СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды аэробики с различными направлениями.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке представлены несколько видов направленых на оздоровление, повышения уровня работоспособности. 

Просмотр содержимого документа
«Виды аэробики с различными направлениями.»

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………… ………4

1.ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ АЭРОБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ…………………………………...……………….6

1.1 Ритмическая гимнастика………………..………….….6

1.2 Дыхательная гимнастика………….…………….…….7

1.3 Гимнастические упражнения в воде (аквааэробика)...8

2.ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ…..9

2.1 Атлетическая гимнастика…………….………….……9

2.2 Шейпинг-система………………….………….….… 11

2.3 Калланетика………………………………….……..…12

3. ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ……………....13

3.1 Упражнения восточных оздоровительных систем гимнастики……………………………………………………...…13

3.2 Стретчинг - гимнастика…………….......…………...14

4. ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ЛЕЧЕБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ………………………………….……….……....15

4.1 Гигиеническая гимнастика…………………..………15

4.2 Лечебная гимнастика………..…………………….….15

5. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ…............17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….….……………..18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………………..19













ВВЕДЕНИЕ



В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья и физической подготовленности населения. Это одна из самых актуальных проблем государственного строительства, укрепления державы, становления ее политической, экономической и социальной независимости. Здоровье нации – это залог его процветания, это тот решающий фактор, потенциал, который в конечном итоге определит судьбу любых реформ.

По определению всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Наша страна всегда уделяла большое внимание физической культуре и здоровью населения и имела хорошо зарекомендовавшие себя в свое время виды и формы оздоровительной гимнастики, программы физической рекреации. Но эти формы не соответствовали всемирным требованиям. Оздоровительные виды гимнастики предусматривали выполнение упражнений производственной гимнастики, физкульт минуток в учебном заведении и на производстве, занятий в группах «Здоровья». Чёткая организация занятий, строгие требования к точности выполнения упражнений, оказывали, в большей степени, педагогическое воздействие на занимающихся, чем развивающие. Эти формулы не давали необходимой аэробной нагрузки, не развивали гармонично мышцы и связки, не учили рационально питаться и вести здоровый образ жизни в той мере, как это сделала западная оздоровительная индустрия. Отдельные виды возникли как средства физической реабилитации и рекреации (степ-аэробика, калланетика и др.). Позже они приобрели широкую популярность и стали частью западной оздоровительной культуры.

В настоящее время эти новые не традиционные виды двигательной активности успешно применяются и в отечественной массовой физической культуре. К таким видам можно отнести ритмическую (аэробику) и атлетическую (бодибилдинг) гимнастики, их сочетание (шейпинг), каллонетику, стретчинг, ушу, хатха-йогу, дыхательную гимнастику и др. Использование таких упражнений предает занятиям оздоровительной гимнастикой новую эмоциональную окраску. Способствует их оживлению, повышает интерес к занятиям дает определенные знания и умения в использовании этих средств и самостоятельных занятиях, профилактике болезней и улучшении здоровья.


Оздоровительные виды гимнастики являются основной частью системы физического воспитания и наилучшим образом решают многие задачи, типичные для физического воспитания в целом, но воплощаемые в специфических формах оздоровительной направленности.

К настоящему времени разработан и фактически опробирован целый ряд комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства – доступность, простота реализации и эффективность. Количество различных упражнений оздоровительной направленности бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики поможет классификация по признаку их преимущественной направленности. В данной работы представлены следующие виды оздоровительной гимнастики: аэробного воздействия, направленной на развитие гибкости, лечебного воздействия.

Воздействие этих видов оздоровительной гимнастики на органы многогранно. Они могут оказывать профилактическое действие с целью совершенствования функциональных возможностей организма, повы9ение его работоспособности и сопротивляемости к неблагоприятным условиям компенсировать недостаток физической активности, а так же положительно влиять процесс восстановления здоровья и трудоспособности, ликвидации последствий заболеваний и повреждений.




1. ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ АЭРОБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1.1. Ритмическая гимнастика (РГ)


Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, стилизованные формы ходьбы, бега, прыжков и танцевальных элементов, исполняемые под эмоциональную музыку ритмического характера преимущественно поточным методом. С помощью этих средств можно дозировать величину физиологической нагрузки на организм, управлять психологическим состоянием занимающихся, повышать их активность на занятии.

Комплекс ритмичной (аэробной) гимнастики состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части занятия движения выполняются отдельными звеньями тела в быстром и умеренном темпе с целью психологической и функциональной настройки на занятие.

Основная часть занятия, направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств (силы, ловкости, выносливости и др.). Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы однотипные упражнения не следовали руг за другом, чтобы упражнения силового характера предшествовали упражнениям на растягивание, чтобы в проработку последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги и туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения – бег, прыжки, танцевальные шаги.

Заключительная часть занятия направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой.

Минимальная нагрузка на занятиях РГ должна соответствовать, в среднем, 130 уд/мин. Оптимальный пульсовой режим для людей среднего возраста 110-130 уд/мин., для молодых – 130-150 уд/мин.

Тренирующий эффект достигается при 2-3 занятиях в неделю продолжительностью 30-45 мин.

В РГ можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся друг от друга содержанием и построением занятия. К оздоровительным направлениям РГ относятся: классическая аэробика, гимнастика с использованием базовых шагов; танцевальная, где используются различные стили и направления (салса, рок, диско, фанк, хип-хоп, латина, ситиджем и др.); аэробика с использованием предметов и приспособлений (степ, слайд, фитбол и др.). Характерной чертой оздоровительных видов ритмической гимнастики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается работа кордиореспираторной системы на определенном уровне, что и дает оздоровительный эффект.

1.2. Дыхательная гимнастика


Дыхательная гимнастика – это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.

Существует много систем дыхательной гимнастики. Это дыхательные упражнения йогов, созданные много веков назад, и парадоксальная гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой. Это система дыхания К. П. Бутейко, пришедшего к более чем парадоксальному выводу: «чем больше глубина дыхания, тем здоровее человек, моложе и т.д.», и многие другие системы дыхательной гимнастики, созданные на Западе и Востоке.

Обычное дыхание человека весьма поверхностно, оно захватывает только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет улучшения. Специальные упражнения заставляют работать легкие в более полном объёме, увеличивая тем самым количество поступающего в кровь кислорода.

Дыхательные упражнения имеют три главных назначения:

  1. Улучшить дыхание во время выполнения упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.

  2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность.

  3. Вырабатывать умение дышать всегда правильно, оказывая тем самым постоянное воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт печень и др.)

Основой дыхательных движений является правильная последовательность наполнения легких воздухом при вдохе и, главное, освобождение их от воздуха, обедненного кислородом, при выдохе. Этим обеспечивается равномерное участие в дыхании всех долей легких, что позволяет избежать застойных явлений в отдельных их частях; волнообразность дыхания, оказывающая благотворительное влияние на внутренние органы своим массирующим воздействием.

За основу правильного дыхания берется полное дыхание йогов. Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живёт. Дышать же следует реже, но выдыхать глубже: частота дыхания должна быть в пределах 10 вдохов и 10 выдохов в 1 мин в спокойном состоянии или не должны превышать 40 полных дыхательных актов за то же время в процессе напряженной физической работы. Дышать надо ритмично в основном через нос. На начальном этапе рекомендуется дышать так: вдох – 8 с, задержка дыхания – 4 с, выдох – 8 с, задержка – 4 с. В ходьбе можно синхронизировать дыхание с количеством шагов или биением пульса.

Очищающее дыхание. Сделав медленно полный вдох, ненадолго задержать воздух и потом короткими и сильными толчками выдыхать его через губы, сложенные трубочкой, не надувая щек. Кончик языка прижать к нижним резцам, без напряжения. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. На первых порах можно выполнять не более трех актов очищающего дыхания. Это дыхание выветривает задерживавшийся в легких остаточный воздух, углекислоту. Оно эффективно при усталости.

