СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по повести Владимира Железникова «Чучело» и материалы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести Владимира Железникова «Чучело» и материалы»

Урок внеклассного чтения по повести Владимира Железникова «Чучело»


урок-диспут
На чём держится мир?
Урок доброты, достоинства и человечности
Цели урока:
1. обучающая – познакомить с произведением В.Железникова «Чучело»
2. развивающая - развивать творческие способности и умение размышлять.
3. воспитывающая – показать истинные и ложные нравственные ценности человека
Задачи:
1. проанализировать содержание произведения В.Железникова «Чучело»;
2. сформировать навыки выразительного чтения;
3. научить искусству спора, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения;
4. сформировать навык привлекать к рассуждению на литературную тему высказывания, цитаты, афоризмы
5. Расширить словарный запас учащихся;
6. на примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности.
Предварительное Д/З.
1. прочитать произведение В. Железникова «Чучело»
2. рассказ о действующих лицах (индивидуальные задания)
3. работа со средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора)
4. работа с толковым словарём (нравственно-этические термины: доброта, милосердие, меркантильность, эгоизм, альтруизм, порядочность, благородство, унижение)
Оборудование:
1. портрет автора;
2. иллюстрации, сделанные учениками;
3. электронная презентация, мультимедийный проектор, компьютер
4. эпиграфы:
Природа всё даёт, к нам царственно щедра
Нет у неё ни скорлупы и ни ядра-
Она всё вместе.
В своё вглядись внимательно нутро:
Ты скорлупа или ядро?
В. Гёте

А если так, то, что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий

Ход урока:
№ п/п Этапы урока время
1. Организационный момент 1 мин
2. Вступительное слово учителя
Сегодня мы поговорим о замечательном произведении В.Железникова «Чучело». Но сначала – слово чтецам: 1 мин.
3. Мотивация.
Выступление чтеца (стих Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»)
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забыли про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость, так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье
А если так, то, что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Учитель:
А если так, то, что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Действительно, что есть настоящая истинная красота? Что она значит для нас?
Этот вопрос постоянно стоял перед людьми. Ф.М. Достоевский считал, что именно красотою спасётся мир. А. Дементьев утверждал, что рухнувшего мира не спасти красотою, так как всё покупается и продаётся, и сама красота тоже.
- Так на чём же держится мир?

- Детская жестокость миф?
На этот вопрос мы постараемся дать сегодня ответ, размышляя над проблемами, поставленными В. Железниковым в повести «Чучело». Многие взрослые считают, что детство – это
самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем… Именно в детстве мы впервые сталкиваемся с болью, жестокостью, равнодушием. Это хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами (портрет) – Владимир Карпович Железников. И эта повесть о вас и для вас 3 мин
4. Актуализация
Итак, урок наш пройдёт в форме диспута.
- Что такое диспут? (диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему)
- Отстаивать свою точку зрения необходимо, подтверждая её цитатами из текста. Уважительно относитесь к мнению собеседника.
Помогать нам будут две экспертные группы, задача которых доказать на примере повести верность высказываний В. Гёте: «Поведение- зеркало, в котором каждый показывает свой
лик» и В. Шекспира: «Путём зла доходят до добра».
- На чем же держится мир в художественном пространстве повести?
(Перед нами предстают два подхода к жизненным ценностям: Лена Бессольцева живёт для других, таков же и дед героини, Николай Николаевич. Это благородные, порядочные люд
и. В противоположность им мы видим класс, детей, для которых главное – суметь приспособиться, быть как все, не выделяться. Они эгоистичны, жестоки, меркантильны, готовы унизить другого.)
6 мин
5. Проверка домашнего задания
- В ваших ответах прозвучали слова, значения которых должны быть понятны всем, поэтому акцентируем внимание на них, дадим толкование каждого (проверка д/з, работа с толковым словарём)
Меркантильность
Эгоизм
Альтруизм
Порядочность
Милосердие
Благородство
Доброта
Унижение 5 мин
6. Беседа с классом
-Итак, перед нами ваши ровесники (на доске их имена). Расскажите о них: Железной Кнопке, Рыжем, Попике, Димке Сомове, Лене Бессольцевой.
-Почему у многих ребят нет имен, только фамилии, клички?
( Может быть, называя некоторых ребят только кличками, автор хочет подчеркнуть, как это больно. Клички разрушают личность: человек невольно начинает подражать своей кличк
е.)
- Теперь мы должны выяснить, кто же прав, с вашей точки зрения, в противостоянии Ленки- Чучела, Н. Н. Бессольцева и одноклассников главной героини?
-Кто же побеждает в жизни, за кем будущее? За Бессольцевыми или за такими, как Шмакова, Миронова, Сомов, Валька, Попов, которые отражают различные социальные маски, вы
давая за своё, увиденное у взрослых. Следовательно перед нами два лагеря.
- я попрошу вас занять места за столами соответственно своим позициям. Вопросы, помещённые на доске, помогут нам в работе.
Вопросы:
1. Какие проблемы ставит автор повести?
2. Почему лене трудно в классе?
3. Можно ли класс назвать дружным, сплочённым?
4. Почему дима так поступил с леной?
5. Почему люди идут на предательство?
6. Предатель ли сомов? Почему предал?
7. Почему дети так жестоки? Кто виноват?
8. Почему ребята так прореагировали на «предательство» ленки?
9. Чем лена отличается от своих одноклассников?
10. Зачем вернулся в город н.н. бессольцев?
11. Почему бессольцевы уезжают из города?
12. Какова вина каждого героя?
13. Есть ли добро в поступках ребят?
14. «а они вовсе неплохие эти ребята»?
15. О чём заставила задуматься повесть?


за

против

1.Внешность Лены во время рассказа истории Главное не внешность, а содержание. Лена воспитывается в интеллигентной семье, где ценятся доброта и искренность. Имеет богатый духовный мир, ценит прекрасное. Н.Н. и Лена живут не для себя, а для других: сохраняют частичку истории России. Следовательно они живут ради красоты, приумножая её. Ценности 6-тиклассников совсем иные: дорогие вещи, машины, деньги. «Красиво жить - непросто звук пустой. Лишь тот, кто красоту умножил, тот жизнь красиво прожил, воистину увенчан красотой».

1. смешная, нелепая внешность

2. Проявляет душевную стойкость, благородство при столкновении со средой, в которой царит поразительная жестокость детей и слепота родителей, отчуждённых от жизни своих
чад.

2.Непрактичность, неумение жить, приспосабливаться, наивная доверчивость.

