СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Зарождение фашизма и нацизма в Европе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Зарождение фашизма и нацизма в Европе. Презентация к уроку. Видеофрагмент к уроку. Таблица о деятельности учителя и учащихся на уроке

Просмотр содержимого документа
«Урок Зарождение фашизма и нацизма в Европе.»

  1. Тема урока: «Зарождение фашизма и нацизма».

Тип урока: комбинированный, использование ТСО.

Цели урока:

  1. формирование понятий «тоталитаризм», «фашизм», «нацизм», «национал-социализм». Создание представлений об условиях, причинах и процессе зарождения идеологии нацизма и причинах установления нацистских диктатур в Италии и Германии.

  2. Развитие познавательных процессов: умений обобщать, сравнивать, классифицировать понятия. Развитие монологической речи.

  3. Воспитание гуманистических убеждений, политической культуры, гражданской ответственности.



План:

  1. Организационный момент, объявление темы, целей и задач урока, хода урока – 3мин.

  2. Проверка знаний по предыдущей теме: тест письменно – 5 мин.

  3. Беседа об итогах Первой мировой войны, послевоенном устройстве мира по Версальско-Вашингтонскому договору, о мировом экономическом кризисе и его причинах, о политических процессах во Франции и Великобритании в 30е годы. – 4-5 мин.

  4. Доклад учащегося «Экономическое и политическое развитие Италии в 20-е годы XX века» - 4-5 мин.

  5. Доклад учащегося «Экономическое и политическое развитие Германии в 20-е – начале 30-х годов XX века» - 4-5 мин.

  6. Презентация и разбор понятий: тоталитаризм, фашизм, национал-социализм. Сравнение коммунистических и националистических тоталитарных систем. – 7-8 мин.

  7. Видеофрагмент. Закрепление -7 мин.

  8. Выводы, оценки. 4-5 мин.


















1.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Зарождение фашизма и нацизма». Мы вспомним, как развивалась политическая жизнь в странах Европы и США после Первой мировой войны, почему и каким образом в Германии, Италии и некоторых других странах сформировались тоталитарные диктатуры. Мы должны повторить и закрепить в своем сознании понятия «тоталитарный режим», «фашизм», «национал- социализм», мы определим черты сходства и различия между видами тоталитаризма и увидим, как много зависит от политической воли и профессионализма политиков, а также от политической культуры и нравственного сознания каждого гражданина.

Сначала вы письменно ответите на вопросы по предыдущей теме и вспомните о том, что происходило в Европе и США в 20-е годы. Вам дается на это 5 минут. Затем мы коротко побеседуем об итогах Первой мировой войны, о том что такое Версальско- Вашингтонская система, откуда пришел и почему возник глобальный экономический кризис и как он повлиял на расстановку политических сил в Европе. Затем выступят два докладчика с сообщениями о политическом положении Германии, Италии в межвоенный период. Затем мы разберем понятия, вспомним, в чем заключались цели, задачи, сущность и судьба тоталитарных режимов и сделаем выводы.

































Тест: Страны Европы и США в 1920-1933 гг.

Вариант 1


1. Версальско-Вашингтонская система сложилась в результате заключения соглашений

а) 1914-1939гг.; б) 1919-1920гг.; в) 1919-1922гг.; г) 1919-1939гг.

2. Назовите положения, отражающие значение Версальско-Вашингтонской системы.

а) Разрядка послевоенной напряженности.

б) Германия была максимально ослаблена.

в) Создание Лиги Наций.

г) Признание независимости ряда европейских государств.

д) На международной арене повысилась роль США.

е) Война перестала быть средством решения международных споров.

3. По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось иметь вооруженные силы численностью

а) более 30 тыс. человек

б) более 100 тыс. человек

в) более 200 тыс. человек

г) более 300 тыс. человек

4. Мировой экономически кризис произошел: 

А) 1939-1945 гг. ; б) 1929-1933 гг.;  в) 1929-1930 гг.;  г) 1941-1945 гг.;  д) 1930-1932 гг. 

