Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова»
Конспект урока по ОБЖ
по теме
«Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его
возможные последствия»
7 класс
| | Составил: Шипунова Е.В. учитель ОБЖ МБНОУ «Гимназия № 17» |
Новокузнецкий городской округ, 2016 г.
Конспект урока по теме «Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия»
Цели:
Образовательные:
сформировать у учащихся представление о землетрясении как опасном явлении природы;
изучить причины его возникновения, зоны распространения и последствия.
Развивающие:
развитие умения логически мыслить;
развитие качеств личности для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
Планируемые результаты:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе образовательной деятельности,
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация с иллюстрациями, тексты для учащихся, музыкальное сопровождение для физкультминутки.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Чу! дрожит земли утроба,
Гул несется из травы;
Гром гремит, как в двери гроба
Череп мертвой головы.
Чу! трепещут кровли башен,
Зазывает темный бор.
Разрушителен и страшен
Бурь подземный разговор… (Н.А. Некрасов)
Мы с вами живем в Кемеровской области – сейсмически опасном районе. Крупные землетрясения силой 8 баллов происходили в области, где сейчас находятся Междуреченск и Новокузнецк, в 1898 и 1903 годах. Самое серьезное землетрясение последнего времени в Кузбассе - силой 6 баллов - произошло 14 мая 1995 года. Поэтому нам необходимо знать об этом опасном природном явлении и уметь правильно действовать при его возникновении.
Из курса географии 6 класса вы уже знаете, что такое землетрясение. Давайте попробуем дать определение. Заслушиваются ответы учащихся и делается обобщение: землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.
Запись темы урока в тетрадь.
Что такое очаг, гипоцентр и эпицентр землетрясения? Заслушиваются ответы учащихся и один из них делает на доске схематический рисунок с указанием этих понятий. Затем учитель проецирует схему на доску и сравниваем две схемы. (Приложение. Слайд 1.) Учитель вводит понятие: изосейсты – условные линии, отделяющие области с разной силой землетрясения в баллах (запись в тетрадь).
«Сейсмос» - по-гречески землетрясение. Сейсмология – наука о землетрясениях (запись в тетрадь).
Учащиеся совместно с учителем определяют учебную задачу урока: изучить землетрясении как опасное явление природы, причины его возникновения, зоны распространения и последствия.
Совместное открытие новых знаний
В чем измеряется сила землетрясения? В баллах по шкале Меркалли (12-ти балльная сейсмическая шкала). Баллы не являются физическими единицами, но служат для удобства определения относительной силы землетрясения по внешним его проявлениям: воздействие на людей, предметы, строения, природные объекты.
Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы – сейсмографы. Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа – инерционное тело – груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой. Учитель демонстрирует рисунок с изображением сейсмографа. (Приложение. Слайд 2.)
Работа с рисунком учебника «12-ти балльная шкала Меркалли».
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
При какой силе землетрясения колебания улавливаются только специальными приборами? (1 балл)
Какое землетрясение ощущается лишь небольшой частью населения? (слабое, 3 балла)
При какой силе землетрясения откалываются куски штукатурки, происходит легкое повреждение знаний? (6 баллов)
Как называется землетрясение, сопровождающееся образованием крупных трещин в почве, оползней, обвалов, разрушением каменных построек, искривлением железнодорожных и трамвайных рельсов? (уничтожающее)
Какими внешними проявлениями характеризуется 12-ти балльное землетрясение?
Работа учащихся с текстом. Тексты раздаются всем учащимся, и они письменно отвечают на вопросы.
Прочитайте текст.
В газетах, по радио и телевидению часто сообщают примерно так: «Вчера в 17 ч 30 мин по местному времени произошло сильнейшее землетрясение на Филиппинах. Сила землетрясения составила 6,5 баллов по шкале Рихтера. Имеются жертвы и разрушения». В такой информации есть явная путаница. Дело в том, что Чарльз Рихтер – крупнейший американский сейсмолог – усовершенствовал шкалу оценки землетрясений. Только измеряют ею совсем не то, что ощущается наверху, и не в баллах. Шкала Рихтера имеет дело с энергией землетрясений, выделяющейся в очаге. Чтобы объективно сравнивать землетрясения друг с другом, строго оценивать процессы в очаге и выяснять жизнь земной коры и глубоких оболочек Земли, надо иметь шкалу не в баллах, а в физических единицах. В первой половине 20 столетия сейсмологи нашли способ определения энергии отдельного землетрясения, выделившейся в его очаге, как бы глубоко и далеко он ни находился. Они взяли для удобства не сами величины колебаний, которые записываются на ленте сейсмографа, а их десятичные логарифмы. Получилась физическая шкала в единицах от 1 до 9 с подразделением на десятые доли. Условная единица этой шкалы называется магнитудой. Магнитуда – это не сама энергия землетрясения, а величина, пропорциональная ей.
