СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОБЖ по теме "Землетрясение" 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия"»

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова»
















Конспект урока по ОБЖ

по теме

«Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его

возможные последствия»

7 класс









Составил: Шипунова Е.В. учитель ОБЖ

МБНОУ «Гимназия № 17»











Новокузнецкий городской округ, 2016 г.

Конспект урока по теме «Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия»

Цели:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление о землетрясении как опасном явлении природы;

  • изучить причины его возникновения, зоны распространения и последствия.

Развивающие:

  • развитие умения логически мыслить;

  • развитие качеств личности для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность;

  • воспитание ценного отношения к своему здоровью и жизни.


Планируемые результаты:

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе образовательной деятельности,

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация с иллюстрациями, тексты для учащихся, музыкальное сопровождение для физкультминутки.

Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности

Чу! дрожит земли утроба,
Гул несется из травы;
Гром гремит, как в двери гроба
Череп мертвой головы.
Чу! трепещут кровли башен,
Зазывает темный бор.
Разрушителен и страшен
Бурь подземный разговор… (Н.А. Некрасов)

  • Ребята, о каком природном явлении идет речь в стихотворении?

    1. Актуализация знаний

Мы с вами живем в Кемеровской области – сейсмически опасном районе. Крупные землетрясения силой 8 баллов происходили в области, где сейчас находятся Междуреченск и Новокузнецк, в 1898 и 1903 годах. Самое серьезное землетрясение последнего времени в Кузбассе - силой 6 баллов - произошло 14 мая 1995 года. Поэтому нам необходимо знать об этом опасном природном явлении и уметь правильно действовать при его возникновении.


  • Из курса географии 6 класса вы уже знаете, что такое землетрясение. Давайте попробуем дать определение. Заслушиваются ответы учащихся и делается обобщение: землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.

Запись темы урока в тетрадь.

  • Что такое очаг, гипоцентр и эпицентр землетрясения? Заслушиваются ответы учащихся и один из них делает на доске схематический рисунок с указанием этих понятий. Затем учитель проецирует схему на доску и сравниваем две схемы. (Приложение. Слайд 1.) Учитель вводит понятие: изосейсты – условные линии, отделяющие области с разной силой землетрясения в баллах (запись в тетрадь).

  • «Сейсмос» - по-гречески землетрясение. Сейсмология – наука о землетрясениях (запись в тетрадь).

Учащиеся совместно с учителем определяют учебную задачу урока: изучить землетрясении как опасное явление природы, причины его возникновения, зоны распространения и последствия.


    1. Совместное открытие новых знаний

В чем измеряется сила землетрясения? В баллах по шкале Меркалли (12-ти балльная сейсмическая шкала). Баллы не являются физическими единицами, но служат для удобства определения относительной силы землетрясения по внешним его проявлениям: воздействие на людей, предметы, строения, природные объекты.

Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы – сейсмографы. Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа – инерционное тело – груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой. Учитель демонстрирует рисунок с изображением сейсмографа. (Приложение. Слайд 2.)



Работа с рисунком учебника «12-ти балльная шкала Меркалли».

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  • При какой силе землетрясения колебания улавливаются только специальными приборами? (1 балл)

  • Какое землетрясение ощущается лишь небольшой частью населения? (слабое, 3 балла)

  • При какой силе землетрясения откалываются куски штукатурки, происходит легкое повреждение знаний? (6 баллов)

  • Как называется землетрясение, сопровождающееся образованием крупных трещин в почве, оползней, обвалов, разрушением каменных построек, искривлением железнодорожных и трамвайных рельсов? (уничтожающее)

  • Какими внешними проявлениями характеризуется 12-ти балльное землетрясение?



Работа учащихся с текстом. Тексты раздаются всем учащимся, и они письменно отвечают на вопросы.

Прочитайте текст.

В газетах, по радио и телевидению часто сообщают примерно так: «Вчера в 17 ч 30 мин по местному времени произошло сильнейшее землетрясение на Филиппинах. Сила землетрясения составила 6,5 баллов по шкале Рихтера. Имеются жертвы и разрушения». В такой информации есть явная путаница. Дело в том, что Чарльз Рихтер – крупнейший американский сейсмолог – усовершенствовал шкалу оценки землетрясений. Только измеряют ею совсем не то, что ощущается наверху, и не в баллах. Шкала Рихтера имеет дело с энергией землетрясений, выделяющейся в очаге. Чтобы объективно сравнивать землетрясения друг с другом, строго оценивать процессы в очаге и выяснять жизнь земной коры и глубоких оболочек Земли, надо иметь шкалу не в баллах, а в физических единицах. В первой половине 20 столетия сейсмологи нашли способ определения энергии отдельного землетрясения, выделившейся в его очаге, как бы глубоко и далеко он ни находился. Они взяли для удобства не сами величины колебаний, которые записываются на ленте сейсмографа, а их десятичные логарифмы. Получилась физическая шкала в единицах от 1 до 9 с подразделением на десятые доли. Условная единица этой шкалы называется магнитудой. Магнитуда – это не сама энергия землетрясения, а величина, пропорциональная ей.