3. Лена верит, что все люди изначально хорошие.

3.Ненужное бескорыстие, которое приводит к трагической развязке.

4.Отъезд из города – не слабость, а сила Лены. Умение прощать – не удел слабых, именно оно пробуждает совесть в ребятах.

4.Неумение разбираться в людях (Сомов), взваливает на себя тяжесть гонений и травли.

5.Неуважение к самой себе ведёт к тому, что Лену одни унижают, а другие безразлично наблюдают травлю. Не ценишь себя и этим даёшь повод для издевательств окружающим. Неумение давать отпор бездушным людям, попытка взывать к совести, которой у них нет. «Не мечите бисер перед свиньями».




6. Проявление слабости – отъезд из города, бегство.
- Итак, мы заканчиваем наш спор. После него кто-то изменил, возможно, своё мнение, пока вы думаете, слово нашим экспертам. Хочу напомнит, что они получили задание доказать
верность высказываний В. Гёте и В. Шекспира
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» «Путём зла доходят до добра»
Вывод: обобщая всё сказанное, можно сказать, что ребята ведут себя жестоко, бесчеловечно, унижают более слабого, боясь, что объектом унижения и издевательств могут стать они
сами. Вывод: ребята осознают ужас содеянного ими, только совершив всё это зло. Но их души не безнадёжно очерствели. В финале мы видим, что каждый задумался о своих поступках, о том, что он натворил. Возможно, совершив зло, они дойдут до добра, можно надеяться, начало положено.
20 мин
7. Итоги урока:
Я попрошу пересесть изменивших своё мнение.
-Так чем же держится мир? Что важно в наших взаимоотношениях?

-Подводя итоги урока, мне приятно видеть результаты. Многие изменили свою позицию, многие задумались, заглянули внутрь себя…В завершение урока вновь обратимся к великому Гёте:
Природа всё даёт, к нам царственно щедра
Нет у неё ни скорлупы и ни ядра-
Она всё вместе.
В своё вглядись внимательно нутро:
Ты скорлупа или ядро?
Выставление оценок 8 мин
8. Домашнее задание:
Написать творческую работу или сочинение на тему «Поступок, за который мне было стыдно»
Использована разработка урока внеклассного чтения в 6 классе по повести Владимира








Железникова “Чучело” 

В провинциальную школу где-то между Калугой и Серпуховом приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни.

    Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные:

Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели),

«Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила),

Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот),

Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег),

Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву),

Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе). Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы.

    Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву (собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок). Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотепой - "Ну что ты в самом деле недотепа какая-то!", бросается вперёд. Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент она называет его трусом, и Дима, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов.

    В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.

    Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти — считает, что одноклассники решат, будто он защищает Лену, и не поверят ему. Правду знают ещё двое: Шмакова и Попов, которые прятались под партой во время разговора Димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться, а посмотреть, как Сомов будет мучиться.

    Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену.

    Видя, что дело зашло слишком далеко, Диму выдаёт Попов.

    Однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе.

    Дедушка Лены оставляет свою коллекцию картин в дар городу и уезжает с ней на теплоходе. Их провожает военный оркестр суворовцев, игра которых сопровождает события в течение всего фильма.

    На прощание дедушка Лены дарит школе картину с изображением своей бабушки, которая очень похожа на его внучку. В заключительной сцене дети пишут над оставленным портретом на школьной доске: «Чучело, прости нас!».



Повесть «Чучело» Железникова

 

Повесть Железникова «Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей. В героях повести можно узнать себя, своих одноклассников или знакомых. Автор очень точно сумел описать чувства и поведение детей, которое очень часто присущи в социальных группах.

Создавая повесть, Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева.

Сюжет повести «Чучело»

В одну из провинциальных школ советской России приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она приходится внучкой художнику, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила.

Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело» подчеркивая, таким образом, ее бестолковость и отсутствие собственного мнения. У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакты с одноклассниками, даже не реагируя на оскорбительную кличку.

Однако жестокость детей, ведомыми лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке, и начинает вместе с ней дружить Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вынужден был вернуться в класс, чтобы забрать копилку, которую там забыл.

Его встретила учительница, и после длительного допроса, мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали из уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его.

Одноклассники быстро забывают согрешение Димы, и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети, абсолютно ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело символизирующее Лену в школьном дворе.

Девочка, не в силах больше выдерживать такого социального гнета, просит дедушку покинуть этот город. Через некоторое время, дедушка со своей несчастной внучкой уезжают. После того как Бессольцева ушла из их жизни, детей одолели страшные мучения совести, они понимали, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что либо предпринимать было уже поздно. 

Социальный вопрос в повести

Повесть «Чучело» обладает весьма скандальным характером. Автор выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только - только формируется, а к их родителям и учителям, которые не препятствовали угнетению Лены.

Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали, жестокое поведение одноклассников девочки.

Яркий пример - учительница Маргарита Ивановна, которая по - своему косвенно также принимала активное участие в моральном угнетении ребенка. Учительница поддерживала ярких и сильных личностей, однако на то, чтобы рассмотреть такую личность в Бессольцевой, ей не хватало жизненной мудрости.

Ситуация, описанная в повести достаточно распространенная в подростковой среде. Но ответственность за такое поведение детей лежит в первую очередь на старших людях, которые это допускают и поощряют.

Железников Владимир Карпович (26 октября 1925 года) — детский писатель, кинодраматург, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Библиография Железникова Владимира Карповича

Разноцветная история
Хорошим людям — доброе утро!
Путешественник с багажом
Белые пароходы
Каждый мечтает о собаке (1966)
Жизнь и приключения чудака
Чудак из «6-Б»
Чучело (1981 год)
Чучело 2, или игра мотыльков (1998 год)
Таня и Юстик


Цель урока: побудить учащихся к объективной  оценке, анализу своих поступков и  поступков  других людей. Задачи: Посоветовать интересную книгу ребятам, которые не прочли текст повести Железникова «Чучело», увлечь их разговором, вызвать интерес к произведению. разобраться в  истинных  мотивах поступков главных героев  повести.

Итог: разобраться в основах темы детской жестокости в произведении В.Железнякова “Чучело”

====================

Урок-конференция по литературе “Добро должно быть с кулаками!?”по повести В. Железнякова “Чучело”, 7 класс

Для учителя русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Русская литературы

Цель урока:
учить характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним;
способствовать воспитанию взаимоотношения подростков;
вырабатывать навыки анализа художественного произведения;
развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, культуру речи, воспитывать любовь к чтению.

