СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Имидж библиотеки и библиотекаря в современном обществе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет полезна для проведения библиотечного мероприятия. Имидж библиотекаря современная и актуальная тема.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Имидж библиотеки и библиотекаря в современном обществе"»

Тема: Имидж библиотеки и библиотекаря в современном обществе

Тема: «Имидж библиотеки и библиотекаря в современном обществе»

Цели урока:

Образовательная: закрепить и систематизировать знания учащихся об истории создания книги, развитии книгопечатания; показать важную роль книги, библиотеки, библиотекаря в жизни человека.

Развивающая: развивать навыки и умения находить и обрабатывать информацию. Формировать познавательную и социальную компетентности.

Воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к познанию нового, к книгам, к чтению, к благородной профессии библиотекаря.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, проектор, презентации, выставка книг.



























Ход урока

  1. Организационный момент.

Библиотекарь. Здравствуйте, ребята и дорогие наши гости. Прозвенел звонок, начинается урок. А какой у нас урок?

Урок у нас интересный и занимательный. Называется он библиотечный. Учащиеся должны быть внимательными, сосредоточенными и активными.

II.Сообщение, представление темы, цели и задач урока, ожидаемых результатов.

Библиотекарь. Тема нашего библиотечного урока – «Имидж библиотеки и библиотекаря в современном обществе». Проведем мы библиотечный урок в форме устного журнала. Листая страницы нашего журнала, мы изучим путь книги от глиняной до электронной. Узнаем, как менялся имидж библиотеки с давних времен до XXI века. Совершим виртуальную экскурсию по красивейшим библиотекам мира. Познакомимся с благородной и значимой профессией библиотекаря.

III.Представление необходимой информации.

Библиотекарь. Прежде чем открыть первую страницу устного журнала, давайте с вами отгадаем загадку:

Хоть не шляпа, а с полями.

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает всем понятным языком.

(Книга)

Народная мудрость учит: «В мире есть три главные ценности: хлеб, чтобы быть здоровым и сильным, женщина, чтобы не прервалась нить жизни, и книга, чтобы не оборвалась связь столетий».

Ведущая 1. Открываем наш журнал.

Страница первая – «Книга – великое чудо!»

Ведущая1. Семь чудес света создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, медную статую бога Гелиоса и маяк в Александрии.

Есть и ещё одно чудо света, не менее удивительное, оно знакомо каждому из вас, но мы настолько привыкли к этому творению человеческого разума, что редко задумываемся над историей его создания. А чудо – вот оно: лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить посоветовать, ободрить, рассказать об интересных событиях. Мы говорим о КНИГЕ, об этом гениальнейшем изобретении человечества. В книгу вложен труд людей десятков разных профессий: лесорубы валили лес, рабочие на бумажной фабрике изготовили из этого леса бумагу, металлурги сварили металл для полиграфических машин. А потом трудились наборщики, печатники, переплётчики.

Ведущая 2.Первые книги не были похожи на современные. Книги появились с возникновением письменности. У разных народов был разный способ письма и использовались разные материалы для создания книг. В окрестностях города Ига, который находится в Перу в Южной Америке найдены десятки тысяч камней с рисунками, схемами, картами звездного неба, изображениями людей, животных и т.д.В Индии писали на пальмовых листьях, которые аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет.

Ведущая 3.В России писали на коре деревьев. Для изготовления книг, бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, придавали ей нужную форму. Береста становилась эластичной и мягкой. Для письма Русиче использовали костяные палочки.

Для лучшей сохранности глиняные таблички, на которых делали записи, обжигали на огне. Иногда записи были длинными и занимали много табличек. Каждая такая книга состояла из десятка или даже сотен «страниц» уложенные в деревянные ящики.

Ведущая 1.В Древнем Египте, а позднее в Греции и Риме, для письма использовали длинные свитки. Писали египтяне тонкой палочкой, используя черную и красную краску. Свитки делали из папируса, хрупкого писчего материала, изготовленного из растения речного тростника с высоким, толстым стеблем, который рос на берегу Нила.

Чтобы папирусной книгой было легко пользоваться, к концам свитков прикрепляли палочки и наматывали на них свитки. К палочкам прикрепляли бирки-титулюсы,на которых писали названия книг. Свернутые свитки укладывали в круглые деревянные, кожаные или глиняные футляры.

Ведущая 2.Изобретателем печатного станка стал житель немецкого г. Майнца-Иоганн Гуттенберг. В 1456 г. Он напечатал свою первую печатную книгу-42-строчную библию. Первая печатная книга в России вышла в свет в 1564г. В первой государственной типографии-Московском печатном дворе. И была отпечатана русским мастером Иваном Федоровым.

Ведущая 3.Оформлениекниги — один из этапов подготовки рукописи к изданию.

Оформление разрабатывает арт-директор или верстальщик.С понятием оформления книги тесно соприкасаются понятие типографики, процессы набора и редактирования. Термин «оформление книги» был принят в советской литературе. В наши дни более популярны термины «книжный дизайн» или «дизайн книги».

Ведущая 1.Электронная книга-это электронное устройство, куда вы можете бесплатно поместить целую библиотеку книг и иметь её в своём кармане или в дамской сумочке. Одно устройство чтения электронных книг может хранить сотни и тысячи книг. Электронную книгу значительно проще транспортировать, за счет меньшей массы и объема, по сравнению с печатными книгами Начертание и размер шрифта может изменяться динамически Электронная книга позволяет отображать анимированные картинки, мультимедийные клипы или проигрывать аудиокниги. А так же встроенные программы-синтезаторы речи позволяют озвучивать тексты и слушать музыку.

Библиотекарь. Ребята, а какие загадки о книгах вы знаете?

(Ученики загадывают загадки и говорят пословицы о книгах).

– Языка не имеет, а у кого она побывает, тот много знает. (Книга)

– Склеена, сшита. Без дверей, а закрыта. Кто ее открывает, тот много знает. (Книга)

– Не рубашка, а сшита. Не куст, а с листочками. Не человек, а разговаривает. (Книга)

– Лежит на полке и молчит. Возьми, открой – заговорит. Расскажет вам про все на свете. Дружите крепко с нею, дети! (Книга)

Библиотекарь. С давних времен библиотеки величали «Дом мудрости», «Аптека для души». Библиотеки имеют богатую давнюю историю.



Страница«Сокровищницы человеческой мудрости»

Ведущая 2. Когда появились книги и жизнь без них стала невозможной, то их надо было где-то содержать. Так и возникли книгохранилища, или библиотеки. Библиотека, в переводе с греческого – книга и шкатулка, хранилище. О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации. Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамеса Второго археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

Ведущая 3. Первая библиотека появилась в третьем тысячелетии до нашей эры (Египет, Китай). Библиотека в переводе с греческого означает «книгохранилище». Все важнейшие события, происходившие в государственной и общественной жизни древних народов, записывались наиболее грамотными людьми в специальные рукописи манускрипты. Такими людьми были священнослужители — жрецы, поэтому большинство рукописей сосредотачивалось в храмах, но там они не были доступны другим людям.

Ведущая 1. Одним из первых, кто понял необходимость создания специальных общественных мест, где можно было не только хранить рукописи, но и дать возможность всем грамотным пользоваться ими, был мудрый ассирийский царь Ашшурбанипал. Этот передовой человек своей эпохи создал в Ниневии — столице Ассирии — первую национальную библиотеку Ассирийского государства.

Ведущая 2. Первые библиотеки на Руси появились в XI-XII веках при монастырях. Одна из них была основана в Киеве при Софийском соборе в 1037 году.

Первые светские российские библиотеки появились в XVIII веке при Академии наук и Московском университете.

Первая библиотека общественного пользования, доступная всем желающим, ныне Государственная публичная библиотека имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, была открыта в Санкт-Петербурге 1814 году. Считается, что самая большая на земном шаре — это Российская государственная библиотека в Москве. В ее фондах насчитывается более 30 миллионов печатных изданий на 243 языках мира. Двадцать два зала библиотеки способны одновременно принять 2500 человек.

Ведущая 3. Самыми крупными зарубежными книгохранилищами являются Библиотека Конгресса США в Вашингтоне и Библиотека Британского музея в Лондоне. А вот самая маленькая «библиотека» в мире находится в индийском городе Амритсаре: в ней хранится… только одна книга.

В Лондоне находится единственная в мире библиотека, всецело посвященная женщинам.

В ее фондах — более 20000 книг, много журналов, газет, в которых рассказывается о жизни, деятельности и достижениях женщин всех времен и народов.

Ведущая 1. Самый строгий закон против похитителей библиотечных книг действует в канадском городе Гатино. Те, кто не возвращает книг вовремя, платят крупный денежный штраф. Если же и после этого человек не расстается с книгой, то угодит в тюрьму на срок до двух месяцев.

Ведущая 2. Самая маленькая библиотека в мире находится в небольшом английском городке Уэстбери-саб-Мэндип. Она работает 365 дней в году, 24 часа в сутки, а помещением ей служит обычная телефонная будка. Точнее не обычная, а известная на весь мир красная британская телефонная будка, такие в последнее время из-за популярности мобильной связи постепенно уходят в историю. Британский оператор связи BritishTelecom за символическую плату в один фунт, готов продать их любомужелающему. Покупателями в основном являются изобретательные британцы, которые превращают их в художественные инсталляции, душевые, кладовки. Так, жителям Уэстбери-саб-Мэндип, пришла в голову замечательная идея, сделать из будки самую маленькую библиотеку в мире. Внутри будки они установили полки, на которых и расставили книги, а также DVD диски. На полках библиотеки более ста различных наименований: от классики, до современных бестселлеров и кулинарных книг.

Страница «Имидж библиотеки и библиотекаря в современном мире»

Библиотекарь. Говорят, что на земле есть три святые профессии: учитель, врач и библиотекарь.

Следующая страница нашего журнала познакомит вас с ответственной, значимой и благородной профессией библиотекаря и его местом в современном обществе.

Ведущая 3. С давних времен библиотеки были документальной памятью человечества, центром духовности, книжным отображением всех явлений мировой жизни. Представление о том, что библиотека-это помещение для хранения документов, относится к самым ранним проявлениям библиотечной мысли. С XVII века слово библиотека толкуется как дом книжный, или книгохранилища. Для хранения книг требовалось специальное помещение. С развитием библиотечного дела вставал вопрос организации библиотечных зданий. Сегодня дизайну библиотек уделяется большое значение. И хотя не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.

Ведущая 1. Огромное значение для библиотеки играет ее благоприятный образ — имидж. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массах эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам и ресурсам. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов: создание уюта и доброжелательной атмосферы в библиотеке.

Ученик(в образе старца).Легенда о юноше библиотекаре

Было у отца три сына. Перед смертью он подарил каждому по книге и завещал распорядиться подарком кто как захочет и посадить на могиле отца по одному желудю. Похоронили отца, как он сказал, так и сделали. Старший сын продал свою книгу и купил кое-что нужное для хозяйства. Средний поставил книгу на видное место как память об отце, а младший взял свою книгу и пошел к людям.

Куда бы он не заходил, в каждом доме он давал почитать отцовскую книгу или читал и рассказывал сам. И люди благодарили юношу, кормили, давали ему приют на ночь. А когда бывали в его родной деревне, то обязательно ходили на могилу отца и благодарили за хорошего сына, который с помощью умной книги подарил им много правильных мыслей, сделал добрее их сердце.

Прошло время. Желудь старшего сына сгнил и пропал; среднего дал слабенький росточек, который вскоре пожелтел и засох. А из желудя младшего сына начал быстро расти молодой дубок, который перегнал березы и сосны и пошел вверх, раскинул навстречу небу и облакам свои могучие ветви.

Много весен и зим минуло с тех пор. Люди забыли имена сыновей, но мудрые семена знаний из отцовской книги дали крепкие ростки. Одно поколение сменялось другим, и только вечнозеленым оставался тот дуб, подпирает ветками небо и грозно спорит с молниями. Вот такая легенда о юноше-библиотекаре, который принес людям знания. Это сделало парня бессмертным.

Ведущая 2. Для некоторых библиотекарь - это человек, который сохраняет, охраняет книги, ограничивая доступ к ним определенными правилами и инструкциями. Для других - эрудированная личность, благодаря которой можно получить информацию которая поможет в поиске, подскажет новые идеи. Третьи - считают библиотекарей "неудачниками", интеллектуальными людьми, которые не смогли себя реализовать и оказались в библиотеке. Четвертые, наоборот - завидуют возможности быть среди книг, среди новой информации и памяти веков.

Ведущая 3. Библиотекари могут относиться и как к учителю, который объяснит, научит, подскажет, и как к психотерапевту, которому можно открыть душу и получить, если не совет, то, по крайней мере, понимание.

Имидж библиотекаря — это имидж современного делового человека, владеющего знаниями, умениями, навыками, которые позволяют ему быстро, чётко и профессионально выполнять заданные функции, обеспечивать комфорт при получении читателем всего спектра библиотечных услуг.

Ведущая 1. К профессионализму, деловитости и всемерному уважению читателя можно добавить ещё одно понятие — красота. Библиотекарь — это красивый внутренне и внешне человек, который должен работать в условиях повышенной комфортности и эстетичной среды. Сегодня библиотеки превращаются в центры общения, межкультурной коммуникации, усиливается значимость коммуникативной составляющей в деятельности библиотекаря, библиотеки, а, следовательно, и их имиджа.

Страница «Известные библиотекари»

Ученица 1. Поэт и ученый Каллимах обратил на себя внимание царя Птолемея II, был приглашен ко двору и назначен на один из высоких постов в Александрийской библиотеке. Каллимах проработал в ней более 20 лет и пользуясь ее материалами, написал более 800 научных сочинений по истории, грамматике.

Ученица 2. Эратосфен считается одним из выдающихся ученых и писателей эллинистического мира. Приехав в Александрию, стал учеником Каллимаха. С 235 г. Эратосфен – глава Александрийской библиотеки и остается им свыше 40 лет.

Ученица 3.Ярослав Мудрый (около 978–1054), великий князь киевский (с 1016 г.), вошел в историю как выдающийся политический деятель XI века, автор первого на Руси кодекса законов «Русская правда».Ярослав Мудрый – создатель первой крупной библиотеки на Руси.

Ученица 1. В 1812 г. Крылов поступает работать в Императорскую Публичную библиотеку. Это кардинально изменило его образ жизни. Он отказывается от своей страсти – карточной игры. Он прослужил в библиотеке 29 лет – сначала помощником библиотекаря, потом библиотекарем и, наконец, заведующим Русским отделением.

Ученица 2. Джакомо Джироламо Казанова – итальянский авантюрист. Последние 13 лет своей жизни он служил библиотекарем у графа Вальдштейна в Духцовском дворце в Богемии.

Ученица 3. Николай Фёдорович Фёдоров, родился 7 июня 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Летом 1867 г. он пешком добрался до Москвы, где перебивался временными заработками, но в 1869 г. ему удалось устроиться помощником библиотекаря в Чертковскую библиотеку.

В 1874 г. он уже занимает должность библиотекаря Румянцевского музея, на которой оставался четверть века. В последние годы жизни работал библиотекарем в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел.

Ученица 1. Иоганн Вольфганг фон Гете, будучи министром культуры герцогства Саксен–Веймар–Эйзенах, много внимания уделял развитию библиотек и организации их работы. Он был убежден в том, что «активный ученый – плохой библиотекарь, как прилежный художник – плохой инспектор картинной галереи».

Страница «Поэтическая»



Чтец 1. Библиотекарь – это не призванье,

А состояние особое души...

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять,

Он проведёт, как надо все уроки,

И выручит, лишь кто-то заболел,

Он не забудет встречи, даты, сроки,

Перелопатит за день массу дел.

Его присутствие обычно незаметно,

Его отсутствие заметно сразу всем,

В духовном смысле – человек совсем не бедный,

Но это не решает всех проблем...

Чтец 2. Уютные кресла, картины.

Цветов аромат, тишина.

На полках любви балерины,

Прекрасных идей семена.

За кафедрой, словно аптекарь,

Подыщет для сердца бальзам,

Приветливый библиотекарь,

Магистр просвещенья, сезам.

Ваш гид по бескрайним просторам,

По стройным рядам стеллажей

В прилежность своим формулярам

С любовью встречает друзей.

Как стражник, стоит разделитель,

Здесь полки для книг о любви,

А рядом живут ожиданьем

Журналы, газеты, стихи.

Истории, очерки, факты,

Философов древних труды,

Экзотикой дышат трактаты,

Вот фэнтези чистой воды.

По мягким ковровым дорожкам

Читатель идёт за мечтой,

Душа, прикасаясь к обложке,

Печатной цветет красотой.

Страница «Музыкальная»

(«Библиотекарь» Владислав Шубин) Приложение №1

Рефлексия

Библиотекарь. (Метод «Микрофон»)

Что интересного вы сегодня узнали?

Какими положительными эмоциями вы хотели бы поделиться с товарищами?

В нашей школьной библиотеке много интересных книг! Читайте! Никто и ничто не заменит книгу в будущем, она всегда ведет нас за собой, вдохновляет, учит быть мудрыми, добрыми и справедливыми.

Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

(Сергей Михалков)



Список использованной литературы

1. Алхутова,Г.А. Основы библиотечного имиджа/ Г.А.Алхутова. – М.:Литература,2008 – 224с.

2. Кабачик, О.Л. Размышление об этикете: Профессия библиотекаря /О.Л.Кабачик// Библиотека. – 1995. – №12. – С.32-35

3. Немировский, Б. С книгой через века и страны/ Б.Немировский .– М.:Просвещение,1964. – 384с.

4.Николаева, Л. Учись быть читателем/ Л.Николаева. – М.:Просвещение,1982. – 191с.

5.Чирва, А. Книга в твоих руках/ АЧирва. – М.:Просвещение,1985. – 144с.








Приложение №1

Владислав Шубин «Библиотекарь»

Сколько чудесных событий ты мне подарил,

В мир удивительных грез дорогу открыл.

Шорох страниц книг, радость души миг –

Трудно представить, как без тебя бы я жил.

Припев:

Спасибо тебе, спасибо,

Что делаешь мир красивым!

Счастья тебе, душ наших лекарь -

Библиотекарь!

Знаешь, герои романов, рассказов, поэм

Сколько моих беспросветных решили проблем?

В будней моих круг снова войдет друг,

Незаменимый никем, несравнимый ни с чем.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!