5. Поражение Германии в Первой мировой войне (выберите правильные варианты)

а) вызвало у граждан Германии чувство раскаяния и пессимизма;

б) способствовало активизации политической борьбы и росту радикальных организаций;

в) вызвало у значительной части населения недовольство властью и стремление к реваншу;

г) способствовало развитию мелкого предпринимательства;

д) привело к сокращению промышленного производства;

6. Особенности восстановления экономики США после Первой мировой войны:

а) быстрые темпы восстановления в результате экономических выгод от войны;

б) снижение доходов населения, рост цен, инфляция, массовая безработица.

в) внедрение новых производственных технологий массовое производство разнообразных товаров;

г) снижение уровня преступности, рост сплоченности и солидарности в обществе;

д) повышение политической активности рабочего класса и возникновение страха коммунистической угрозы;

7. Автором теории выхода из мирового экономического кризиса был:

а) Адам Смит; б) Джон Кейнс; в) Франклин Рузвельт; г) Уинстон Черчилль

8. Версальский мирный договор1919 года ( выберите верные ответы):

а) вернул все границы к довоенному состоянию;

б) сделал Германию единственной виновницей войны;

в) был справедливым в отношении всех стран, которые его подписали;

г) был несправедливым и унизительным для германского народа;

д) приводил к невозможности существования единого германского государства.

9. Первоначальные выплаты репараций Германии странам-победительницам составляли:

а) 20 млрд. марок; б) 50 млрд. марок; в) 100 млрд. марок; г) 120 млрд. марок

  1. Суть плана Дауэса 1924 г.: 
    а) Восстановление с помощью кредитов экономики Германии. 
    б) Структурная перестройка. 
    в) Экономическое развитие США путем колонизации Азиатских стран. 
    г) Обесценивание денежных масс Европейских государств. 
    д) Новый раздел мира. 




Тест: Страны Европы и США в 1920-1933 гг

Вариант 2

1. Версальско-Вашингтонская система сложилась в результате заключения соглашений

а) 1914-1939гг.; б) 1919-1920гг.; в) 1919-1922гг.; г) 1919-1939гг.

2. Выберите положения, являющиеся условиями Версальского мирного договора.

а) сохранение всеобщей воинской повинности в Германии

б) ограничение численности армии Германии в 100 тыс. человек

в) сохранение за Германией права владения подводными лодками, военной и морской авиацией

г) Германия теряла все свои колонии

д) Германия теряла 1/8 часть своей территории

3. Мировой экономически кризис произошел: 

А) 1939-1945 гг. ; б) 1929-1933 гг.;  в) 1929-1930 гг.;  г) 1941-1945 гг.;  д) 1930-1932 гг. 

4. Особенности послевоенного восстановления Франции:

а) Рост социальной напряженности и националистических партий;

б) Быстрые темпы восстановления экономики;

в) наличие развитого гражданского общества, солидарности и ответственности граждан;

г) милитаризация экономики, рост военных расходов;

д) разорение среднего класса в результате отказа СССР от финансовых обязательств Российской империи.

5. Долг европейских государств США за поставки военного времени составили

а) 12 млрд. долл.; б) 20 млрд. долл.; в) 30 млрд. долл.; г) 40 млрд. долл.

6. Версальский мирный договор1919 года ( выберите верные ответы):

а) вернул все границы к довоенному состоянию;

б) сделал Германию единственной виновницей войны;

в) был справедливым в отношении всех стран, которые его подписали;

г) был несправедливым и унизительным для германского народа;

д) приводил к невозможности существования единого германского государства.

7. Отметьте отличия мирового экономического кризиса 1929-1933гг. от всех предшествующих кризисов:

а) кризис перепроизводства

б) превышение спроса на рынке на произведённые товары над их предложением

в) исключительно затяжной характер

г) относительно небольшая глубина спада производства

д) огромная безработица, впервые затронувшая интеллигенцию и служащих

8. Выберите верные утверждения

А) Нацисты пришли к власти в Германии парламентским путём.

Б) Мировой экономический кризис начался в Великобритании.

В) Примером столкновения идеологий фашизма и коммунизма является Гражданская война в Испании.

9. Кто такой Генри Форд? ( 20-30-е годы XX в)

а) американский писатель; б) президент США в) создатель одного из крупнейших американских банков: г) создатель конвейерного производства автомобилей

10. Главными политическими последствиями Первой мировой войны для Германии были:

а) превращение страны в мирового финансового лидера:

б) утрата целостности государства , распад страны на части.

в) утрата колоний, военного флота, голод, демографические проблемы;

г) национальное унижение, психологическая травма, которая вызвала чувство протеста и стремление к реваншу;

д) Германия должна была выплатить репарации странам-победителям.





Вариант 1:


  1. В; 2- б, в, д; 3 – б; 4- б; 5- б, в, д; 6- а, в, д; 7- б; 8- б, г; 9-а; 10-а.


Вариант 2:


  1. В; 2-б, г, д; 3- б; 4- в, д; 5- а; 6 – б, г; 7- в,д; 8- а, в; 9- г; 10 – в, г, д;



3.

Беседа об итогах Первой мировой войны.


Учитель: Давайте вспомним, к чему привела Первая мировая война: каковы были ее цели и результаты.

Ответ ученика: фактически войну развязала Германия, которая возглавляла Тройственный союз. Цели Германии: передел мира, захват колоний Англии и Франции, Австро-Венгерская империя претендовала на Балканы и часть России, Италия, а затем Турция тоже хотели приобрести территории. Англия и Франция желали сохранить свои колонии, Россия – защитить Балканские страны, сохранить свободный проход через Босфор и Дарданеллы, усилить свое влияние в мире.

Учитель: Зачем всем странам нужны были территории?

Ответ ученика: ЭТО БЫЛА БОРЬБА ЗА РЫНКИ СБЫТА И ИСТОЧНИКИ СЫРЬЯ: промышленные корпорации, которые влияли на правительства, хотели иметь дешевые источники сырья, дешевую рабочую силу и рынки сбыта товаров. Они не хотели развивать национальные рынки, потому что это требовало повышения зарплаты, модернизации и перепрофилирования предприятий, затрат на социальные программы.

Учитель: что получили страны враждующих коалиций в результате войны?

Ответ ученика: Германия потерпела поражение, лишилась всех колоний и части территорий. Англия, Франция и США победили и навязали всему миру свои условия.

Учитель: что еще мы можем сказать о последствиях этой войны?

Ответ ученика. Последствия войны были катастрофическими для всех воюющих стран: 10 миллионов человек погибли, 20 миллионов были ранены, экономике большинства стран был нанесен большой урон, из пяти мощных империй четыре были разрушены. Граждане всех воюющих держав стали жить значительно хуже, чем до войны, политический и экономический кризис привел к тому, что везде возросло влияние радикальных политических группировок.

Ответ ученика. Эта война никого ничему не научила. Наоборот, она расколола мировое сообщество на мир победителей и мир побежденных, на мир капиталистический и социалистический. Эти миры были враждебны друг другу.

Ответ ученика. Несмотря на то, что мир лежал в развалинах, сохранилось убеждение в том, что при помощи войны можно решить многие проблемы. Промышленные корпорации всех стран по-прежнему стремились к захватам территорий и не прилагали усилий к решению социальных проблем. США намеренно устроили такой мировой порядок, который вел к новой войне. В Советской России до начала 30-х годов считали, что страну окружают только враги и что нужно готовить мировую революцию, чтобы помочь рабочим всего мира установить диктатуру пролетариата.