Тип урока: урок-конференция.

Методы: эвристическая беседа, проблемный вопрос: “Детская жестокость”.

Материал к уроку: выставка произведений В. Железнякова, кадры из кинофильма “Чучело”, плакат с вопросами для обсуждения, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, запись на доске урока (он же является проблемным вопросом).

Подготовка к уроку:
предварительно проверить знания учащихся текста повести;
поразмышлять над проблемными вопросами урока “Добро должно быть с кулаками!?”, “Подумать только, что они с ней сделали? И за что!”; индивидуально заранее подготовленный ученик, сообщающий краткие биографические сведения о писателе (или группа исследователей творчества В.Железнякова), творческая группа детей.
Ход урока

I. Вступительное слово учителя о теме урока, задачах.

II. Работа по активизации словаря учащихся.

Определить значение слов и записать в специальные словари учащихся: этика, нравственность, нравственные проблемы, чуткость, милосердие, добросердечие доброта, милосердие, меркантильность, эгоизм, альтруизм, порядочность, благородство, унижение (используется “Словарь литературоведческих терминов”).

Итак, ребята, мы разобрались с понятиями, которые потребуются нам в ходе обсуждения повести “Чучело”.

III. Сообщение учащихся (или группы исследователей творчества В. Железнякова), которое знакомит с кратким биографическим очерком писателя, с его произведениями, обращаясь к выставке. (Выставка произведений В. Железнякова оформлена заранее).

Краткий биографический очерк: В. Железняков родился в г. Витебске, в семье кадрового военного 26 октября 1925 года. Учился в юридическом институте, затем в литературном. Начал печататься в 1957 году в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”. Написал несколько книг для дошкольного и младшего школьного возраста.

Писатель поднимает в своих произведениях вопросы - проблемы

непростых взаимоотношений в семье,

отношений ребят и взрослых,

роль учителя в жизни учеников, ,

взаимоотношений подростков,

истинные и ложные нравственные ценности человека,

детская жестокость,

настоящая истинная красота.

Писатель не боится острых ситуаций и жестких жизненных столкновений. Он показывает жизнь такой, какой сам ее видит.

Написал такие произведения, как “Белый пароход”, “Путешественник с багажом”, “Хорошим людям - доброе утро”, “Последний парад”, “Таня и Юстик”, “Чудак из 6 “б”.

По произведениям Железнякова поставлены фильмы “Нежданный гость”, “Серебряные трубы”, “Алая гвоздика”, “Чучело”.

IV. Слово учителя: рассказы и повести В. Железнякова продолжают гуманистические традиции русской литературы для детей. Герои их - сегодняшние мальчики и девочки - ваши сверстники. Но рядом с ними, конечно, есть и другие персонажи, которые часто вспоминают прошлое, особенно Великую Отечественную войну, которую сам писатель встретил 15-летним подростком.

Железняков заботится о том, чтобы героическое прошлое было реальностью и для нас, выросших в мирное время. Какую бы книгу писателя мы ни взяли, мы увидим, что его больше всего волнуют доброта, терпимость и милосердием.

Вот несколько из нравственных правил произведений Железнякова:
“В борьбе всегда надо принимать сторону слабого, если ты не уверен, кто прав. И это будет наименьшим злом”;
“Стыдно - это хорошо, это знаешь ли благородно, это значит, что такого больше не сотворишь”:
“Обдумай все возможные пути к цели, но выбирай самый бесхитростный”.

В закоулках легко заблудиться” (записать на доске).

Сегодня мы с вами попробуем рассмотреть вопросы взаимоотношений подростков Железнякова “Чучело”. Самые яркие и интересные эпизоды нам помогут проиллюстрировать ребята из творческой секции: художественное исполнение наизусть 1 главы повести, оканчивающейся словами: “Подумать только, что же они с ней сделали! И за что!” (Данная глава позволит более детально обсудить проблемные вопросы урока-конференции).

Чтение наизусть 1 главы учащимися (на доску вывешивается плакат для обсуждения).

Вопросы для обсуждения:
Кратко рассказать биографию Н. Бессольцева.

Почему окружающие считали его “чудаком”?
Сформулируйте нравственные принципы Н.Н. Следовал ли он им в жизни?
(Учащимся предлагается выписать из повести нравственные принципы Н.Н.)

Вот что выписали ребята:
“Поддакивать нельзя - должна быть четкая позиция”.
“Он подумал про Ленку: “Какая страсть! Какая тяга к справедливости!”
“Жизнью надо рисковать непременно, иначе, что же это за жизнь, это какое-то бессмысленное спанье и обжирание”.
“Он всегда тяжело переносил чужие беды”
“Честь дороже присяги: нарушив первую, человек не может существовать”
и другие нравственные правила героя повести.
Когда появилась у Н.Н. гордость за свою внучку Лену Бессольцеву?
Как описывает Лену автор?

Что странного находили в ней одноклассники? (Ребятам предлагается из повести найти эти эпизоды на данные вопросы и зачитать).

Детская жестокость в произведении
Вот такие эпизоды отметили ребята:
“До чего же она прекрасная! Как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия!”.
“Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них”.
“Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце часто.. Это посильнее, чем платы по физике”.
“Нескладный подросток, еще теленок на длинных ногах, с такими длинными нелепыми руками… Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка”.
“Она не уставала удивляться странностям жизни… Вот такая у нее была славная и интересная жизнь”.
“Ленка! Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно. Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойные” и др. эпизоды.
Когда впервые Лена пришла к выводу, что люди-звери? (“А я-то тогда не знала, что есть люди лисы, медведи, волки”.).
Как развивается конфликт между Леной и одноклассниками?
К какой жизненной мудрости пришла Лена в результате конфликта?
Что вы можете сказать об одноклассниках Лены: Ваньке, Железной, Кнопке, Мироновой, Димке? (“Да и они не виноваты, что смеялись надо мной. Их можно только пожалеть и постараться им помочь”.)
Учащимся предлагается просмотр кадров из кинофильма “Чучело”, которые помогут выполнить дальнейшие творческие задания (сжигание одежды, предательство друга).
Творческое задание:

Какие нравственные ценности из жизни Лены и ее дедушки вы возьмете для себя? Сформулируйте эти нравственные принципы (каждому ученику выдается карточка, в которую вносятся те нравственные принципы, которым ребята должны бы следовать в жизни). Вот некоторые из них:
“Будь добр к людям. В любом случае имей только добрые намерения”. “Я буду жить по тем законом, по которым жила Лена Бессольцева”.