Если нам сообщают, что сила землетрясения 5 баллов, это означает, что никаких повреждений, а тем более жертв, нет. А при магнитуде 5 еще неизвестно, какие были сотрясения и повреждения. Например, известное Ташкентское землетрясение 1966 г. имело магнитуду 5,3 и при этом сотрясения достигли 8 баллов, так что центральная часть города оказалась разрушенной. Но на многие землетрясения с такой же магнитудой жители в краях могут почти не реагировать. Все дело в том, что очаг Ташкентского землетрясения оказался на глубине всего 8 км, да еще под центром города. А будь он на глубине 15-25 км, подземные толчки вызвали бы только панику среди жителей.
(Энциклопедия для детей: Т 4. Геология)
Ответьте на вопросы:
Кто автор шкалы для измерения энергии в очаге землетрясения?
В чем измеряют силу землетрясения по внешним его проявлениям?
В чем измеряют энергию, выделяемую в очаге землетрясения?
Сколько делений в шкале Рихтера?
Как называется прибор, фиксирующий землетрясения?
Зависит ли сила сотрясений от глубины расположения очага землетрясения? Если зависит, то как?
В чем состоит ошибка в информационном сообщении в начале текста?
Причины землетрясений (запись в тетрадь):
1. Деформация земной поверхности с выделением накопленной энергии (тектонические землетрясения)
Происходят такие землетрясения в местах столкновения двух плит. Вы знаете, что земная кора разбита на плиты. На границах между плитами могут происходить три явления:
2. Вулканические землетрясения
В местах, где раздвигаются плиты, за счет тепловой конвекции возникают восходящие потоки, извергающие лаву. Данный процесс сопровождается выделением энергии и порождает вулканические землетрясения.
3. Обвальные землетрясения.
При обрушении значительных скальных, ледовых масс или подземных пещер. К ним так же относятся землетрясения, возникающие во время крупных оползней.
4.Техногенные землетрясения.
Результат взрывов, артиллерийской стрельбы, искусственного обрушения горных пород, движение тяжелого транспорта.
Сейсмически опасные регионы.
Наиболее часто землетрясения возникают в определенных зонах. Зона землетрясений, окружающая Тихий океан, называется Тихоокеанским поясом; здесь происходит около 90% всех землетрясений земного шара. Другой район – это Средиземноморско-Азиатский пояс, протянувшийся от Средиземноморья на восток через Турцию, Иран и северную Индию, где происходит около 5-6% всех землетрясений. Остальные 4-5% землетрясений случаются вдоль срединно-океанических хребтов или внутри плит. (Приложение. Слайд 3.)
Последствия землетрясений:
Их нужно хорошо знать, чтобы быть готовым действовать при возникновении угрозы землетрясения, во время него и в последующий период.
Можно выделить три группы последствий землетрясений:
природные последствия (1).
последствия для городов и населенных пунктов (2).
последствия для человека (3).
Распределите предложенные последствия землетрясений по этим трем группам (Приложение. Слайд 4.):
трещины в почве (1),
рушатся жилые дома (2),
провалы земной поверхности и морского дна (1),
активизация вулканов (1),
травмы (ушибы, переломы, порезы, сдавливания), а также гибель людей (3),
разрыв линий электропередач и газопроводов (2),
возникновение селей, оползней, обвалов, камнепадов (1),
паника среди людей (3),
аварии на предприятиях, на АЭС, химически опасных объектах (2),
на море образование цунами (1),
психические потрясения и расстройства у людей (3),
беспокойное поведение животных (1),
реки могут поменять свои русла (1).
Проверка выполненной работы.
Здоровьесберегающие технологии на уроке
Проводится физкультминутка с музыкальным сопровождением.
Закрепление нового материала
Учащимся предлагается составить вопросы по теме сегодняшнего урока и дать на них ответы. Можно использовать следующие вопросы (Приложение. Слайд 5.):
Сдача тетрадей (проверка работы с текстом).
Выставление отметок.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учащиеся отвечают на предложенные вопросы (Приложение. Слайд 6.):
Домашнее задание § 2.1, подготовить сообщение по темам (на выбор) «Сейсмоопасные регионы Российской Федерации», «Крупнейшие землетрясения в истории человечества».
Используемые интернет-ресурсы:
http://900igr.net/datai/obg/Izverzhenie-vulkana/0006-005-Gekla.png
http://ingenious.ucoz.ru/_pu/0/38790379.png
http://www.ochevidets.ru/userfiles/2014/04/05/7add29d6b4_large.jpg