Энергетизирующее дыхание – «задувание свечей». Сделать полный вдох и задержать дыхание, сколько приятно. Сложить губы трубочкой и выдохнуть весь воздух за три резких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу. С первым выдохом воздух выходит из живота, со вторым – из груди, с третьим – из верхушек легких. Голова и туловище держатся прямо. Упражнение выполняется сильно, с задором.

Стимулирующее шипящее дыхание. Полный вдох, задержка и растянутый выдох через рот. Воздух выходит последовательно из живота, груди, верхушек легких как можно медленнее и весь, издавая свистящий звук, как при произнесении звука «с». Сопротивление выходящему воздуху создает язык..

Упражнения на дыхание лучше всего включать в подготовительную и заключительную части занятий оздоровительной гимнастикой.

Наиболее выраженный эффект вызывают те программы, в которых предполагается оптимальное сочетание частоты, продолжительности и интенсивности занятий. Желаемые результаты можно получить только после долгих недель тренировок. Так, программы, продолжительностью 8-10 недель, вызывают лишь незначительные изменения в организме.


1.3. Гимнастические упражнения в воде (аквааэробика)


Аквааэробика - это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.

Использование аквааэробики, по мнению Т. А. Кохана (1999), способствует решению следующих задач: улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитие физических качеств (выносливости, силы и координации); коррекция телосложения; повышение уровня работоспособности; положительное влияние на психику человека.

Создаваемое водной средой физическое, механическое, температурное воздействие является причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем. При регулярных занятиях происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких.

Отдача тепла человеческим телом в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе. При этом в организме активизируется обмен веществ. В результате расходуется в несколько раз больше энергии, чем при той же работе на суше, что приводит к уменьшению жировых отложений.

Человек в воде почти полностью теряет свой вес, поэтому при выполнении упражнений снижается нагрузка на мышцы и суставы, что практически исключает возможность получения травм и растяжений. Кроме того, необходимо отметить положительное воздействие воды как своеобразного массажера.

Кроме оздоровительной направленности, аквааэробика служит средством реабилитации после травм.

2. ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ


2.1. Атлетическая гимнастика


Атлетическая гимнастика (АГ) - это система упражнений с различными отягощениями (масса собственного тела, гантели, штанга, преодоление сопротивления амортизаторов, различных тренажеров), направленных на укрепление здоровья, развитие силы и формирование красивого телосложения. Разнообразие упражнений и возможность точно регулировать нагрузки делает это важное средство оздоровления доступным для людей разного пола и возраста.

В настоящее время в развитии АГ можно условно выделить два направления - массово-оздоровительное и спортивное, каждое из которых имеет свои характерные черты и особенности.

При планировании занятий с использованием средств АГ и с целью достижения оздоровительного и развивающего эффекта необходимо придерживаться определенных правил.

Силовые упражнения в занятии должны охватывать по возможности все основные группы мышц, акцентируя внимание на наименее развитых.

Необходимо использовать различные режимы мышечной работы и их сочетания.

Соблюдать режим питания, распорядок дня, личную гигиену и полноценно отдыхать.

Наиболее целесообразно тренироваться днем или вечером, но не позднее чем за 1,5-2 часа до сна, не ранее чем через 1-1,5 часа после еды.

Практические занятия, независимо от форм проведения, подразделяются на подготовительную, основную и заключительную части (соотношение по продолжительности 20, 70 и 10 %).

Главной задачей подготовительной части является подготовка организма к выполнению основной тренировочной нагрузки. Достигается это использованием различных видов ходьбы, бега на месте (прыжков через скакалку) с постепенным увеличением темпа и амплитуды, общеразвивающих упражнений с силовым акцентом. Особое внимание следует уделять развитию гибкости. В подготовительной части предпочтительно использовать музыку ритмического характера.

Основная часть отражает цель и суть атлетической тренировки. В ее содержание входит выполнение специального комплекса атлетических упражнений, строго дозированных по объему повторений, весу отягощений, темпу и амплитуде выполнения. В качестве методов организации занимающихся применяются индивидуальный, групповой и метод круговой тренировки.

Начальный курс тренировки предполагает включение в комплекс по одному упражнению на все основные мышечные группы. Количество повторений в одном подходе от 8 до 15. Последние 2-3 повторения в серии должны выполняться с большим трудом.