Хочу, чтобы класс у нас был дружным, ни у кого не было кличек, никто не предавал друг друга” и другие.
(Почти все ребята называли добро, милосердие, порядочность в числе тех нравственных правил, котом они хотели бы следовать).

V. Анкетирование (устно):
Какие качества в характере человека вы цените?

Что нравится вам в хорошем человеке?
Какие качества в характере человека вы осуждаете?
Как, на ваш взгляд, относится автор к главным героям повести? (Лене, Диме, Кнопке, Железной…).
“Добро должно быть с кулаками!?”
Каким должен быть человек?

Вывод урока (анализ карточек и анкет). (К выводу привлекаются учащиеся, обобщая высказывания сверстников).

Заключительное слово учителя: Да, “странными“ можно назвать и шестиклассницу Л.Бессонову и ее дедушку Н.Н.

Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду. Вспомним пословицу: “Встречают по одежке, провожают по уму”. Образцом для нее является ее духовный идеал. Может быть, поэтому она не во всем похожа на своих сверстников. Добрее, честнее, непосредственнее.

При этом она не убеждена, что лучше других. Напротив, Лена самокритична, требовательна к себе.

Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жесткость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства.

VI. Подведение итогов урока (к подведению итогов урока привлекаются учащиеся, дается оценка работы творческой группы, активности детей, грамотности, четкости ответов, выставляются оценки за урок, даются необходимые рекомендации).

Домашнее задание:

1 вариант - “Рекомендую прочитать” (обзор книги В. Железнякова “Хорошим людям - доброе утро”).

2 вариант - Сочинение по книге Железнякова “Чучело” “Я хочу рассказать вам…” (о друге, подруге, товарище).

============================







Железняков Чучело

 

Глава 1.

Ленка, главная героиня повести, бежала по улицам городка в сильно взволнованных чувствах, мысленно обращаясь к дедушке с одной единственной просьбой — срочно покинуть этот город.

Глава 2.

Ленкиного деда звали — Николай Николаевич Бессольцев. Он хорошо знал историю своего старого городка, стоящего на берегу Оки. Род Бессольцевых был в городе уважаем. Один из Бессольцевых был художником, а другой доктором. Врач был расстрелян фашистами за то, что лечил советских солдат немецкими лекарствами. Николай Николаевич с детства любил дом Бессольцевых и решил приехать в родной город после смерти жены. По приезду Николай Николаевич нашел дом с заколоченными окнами, крышу прохудившейся, а крыльцо сгнившим. Он тут же принялся за работу. Он был нелюдим и не разговорчив. Горожане относились к прибывшему Бессольцеву с уважением, но его образ жизни им был не понятен. Он любил гулять по городу в полном одиночестве. А по ночам в его доме часто горел свет. Поговаривали, что Николай Николаевич большой поклонник живописи и что на последние деньги скупает картины. На самом деле Николай Николаевич рассматривал картины своего прадеда-художника, которые в свое время бережно спрятала сестра Николая Николаевича, обшив мешковиной. Николай Николаевич мечтал о том, что в этот дом когда-нибудь приедет жить его сын со своей семьей. Однажды горожане увидели Николая Николаевича в сопровождении девочки 12 лет. Он каждому встречному говорил, что это его внучка Лена. Осенью Ленка пошла в 6 класс.

Глава 3.

Сентябрь Лена жила в воодушевленном состоянии. Она любовалась и удивлялась осеннему городу. Но в начале ноября что-то случилось. Ленка в возбужденном состоянии вбежала в дом. Дедушка, Николай Николаевич, в это время снимал пылинки с картин и тут же любовался ими. Он не заметил в каком состоянии была Ленка. Она вытряхнула все из портфеля и стала собирать в него свои вещи. Тут же она попросила у деда денег на дорогу домой, к родителям. Николай Николаевич спросил что случилось. Лена сказала, что у Димки Сомова день рождения и вновь попросила денег на билет. Дед отказал. Лена заявила, что тогда она украдет у него картину и продаст. Она стала снимать со стены ближайшую картину. За это дед дал Лене пощечину. Тогда Лена побежала к двери. Николай Николаевич ухватил Лену за руку. Но она укусила деда и убежала. Николай Николаевич наскоро оделся и выбежал следом.

Глава 4.

В это время одноклассники Лены собирались на день рождения Димы Сомова. Шестиклассник Валька, которому дадут позже кличку «Живодер», Лохматый и Рыжий, разодетая Шмакова и Попов. Тут они заметили очкарика Васильева с одной стороны и одетую в школьную форму Миронову по кличке Железная Кнопка. Судя по одежде Васильева и пакету в руках, он на день рождения не собирался. На прямой вопрос ребят идет ли Васильев к Сомову, Васильев честно ответил, что нет. Миронова поинтересовалась об истинных причинах такого решения. Васильев заявил, что ему Сомов просто надоел. Тогда Железная Кнопка спросила у Васильева: «А за измену идеалам знаешь что полагается?» Ребята не стали долго выяснять что к чему. Они окружили его. Миронова «выразительно посмотрела на Лохматого» и Лохматый сильно ударил Васильева. Он упал, встал на коленки и попытался найти очки. Валька наступил на очки Васильева. Но Васильев одел сломанные очки, назвал ребят дикарями и убежал. Позже ребята встретили классного руководителя Маргариту Ивановну, которой на тот момент было не до ребят. А чуть позже ребята столкнулись нос к носу с Леной Бессольцевой. Ребята испытали настоящий восторг. Они догадались, что Ленка собралась уехать. Они стали орать, что Чучело покидает их город и что они победили. Они окружили Лену и стали выкрикивать слово «Чучело!» Они кружили вокруг нее и продолжали дразнить. Эту сцену увидел появившейся Николай Николаевич. Он остановил это безумие словами, что не хорошо вшестером на одного. Все хотели разбежаться. Но Миронова не позволила никому убежать от Заплаточника (таково было прозвище у Николая Николаевича). Она с презрением сказала деду Лены, что им стыдиться нечего, а вот ему должно быть стыдно за свою внучку. Николай Николаевич спросил за что. Железная Кнопка посоветовала ему спросить у самой Лены. После этого компания подростков отправилась к Диме Сомову, а дед с Леной решили, что она покинет город завтра. Дома они слышали через форточку звуки веселья из дома Сомова. Николай Николаевич не мог заглушить эти звуки ни закрытой форточкой, ни игрой на фортепиано. Тогда Лена и решилась рассказать деду все, что с ней приключилось.

