СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок зачет по теме оптические явления

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок зачет по теме оптические явления (Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности). Разработка может быть использована как урок подготовки к котрольной работе по данной теме в 8 классе. А также материалы урока могут быть использованы для повторения темы оптические явления в процессе подготовки к итоговому контролю в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок зачет по теме оптические явления»

Урок-зачет по теме: «Оптические явления»


Тип урока: Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

Цель урока:

1. Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий учащимися.

2. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

3. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

Задачи:

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

Организовать проверку качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий через выполнение системы разноуровневых заданий и обеспечить корректировку учащимися своих знаний и способов деятельности.

Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

Развитие у школьников способности к оценочным действиям, развитие логического мышления, формирование творческих способностей учащихся

Структура урока:

1. Организационный этап

2. Постановка цели урока, изложение структуры зачета и критериев оценки, мотивация.

3, 4. Этап контроля, самоконтроля и коррекции знаний и способов действий.

5. Подведение итогов урока

6. Рефлексия

1. Организационный этап

Задача этапа: обеспечить необходимую внешнюю и психологическую подготовку для работы учащихся на уроке.

Приветствие, фиксация отсутствующих, организация внимания школьников, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствует?

2. Постановка цели урока, изложение структуры зачета и критериев оценки, мотивация.

Задачи этапа: Сформулировать цель урока вместе с учащимися, обеспечить мотивацию деятельности школьников, принятие ими целей урока, Разъяснить подход к оцениванию деятельности учащихся.

Ребята у нас сегодня очень ответственный урок. Мы закончили изучение большой важной и интересной темы «Оптические явления». Скажите пожалуйста, почему изучение этой темы было особенно важным и интересным для вас. (Знания по этой теме позволили понять такие природные явления как солнечные и лунные затмения, объяснить принцип действия различных оптических приборов: фотоаппаратов, микроскопов, телескопов, проекторов, а также устройство человеческого глаза). От себя мне хотелось бы добавить, что полученные вами знания будут являться хорошей базой для изучения волновой оптики в 11 классе. Поэтому основная цель нашего сегодняшнего урока заключается в том, чтобы установить, на сколько хорошо вы усвоили пройденный материал, как вы умеете его применять в различных ситуациях, при решении различных задач, а также дать ответы на еще имеющиеся у вас вопросы.

Дома вы должны были подготовиться к зачету.

Наш зачет будет состоять из 3-ех блоков заданий, по каждому из которых вы должны постараться проявить себя как можно лучше. Первый блок экспериментально – теоретический, блок решения графических задач, блок решения расчетных задач. Оценка за зачет будет выставляться с учетом результатов вашей работы по всем трем блокам.

3, 4. Этап контроля, самоконтроля и коррекции знаний и способов действий.

Задачи этапа: Организовать проверку качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий, через выполнение системы разноуровневых заданий и обеспечить корректировку учащимися своих знаний и способов деятельности.

  1. Экспериментально - теоретический блок

Экспериментальные задания на карточках:

Карточка №1.

Выбрать необходимое оборудование и показать образование тени и полутени. Дать определение понятия тень и полутень. Сформулировать условия необходимые для отбрасывания предметом резкой тени и тени и полутени.

Карточка №2.

Выполните чертеж, иллюстрирующий закон отражения. Изобразите на чертеже угол падения и угол отражения. Сформулируйте правило построения изображения в плоском зеркале. Сделайте чертеж. Покажите на чертеже область видения предмета. Дайте определение этому понятию.

Карточка №3.

Выбрать необходимое оборудование и показать ход лучей в плоскопараллельной пластинке и треугольной призме. Показать углы падения и преломления. В каком случае угол преломления больше угла падения, а в каком наоборот? Запишите математическое выражение закона преломления. Какое явление лежит в основе принципа действия световода? Продемонстрировать модель световода.

Карточка №4.

Выбрать необходимое оборудование и показать ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах? Продемонстрируйте основные лучи, используемые для построения изображений в тонких линзах? Дайте определение следующим понятиям: главная оптическая ось, оптический центр линзы, главный фокус линзы, оптическая сила линзы. Записать формулу тонкой линзы.

