Устное собеседование в формате ГВЭ-9 (четыре варианта)

Категория: Русский язык

  Тренировочные материалы для  устного собеседования в формате ГВЭ-9, выложенные  ФИПИ, позволяют правильно выбрать направление подготовки учеников с ОВЗ к этому экзамену.

 

Просмотр содержимого документа
«Устное собеседование в формате ГВЭ-9 (четыре варианта)»

ФИПИ: ГВЭ -9 Сборник тренировочных материалов для подготовки к государственному выпускному экзамену по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2018 г.


ЧАСТЬ I

Задания для подготовки к ГВЭ -9 по русскому языку ( устная форма )

Билет № 1 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.


Когда Сёмка жил у писателя в городе , он читал разные книги про старину , рассматривал старые иконы , прялки ... Этого добра у писателя было навалом . В то же лето, как побывал Сёмка в городе , он стал

приглядываться к церковке , которая стояла в деревне Талице , что в трёх верстах от Чебровки.

Каменная, небольшая , она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу. По каким -то соображениям те давние люди не поставили её на возвышении, как принято , а поставили внизу, под откосом.

Ещё с детства помнил Сёмка , что если идёшь в Талицу и задумаешься , то на повороте, у косогора , вздрогнешь – внезапно увидишь церковь, белую, изящную , лёгкую среди тяжкой зелени тополей. В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени , большая , с высокой колокольней. Она тоже давно была закрыта и дала в стене трещину .

Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что лёгкая , и что открывалась глазам внезапно ... Чебровскую видно было за пять километров кругом – на то и рассчитывали строители . Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся, сразу. Как- то в выходной день Сёмка пошел опять к талицкой церкви . Сел на косогор, стал внимательно смотреть на неё. Тишина и покой кругом . И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит !

Много- много раз видела она, как восходит и заходит солнце , полоскали её дожди , заносили снега... Но вот – стоит . Кому на радость ? Давно уж истлели в земле строители её , давно стала прахом та умная голова , что задумала её такой, и сердце , которое волновалось и радовалось , давно есть земля, горсть земли .

О чём же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту сказку . Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко , тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе на людную городскую площадь – там заметят . Этого заботило что - то другое – красота , что ли ? Как песню спел человек, и спел хорошо. Зачем надо было? Он сам не знал . Так просила душа.

Милый , дорогой человек! Не знаешь, что и сказать тебе. Умеешь радоваться – радуйся; умеешь радовать – радуй.

( По В. М. Шукшину)

Задания

1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста .

2. Расскажите о знаках препинания конца предложения . Какова роль этих знаков в предложении ? Выберите в прочитанном Вами тексте примеры разных знаков конца предложения. Объясните их функции.

3. Расскажите , что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании безударных окончаний имён существительных . Найдите в прочитанном Вами тексте 2 примера употребления имени существительного с безударным окончанием, объясните правописание безударных окончаний в этих словах .




ЧАСТЬ I

Задания для подготовки к ГВЭ -9 по русскому языку ( устная форма )


Билет № 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.


Сейчас я понимаю , что это был пёс- чудак. Странный, необычный и , можно сказать , выдающийся . Если бы он родился человеком, то о нём написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей ». Но тогда, в детстве , его несуразные выходки , наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.

Во- первых, кличка . Звали его Борожай. Найдите на земле ещё одну собаку , которая имеет такое нелепое имя !

Во- вторых, мой пёс был труслив для неприличия . Стоило кому- то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по- бабьи взвизгивал, низко приседал и , петляя, драпал со всех ног

под насмешливое улюлюканье. А я в этот момент был готов провалиться сквозь землю . Вон у Толика Карбышева пёс как пёс! Зовут его Гром, глянет – дрожь до самых пяток пробирает .

В- третьих … Да что там , в- третьих … Всё у этого пса не поймёшь как. Играет с цыплятами … Где это видано: собака играет с цыплятами ?! Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. Тоже мне охотник ! Кошка котят принесла – он от этих котят не отходит , как будто это его родные дети. Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом , те прикрывают глазки , сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат . А двор я охранять буду ?

Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. У соседей загорелся дощатый сарай . Коров они успели вывести , а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься . Жар , дым , он , бедняга, уже не мычит, а стонет. Всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. А Борожай носится кругом , лает по- бешеному, людей зовёт , потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. Тут уж мужики не выдержали , встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили . Насмерть перепуганного, угоревшего , но живого. А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл , забился в дальний угол и задохнулся . Потом, когда огонь потушили, его вытащили .

Странный был пёс! Какая ещё собака в огонь полезет?! Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что имя нечаянно исказили . По- настоящему его звали Поражай. От слова

«поражать »! А отец, наверное , не расслышал , вот и получилась дурацкая кличка . После у нас жили другие собаки . Нормальные. Они лениво сидели на цепи , свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

( По М. Лоскутову)


Задания

1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста .

2. Расскажите об имени прилагательном как части речи . Каковы морфологические признаки имени прилагательного? Какими членами предложения могут быть слова этой части речи ? Найдите в тексте имена прилагательные (не менее 2 примеров), дайте их морфологическую характеристику . Свой ответ обоснуйте.

3. Расскажите , что нужно знать, чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания в бессоюзном предложении . Найдите в прочитанном Вами тексте не менее 2 примеров сложных предложений , части которых связаны бессоюзной связью , объясните особенности постановки знаков.



ЧАСТЬ I

Задания для подготовки к ГВЭ -9 по русскому языку ( устная форма )

Билет № 3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Их было примерно четыреста – мальчишек и девчонок , влюблённых в геологию или археологию , – исследующих памятники Р оссии или суровые будни Великой Отечественной , собирающих предметы старины или народные сказания , песни. И взрослых , помогающих молодёжи в поиске . Они съехались из 40 территорий на слёт юных туристов – краеведов России, который прошёл в Москве и Подмосковье.

На слёте каждый представлял свой уголок Родины и знакомил участников с результатом своей поисковой работы.

Ребята из Мценска рассказали , как вместе с друзьями заинтересовались творчеством и судьбой Афанасия Фета. Оказалось, что даже в музее орловских писателей о нём практически ничего нет . И теперь

интересно искать забытые факты биографии поэта .

Следопыты из Кисловодска увлечены лермонтовской темой , казалось бы, все давно знают о поэте всё, но им удалось создать совершенно новую экскурсию по городу , связанную с именем Лермонтова. С « Героем нашего времени » в руках шли ребята по своему городу. Находили места , в которых происходили описанные Лермонтовым события . К их изумлению , многое сохранилось, нашли даже очень старую липу , по всем признакам явно с той аллеи, что упоминается в « Княжне Мери». Удивительно было стоять возле неё, держа перед собой раскрытую книгу. Или подняться на скалу, где произошла дуэль между Печориным и Грушницким. Дух захватывало , когда

делали исследователи шаг за шагом по родной земле – одновременно по судьбе поэта и его героев . Вот и разработали они свой вариант экскурсии, объединившей все эти поистине заповедные лермонтовские места .

Историки из Липецка познакомили слёт с происхождением народного костюма . Ижевцы – с работой диковинного музея хлеба. Затаив дыхание , слушал слёт рассказ о том , как ребята из клуба « Алые маки» (г . Чебоксары ) отыскивают и с почестями предают земле останки воинов Великой Отечественной войны .

Главный приз слёта вручён Эльвире Кущетеровой из Черкесска. Она изучает историю своего народа, танцует классические танцы и народные. Читает стихи . Поёт. Увлекается туризмом.

– Если хочешь знать , уметь , – говорит Эльвира, – всё успеешь . Я хочу знать историю , обычаи своего народа. Я карачаевка , и очень люблю свой славный уголок Кавказа, где живут люди ста национальностей в доброте и уважении. Вот бы везде так!