Глава 5.

Лена начала свой рассказ с самого начала, т.е. с сентября. Маргарита Ивановна, классный руководитель, попросила Рыжего представить Лену Бессольцеву ребятам класса. Лена очень хотела подружиться с Рыжим и поэтому все время улыбалась. Рыжий, видя улыбку Лены, с трудом сдерживал смех. Войдя в класс, Рыжий уже не мог сдерживать гогот. Он представил Лену «такой новенькой«, что весь класс тоже стал смеяться. У Лены улыбка была, хоть завязочки пришей! Ребята смеялись над Леной и ее дедом, Заплаточником. Но Лена решила, что они просто веселые ребята и тоже смеялась вместе со всеми. Лену тут же окрестили Чучелом. Только Димка Сомов заступился за Бессольцеву и прекратил всеобщее издевательство над Леной. В этот момент вошла Маргарита Ивановна. Она выходила замуж. По случаю своего счастья она угостила ребят коробкой конфет. А еще она предложила ребятам поехать в Москву на каникулах. Класс обрадовался. Маргарита Ивановна сказала, что ребятам нужно попросить у родителей денег на поездку. Но Дима Сомов сказал, что было бы правильнее самим заработать на поездку. Все поддержали. Пора было начинать урок. Но у Лены не было своего места в классе. Из всех ребят самым доброжелательным к ней был Дима Сомов. Поэтому Лена спросила у него свободно ли место рядом с ним. Дима сказал, что оно занято. Но он попробует решить эту проблему. Он вовсеуслышание сообщил Шмаковой, что на нее место есть претенденты. Шмакова возмутилась, но уступила место Лене и пересела к Попову, затаив обиду и на новенькую и на Диму. Далее класс стал посещать детские сады, совхозы и фабрики, чтобы заработать на поездку. В один из таких дней ребята работали в саду, собирая яблоки. День был дождливым. Лена пришла в одних туфлях, которые тут же промокли. Тогда Дима снял с себя свои резиновые сапоги и отдал Лене.  Однажды они работали на фабрике игрушек. Дима Сомов получил очередную зарплату на весь класс. Деньги положили в общую копилку. Саму же копилку Дима вручил Лене на сохранение. Она на тот момент была с маской Зайца на голове. Когда Дима вышел из помещения, то ребята одели маски зверей и стали кружить вокруг Лены, крича, что они перехитрят Зайца и сундучок с сокровищами заберут. В начале Лена приняла игру. Но когда ее стали щипать и толкать, она испугалась, упала и позвала на помощь Диму. Он пришел. Игра прекратилась. Лена сказала, что вокруг полно зверей. Однажды Лена и Дима вместе шли по улице. Тут Дима заметил Вальку, тащившего на веревке собаку. Дима отнял собаку и тут же выпустил. Валя стал громко звать на помощь Петю, своего старшего брата. Тот прибежал. Петя ударил Диму. А позже выяснилось, что собака была братьями поймана вновь. Дима рассказал Лене, что Валя отлавливал собак для того, чтобы сдавать на живодерню за деньги.Тогда Лена назвала Диму героем и предложила дружбу. Поцеловала его. Эту сцену увидел Валя и Петя.

Глава 6.

Наступил последний день учебы перед каникулами. Деньги на поездку в Москву были собраны. Последним уроком должна была быть физика. Но «физика заболела«. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Однако войдя в класс, ребята обнаружили на доске записку от Маргариты Ивановны, извещающей, что вместо физики будет урок литературы. Мало того, Дима Сомов всех добил заявлением, что после уроков все должны пойти поработать бесплатно в детский сад. Они обещали помочь, а слово нужно держать. Но его никто не поддержал. С ним стали спорить и искать оправдания: одни кричали, что им родители запрещали работать, другие, что работать бесплатно — это не справедливо и т.д. Тут в дверях показался Петя, брат Вальки, и вообще стер записку Маргариты Ивановны. Заодно и напомнил Димке, что обижать его брата чревато. Поэтому желание Димы рассказать про Вальку, что он живодер, сразу же пропало. Класс решил, что на самом деле кто-то неизвестный мог стереть запись на доске. Это послужило причиной быстро собраться в кино. Ребята ушли. Но не все. В классе остались Шмакова и Попов. Дима забыл свою копилку. Шмакова и Попов стали мечтать кто что мог бы купить на деньги из копилки. Услышав шаги, они спрятались под партой. Вошла Маргарита Ивановна. А чуть позже вбежал Димка за копилкой. Он не знал, что Лена бежала за ним следом и оказалась невольным свидетелем разговора между Димой и классным руководителем. Не знал Дима и про спрятавшихся под партой. Маргарита Ивановна потребовала от Димы рассказать почему стерли ее записку с доски и где все. Димка пытался выкрутиться, но Маргарита назвала Димку трусом. Тогда Димка все рассказал. Ленка думала, что Дима расскажет обо всем ребятам. Но Дима молчал. Он не рассказал правду и ей. Между тем Шмакова что-то задумала.

Глава 7.