Чередование упражнений в комплексе осуществляется по принципу переключения (например: из исходного положения - сидя, стоя, лежа, на мышцы сгибатели-разгибатели и т.п.). На этом этапе целесообразно больше включать упражнения на специальных станках и тренажерах. Использовать блочные устройства и амортизаторы с тем, чтобы обеспечить .оптимальные траектории и амплитуды движений. Преобладающим является изотонический (динамический) режим, мышечной деятельности.

Очень важно постепенно увеличивать вес отягощений. Форсирование нагрузки зачастую приводит к серьезному утомлению, к состоянию перетренированности.

По истечению 2-3, месяцев систематических занятий следует этап более качественной и углубленной проработки мышечных массивов, тренировка все более индивидуализируется с акцентом на слабые звенья и диспропорции фигуры. Программа строится на основе попеременного использования 2-3 комплексов, в каждом из которых приоритетную нагрузку получают 3-4 мышечные группы. Используется по 2-3 .упражнения на каждую группу. Количество повторений остается в тех же пределах, однако число подходов (серий) увеличивается до 2-4.

Предпочтительно объединять в одном комплексе упражнения на следующие мышечные группы:

сгибатели, разгибатели рук - сгибатели, разгибатели бедра - брюшной пресс - мышцы шеи;

мышцы груди - мышцы спины - мышцы голени;

плечевой пояс - мышцы бедра - брюшной пресс - мышцы предплечья.

Не исключаются и иные сочетания, однако важно соблюдать следующие правила:

не использовать в одном занятии упражнений на крупные мышечные массивы (например: разгибатели спины - разгибатели ног);

не нагружать мышцы только одной части тела (например: руки, плечевой пояс, грудь);

чередовать упражнения, выполняемые из различных исходных положений - сидя, стоя, лежа;

упражнения на мелкие мышечные группы выполнять в конце основной части тренировочного занятия.

Периодичность смены упражнений .в комплексе - через 2-3 месяца. Объем и интенсивность на этом этапе стабилизируются. Дальнейшее увеличение напряженности тренировочной нагрузки нежелательно, учитывая оздоровительно-поддерживающий характер занятий. Главный итог такого режима - высокая физическая и умственная работоспособность, поддержание оптимального веса тела и должных функциональных показателей здоровья.

Функциональное назначение заключительной части выражается в приведении организма в относительно, спокойное состояние. В ее содержание входят спокойная ходьба, бег в медленном темпе, упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием. Применяется музыка успокаивающего характера.

Занятие силовыми упражнениями сопровождается напряжением, поэтому важно правильно регулировать дыхание. Максимальное усилие выполняется на неполном вдохе без задержки дыхания, а в паузе между повторениями надо сделать 1-2 дыхательных цикла (вдох - выдох).

Упражнения циклического характера, повышающие аэробные возможности организма, можно использовать 1-2 раза в неделю во внетренировочные дни. Чрезмерное повышение объема этих средств может отрицательно сказаться, на результатах атлетической тренировки. Для поддержания должного уровня здоровья и работоспособности допустимо обходится только средствами АГ.

2.2. Шейпинг-система

Шейпинг (от англ. shaping - придавать форму, формировать) - это система физических упражнений для женщин, в которой применяют РГ и индивидуальную работу по атлетизму с целью формирования красивой (с ориентацией на выбранную модель) фигуры и улучшения функционального состояния организма.

Система шейпинг предусматривает периодическое проведение антропометрических изменений занимающихся, а также их тестирование на выявление своего исходного состояния (физическое развитие, уровень функциональных возможностей организма, недостатки фигуры, тип нервной системы и др.) Результаты этих обследований служат отправной позицией при составлении и корректировке, индивидуальной программы занятий и комплексов упражнений.

Комплексы состоят из упражнений для .подготовительной части занятия (она проходит по типу РГ) и основной. В последней применяются так называемые ударные серии, каждая из которых ориентирована воздействовать на отдельную мышечную группу, а так же упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах.

