СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».»

5 класс

Конспект урока

Тема: В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

Цели:

Познакомить с началом жизненной и творческой биографии В. А. Жуковского; рассказать об истории создания сказки «Спящая царевна».


Планируемые образовательные результаты:

Знание основных сведений о жизни и творчестве В. А. Жуковского, истории создания, содержания и героев сказки; понимание роли творчества В. А. Жуковского в русской литературе; умение описывать произведения живописи.


Ход урока



1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Хочу убедиться, что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой.

3. Определение темы урока.

-Наш урок я хочу начать словами одного текста.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

- Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.

4. Работа с портретом

. - Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

- Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд.

Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами автор сказки «Спящая царевна».

5. Работа над биографией поэта


Саша готовил сообщение о жизни и творчестве поэта. ОЦЕНКА!!!

(Родился в 1783г. в Тульской губернии. Отец - тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

- Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г.)

— Назовите первое произведение В.А. Жуковского? (1802г. В журнале «Вестник Европы»)

– О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

6. История создания сказки В.А. Жуковского.

-Ребята, а что такое состязание?


-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным.

Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- Кто же выиграл это состязание?

Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

7. Физкультурная минутка

- А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.

8. Актуализация имеющихся знаний.

- Давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке

-Какие роды литературы вы знаете? (эпос, лирика, драма)

К какому роду принадлежит сказка? (эпос)

Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые и сказки о животных)

-Что такое литературная сказка? (Русская литературная сказка (русская авторская сказка) — литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию русской фольклорной сказки, и соединяющий авторскую самобытность и русские народные традиции).

9. Анализ содержания сказки.


  • Итак, ребята, вы прочитали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?

- вступление, зачин - стихотворный текст

- концовка - необычные герои

- положительные и отрицательные герои - необычные имена

- эпитеты - автор

  • Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)

  • А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?

( авторские, литературные)

  • Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмотрим, действительно ли произведение « Спящая царевна» - литературная сказка? (доказываем)

  • Обратимся к композиции, сюжету, героям.

  1. Сказочный зачин (зачитываем)

  2. Концовка (зачитываем)

  3. Герои положительные и отрицательные (называем)

  4. Развитие сюжета (месть, нарушение запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение)

  • Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? (добро побеждает зло)

А теперь поговорим о сказочных героях.

  • Кто герои сказки? Наделены ли они именами? (ответы)

  • Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)

  • Обычен ли герой? ( нет)

  • И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)

Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)

  • Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описывающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)

Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение.

  • Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? (украдено 12 блюдо)

  • А может, есть другая причина? (Она хромоногая, старая, злая).

Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)

  • Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)

  • Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)

  • Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)

  • Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)

  • Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)

  • Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)

  • Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)

  • Как сбывается предсказание злой колдуньи? (принцесса заснула)

  • Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)

  • Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)

Появляется новый герой. Кто он? ( принц)

  • Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)

  • Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)

  • И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)

  • Найдите описание спящей царевны. ( чтение)

Словарь: Ланиты –щёки (устар.)

- Какой же была царевна?

- Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.

Постоянные эпитеты: губки алые, руки белые

Авторские эпитеты: пламя сонное очей, на воздушный тонкий стан

  • Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)

  • Каков финал сказки?

  • Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)

  • Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.

Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка, к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)

  • Почему? (волшебство, волшебные вещи)

Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:



Черты народной сказки

Черты литературной сказки

Зачин


авторство


Концовка


необычные имена


Постоянные эпитеты


необычные герои


Сюжет волшебной сказки


стихотворная форма


Победа добра над злом








Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)



Домашнее задание

стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)

Итог урока. Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!