СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Живой организм: строение и изучение" 5класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Живой организм: строение и изучение" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок "Живой организм: строение и изучение" 5класс»

Тема урока:

Повторение и обобщение по теме: «Живой организм: строение и изучение».

Цель:

  • повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

  • формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления). создать условия для повторения изученного материала.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • будут сформированы: навыки обучения; интеллектуальные и творческие способности; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

  • Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные УУД:

  • научится: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемой теме; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию;

  • получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • применять приемы работы с информацией - перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

  • научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости;

  • получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

  • получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии (аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог)

Предметными результатами обучения являются следующие знания:

  • основные признаки живой природы; устройство светового микроскопа; основные органоиды клетки; основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Предметными результатами обучения являются следующие умения:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать методы биологических исследований; работать с лупой и световым микроскопом; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тип урока: урок-рефлексия

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация

Ход урока


Мотивация к учебной деятельности.

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Актуализация опорных знаний пройденной Части 1- Живой организм: строение и изучение. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения Части 2 - Многообразие живых организмов.

Класс делиться на 4 команды

  1. Задание. «Что такое живой организм?»

Игра «Кот в мешке» (10 мин)

У каждой команды в мешке «живой организм» (игрушка, картинка). Команда, не называя содержимое мешка, описывает его содержимое с использованием основных признаков живого. Остальные должны догадаться о ком идет речь и назвать.

1-ый мешок (лягушка).

Взрослых животных называют бесхвостыми. У личинок этого организма имеется хвост. Они распространены по всему земному шару. При погружении в воду дышат кожей, на суше дышат лёгкими. Свою пищу (мух и других мелких движущихся животных) они ловят липким, раздвоенным языком. Их считаются лучшими прыгунами.

(если затрудняются ответить, дополнение: они произносят звуки – кваканье).

2-ой мешок (зебра).

Дикое животное, имеет копыта, относится к роду лошади. Грива короткая и жесткая. Развивают скорость до 80 км/ч. Живут табуном. Многие задаются вопросом: «Какого цвета это животное? Белое или черное». До сих пор ведутся споры по поводу окраса: животное белое в черную полоску или наоборот.

3-ий мешок (гриб).

Этот организм имеет сходные характеристики, как с растительным, так и с животным миром, являются самыми многочисленными организмами на нашей Земле

Размножаются спорами. Некоторые организмы для питания используют корни деревьев, возле которых растут. Они бывают шляпочными. Их с удовольствием собирает человек и употребляют в пищу.

4-ый мешок (растение).

Они поражают своей красотой, многообразием. Куда бы мы ни поехали, в каком бы уголке планеты ни оказались, везде можно встретить представителей этого мира. В клетках этих организмов есть органоид – хлоропласт, который окрасил нашу Землю в зеленый цвет.



  1. Задание «Семья биологических наук» (5мин)



Создаем «Семью биологических наук». На столе у каждой команды в виде лучей листочки с названиями разных наук. Ребята выбирают «лучи» - название науки относящейся к биологическим и наклеивают вокруг «солнца».



  1. Задание «Методы изучения природы» (10 мин)

На общем столе находиться оборудование для научных исследований.

Командир команды получает задания, берет все необходимое для исследования согласно инструкции.


Инструкция 1 команды:

Название исследуемой работы: «Измерение листьев древесных растений (листья березы, дуба)»

Ход работы:

  1. Размеры листьев березы (запишите цифры в порядке увеличения размера).

а)___________ б)__________ в)___________

  1. Размеры листьев дуба (запишите цифры в порядке увеличения размера).

а) __________ б)__________ в)___________

Сделайте вывод о разнообразии размеров представленных объектов:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Какими измерительными приборами вы пользовались? ______________

______________________________________________________________

Какие единицы измерения вы использовали? _______________________

______________________________________________________________

Такой метод изучения природы называется ______________________

______________________________________________________________


Инструкция 2 команды:

Название исследуемой работы: «Растворение поваренной соли и песка в воде»

Гипотеза: Я думаю, что поваренная соль растворимая / нерастворимая в воде (выберите нужное, подчеркните), песок в воде растворимый / нерастворимый (выберите нужное, подчеркните).

Ход работы:

  1. Насыпаю в стакан №1 поваренную соль.

  2. Насыпаю в стакан №2 песок

  3. Наливаю 1/3 стакана воды

  4. Размешиваю стеклянной палочкой.