На следующий день все пришли в класс с чемоданами. Маргарита Ивановна была в очень красивом платье и с розой. Но лицо ее было огорченным и строгим. Она всем объявила, что директор школы влепил ей выговор из-за того, что ученики ее класса сознательно сорвали урок. В связи с этим поездка в Москву отменяется. Кто-то со злости заявил, что они специально сорвали урок, чтобы насолить Маргарите Ивановне. Учительница поразилась. Димка Сомов пытался всех успокоить и даже предложил сходить к директору и извиниться. А Маргарите Ивановне кричал, что ребята так шутят. Но когда все поняли, что поездка окончательно отменяется, то спросили что делать с заработанными деньгами. Маргарита Ивановна подошла к копилке и разбила ее. Она сказала, что теперь ребята могут ходить в кино хоть каждый день и вышла из класса. Деньги решили разделить. Шмакова стала считать и раскладывать на 36 кучек. Димка предложил не отказываться от идеи поехать в Москву, накопить еще и отправиться в путешествие на зимних каникулах. Но его никто не поддержал кроме Бессольцевой. А Железная Кнопка неожиданно предложила найти предателя, ведь кто-то сдал класс Маргарите. Димка сильно испугался. А Лена надеялась, что он признается. Но напрасно. Миронова дала предателю 3 минуты, чтобы он сознался сам прежде чем она назовет его имя. Все молчали. 3 минуты прошли. Тогда Железная Кнопка стала замерять пульс каждого. Повышенным оказался пульс у Попова. Она назвала его предателем. Сомов заступился за Попова. Но Железная Кнопка его перебила и потребовала от Попова все рассказать. Попов согласился все рассказать. И снова Димка испугался. Видя как изменился в лице Дима, Ленка пожалела его и заявила, что это она предатель. Ее дважды сильно ударил Лохматый по спине. Но Ленка все равно смеялась. Железная Кнопка предложила объявить Чучело бойкот! Все согласились. Про бойкот услышала Маргарита Ивановна, подошедшая к двери и колотившая в дверь. Когда Миронова открыла дверь, Маргарите Ивановне кто-то сообщил, что ее вызывает к телефону Москва. Классная тут же забыла что хотела от класса и побежала к телефону. Все кричали «Бойкот Чучело!»  И Ленка кричала тоже «Бойкот!», словно ее это и не касалось. И смеялась вместе со всеми. Валька пристал к Димке и требовал чтобы и он кричал «Бойкот Чучело!» Тогда Ленке еще раз стало жаль Диму. И она громко крикнула «Бойкот!» в самое ухо Валентину. Валька тут же отстал. Когда автобусы двинулись в Москву, ребята увидели внизу Маргариту Ивановну. Она им махала рукой. Валя предложил ей плюнуть на голову. Другие возмутились подобному. Лохматый вообще назвал Валю подонком. Наконец все решили, что Маргарита Ивановна просто всех зовет вниз. Класс тут же бросился бежать к автобусам. В кабинете остались только Димка и Лена. Димка что-то хотел Лене сказать, но она неожиданно для себя засмеялась. Тогда Дима выбежал из класса. Лена выбежала за Димой. Это был последний день, когда ей было весело.

Глава 8.

Дима и Лена присоединились к классу. Во всеобщей радости школы только 6 класс стоял понурый. Как оказалось, ребята неверно расценили жест Маргариты Ивановны. Вся школа уехала в Москву кроме начальных классов и их 6-ого. Почти все одноклассники стали расходиться. Осталась только группа лидеров. Они зловеще окружили Лену и Диму, сцепили руки и стали дразнить, пытаясь больно ударить между оскорблениями. Неожиданно Васильев расцепил круг и дал возможность бойкотируемым убежать. Началась погоня. Дима и Лена забежали в парикмахерскую. В ней работала тетя Клава, мама Рыжего. Дима успел ее попросить не выдавать месторасположения его и Лены. Тетя Клава выполнила просьбу. Но пока Дима и Лена прятались, они оказались невольными свидетелями разговора между Рыжим и его мамой. Оказывается Рыжий не видел своего отца более 3-х лет. В Москве Рыжий хотел с ним увидеться. Мама сообщила Рыжему, что отец его ждет. Рыжий очень сильно разозлился и помчался с еще большим желанием отомстить Чучело за сорванную поездку. Когда Лена и Дима вышли из укрытия, Сомов спросил у Ленки когда она успела рассказать обо всем Маргарите. Лена призналась, что ничего не рассказывала классной, просто хотела защитить Диму. Дима попросил Лену пока не рассказывать ничего ребятам, потому что эта история выглядит не очень правдоподобной. Он без нее расскажет ребятам правду. Лена согласилась. В этот момент рассказа дедушка с Леной поссорились, т.к. дед не выдержал и назвал Димку трусом, подлецом и предателем. А злых одноклассников даже попытался защитить. Так показалось Лене. Тогда она замолчала и оборвала свой рассказ. Зато она продолжила его на следующий день. Она подумала о Рыжем. И почему-то вдруг ей стало его жаль. Она решила, что возможно Рыжий смеялся до слез над собой со всеми вместе не потому, что ему весело, а от глубокой обиды? Так у Лены происходило переосмысление произошедшего.

Глава 9.

Лена и Дима не стали уходить от парикмахерской потому, что Ленка неожиданно для себя решила сделать себе прическу. Какое-то время Димка ждал ее, а потом решил пойти домой. По дороге он встретил Вальку. На вопрос где Бессольцева Дима ответил что не знает. Понимая, что Ленке угрожает опасность, он сомневался стоит ли идти домой, но урчание в желудке помогло определиться Сомову в пользу дома. Пока Димка шел, он придумал как и что скажет ребятам, чтобы они отстали от Ленки. Поэтому домой он шел с совсем легкой душой. Пока Дима обедал, ребята собрались возле парикмахерской, раздумывая где могут быть беглецы. Валька сообщил, что видел Сомова, но мол тот не знает где Чучело. Появился Попов и всем сообщил, что отец Димки Сомова купил новенький авто. Ребята позавидовали. Пришел Васильев и его попытались избить за то, что он выпустил предателей из кольца. Тут открылась дверь парикмахерской и все увидели Лену с прической. Шмакова от зависти разозлилась еще больше. Лену окружили. Валька достал трубочку и горох. Он стал больно обстреливать Ленку. Она не плакала. Но за больные места хваталась по инерции. Ребята наслаждались своим издевательством. Неожиданно вышла тетя Клава. Горох попал в нее. Она гневно потребовала прекратить издевательства над Бессольцевой. Но Рыжий не только не послушался матери, а даже попытался ударить Лену. Тетя Клава схватила его руку. В этот момент Валька и Лохматый схватили Ленку и попытались уволочь. Ленка упала и закричала истошно «Димка». Тетя Клава потребовала не трогать девочку. Но ее никто не слушал. Тогда Васильев вдруг раскидал ребят и дал Лене возможность убежать. Все тут же бросились за ней. А Васильев увидел Димку и остановился. Между Димой и Васильевым произошел разговор. Васильев признался, что ему нравится Бессольцева и что он не верит в ее предательство. А Дима попросил Васильева поговорить с Леной и предложить ей уехать из города. В этот момент они услышали издали слова одноклассников «Чучело» и «Предатель». Тогда они бросились в сторону криков.

Глава 10.

