СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Жизнь была восторгом, бурей, адом". Творческий путь Блока. Тематика лирики.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся знакомятся с периодизацией творчества Блока, с основныти темами его лирики.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Жизнь была восторгом, бурей, адом". Творческий путь Блока. Тематика лирики.»






План-конспект урока на тему «…Жизнь была восторгом, бурей, адом». Творческий путь А.Блока. Тематика лирики.









Учитель Паркина Л.И.










Тема. «…Жизнь была восторгом, бурей, адом». Творческий путь А.Блока. Тематика лирики.

Цели. Ввести учащихся в мир Блока – человека и поэта, помочь им понять этический и эстетический идеал поэта, нашедший отражение в его творчестве; развивать умение самостоятельной работы, умение анализировать поэтические тексты; воспитывать чувство гордости за национальное культурное наследие.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма проведения: урока пресс- конференция.

Оборудование: портрет поэта, литературная выставка, иллюстрации к стихотворениям.

Ход урока

Оргмомент.

І. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя

Сегодня мы будем говорить о поэте, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Он слава и гордость русской нации, свет его поэзии гордо и величаво озаряет нашу жизнь и сегодня.

Поэзия- великая держава.

Империй власть, сходящая с ума,

Ей столько раз распадом угрожала,

Но распадалась всё-таки сама.

Поэзия, твоя столица – Пушкин,

Заснежен, строг и страстен город Блок.

М.Горький о нём сказал « Блок – поэт и человек бесстрашной искренности». А.А.Блок прошёл через грозы к. ХІХ – н. ХХ в.в. При этом остался человеком обострённой честности, бескомпромиссности. Блоку суждено было стать первым в России поэтом, почувствовавшим катастрофичность надвигающихся перемен и ему предстояло воплотить в своей поэзии и судьбе эту эпоху.

Блок ждал этой бури и встряски,

Её огневые штрихи,

Боязнью и жаждой развязки

Легли в его жизнь и стихи. Б.Пастернак


ІІ Объявление темы и цели урока

ІІІ Работа над темой

Слово учителя . В 1898 г. Блок встретил Л.Д.Менделееву, свою Прекрасную Даму , и это ознаменовало начало творческого пути поэта. Сам он назовёт этот путь « трилогией вочеловечения» - становления личности, поиска Истины. Все современные учёные выделяют три этапа его творчества 1898-1904, 1904-1908, 1908-1921.

Ведущий. Мы открываем первую страницу пресс-конференции, которая называется «В стране Прекрасной Дамы». Эпиграфом взяли слова Блока

Предчувствую Тебя,

Года проходят мимо-

Всё – в облике одном-

Предчувствую Тебя.

Сообщение учащегося о цикле «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902)

Чтение наизусть «Предчувствую тебя», «Ты в поля отошла без возврата».

Вопрос. Как связана поэзия Блока с символизмом и почему так возвышенно назван первый сборник?

Вывод. Сюжет- это история встречи лирического героя и Дамы, долженствующей преобразить мир. Идеалом поэзии этого периода становится «Вечная Женственность», которая спасёт мир. Ожидаемого преображения мира в цикле так и не происходит. Воплотившись, Дама, как и боялся поэт, оказывается иной, не небесной. Но поэт продолжает ждать воплощения идеала. Первый сборник Блока останется страстной исповедью чистой любви к той, которую поэт возвел в таинственный сан Девы- Зари, Прекрасной Дамы.

Чтение наизусть и анализ стихотворения учащейся «О доблестях, о подвигах, о славе».

Учитель. На смену Прекрасной Даме первого периода творчества приходит Прекрасная Незнакомка.

Чтение наизусть стихотворения «Незнакомка» (1906).

Задания классу.1.Композиция стихотворения. О чём рассказывается в каждой части стихотворения? 2. Как поэт видит мир до появления Незнакомки? Что изменилось с её появлением? 3 Изменения происходят в окружающем мире или в душе поэта? 4 Что сказал Блок о судьбе Любви и Красоты в страшном мире? 5 Какие символические образы использует поэт?

Вывод. Она возникает из марева обыденности, но даже среди пошлости таится красота, способная преобразить мир. Незнакомка- предвидение идеала и вера в идеал.

Ведущий. Мы открываем следующую страницу пресс-конференции «В те годы дальние, глухие…». Эпиграф И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло

Слово учителя. Блок чувствует, что мир вступает в новую, трагическую эпоху. На смену божественной гармонии, с верой в Прекрасную Даму, с надеждой на её приход пришли хаотические диссонансы.

Сообщение «Блок и революция 1905г.» Чтение наизусть стихотворения «Девушка пела в церковном хоре».

1. На каком контрасте построено стихотворение? 2. Как вы понимаете его идейное содержание? 3. Найдите образы-символы. Объясните их значение.

Слово учителя. Поэт оказался на распутье…Сообщения учащихся о сборниках «Распутья», «Снежная маска».

Слово учителя. Пройдя сквозь гибель, снежный костёр, герой Блока открывает мир заново. Утверждается позиция приятия мира и жизни, но приятия своеобразного, это позиция поединка с жизнью.

Чтение наизусть стихотворения «О, весна без конца и без края…»

Вопросы классу.

1. Основная мысль стихотворения.

2. Что символизируют образы весны и щита?

3. Каким чувством проникнуто стихотворение?

Ведущий. Третья страница называется «Это всё – о России». Эпиграф

Твои мне песни ветровые

Как слёзы первые любви

Слово учителя. Однажды во время встречи с читателями поэта попросили почитать стихи о России. Он ответил «Это всё- о России».

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.

Открещиваться от реальной действительности миром мечты и религиозной мистики Блок не мог. Он любил этот неуютный мир, родной простор. Он чувствовал себя неотделимым от родины. Это были его дом, его жизнь, его Россия. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель»,- писал Блок.

Сообщение учащегося о цикле «Родина»(1907-1916). Чтение наизусть стихотворения «Россия».

Вопросы классу

1. Какие детали (бытовые и пейзажные) использует Блок, рисуя образ России? В чём их символика?

2. В стихах Блока о России много трагических нот. Значит ли это, что он был пессимистом?

Вывод. Трагическое у Блока не имеет ничего общего с пессимизмом, отрицанием жизни. Он не только не отрицает жизнь, а утверждает жизнь в идеальной форме.

И я люблю сей мир ужасный

За ним сквозит мне мир иной,

Обетованный и прекрасный

И человечески – простой.

Для поэта Россия – надежда и утешение, она ведёт на вечный бой (чтение наизусть первого стихотворения из цикла «На поле Куликовом». )

ІҮ. Подведение итогов урока

  1. Каков идеал, о котором мечтал Блок?

  2. Какие мотивы нашли отражение в его лирике?

  3. Отметьте особенности лирики поэта?

  4. Назовите образы-символы, используемые Блоком. Раскройте их смысл.

Слово учителя. Блок умер в 1921г. Но его стихи и сейчас тревожат, радуют, воодушевляют, заставляют почувствовать его мечту о гармонии, его боль за судьбу России и надежду за её будущее. До нас дошёл его пророческий голос. (Чтение наизусть стихотворения «О, я хочу безумно жить».)

Ү. Д.З.Выучить наизусть «Незнакомка», читать «Двенадцать».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!