Фронтальный опрос

  1. Как называется раздел физики изучающий световые явления?

  2. Что такое свет?

  3. Какие виды электромагнитных излучений не воспринимаются глазом?

  4. Что понимают под световым лучом?

  5. Какие виды источников света вы знаете? Приведите примеры.

  6. Какие законы оптики вы уже знаете?

  7. Сформулируйте закон прямолинейного распространения света.

  8. Каким физическим явлением подтверждается прямолинейное распространение света?

  9. Какие наиболее грандиозные природные явления объясняются образованием тени?

  10. Задание на карточке № 1.

  11. Какие виды отражений вы знаете? Какие поверхности отражают зеркально, а какие диффузно?

  12. Сформулируйте закон отражения.

  13. Какой угол называется углом падения? Углом отражения?

  14. Задание на карточке №2.

  15. Что такое преломление света?

  16. Какой угол называется углом преломления?

  17. Как можно объяснить явление преломления.

  18. Какая среда считается оптически более плотной, а какая оптически менее плотной из двух сред?

  19. Какая физическая величина численно характеризует оптическую плотность среды?

  20. Что такое абсолютный показатель преломления, что такое относительный показатель преломления?

  21. Сформулируйте закон преломления.

  22. Задание на карточке №3.

  23. В основе действия, каких простейших оптических приборов лежит явление преломления?

  24. Что такое линзы и для чего они служат?

  25. Какие виды линз вы знаете?

  26. Карточка №4

  27. Какие виды изображений, и при каких условиях можно получить в собирающих линзах, и рассеивающих линзах?

  1. Блок решения графических задач (см. электронное приложение)

На слайде вы видите графические задания. Приготовьте листочки и необходимые инструменты для их выполнения. Для получения оценки «3» за этот этап зачета достаточно, выполнить верно, только 1–ое задание, для получения «4»- 1 и 2-ое, «5» - 1,2, и 3-ее задания. Тот, кто быстро справится с заданием, может получить дополнительное 4-ое задание, на отдельную оценку.

Проверим правильность выполнения чертежей, поменявшись вариантами, и сравнив с правильными решениями представленными на слайде.

  1. Блок решения расчетных задач

Работа у доски: У доски, на закрытой части решают 2 человека задачи на «5».

Работа с классом: Вам предлагается решить одну из предложенных на слайде задач.

Вариант 1.

Задача № 1. На оценку 3.

Под каким углом следует направить луч на поверхность стекла, показатель преломления которого 1,54, чтобы угол преломления получился равным 30 0.

Задача № 2. На оценку 4

Предмет помещен на расстоянии 6 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием 12 см. Определить, на каком расстоянии от линзы получилось изображение? Сделать чертеж.

Задача №3. На оценку 5.

Монета лежит в воде на глубине 2 м. Будем смотреть на нее сверху по вертикали. На какой глубине мы увидим монету? Показатель преломления воды 1,33. Для малых углов тангенс считать равным синусу.

Вариант 2.

Задача № 1. На оценку «3».

Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1=-20 см, а другая оптическую силу D2=2 дптр.

Задача № 2. На оценку «4».

Оптическая сила линзы равна 4 дптр. На каком расстоянии от линзы помещен предмет, если его мнимое изображение получено на расстоянии расстоянии 12 см от линзы. Сделать чертеж.

Задача №3. На оценку «5».

Каково смещение луча плоской стеклянной пластинкой толщиной 3 см, если луч падает на нее под углом 70 0? Показатель преломления стекла 1,5.

5. Подведение итогов урока

Задачи этапа: Дать качественную оценку работы класса и количественную отдельных учащихся.

Итак, ребята, вы сегодня хорошо поработали и показали достаточно высокий уровень знаний, и я надеюсь что вы получили ответы на вопросы вызывавшие затруднения. Окончательные оценки за зачет по теме я выставлю после проверки ваших задач, оценки по первым блокам представлены на доске.

6. Рефлексия

Задачи этапа: Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Пожалуйста, оцените нашу совместную деятельность на уроке, выставив соответствующую оценку на карточке. Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!