Лена выбежала на свою улицу. Вслед ей кричали «Чучело!». Прохожие оборачивались и с любопытством смотрели на бегущее Чучело. Это было унизительным. И вспоминая об этом, Лена сожалела, что тогда бросилась бежать. Теперь она считала, что нужно было просто отбиваться до конца не смотря ни на что. А если побежала, значит чувствовала себя виновной. Она смогла добраться до своего дома. И тут она увидела Димку. Ребята бросились к нему. Он им что-то стал рассказывать, удаляясь от ее дома. Лена решила, что Димка открывал ребятам правду и обрадовалась. Она ждала его, думала он придет и все расскажет. Но он не приходил. Тогда она позвонила ему. Трубку сняла Димкина сестра. Она сообщила, что Димы нет дома. Стемнело. Кто-то постучал в окно. Ленка распахнула его створки. В окне со страшным ревом показалась медвежья голова. Ленка сильно испугалась, захлопнула окно и погасила свет. Пришел дед. Он был в тот вечер очень счастлив, т.к. получил в подарок картину своего прадеда «Маша». Это была последняя работа художника. Дед рассказывал Ленке про картину, про ту, что была изображена на этой картине, но Лена слушала его вяло и без особого интереса. Вновь в окно постучали. Дед отворил окно. С ревом показалась медвежья голова. Дед изловчился и оторвал голову. Под маской оказался Димка. Ленка сразу решила, что Димку заставили так поступить, и вот ей уже Димка представился со связанными руками. Она стала кричать в окно «Димка», но никто не отзывался. Дед пытался ее успокоить. Но Ленка была в сильнейшем возбуждении. Она выбежала из дома, думая, что Димка не отзывается потому, что ему всунули в рот кляп. Однако она увидела, что на самом деле все ее мучители сидели у Сомова дома и пили чай. Никто Димку не держал за руки, не бил, и не связывал. Тогда она поняла, что Димка ее обманул. Она схватила камень и разбила окно в доме Димы. Вернулась домой бледная и без сил. В окно они с дедом услышали «Чучело!» и «Заплаточник!»

Глава 11.

На следующий день Лена стирала свое испачканное платье. Через окно она заметила Диму, который собирался к ней. Она тут же вышла в сад якобы для того, чтобы повесить платье для сушки. Димка прошел в сад. Он признался Ленке, что он подлец. Попросил прощения и дал обещание все рассказать ребятам. Ленка поверила ему еще раз. Тогда Дима поцеловал ее. Поцелуй увидел Валька, проходивший мимо. Он подскочил, сорвал платье с веревки и сказал, что вернет его в обмен на медвежью маску. Димка потребовал вернуть платье и бросился за Валькой. Лена остановила Сомова, сходила в дом за медвежьей мордой и отдала ее Диме. Сомов спросил знает ли Ленин дед о происходящем? Лена ответила, что нет. Дима обрадовался. Он побежал к ребятам признаваться. А Ленка испугалась за Димку и решила быть рядом в случае беды. Ребята собрались в сарае. Лена притаилась у прогнившей дыры сарая. Ребята хохотали над Рыжим, который напялил на себя Ленино платье и изображал Чучело. Вошедший Димка потребовал отдать платье. Валька тут же стал рассказывать про поцелуй и что Сомик работает на два фронта. Димку тут же скрутили. Валька стал избивать Сомова, пока тот не мог защищаться. Но Димка «озверел» и вырвался. Началась драка. Димка схватил шест и стал им размахивать. Ребята не решались нападать на вооруженного Сомова. Но когда Сомов встретился взглядом с Железной Кнопкой, она приказала ему отдать шест. Он сказал, что 4-ро парней спрятались за плечами девчонки и бросил шест. Между Мироновой и Сомовым произошел разговор, в котором Дима попытался признаться  в доносе. Все согласились, что Димка вполне мог рассказать обо всем Маргарите и тут же стали угрожающе кружить вокруг Сомова. Димка вновь испугался и заявил, что он пошутил. Но Железная Кнопка потребовала признаться, смотря ей в глаза. Все стали наступать на Димку. Лена не выдержала и вбежала в сарай. Она стала отталкивать их от Сомова. Она дралась. Когда ее заметили, то очень удивились, что она не испугалась прийти. Миронова напрямик спросила кто из них с Сомовым предатель. Лена сказала, что она. Димка не опроверг ее слов.  Лена потребовала вернуть ей платье. Но ребята стали швырять его друг другу над головой Лены. А она металась между ними, пытаясь поймать. Когда платье попало в руки Димы, она протянула руку и улыбнулась ему. Но он не отдал ей платье, а бросил еще кому-то. Его тут же одобрили. Лена ударила Диму по щеке. Ребята сбили ее с ног, связали, и выволокли из сарая. Тут же нашлось огородное чучело. На него нацепили Ленино платье, воткнули в землю и вручили Диме спички. Он медлил. Лена просила его не поджигать. Но Дима поджег. И тогда Ленка очень громко и истошно закричала. Ребята испугались и выпустили Лену. Она бросилась на огонь, вырвала чучело из земли и стала им размахивать. Ребята от страха стали разбегаться. А Лена кружила с чучелом в руках до тех пор, пока не упала. Она услышала как Миронова сказала о ней Димке, что нельзя жалеть предателей. Потом Лена услышала удаляющиеся шаги. Через какое-то время Дима вернулся к Лене (Он прятался в кустарнике) и снова дал ей обещание рассказать всю правду. Мол сейчас просто никто ему не поверил. Лена стала снимать платье с чучела. Обожглась. Димка прикоснулся к ее щеке. Но Лена отшатнулась от него, словно ужаленная. Она ушла к реке. Нашла там старую лодку и спряталась под ней.

Глава 12.

На следующее утро нужно было идти в школу. Но Маргарита Ивановна еще не приехала. Лена прогуляла этот день. Лена пришла в школу, когда Маргарита уже приехала. Лена специально опоздала и зашла в класс после звонка. Маргарита предложила Лене сесть. Но Лена ждала справедливого разбора произошедшего. Учительница не поняла чего ожидает Лена. Мало того, Маргарита Ивановна предложила забыть все, что было, т.к. она уже не сердиться на свой 6-ой класс. Тогда Лена сказала, что она уже никогда не сядет за парту, она уезжает и зашла проститься. Лена выбежала из класса. В этот момент Ленка вдруг призналась деду, что она предала его, т.к. стыдилась его заплаток и не защищала его честь. Мол если бы он был нищим, то она так же пряталась от него и стыдилась. Теперь она понимает, что так нельзя. На этом рассказ Лены закончился. Она стала собирать вещи, намереваясь покинуть городок. А музыка из соседнего дома по-прежнему доносилась. Вдруг на пороге появился Васильев в разбитых очках. Он спросил у Лены на самом ли деле она уезжает и на самом ли деле она предатель? А как же честь? Тогда Николай Николаевич сказал, что Лена никого не предавала. Васильев парировал, мол почему же тогда она уезжает? Струсила? Тут Ленка вскочила, надела на себя обожженное платье, что было некогда на чучело и выбежала. Васильев последовал за ней.

