Просмотр содержимого документа
«В помощь аттестующимся учителям ИЗО»
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.
С 1998 года работаю в МОУ Чернокоровская СОШ учителем ИЗО и черчения. Стаж педагогической работы – 13 лет. В 2007 присвоена 1 квалификационная категория. С самого начала работы, как и у любого начинающего педагога, у меня возникли проблемы разнопланового характера. Анализируя эти проблемы, я пришла к выводу, что они являются характерными для любой сельской, а в данном случае ещё и малокомплектной школы:
отсутствие необходимого количества педагогических кадров;
малочисленность классов;
невозможность дифференцированности;
застаивание традиционных методик обучения;
наличие большого количества социально – неблагополучных семей на селе.
Данные проблемы появились в ходе возникновения несоответствий и противоречий между:
возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной, нравственной подготовки подрастающего поколения и ограниченностью образовательных возможностей сельской школы, отсутствием концепции устойчивого развития нормативно – правовой необеспеченностью её деятельности в изменившихся социально – экономических условиях;
повышением социальной и культурной роли школы, сельского учителя в условиях свёртывания социокультурной сферы села, отсутствием средств на учебно – методическое оснащение образовательного процесса, в том числе дополнительного образования на селе.
Развитие системы образования на селе можно рационализировать, внедряя современные технологии и методы обучения, сопоставляя их с условиями существования образовательного учреждения. Основными проблемами сельской школы являются: отсутствие необходимого количества педагогических кадров, малочисленность классов, невозможность дифференцированности, застаивание традиционных методик обучения, наличие большого количества социально – неблагополучных семей на селе.
В ходе анализа всех видов технологий, мною была определена наиболее отвечающая всем желаемым результатам обучения в школе модульная технология обучения. Во внедрении такой технологии в образовательный процесс общеобразовательной школы, предугадывается решение наибольшего количества проблем и ликвидация недостатков существующего процесса обучения. Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Такая технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Отличие модульного обучения от других систем состоят в следующем: цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать; изменяется форма общения преподавателя с учащимися; учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
В 2007-2008 учебном году началась разработка и апробирование модульной программы по черчению в 8 классе. Внедрение решила проводить частично: традиционное преподавание с элементами модульной технологии. Для внедрения ограничилась разработкой 6-ти модулей, методикой концентрированного обучения (один день в неделю – полностью предмет черчение). Результатом чего является положительная динамика качества успеваемости обучающихся, стопроцентная успеваемость на первом же году внедрения технологии.

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011
Класс | Года | Неуспева- ющие | Базовый уровень | Повышенный уровень |
| | число | % | число | % | число | % |
8 класс | 2007-2008 | - | - | 14 | 100 | 12 | 86 |
9 класс | 2008-2009 | - | - | 14 | 100 | 14 | 100 |
8 класс | 2009-2010 | - | - | 12 | 100 | 12 | 100 |
9 класс | 2010-2011 | - | - | 12 | 100 | 12 | 100 |
На достигнутом не останавливаюсь, разрабатываю учебные элементы, как по черчению, так и по другим предметам, вовлекаю коллег, заинтересовываю, призываю к инновациям в образовательном процессе.
Являясь учителем изобразительного искусства, работаю по теме: «Роль ИЗО в развитии культурно – эстетического уровня учащихся». Сделав самоанализ проведённых занятий, пришла к выводу, что учащиеся более склонны к совместной творческой деятельности.
В рамках интеграции учебной деятельности очень часто проводятся совместные уроки «ИЗО – черчение», «ИЗО – технология», «ИЗО – история», «ИЗО – МХК», «ИЗО – Культура Урала и народные традиции» и другие.
Занимаюсь рассмотрением проблем психолого – педагогического сопровождения педагогического процесса, о чём так часто сейчас говорят педагоги – психологи. Мною были изучены методики «Арт – терапии», «Методы рисуночной диагностики» и работа знаменитого педагога – психолога Макса Люшера «Цвет твоего характера». В результате применения элементов этих методик на уроках цветоведения, были сделаны выводы, что уроки ИЗО могут служить идеальной базой для выявления, корректировки и устранения умственной и психической нестабильности учащихся, не отклоняясь от поставленных обучающих целей уроков. Результаты преподавания: при стопроцентной успеваемости стопроцентное качество обучения.
Результатами внеурочной деятельности являются:
1 и 2 место на районном слёте Юннатов, 2007 г.;
2 место в районном конкурсе ДПИ, посвящённом Дню Матери, 2007г.;
грамота за участие в районном конкурсе ИЗО «Богатырская сила», 2007г.;
грамота за участие в районном этапе интеллектуально - творческой игры «ЭкоКолобок»,2007г.;
2 место на районном слёте Юннатов, 2008г.;
грамота за участие в районном конкурсе агитбригад «Мы выбираем жизнь!», 2008г;
1 место в номинации «Экологический костюм» в районном конкурсе показ мод «Золотая катушка», 2008г.;
грамота за участие в районном смотре – конкурсе «Лучший отряд ЮИД», 2008г.;
грамота за участие в районном конкурсе рисунков по ПДД, 2009г.;
грамота за участие в муниципальном конкурсе «Соображалки»,2009г.;
грамота за участие в районном фестивале творчества, посвящённом Дню Матери, 2009г;
1 (Разуева Диана) и 2 (Бутакова Инна) места в территориальном конкурсе «Мы выбираем будущее!». 2010г.;
грамота за участие в районной выставке ИЗО «Я «НЕТ!» скажу войне!», 2010г.;
1 место в районной интеллектуальной игре «Соображалки» в номинации в номинации «Самая музыкальная команда», 2010г.;
2 место в конкурсе художественной самодеятельности и 3 место в конкурсе плакатов на 52-м районном летнем туристическом слёте, 2011г.;
2 место (Разуева Диана) в дистанционном мероприятии I Всероссийского конкурса рисунков «К звёздам!», 2011г.;
1,1,2 места в районном конкурсе рисунков, посвящённом Дню Пожарной охраны, 2011г.;
Личные достижения:
грамота правительства Свердловской области администрации южного управленческого округа за большой вклад в реализацию областной государственной программы «Родники», 2007 г.;
1 место в районном конкурсе «Семья года -2008»;
благодарность УО ГО Богданович за участие в районном конкурсе «Учитель года -2009»;
1 место в презентации стендовых докладов на августовской пед. конференции, 2009, 2010г
диплом издательского дома «Первое сентября» за предоставление педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»,2010г.;
грамота лауреата конкурса творчества специалистов образования «Грани таланта» в номинации ДПИ, 2010г.; 2011г.;
сертификат финалистки окружного конкурса «Я – сельский учитель», 2010г.
грамота областного центра развития молодёжи за организацию в ОУ международного дистанционного проекта «ЭМУ-2011»;
3 место в конкурсе «Осенний букет» на туристическом слёте работников образования; 2011.