Тема урока:
Повторение и обобщение по теме: «Живой организм: строение и изучение».
Цель:
повторение, закрепление или обобщение пройденного материала
формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления). создать условия для повторения изученного материала.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.
Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные УУД:
научится: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемой теме; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию;
получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
применять приемы работы с информацией - перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД:
научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости;
получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии (аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог)
Предметными результатами обучения являются следующие знания:
Предметными результатами обучения являются следующие умения:
Тип урока: урок-рефлексия
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно -значимом уровне
Актуализация опорных знаний пройденной Части 1- Живой организм: строение и изучение. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения Части 2 - Многообразие живых организмов.
Класс делиться на 4 команды
Задание. «Что такое живой организм?»
Игра «Кот в мешке» (10 мин)
У каждой команды в мешке «живой организм» (игрушка, картинка). Команда, не называя содержимое мешка, описывает его содержимое с использованием основных признаков живого. Остальные должны догадаться о ком идет речь и назвать.
1-ый мешок (лягушка).
Взрослых животных называют бесхвостыми. У личинок этого организма имеется хвост. Они распространены по всему земному шару. При погружении в воду дышат кожей, на суше дышат лёгкими. Свою пищу (мух и других мелких движущихся животных) они ловят липким, раздвоенным языком. Их считаются лучшими прыгунами.
(если затрудняются ответить, дополнение: они произносят звуки – кваканье).
2-ой мешок (зебра).
Дикое животное, имеет копыта, относится к роду лошади. Грива короткая и жесткая. Развивают скорость до 80 км/ч. Живут табуном. Многие задаются вопросом: «Какого цвета это животное? Белое или черное». До сих пор ведутся споры по поводу окраса: животное белое в черную полоску или наоборот.
3-ий мешок (гриб).
Этот организм имеет сходные характеристики, как с растительным, так и с животным миром, являются самыми многочисленными организмами на нашей Земле
Размножаются спорами. Некоторые организмы для питания используют корни деревьев, возле которых растут. Они бывают шляпочными. Их с удовольствием собирает человек и употребляют в пищу.
4-ый мешок (растение).
Они поражают своей красотой, многообразием. Куда бы мы ни поехали, в каком бы уголке планеты ни оказались, везде можно встретить представителей этого мира. В клетках этих организмов есть органоид – хлоропласт, который окрасил нашу Землю в зеленый цвет.
Задание «Семья биологических наук» (5мин)
Создаем «Семью биологических наук». На столе у каждой команды в виде лучей листочки с названиями разных наук. Ребята выбирают «лучи» - название науки относящейся к биологическим и наклеивают вокруг «солнца».
Задание «Методы изучения природы» (10 мин)
На общем столе находиться оборудование для научных исследований.
Командир команды получает задания, берет все необходимое для исследования согласно инструкции.
Инструкция 1 команды:
Название исследуемой работы: «Измерение листьев древесных растений (листья березы, дуба)»
Ход работы:
Размеры листьев березы (запишите цифры в порядке увеличения размера).
а)___________ б)__________ в)___________
Размеры листьев дуба (запишите цифры в порядке увеличения размера).
а) __________ б)__________ в)___________
Сделайте вывод о разнообразии размеров представленных объектов:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Какими измерительными приборами вы пользовались? ______________
______________________________________________________________
Какие единицы измерения вы использовали? _______________________
______________________________________________________________
Такой метод изучения природы называется ______________________
______________________________________________________________
Инструкция 2 команды:
Название исследуемой работы: «Растворение поваренной соли и песка в воде»
Гипотеза: Я думаю, что поваренная соль растворимая / нерастворимая в воде (выберите нужное, подчеркните), песок в воде растворимый / нерастворимый (выберите нужное, подчеркните).
Ход работы:
Насыпаю в стакан №1 поваренную соль.
Насыпаю в стакан №2 песок
Наливаю 1/3 стакана воды
Размешиваю стеклянной палочкой.
Наблюдаю:
Поваренная соль в воде _________________________________________
Песок в воде ____________________________________________________
Вывод:
Поваренная соль в воде _________________________________________
Песок в воде ____________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Какими приборами вы пользовались? _____________________________
______________________________________________________________
Такой метод изучения природы называется ______________________
______________________________________________________________
Инструкция 3 команды:
Название исследуемой работы: «Переливание воды толстой и тонкой струйкой»
Ход работы:
Берем два стакана с одинаковым объемом воды.
Два учащихся по команде одновременно начинают переливать воду в пустые емкости, предварительно договариваются, кто льет воду тонкой струей, а кто толстой струей.
Что наблюдаем (запишите)? _____________________________________
Вывод:_______________________________________________________
______________________________________________________________
Какими приборами вы пользовались? _____________________________
______________________________________________________________
Такой метод изучения природы называется ______________________
______________________________________________________________
Инструкция 4 команды:
Название исследуемой работы: «Определение формы края листовой пластинки »
Ход работы:
1. Рассмотрите внимательно с помощью лупы край листа (береза, дуб).
2. Найдите в определители форму края листовой пластинки (вспомогательный материал).
Что наблюдаем (запишите)? _____________________________________
Вывод:_______________________________________________________
______________________________________________________________
Какими приборами вы пользовались? _____________________________
______________________________________________________________
Такой метод изучения природы называется _____________________
______________________________________________________________
Вспомогательный материал «Форма края листовой пластинки»
IV.Задание «Живые клетки» (3 мин)
Как называется органоид клетки:
1.__________________________
5.__________________________
V.Задание «Химический состав клетки» (3 мин)
Заполните таблицу:
Органические вещества
Неорганические вещества
(Неорганические вещества: вода, минеральные соли. Органические вещества:
белки, жиры, углеводы)
VI.Задание «Вещества и явления в окружающем мире» (3мин)
1.Горение дров – пример физического / химического явления (подчеркните правильный ответ).
2.При нулевой температуре вода превращается в лед, а при кипении в пар, это физическое / химическое явление (подчеркните правильный ответ).
VII. Задание «Великие естествоиспытатели». (3мин)
На слайде задания. Каждая команда должна назвать фамилию ученого по его деятельности и открытиям.
Вопрос для 1 команды: Привел в систему, распределил все организмы по группам, классифицировал, дал двойное латинское название растениям и животным, понятное ученым разных стран.
Ответ: Карл Линей (1707 - 1778), великий шведский ученый.
Вопрос для 2 команды: Ученый, кото попытался первым обобщить знания о живой природе, накопленные человечеством. Он изучал растения и животных, разработал систематику животных, расположив их в определенном порядке – от просто устроенных к более сложным. Человека он назвал 2общественным животным, наделенным разумом».
Ответ: Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий ученый.
Вопрос для 3 команды: Доказал что растения и животные не всегда были такими , как их видят сейчас, а они изменялись, приспосабливались к разнообразным условиям жизни на Земле.
Ответ: Чарлз Дарвин (1809 – 1882), великий английский ученый XIX века.
Вопрос для 4 команды: Создал учение о биосфере – оболочке жизни на Земле. В нее входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.
Ответ: Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), русский ученый.
Вопрос для 5 команды: Биология – развивающаяся наука. Ученые биологи всего мира постоянно трудятся над решением задач, важных для всего человечества. Как называют ученых биологов, изучающих природу.
Ответ: Ученых, изучающих природу, называют естествоиспытателями
Этап обобщения
Что общего у всех живых организмов?
Выводы:
Для всех живых организмов характерны основные признаки.
Для изучения живых организмов используются методы наблюдения, измерения, эксперимента.
Все они имеют клеточное строение, одинаковый химический состав.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
16 -20 баллов – оценка 5
12 -15 баллов – оценка 4
06 –11 баллов – оценка 3
05 баллов – оценка 2
Оцените по 5-бальной шкале (не для журнала!) свои знания
5 – я дал ответы на все вопросы
4 – я дал ответы почти на все вопросы
3 - я смог ответить только на половину вопросов
2 – я смог ответить только на некоторые вопросы
1 – я должен изучать тему с самого начала
Какое у вас настроение после урока? (поставь галочку около
смайлика)