Глава 13.

 Ленка вбежала в парикмахерскую. Тетя Клава встретила ее крайне недружелюбно. Но Ленка ей почти все рассказала, не выдав имя Димки. Тетя Клава посочувствовала Лене и хотела сделать самую лучшую прическу. Но Ленка потребовала побрить ее наголо. Тетя Клава возмутилась. Тогда Ленка выхватила ножницы и искромсала свои волосы. Тетя Клава смирилась и побрила Ленку. Бессольцева натянула на себя шапочку и отправилась к Димке. Когда она вошла, все были удивлены и танцы с весельем прекратились. Ленка покривлялась под музыку перед всеми. Когда музыка прекратилась, она стащила с себя шапочку и все увидели ее остриженную голову. Ленка стала кричать, что надо же, какие они все красивые, а она ЧУЧЕЛО! Она разговаривала с каждым отдельно. Спросила у Димки, как же так получилось, что он такой положительный, а стал дружить с Чучелом? Предателем? Наверное поэтому он не смотрит ей в глаза и так похудел. Переживает, видимо, что подружился с ябедой! А Железная Кнопка? Как же так вышло, что она, борец за справедливость, а дружит с живодером Валькой, что продает собак по рублю? Ну а Лохматый? Ну-ка стукни Чучело по голове! Ведь главное в жизни — сила! В конечном итоге Ленка сказала, что ей жаль их, бедных. И ушла. Лохматый рванулся к Вальке из-за собак. Валька в ходе потасовки случайно выдал тайну своей семьи. Оказывается отца Лохматого сделали инвалидом братья Вальки из-за лося, которого лесничий, отец Лохматого, пытался когда-то защитить. Железная Кнопка приказала Лохматому не трогать Вальку, и презрительно фыркнула в сторону живодера. По ее мнению таким не место в ее компании. Валька убежал. Миронова похвалила Чучело, сказав, что Ленка молодец, всем врезала! И если бы она не была предателем, то она бы с ней подружилась, ибо все остальные хлюпики! После этих слов Миронова ушла. Вслед за ней ушли Лохматый и Рыжий. В комнате остались Дима, Шмакова и Попов. Тогда-то Шмакова и открыла правду Димке, заявив, что в момент его разговора с Маргаритой она с Поповым сидели под партой и все слышали. Димка затравленно испугался. А Шмакова, довольная, что теперь Сомов в ее власти и раба Попова можно будет сменить на Сомова, заявила, что это тайна и они никому в классе ее не расскажут! Но Попов вдруг заявил, что больше не может так и выбежал.

Глава 14.

Наутро Лена проснулась от стука и содрогания дома. Она испуганно выбежала на улицу. Николай Николаевич забивал окна дома. Увидев Лену, он потребовал принести гвозди. Когда дом был заколочен, Дед и Лена отправились на пристань. Они несли с собой картину, что прозвали Машкой и чемоданы. Вдруг до них донеслись уже привычные голоса: «Держи» Мимо Лены и деда пробежали ребята из Лениного класса. Они гнали Димку Сомова по улицам города, как когда-то гнали Лену. Лена отдала деду картину и побежала за разгневанными ребятами. Димка был загнан в класс. Его теснили со всех сторон. Тогда Сомов вскочил на подоконник, распахнул окно и заявил, что спрыгнет вниз. В этот момент Лена вошла в класс. Никто ее не видел, все были прикованы взглядами к Диме. Лена тихо и спокойно сказала «Слезь с окна!» Тогда Димка спрыгнул. Ребята окружили Лену. Миронова предложила объявить Сомову бойкот. Ребята стали голосовать «За!» и только Бессольцева была ПРОТИВ! Железная Кнопка удивилась. Спросила почему Чучело против? И Лена ответила, что ее травили и жгли на костре. Поэтому она никогда и никого не будет травить. Валька закричал, что тогда бойкот и Чучело. Но его никто не поддержал. С ним вообще мало кто теперь считался, его презирали за живодерство. Тут вошла Маргарита Ивановна и сообщила, что дедушка Лены, Николай Николаевич Бессольцев, подарил городу свой легендарный дом и бесценную коллекцию картин. Поэтому теперь в городе откроется музей. Лена была удивлена не меньше своих одноклассников. Ребятам сложно было понять поступок деда Лены, ведь дом стоил очень дорого, а картины по легендам стоили вообще миллион. Все ахнули. Тут в дверь постучали. Это был тот самый Заплаточник. Он посмотрел на ребят. А потом неожиданно подарил школе самую любимую картину — «Машку». Он забрал Лену и они ушли, чтобы уехать. Маргарите Ивановне тоже нужно было уйти, чтобы проводить мужа. Но Васильев громко и с сожалением сказал: «На каких людей руку подняли!» Класс во всем стал винить Сомова. И снова понеслось слово «Бойкот!» Тогда Маргарита Ивановна решила разобраться во всем и не пошла провожать мужа. Миронова рассказала обо всем классной. Маргарите Ивановне стало стыдно, что она в нужное время не оказала помощь Лене. Она с ужасом спросила почему Сомов не сказал ничего ребятам? Ответ Сомова еще больше потряс всех. Мол почему же только он один? Ведь правду знали еще Шмакова и Попов. Класс вновь зашумел. Смирнова вновь предложила объявить бойкот. Но ее уже никто не поддержал. А Рыжий вдруг заявил, что он больше не будет принимать решения, как большинство, а будет жить своей головой! Железная Кнопка тогда заявила, что она одна объявит Сомову бойкот, ибо так справедливо! И неожиданно расплакалась. Оказалось, что Мироновой не нравилось поведение матери и что все в их жизни было шито-крыто. Валька заметил, что в жизни каждый ищет себе выгоду. Но тут Рыжий возразил, мол как же тогда Бессольцевы? На что Валька заявил, что Бессольцевы чудики, а вот все они обыкновенные. Но Рыжий выдал иной вердикт — «Мы детки из клетки. Вот кто мы! Нас надо в зверинце показывать…За деньги.» Прогудел гудок катера. Все бросились к окну кроме Сомова. Рыжий первым отошел от окна и развернул картину, что подарил перед отъездом Николай Николаевич. Изображенная Машка, которой было уже 100 лет, походила на Чучело, как две капли воды. Рыжий закричал «Она!» И все увидели изображенную Ленку. «Чучело!» — закричал Лохматый. А Васильев возразил, сказав, что это Бессольцева! Тогда Рыжий не выдержал и написал на доске мелом: «Чучело, прости нас!«




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!