Доклады учащихся

Германия после Первой Мировой Войны: От унижения к нацизму

Ни одна страна после Первой Мировой Войны не была в столь жалком положении, как Германия. После Версальского мирного трактата Германия была унижена и оскорблена.
Весь мир клеймил позором немецкую военно-политическую машину .
По условиям Версальского договора Франция вернула Эльзас и Лотарингию. Значительные территории получили Бельгия и Польша, которая буквально состояла из бывших восточногерманских и части уже советских земель.
Германия потеряла некоторые пограничные земли: к Дании отошел Шлезвиг, к Польше — часть Верхней Силезии. Саарская область на 15 лет переходила под контроль Лиги Наций, 50 км пограничной зоны между Францией и Германией подлежали демилитаризации. Германия потеряла все колонии: Того и Камерун перешли к Франции и Англии.
Германские вооруженные силы должны были быть ограничены 100-тысячной армией. Подавляющая часть военно-морского флота передавалась победителям; вводился запрет на использование новейшего оружия массового поражения. Огромным ударом по экономике Германии стали непомерные репарации странам-победителям.( 20 миллиардов марок).
Версальский договор стал ударом для Германии. Официально только она становилась ответственной за разжигание войны. Один из французских военный, прочтя договор, сказал : «Это не мир. Это перемирие на 20 лет». Его слова стали пророческими. Ровно через 20 лет Германия напала на Польшу.
Положение, в котором оказалась Германия после столь унизительного мира, не могло не вызвать рост радикальных настроений в обществе. Новая форма правления – Веймарская республика не могла решить старых проблем.
Веймарской республике пришлось все 15 лет своего существования балансировать между имперскими традициями и новыми радикальными течениями — коммунистами и крайне правыми партиями. В итоге это привело к падению Республики.
Необходимость выплачивать огромные репарации, опустошение казны привели к самому значительному обесцениванию денег в истории и гиперинфляции. К концу 1923г. курс доллара к марке составил более 150 млн (!) марок за один доллар.
Реформы блестящего политика Густава Штреземана, помогли Германии выйти из внешнеполитической изоляции. Он добился роста государственных доходов и улучшения климата внутри страны.
Основной удар по Республике пришел из США вместе с экономическим кризисом 1929г. - «Великой депрессией». Хрупкая экономическая стабильность, выстроенная в середине 20-х гг. непомерными усилиями правительства, рухнула. За короткое время в Германии сменилось несколько кабинетов министров, но остановить кризис не удавалось. И тогда на первый план вышла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Гитлером.
Становление диктатуры в Германии стало возможным благодаря бедственному положению населения и потому, что Республика своим главным врагом считала коммунистов.
До прихода Гитлера к власти коммунисты представляли собой значительную силу, с которой приходилось считаться. Но на волне антикоммунизма вперед вышли националистические партии, которые с учетом тяжелого положения внутри страны находили серьезную поддержку простого народа.
Становление диктатуры в Германии происходило демократическим путем. Гитлер заявлял, что стремится захватить власть не в результате вооруженного восстания, а конституционным путем. В ходе продолжительных политических игр было решено создать коалиционное правительство во главе с Гитлером.
30 января 1933г. Гинденбург назначил его рейхканцлером. Однако на выборах НСДАП не получила большинства, даже несмотря на официальный запрет коммунистической партии, и с этого момента глава нацистской партии перестал играть в демократические игры.
Только со смертью Гинденбурга 2 августа 1934г. и объединением функций рейхканцлера и рейхпрезидента в одних руках можно говорить об окончательном падении Веймарского государства и официальном переходе всей полноты власти к Гитлеру.
Таким образом, главные факторы успеха нацистов:

  1. Национальное унижение и желание немцев доказать, что они великая нация;

  2. Кризис демократических сил, их неспособность решать проблемы и недоверие народа к либералам;

  3. Страх перед коммунизмом: революция, гражданская война в России и диктатура Сталина напугали весь мир.

  4. Попытки США наживаться за счет проигравших( план Дауэса) привели к кризису перепроизводства и «великой депрессии». США втянули в кризис всю Европу.

  5. Крупные промышленники Германии были заинтересованы в том, чтобы страной руководили силы, ведущие к войне и переделу мира.

  6. Ведущие европейские державы желали, чтобы усилившаяся Германия уничтожила коммунистический режим в СССР, и надеялись, наконец-то разделить Россию. Это все и привело Гитлера к власти.


Вопросы учащихся к докладчику:

  1. Почему условия Версальского мирного договора стали условиями для подготовки к войне?

Ответ: С одной стороны, Германию поставили в очень тяжелое и унизительное положение, с другой, - сохранили Германию единым государством. Рано или поздно Германия должна была восстановить экономику и поставить себе цели для развития, определить перспективы германской нации. Немцы не считали себя виновными в развязывании войны и по-прежнему считали, что Германия достойна великого будущего. Немцы очень упорны, трудолюбивы и дисциплинированы. Они захотят взять реванш.