– Те, кто создавал древнее искусство арджена, – утверждают ребята из Кабардино - Балкарии, – наверное, чувствовали себя частью природы , удивительно передавали её красоту в узорах ... Теперь мы осваиваем это почти забытое плетение , изучаем народные традиции, учимся понимать природу.

– Приезжайте к нам в Калмыкию, – зовут ребята, – поверьте, что это удивительно богатый , добрый, тёплый, музыкальный край , который зовут серебряным колокольчиком!

Оглянись и ты вокруг . Может быть, и ты найдёшь для себя дело , которое будет интересным тебе и полезным твоему родному краю.

( По материалам периодической печати )

Задания

1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста .

2. Расскажите об основных способах образования слов в русском языке. Найдите в тексте слова, образованные суффиксальным способом и способом сложения ( по 2 примера ).

3. Расскажите , что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании - Н- или - НН- в полных и кратких причастиях и отглагольных прилагательных . Найдите в прочитанном Вами тексте 2 примера слов с - Н- или - НН- , объясните особенности их правописания .

ЧАСТЬ I

Задания для подготовки к ГВЭ -9 по русскому языку ( устная форма )


Билет № 4. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Однажды в детстве отец сильно наказал меня. И причину наказания я до сих пор помню крепко .

Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок , а потом в другой и до школы в этот день я не дошёл . С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку *. Отец дал мне немного денег, чтобы купить книг , на эти - то деньги я и играл, позабыв всё на свете .

Деньги , конечно, вскоре кончились, и я стал думать, где бы достать ещё , и нашёл выход . Я стал обходить все дома в ауле . Я говорил, что завтра приезжают пехлеваны** и вот мне поручили собирать для них деньги . Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру . Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день мои штаны продрались насквозь , а колени исцарапались .

Между тем дома меня хватились. Старшие братья пошли искать меня по всему аулу . И вот я предстал перед судом отца. Больше всего на свете я боялся

этого суда . Отец оглядел меня с головы до ног.

– Расскажи- ка , где ты порвал штаны.

– В школе… зацепил за гвоздь …

– Когда?

– Сегодня.

Отец наотмашь ударил меня ладонью по щеке.

– Если сейчас же не расскажешь всё, как было, ударю плетью.

Страх перед плетью оказался сильнее страха перед правдой, и я

рассказал свои злоключения по порядку начиная с утра. Суд окончился. Три дня я ходил сам не свой . На третий день отец усадил меня рядом , погладил по голове , расспросил , что проходим сейчас

в школе, какие у меня отметки. Потом неожиданно спросил:

– Ты знаешь, за что я тебя побил?

– За то, что играл на деньги .

– Нет , не за это .

– За то, что порвал штаны.

– Нет , и не за штаны. Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек ? Ты ведь не девчонка , чтобы ходить всё время по тропочке.

– За то, что не пошёл в школу.

– Конечно, это большая твоя ошибка: с неё начались все твои несчастья в этот день . Побил же я тебя, мой сын , за твою ложь. Ложь – это не ошибка, не случайность, это черта характера , которая может

укорениться. Это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит всё поле так, что негде будет прорасти доброму семени . На свете нет ничего страшнее лжи . С этого часа ты будешь говорить только правду . Иди .

Я пошёл , мысленно дав себе клятву никогда не лгать .

(По Р. Гамзатову )

* Стукалка – род азартной карточной игры. ** Пехлеваны – воины - богатыри, борцы .

Задания

1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста .

2. Расскажите о местоимении как части речи . Каковы грамматическое значение и морфологические признаки местоимения? Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Найдите в прочитанном Вами тексте не менее 2 примеров местоимений , укажите их морфологические признаки. Обоснуйте свой выбор .

3. Расскажите , что нужно знать, чтобы не ошибиться в расстановке знаков препинания при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом. Найдите в прочитанном Вами тексте 2 примера предложений с обособленным обстоятельством, объясните особенности постановки запятых .










Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас