс/л |
Скорость оседания эритроцитов | 7 мм/ч | 2 – 10 мм/ ч |
Подпись врача____________
Обсуждение итогов работы групп.
этап урока - стадия рефлексии.
Учащиеся анализируют версии ответов на проблемный вопрос, которые были предложены во время «мозгового штурма» в начале урока. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы. Выводы:
- по анализу крови можно поставить диагноз заболевания;
- определение количества эритроцитов и тромбоцитов в крови может дать информацию об отклонении их количества от нормы;
- можно установить, есть ли воспалительный процесс в организме;
- можно определить особенности свертывания крови;
- можно получить информацию о степени насыщения кислородом клеток и тканей организма;
- можно выявлять малокровие;
- можно определить группу крови (важное условие при переливании крови).