  1. Почему у граждан Германии пользовались популярностью именно нацисты и коммунисты, а другие партии не набирали много голосов?

Ответ: либеральные, демократические партии выражали интересы крупной буржуазии, а избиратели были либо рабочими, либо мелкими лавочниками и чиновниками. В тех условиях ни у рабочего, ни у лавочника не было возможности стать преуспевающим бизнесменом. Коммунисты призывали построить справедливое общество, где не будет ни бедных, ни богатых, а нацисты предлагали всем немцам стать богатыми путем захвата и грабежа низших рас.

  1. Был ли приход нацистов к власти в Германии неизбежным, была ли у немцев альтернатива?

Альтернатива была. Высокий уровень профессионализма Густава Штреземана позволил добиться заметных успехов в экономике. Если бы ему на смену пришел такой же профессионал, то политическая борьба была бы сложнее. Но рано или поздно, война должна была начаться, потому что промышленные корпорации хотели получить дешевые рынки сбыта и источники сырья. олигархи специально искали политическую силу, которая будет вести Германию к захватам территорий. Всегда есть возможность начать войну и почти всегда есть возможность избежать войны. Нужна политическая воля, высокая политическая культура граждан и высокий уровень нравственности в обществе.





Зарождение фашизма в Италии.

После Пер­вой ми­ро­вой войны Ита­лия не по­лу­чи­ла обе­щан­ных ей Ан­тан­той тер­ри­то­рий. Она была ли­ше­на всех при­ви­ле­гий при под­пи­са­нии мир­но­го до­го­во­ра.

Мно­гие ита­льян­цы не могли ми­рить­ся с таким по­ло­же­ни­ем вещей. Промышленность не смог­ла быст­ро пе­ре­стро­ить­ся на мир­ный ритм ра­бо­ты и при­ш­ла в упа­док. Два мил­ли­о­на че­ло­век ока­за­лись без­ра­бот­ны­ми. Резко снизился уровень общественной безопасности и вырос уровень преступности. Важно и то, что в Италии не было сильного и профессионального правительства: с 1918 по 1920 г. у власти сменилось 5 правительств.

На волне все­об­ще­го недо­воль­ства на­би­ра­ет по­пу­ляр­ность новая пар­тия фа­ши­стов под ру­ко­вод­ством Бе­ни­то Мус­со­ли­ни. Пар­тия вы­сту­па­ла за спло­че­ние всего общества во­круг од­но­го вождя – дуче. Для про­цве­та­ния Ита­лии необ­хо­ди­мо было рас­ши­рять во­ен­ным путем, ко­ло­ни­аль­ные тер­ри­то­рии Ита­лии.

Сто­рон­ни­ка­ми Мус­со­ли­ни были вер­нув­ши­е­ся с фрон­та сол­да­ты, ра­бо­чие, слу­жа­щие, объ­еди­няв­ши­е­ся в союзы (фаши).  Для обес­пе­че­ния своей без­опас­но­сти фа­ши­сты стали со­зда­вать от­ря­ды чер­но­ру­ба­шеч­ни­ков – бо­е­ви­ков, глав­ным об­ра­зом из мо­ло­де­жи и фрон­то­ви­ков. Для до­сти­же­ния своих целей Мус­со­ли­ни при­ка­зы­вал из­би­вать своих по­ли­ти­че­ских про­тив­ни­ков, от­кры­то при­ме­нять силу.

В ок­тяб­ре 1922 года Мус­со­ли­ни во главе тысяч «чер­но­ру­ба­шеч­ни­ков» дви­нул­ся на Рим, чтобы взять власть. Во из­бе­жа­ние граж­дан­ской войны ко­роль Ита­лии Вик­тор Эм­ма­ну­ил сде­лал Мус­со­ли­ни пре­мьер-ми­ни­стром.

