СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Значение живых организмов в природе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Значение живых организмов в природе"»

Урок биологии в 5 классе на тему: "Значение живых организмов в природе и жизни человека".


Учитель биологии,I квалификационной категории Дугарова Татьяна Владимировна. Учебник: Биология: 5 класс. Пономарева И. Н., Николаев И. В., Корнилова О. А. - М.: Вентана - Граф, 2015. - 128с

Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их взаимосвязи.

Задачи урока:

Образовательные: изучить основные группы живых организмов по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, показать значение биологического разнообразия в природе и взаимосвязи организмов между собой.

Развивающие: продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру общения, формировать экологическое мышление и экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, карточки с изображением растений, животных, грибов.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

  1. Актуализация знаний учащихся царствах организмов

Фронтальный опрос:

на слайде презентации представители разных царств

  1. волк, плесень, медуза, бактерия, крапива, мухомор, кактус, кролик, вирус,лебеда,

  2. подсолнечник, картофель

На карточке описание разных царств

распознать о каком царстве идет речь и выбрать представителей этого царства

1. Узнай Царство

Это самые просто устроенные организмы, их тело состоит всего из одной клетки микроскопических размеров. Они живут во всех средах: в воздухе, в почве, на скалах, даже в горячих серных источниках с температурой 80 градусов, на дне водоемов, полярных снегах, в добытой с огромных глубин нефти. (Бактерии)

2. Среди представителей этого царства есть одноклеточные и многоклеточны. Когда ваша мама или бабушка хочет испечь пирог, она приносит из магазина целую пачку таких организмов. И когда их кладут в сладкую среду для замешивания теста, то они начинают активную жизнедеятельность, при этом выделяя углекислый газ, который поднимает тесто (Грибы)

3. Им достаточно иметь воду, углекислый газ воздуха, и, на свету, растения могут сами производить вещества, необходимые для жизни. Этого не могут ни животные, ни грибы. При этом эти организмы выделяют кислород для дыхания всем живым организмам. (Растения)
4. Организмы, сходных по строению, ученные объединяют в группы. Таких групп много: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, черви, ракообразные, паукообразные, моллюски. Они бывают домашние и дикие. (Животные)

. II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников, просит их прочитать отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:

Все-все,

Все на свете

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нужны все на свете!

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему некоторые организмы можно назвать спутниками человека?”. (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

IV. Изучение нового материала (20 мин.).

Учитель предлагает учебную ситуацию:

Какие эмоции у вас вызывают изображенные организмы какие приятные и какие плохие

Ребята обсуждают и распределяют животных на приятных и неприятных

Найдите в учебнике какие еще организмы я мы можем распределить по этому критерию «полезные», «неполезные» и почему?

По группам работают с карточками. Используя текст учебника находят нужную информацию. Фиксируют в тетрадях группы организмов, обсуждают в парах, полученные знания. Озвучивают сделанные записи.

Задание 2.

1 группа характеризует животных 2 - растений 3 - грибы 4 - бактерии

Охарактеризуй Царство по предложенному плану
1.Название Царства______________________________________________________
2. Полезные и вредные_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Значение в природе и жизни человека.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учащиеся активно и самостоятельно работают в соответствии с алгоритмом рабочей карточки.

2 задание работа в группах с предложенными текстами

прочитать текст и расскажите о значении этих организмов

1 группа

Полезные сорняки

Огородники сталкиваются с тем, что на дачном участке появляются сорняки. Однако не все из них вредны. Узнайте, какие сорные растения полезны для вашей дачи.

Лютик едкий

Настоем этого растения из расчета 1 кг на 10 л воды обрабатывают овощные культуры, чтобы защитить их от тли, щитовки

Одуванчик лекарственный

Этот сорняк используют против клещей, медяницы, тли, щитовки

Осот полевой

Настой из этого растения г может избавить овощные культуры от мучнистой росы.

Паслен сладко-горький

Отвар подходит для борьбы с бабочками, гусеницами, паутинным клещом, тлей.

Полынь обыкновенная и горькая

Эти сорняки помогают бороться с гусеницами капустной белянки, листовертки, моли, тли, совки, пилильщиков. Настой готовят из свежескошенной зелени.

Чистотел большой

Настой из свежих или сухих растений (соответственно 4 и 1 кг на 10 л воды), разведенный водой (1:1) с мылом (40 г), угнетает гусениц капустной белянки, яблонной плодожорки, тли, совок, огневок, пилильщиков.


2 группа

Полезная плесень

Существует ли полезная плесень? Да. Плесень используется при производстве сыров и может быть на поверхности сыра или образоваться внутри. Голубые сыры Рокфор, Горганзола и Стилтон получают внедрением спор плесени Penicillium roqueforti. Сыры Бри и Камамбер имеют белую поверхностную плесень. Плесень, используемая для производства сыров безопасна для употребления в пищу.

«Серая гниль» на винограде помогает создавать вина лучших сортов.( 4, 190)

В начале ХХ века британский биолог Флеминг и его коллеги обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки — причину гнойных поражений. С помощью выделяемых плесенями антибиотиков можно бороться с разнвыми болезнями.

3 группа И волки полезны

Исследования последних лет доказали, что наши предки, объявляя всех хищников врагами, сильно ошибались. Жизнь показала, что не всегда и не везде и не все хищники наши враги. Многие из них очень полезны. Необдуманное избиение ястребов, львов, леопардов, волков часто нарушает равновесие в природе и приносит больше вреда, чем пользы.

Оказывается, даже волки полезны! Не везде и не всегда, конечно. Когда волков много, они поедают немало домашней птицы и домашнего скота – в этом их вред. Но когда волков немного, они выступают в другой роли – полезных санитаров, истребителей неполноценных, нежизнеспособных и больных зайцев, лосей, оленей и других обитателей леса. Как и хищные птицы, они, можно сказать, оздоровляют обстановку в лесу.

4 группа Чистильщики и пионеры

А теперь о главном — о невозможности жизни без грибов и гнилостных бактерий

Развивающаяся на гниющем материале плесень и бактерии делают великое дело. Подавляющее большинство грибов и этих бактерий питается органическим веществом отмерших организмов и растительными остатками, гниющими корнями и травой, опавшими ветками и листьями, экскрементами животных, мёртвыми насекомыми и прочим, то есть являются разрушителями.

группы защищают свои задания

Используя ранее полученные знания, скажите почему невозможна на Земле жизнь без зеленых растений?

Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов.

Существует в природе такой закон который формулируют «все со всем связано»

Давайте попробуем объяснить как связаны эти организмы построим цепь питания используя раздаточный материал (карточки с изображением растений, животных, бактерий)

Учитель предлагает составить цепь питания, доказывающую взаимосвязь организмов, используя раздаточный материал (карточки с изображением растений, животных, бактерий)

V . Первичное закрепление.

А как же быть с вопросом, прозвучавшем в начале урока. Правильно делить все организмы на полезные и вредные. Нужны ли нам ядовитые растения, животные кровососы, бактерии- паразиты? Почему некоторых животных называют вредителями? Что такое сорняки?

Выполняют задание в парах, обсуждают, записывают в тетрадях, озвучивают ответ, корректируют свои записи после проверки.

Выполняют задание. обсуждают результаты.



VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. Человек в своей жизни использует растения для … .

2. Животные, важные для человека … .

3. Сорняки – это … .

4. Для восстановления численности ценных пород промысловых рыб человек ... .

5. Человечеству необходимо сохранять природное равновесие и биологическое разнообразие, потому что …

Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

VII. . Домашнее задание

Учитель озвучивает домашнее §16, стр 62 — 66

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!