Если нам сообщают, что сила землетрясения 5 баллов, это означает, что никаких повреждений, а тем более жертв, нет. А при магнитуде 5 еще неизвестно, какие были сотрясения и повреждения. Например, известное Ташкентское землетрясение 1966 г. имело магнитуду 5,3 и при этом сотрясения достигли 8 баллов, так что центральная часть города оказалась разрушенной. Но на многие землетрясения с такой же магнитудой жители в краях могут почти не реагировать. Все дело в том, что очаг Ташкентского землетрясения оказался на глубине всего 8 км, да еще под центром города. А будь он на глубине 15-25 км, подземные толчки вызвали бы только панику среди жителей.

(Энциклопедия для детей: Т 4. Геология)

Ответьте на вопросы:

  • Кто автор шкалы для измерения энергии в очаге землетрясения?

  • В чем измеряют силу землетрясения по внешним его проявлениям?

  • В чем измеряют энергию, выделяемую в очаге землетрясения?

  • Сколько делений в шкале Рихтера?

  • Как называется прибор, фиксирующий землетрясения?

  • Зависит ли сила сотрясений от глубины расположения очага землетрясения? Если зависит, то как?

  • В чем состоит ошибка в информационном сообщении в начале текста?

Причины землетрясений (запись в тетрадь):

1. Деформация земной поверхности с выделением накопленной энергии (тектонические землетрясения)

Происходят такие землетрясения в местах столкновения двух плит. Вы знаете, что земная кора разбита на плиты. На границах между плитами могут происходить три явления:

  • плиты раздвигаются;

  • плиты сдвигаются;

  • плиты скользят одна относительно другой.

2. Вулканические землетрясения

В местах, где раздвигаются плиты, за счет тепловой конвекции возникают восходящие потоки, извергающие лаву. Данный процесс сопровождается выделением энергии и порождает вулканические землетрясения.

3. Обвальные землетрясения.

При обрушении значительных скальных, ледовых масс или подземных пещер. К ним так же относятся землетрясения, возникающие во время крупных оползней.

4.Техногенные землетрясения.

Результат взрывов, артиллерийской стрельбы, искусственного обрушения горных пород, движение тяжелого транспорта.


Сейсмически опасные регионы.

Наиболее часто землетрясения возникают в определенных зонах. Зона землетрясений, окружающая Тихий океан, называется Тихоокеанским поясом; здесь происходит около 90% всех землетрясений земного шара. Другой район – это Средиземноморско-Азиатский пояс, протянувшийся от Средиземноморья на восток через Турцию, Иран и северную Индию, где происходит около 5-6% всех землетрясений. Остальные 4-5% землетрясений случаются вдоль срединно-океанических хребтов или внутри плит. (Приложение. Слайд 3.)


Последствия землетрясений:

Их нужно хорошо знать, чтобы быть готовым действовать при возникновении угрозы землетрясения, во время него и в последующий период.

Можно выделить три группы последствий землетрясений:

  • природные последствия (1).

  • последствия для городов и населенных пунктов (2).

  • последствия для человека (3).

Распределите предложенные последствия землетрясений по этим трем группам (Приложение. Слайд 4.):

трещины в почве (1),

рушатся жилые дома (2),

провалы земной поверхности и морского дна (1),

активизация вулканов (1),

травмы (ушибы, переломы, порезы, сдавливания), а также гибель людей (3),

разрыв линий электропередач и газопроводов (2),

возникновение селей, оползней, обвалов, камнепадов (1),

паника среди людей (3),

аварии на предприятиях, на АЭС, химически опасных объектах (2),

на море образование цунами (1),

психические потрясения и расстройства у людей (3),

беспокойное поведение животных (1),

реки могут поменять свои русла (1).

Проверка выполненной работы.


    1. Здоровьесберегающие технологии на уроке

Проводится физкультминутка с музыкальным сопровождением.


    1. Закрепление нового материала

Учащимся предлагается составить вопросы по теме сегодняшнего урока и дать на них ответы. Можно использовать следующие вопросы (Приложение. Слайд 5.):

  • Кто?

  • Что?

  • Сколько?

  • Верно ли?

  • Дайте объяснения, почему?

  • В чем различие?

  • Согласны ли Вы?

  • Что, если? и др.

Сдача тетрадей (проверка работы с текстом).

Выставление отметок.

    1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учащиеся отвечают на предложенные вопросы (Приложение. Слайд 6.):

  • Теперь я умею … .

  • На уроке для меня было важно … .

  • На уроке мне было сложно …



    1. Домашнее задание § 2.1, подготовить сообщение по темам (на выбор) «Сейсмоопасные регионы Российской Федерации», «Крупнейшие землетрясения в истории человечества».







Используемые интернет-ресурсы:

http://900igr.net/datai/obg/Izverzhenie-vulkana/0006-005-Gekla.png

http://ingenious.ucoz.ru/_pu/0/38790379.png

http://www.ochevidets.ru/userfiles/2014/04/05/7add29d6b4_large.jpg




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!