Идя к своей ос­нов­ной цели – спло­тить ита­льян­цев в еди­ную нацию при лик­ви­да­ции всех со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий, Мус­со­ли­ни отдал в част­ные руки убыточные пред­при­я­тия, по­да­вил за­ба­сто­воч­ное дви­же­ние, сни­зил без­ра­бо­ти­цу и де­фи­цит го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та, начал пре­сле­до­ва­ние своих по­ли­ти­че­ских оп­по­нен­тов, в первую оче­редь ком­му­ни­стов и со­ци­а­ли­стов. Для управ­ле­ния го­су­дар­ством был со­здан Боль­шой фа­шист­ский совет.

Видя пер­вые зна­чи­тель­ные успе­хи фа­шист­ско­го ре­жи­ма, ита­льян­цы про­го­ло­со­ва­ли за Мус­со­ли­ни на вы­бо­рах в пар­ла­мент Ита­лии, тем самым офи­ци­аль­но дав власть в руки бу­ду­ще­му дик­та­то­ру.

Мус­со­ли­ни уста­но­вил в Ита­лии режим еди­но­лич­ной вла­сти – дик­та­ту­ры. Любое ина­ко­мыс­лие по­дав­ля­лось. Все граждане долж­ны были быть фа­ши­ста­ми. Он рас­пу­стил проф­со­юз­ные ор­га­ни­за­ции, ис­тре­бил всех по­ли­ти­че­ских оп­по­нен­тов. Он за­клю­чил до­го­вор с Рим­ской ка­то­ли­че­ской цер­ко­вью, при­знав ее неза­ви­си­мость и сде­лав папу Пия XI гла­вой го­су­дар­ства – Ва­ти­кан вза­мен на одоб­ре­ние фа­шист­ской по­ли­ти­ки.

К на­ча­лу 1930-х гг. Мус­со­ли­ни стал непре­ре­ка­е­мым ав­то­ри­те­том в Ита­лии.

Во внеш­ней по­ли­ти­ке глав­ной целью Мус­со­ли­ни было вос­со­зда­ние Рим­ской им­пе­рии в ее исторических гра­ни­цах. Происходила идео­ло­ги­че­ская и прак­ти­че­ская об­ра­бот­ка на­се­ле­ния Ита­лии и в первую оче­редь мо­ло­дё­жи.

В 1936 году был под­пи­сан пакт с Гер­ма­ни­ей, направленный на борьбу с коммунистами. В 1935-1936 гг. Ита­ли­ей была за­хва­че­на Эфи­о­пия, ата­ко­ван ост­ров Корфу в Иони­че­ском море. В 1939 году за­хва­че­на Ал­ба­ния.

К на­ча­лу Вто­рой ми­ро­вой войны, Ита­лия была в тес­ном во­ен­но-по­ли­ти­че­ском союзе с Гер­ма­ни­ей и была стра­ной-агрес­со­ром.

 Вопросы к докладчику:

  1. В чем причина популярности Муссолини?

Ответ: Итальянцы жили в условиях, когда правительство не способно справится с проблемами. Италия долгое время входила в состав Австро-Венгерской империи и не имела традиций демократического правления. Людям было не важно, какой будет политический режим, потому что в стране фактически было безвластие и разгул преступности. Муссолини был энергичным, волевым человеком. Он был артистичен, владел ораторским мастерством. Он предлагал очень привлекательные идеи. Его поддержала молодежь: массовые шествия, организованное насилие привлекает молодых людей. Он организовал грандиозное шествие, напугал всех. Ему дали власть. И он не растерялся. Он принял правильные решения в экономике. Народ воодушевился. И на волне доверия Муссолини стал делать все, что хотел. Италия начала завоевательные войны. Но Италия не Германия, ее экономика гораздо слабее. Итальянцы не немцы, им трудно внушить, что истребление целого народа – это благородная цель ради господства итальянской нации. Итальянцы придумали фашизм, а немцы довели идею до логического конца.


Политическая борьба во Франции в межвоенный период.

В конце 20-х годов во Франции насчитывалось более десяти фашистских организаций. Самая крупная - «Огненные кресты», образованная в 1927г. Активисты организации постоянно внушали ветеранам Первой мировой, что благосостояние Франции подорвано экономическим кризисом, а ее безопасность вновь под угрозой. Существовало еще несколько крупных фашистских организаций.