  5. Наблюдаю:

Поваренная соль в воде _________________________________________

Песок в воде ____________________________________________________

Вывод:

Поваренная соль в воде _________________________________________

Песок в воде ____________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Какими приборами вы пользовались? _____________________________

______________________________________________________________

Такой метод изучения природы называется ______________________

______________________________________________________________

Инструкция 3 команды:

Название исследуемой работы: «Переливание воды толстой и тонкой струйкой»

Ход работы:

  1. Берем два стакана с одинаковым объемом воды.

  2. Два учащихся по команде одновременно начинают переливать воду в пустые емкости, предварительно договариваются, кто льет воду тонкой струей, а кто толстой струей.

Что наблюдаем (запишите)? _____________________________________

Вывод:_______________________________________________________

______________________________________________________________

Какими приборами вы пользовались? _____________________________

______________________________________________________________

Такой метод изучения природы называется ______________________

______________________________________________________________

Инструкция 4 команды:

Название исследуемой работы: «Определение формы края листовой пластинки »

Ход работы:

1. Рассмотрите внимательно с помощью лупы край листа (береза, дуб).

2. Найдите в определители форму края листовой пластинки (вспомогательный материал).

Что наблюдаем (запишите)? _____________________________________

Вывод:_______________________________________________________

______________________________________________________________

Какими приборами вы пользовались? _____________________________

______________________________________________________________

Такой метод изучения природы называется _____________________

______________________________________________________________



Вспомогательный материал «Форма края листовой пластинки»















IV.Задание «Живые клетки» (3 мин)

Как называется органоид клетки:

1.__________________________



5.__________________________















V.Задание «Химический состав клетки» (3 мин)

Заполните таблицу:

Органические вещества

Неорганические вещества



























(Неорганические вещества: вода, минеральные соли. Органические вещества:

белки, жиры, углеводы)

VI.Задание «Вещества и явления в окружающем мире» (3мин)

1.Горение дров – пример физического / химического явления (подчеркните правильный ответ).

2.При нулевой температуре вода превращается в лед, а при кипении в пар, это физическое / химическое явление (подчеркните правильный ответ).


VII. Задание «Великие естествоиспытатели». (3мин)

На слайде задания. Каждая команда должна назвать фамилию ученого по его деятельности и открытиям.

Вопрос для 1 команды: Привел в систему, распределил все организмы по группам, классифицировал, дал двойное латинское название растениям и животным, понятное ученым разных стран.

Ответ: Карл Линей (1707 - 1778), великий шведский ученый.


Вопрос для 2 команды: Ученый, кото попытался первым обобщить знания о живой природе, накопленные человечеством. Он изучал растения и животных, разработал систематику животных, расположив их в определенном порядке – от просто устроенных к более сложным. Человека он назвал 2общественным животным, наделенным разумом».

Ответ: Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий ученый.


Вопрос для 3 команды: Доказал что растения и животные не всегда были такими , как их видят сейчас, а они изменялись, приспосабливались к разнообразным условиям жизни на Земле.

Ответ: Чарлз Дарвин (1809 – 1882), великий английский ученый XIX века.


Вопрос для 4 команды: Создал учение о биосфере – оболочке жизни на Земле. В нее входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.

Ответ: Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), русский ученый.

Вопрос для 5 команды: Биология – развивающаяся наука. Ученые биологи всего мира постоянно трудятся над решением задач, важных для всего человечества. Как называют ученых биологов, изучающих природу.

Ответ: Ученых, изучающих природу, называют естествоиспытателями



Этап обобщения


Что общего у всех живых организмов?

Выводы:

Для всех живых организмов характерны основные признаки.

Для изучения живых организмов используются методы наблюдения, измерения, эксперимента.

Все они имеют клеточное строение, одинаковый химический состав.



Рефлексия учебной деятельности на уроке

16 -20 баллов – оценка 5

12 -15 баллов – оценка 4

06 –11 баллов – оценка 3

05 баллов – оценка 2

Оцените по 5-бальной шкале (не для журнала!) свои знания

5 – я дал ответы на все вопросы

4 – я дал ответы почти на все вопросы

3 - я смог ответить только на половину вопросов

2 – я смог ответить только на некоторые вопросы

1 – я должен изучать тему с самого начала

Какое у вас настроение после урока? (поставь галочку около

смайлика)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!