СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Урок жизни» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания.

Просмотр содержимого документа
««Урок жизни» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»»

Тема: «Урок жизни» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
Задача урока: формирование умения анализировать художественное произведение.

Планируемые результаты:

Предметные: анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Личностные: понимание таких моральных норм как взаимопомощь, честность, ответственность.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: развитие критического мышления.

ХОД УРОКА

Оргмомент



I стадия: вызов

Формулировка задачи урока

II стадия: осмысление

– Кто главный герой рассказа? Может быть, их несколько?
– По данным цитатам из рассказа, определите, кому из героям они принадлежат :

«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».
«Не было в тот день…человека несчастнее меня».
«Мне нужен был рубль…на хлеб».
«Я шёл туда как на пытку».

- Определите и назовите черты характера героя.


– Какое время показано в рассказе? (1948 год)
– Это было послевоенное время. Что вы знаете о нём?

- Выберить из столбика те качества мальчика, которыми он обладает и подчеркните их.

Кто играет важную роль в судьбе мальчика?

- Прочитайте описание Лидии Михайловны:

«Она сидела передо мной аккуратная  вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»

– Подчеркните в данном отрывке выражения, которые характеризуют Лидию Михайловну.
– Определите черты характера учительницы?


– Валентин Распутин посвятил его своей учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой: «Там мне ничего не пришлось выдумывать, всё это происходило со мной, за прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
В образе Лидии Михайловне автор выразил свой идеал учителя. Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам.

Просмотр первого эпизода из фильма по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».

– Что вы заметили в образе Лидии Михайловны, какой его создал режиссёр?

- Совпадает ли он с вашим представлением?
– Каким его создал режиссёр главного героя? Каким вы его его представляли? 

Прочитаем отрывок:

«В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться…Её голос начинал на меня действовать усыпляющее..» 
«Лидия Михайловна …интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно. Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».
– Какие черты характера мы  с вами увидели в образе Лидии Михайловны? Подчеркните в тексте самое главное, характеризующее учителя. (Забота о детях, материнское начало, внимательность).
– Как главный герой относился к учителю?
– Почему Лидия Михайловна выбрала для занятий французским именно главного героя? (Покормить ребёнка).


Выберите из столбика те качества, которыми обладает Лидия Михайловна, и подчеркните их.



Ловушка

– Почему вами не выбран интерес к азартным играм?
Мы понимаем что поступок, который совершает учитель, чтобы оказать помочь мальчику – решается на запрещённую игру. Азартные игры на деньги всегда считались безнравственным поступком.

Просмотр второго эпизода из фильма по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».

-Почему Лидия Михайловна стала играть с мальчиком на деньги?
–Почему она не стала объяснять директору причину своего поступка?

Прочитаем концовку рассказа:

«И больше я её никогда не видел. 
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
– Символом чего являются яблоки в рассказе?

– Какой же главный урок преподала Лидия Михайловна? 
– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?
– Как одним словом можно назвать эти чувства?
Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

III стадия: рефлексия

Продолжите предложения:

  • Я научился (научилась) …

  • Я задумался (задумалась) над…

  • Я понял (поняла) для себя…

  • Я теперь буду...

Домашнее задание

Напишите письмо-обращение к учительнице.