Все фашистские объединения отличались строгой дисциплиной. Основными методами их действий были массовые слеты и митинги, иногда сопровождаемые факельными шествиями.

Крайне правое движение во Франции активизировалось в 1933 г. после того как в Германии пришли к власти фашисты. Поводом для атак французских фашистов на правительство послужило «дело Стависского». Финансист и аферист Стависский предпринял мошенническую операцию по выпуску облигаций ломбарда и был разоблачен. Выяснилось, что в его махинациях замешаны французские политические деятели. 6 февраля 1934 г. правительство представляло свою программу. В это время 40 тыс. фашистов двинулись на штурм Палаты депутатов. Они хотели сместить правительство и покончить с республиканским режимом. Лишь к ночи, когда по приказу кабинета министров был открыт огонь, фашисты отступили. Но правительство ушло в отставку.

Активизация фашистских сил стала поводом для зарождения антифашистского и антивоенного движения. Уже в 1932 г. в Амстердаме состоялся Международный антивоенный конгресс. Был создан Международный комитет борьбы против войны. И во Франции начал работать Национальный комитет борьбы против фашизма и войны.

После прихода Гитлера к власти в Париже открылся Европейский антифашистский конгресс. Во Франции в Национальный комитет борьбы против фашизма и войны вошли писатели Анри Барбюс, Ромен Роллан, Поль Вайян-Кутюрье, известный ученый-физик Поль Ланжевен, один из основателей коммунистической партии Марсель Кашен. Комитет принял Манифест и призвал все население к борьбе против фашизма. По всей Франции проводились митинги и демонстрации. 9 февраля 1934г. на улицы Парижа вышло около 50 тыс. человек. Была организована всеобщая забастовка. Работу одновременно прекратили 4,5 млн. человек. Бастующие выступали с лозунгами «За единство действий!», «Фашизм не пройдет!».

В июне 1934 г. генеральный секретарь ФКП Морис Торез заявил, что для отпора фашизму требуется объединение всех антифашистских сил. Началось сближение Коммунистической и Социалистической партий перед лицом общей опасности. В Пакте о единстве действий партии отказывались от взаимной критики, но сохраняли полную независимость в средствах и методах своей пропаганды.

Следующей вехой в деле объединения антифашистских сил стала подготовка к празднованию Дня взятия Бастилии. Манифестация 14 июля 1935 г. имела огромный успех. В Париже в ней участвовало около 500 тыс. человек. Организационный комитет по подготовке демонстрации был преобразован в Национальный комитет Народного фронта. Он состоял из представителей самых крупных организаций, участвовавших в демонстрации: коммунистической, социалистической партии, партии радикалов, Лиги прав человека, Комитета бдительности интеллигентов-антифашистов, Объединение профсоюзов. Была создана единая профсоюзная организация — Всеобщая конфедерация труда. Народный фронт победил на выборах в палату депутатов в 1936 году. Они выступили с единой программой.

В политическом разделе программы выдвигались требования: разоружить и распустить фашистские лиги; отменить все законы, ограничивающие свободу печати; соблюдать профсоюзные свободы; уважать светский характер школы; Новое правительство возглавил лидер социалистов Леон Блюм. Правительство запретило деятельность фашистских военизированных организаций. Рабочая неделя на предприятиях сокращалась с 48 до 40 часов без уменьшения заработной платы. Реформа поставила банк под контроль государства.

Первые проблемы в коалиции Народного фронта возникли после начала Гражданской войны в Испании. Французская коммунистическая партия выступила в поддержку законного испанского правительства. Но Блюм провозгласил политику «невмешательства». Во внешней политике Франция, так же как и Англия следовала курсу по «умиротворению» фашистских агрессоров.

Серьезной проблемой стал вопрос об использовании демократических свобод фашистскими группировками. Коммунисты требовали положить конец фашистским выступлениям. Кабинет Блюма заявил, что «Франция хочет свободы для всех граждан, которые уважают ее законы».

Социальные мероприятия правительства увеличили дефицит государственного бюджета. Крупная буржуазия организовывала «бегство капиталов» за границу, скрывала свои доходы. Коммунисты предлагали установить чрезвычайный налог на капитал. Социалисты и радикалы отклонили это предложение.

В сентябре 1936 г. вопреки программе Народного фронта кабинет Блюма принял решение о девальвации франка. Такая мера привела падению реальной заработной платы. В июне 1937 г. правительство представило в парламент законопроект «оздоровления финансов»: повышение косвенных налогов на доходы трудящихся, увеличение прямых налогов на крупный капитал и введение контроля над валютными операциями за рубежом. Законопроект не был принят Сенатом, и кабинет Блюма ушел в отставку. Это означало, что Народный фронт вступил в полосу кризиса.

Народный фронт не смог удержаться на прежних позициях в области экономики и внешней политики, но свою главную задачу – не допустить установления во Франции тоталитарного режима, он выполнил.



Таким образом,

  1. Во Франции политические силы, стремящиеся избежать установления тоталитарного режима, оказались более ответственными и решительными, чем в Италии, Германии и ряде других стран. Если в Италии у Муссолини были сотни тысяч сторонников, то во Франции сумели вывести на улицы такое же число противников фашизма.

  2. Правительство Франции даже до прихода к власти Народного фронта проявляло больше решительности и организованности в противостоянии фашистам: полиция применяла силу и не допустила погромов и захвата административных зданий.

  3. Во Франции политическую активность проявили знаменитые люди, известные и уважаемые во всем мире.

  4. Во Франции Коммунистическая партия не только не была поставлена вне закона, а смогла открыто действовать, лидеры коммунистов пошли на компромисс и вошли в Народный фронт.





























Вопрос учителя: Что вы знаете о политической жизни в США в 20-30-е годы?

Ответ ученика:

В США был очень глубокий экономический кризис. Проводилась антикоммунистическая кампания. Активизировались расисты, которые не просто призывали к насилию против темнокожих, но применяли насилие: избивали, устраивали суды Линча. Но сторонникам тоталитарной диктатуры не удалось привлечь на свою сторону значительное число граждан. Кроме того, США смогли найти выход их критической ситуации: правительство смогло найти специалистов для преодоления экономического спада, США использовали все свои преимущества страны-победительницы. Но сторонники фашистской диктатуры в США были, так же, как и коммунисты. Многие коммунисты попали в тюрьму, некоторые даже уехали в СССР. Но и фашисты тоже преследовались, если было доказано, что они нарушили закон.

Учитель: Какие выводы мы можем сделать из полученной информации?

Ответ ученика: Катастрофические последствия Первой мировой войны привели к обнищанию населения, экономическим проблемам и глобальному экономическому кризису. Демократические правительства многих стран не могли решить сложные проблемы и утратили доверие граждан, либеральная идеология перестала быть популярной. И наоборот, резко возросло число сторонников радикальных политических сил – крайне левых, крайне правых, экстремистов, националистов, сторонников диктатуры. В некоторых странах Европы в результате политической борьбы установились тоталитарные политические режимы.

Учитель: Сейчас нам следует выяснить или вспомнить, что такое тоталитарный режим, каковы его основные признаки и отличительные черты, какие существуют виды тоталитарных режимов и к каким результатам приводит тоталитарное правление.

Учитель объявляет отметки за работу на уроке.

Презентация о тоталитарном режиме. Записи в тетради.

Закрепление: видеофрагмент 5 мин.

Общий вывод:

Итак, мы вспомнили, какие события происходили в странах Западной Европы и США с момента окончания Первой мировой войны и до прихода к власти Гитлера. Мы выяснили, что такое тоталитарный политический режим, какова его сущность и цели, рассмотрели разновидности тоталитаризма. Я надеюсь, что вам стали понятны не только экономические и политические, но и психологические механизмы, приводящие крайние политические силы к власти. И формируя свои собственные политические взгляды, выбирая политические силы, которые вы будете поддерживать, полезно обращаться к историческому опыту, который пережили многие народы и наш народ в том числе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!