В подготовительной части занятия каждое упражнение повторяют 4-16 раз. В основной части дозировку определяют в зависимости от уровня подготовленности занимающихся: количество упражнений в серии - 3-5 и больше, количество повторений каждого упражнения - 20, 40, 50 и больше раз, некоторые упражнения - до отказа. Большая дозировка упражнений способствует "сгоранию" внутримышечного и подкожного жира, работающих мышц и оказывает на них тренирующее, увеличивающее силу воздействие. В сериях, целесообразно сочетать упражнения статического характера с динамическими.

После нескольких "ударных" серий занятия группой прерываются и девушки в течение 10-15 минут работают каждая по своей заранее подготовленной индивидуальной программе над определенной частью тела, нуждающейся в коррекции. Чаще всего упражнения выполняются на тренажерах, а также используются различные отягощения, амортизаторы, применяются упражнения на гимнастической стенке, с партнером и т.п. Затем снова следуют групповые занятия с применением ударных серий и упражнений на развитие гибкости и подвижности в суставах.

Заключительная часть - как в РГ. Общее время занятий' - 50-60 мин (подготовительная часть - 20 %, основная - 70 %, заключительная - 10 %). В ходе занятий сообщаются знания о рациональном питании, вырабатывается оптимальный режим отдыха и работы, осуществляется текущий контроль за деятельностью функциональных систем организма.

По мере тренированности проводится текущее тестирование, на проверку произошедших сдвигов в организме и необходимость корректировки программы воздействий.


2.3. Калланетика


Калланетика - это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Нагрузку в упражнениях повышают за счет увеличения времени удержания определенной позы. Автор этой программы американка Каллане Пинкней. Она предложила выполнять упражнения в тишине, без музыки, которая, по ее мнению, отвлекает от занятий, не дает возможности сосредоточиться на влиянии движений. Этим калланетика напоминаем йогу. Рекомендуется во время занятий смотреть на себя в зеркало.

Программа предусматривает выполнение физических упражнений интенсивно в течение 1 часа два раза в неделю.

Комплекс упражнения состоит из четырех частей, в каждой из которых выполняются упражнения для различных групп мышц и упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах.

"Один час калланетики дает организму столько, сколько 7 часов классической гимнастики или 24 часа аэробики", - уверяет К. Пинкней. Позднее, когда занимающиеся обретут стройную фигуру, занятия проводятся ежедневно по 15 мин. При выполнении упражнений избегают резких движений, чрезмерного напряжения, используют в основном изгибы, наклоны, прогибы, поднимание ног и туловища в положении лежа, полушпагаты, покачивающие движения с акцентом на растяжение мышц.

  1. ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ. НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ


    1. Упражнения восточных оздоровительных систем гимнастики


Многие физические упражнения восточных оздоровительных систем гимнастики, таких как индийская хатха-йога и китайская ушу требуют проявления повышенной гибкости в суставах, особенно в тазобедренных и плечевых.

Гимнастическая методика индийской хатха-йог.и предусматривает развитие гибкости для удержания различных статических поз - "асан". Собственно, комплекс упражнений йоги состоит из набора "асан" с задержкой в каждой позе от нескольких секунд до минуты и более и медленных переходов от данной позы к другой. Насчитывается 8 млн. 400 тыс. асан. В настоящее время используются только 84 асаны, а 32 из них являются наиболее важными для занимающихся йогой.

При освоении и выполнении упражнений хатха-йоги следует иметь в виду, что их можно условно подразделить на четыре группы в зависимости от направленности основных воздействий на те или иные органы и функции организма. К первой группе относятся позы для полного отдыха. Вторая группа предназначается главным образом для развития пластичности мышц спины и сухожилий ног, а также для развития подвижности. позвоночника и ребер. Упражнения третьей группы предназначаются для улучшения функции органов брюшной полости и симпатического ствола вегетативной нервной системы. А также укрепления мышц туловища. Упражнения четвертой группы прежде всего рассчитаны на улучшение функций головного и спинного мозга, укрепление памяти, слуха, зрения и обоняния, нормализацию работы пищеварительного аппарата, щитовидной железы, развитие мышц шеи и плеч.

Занятия хатха-йогой соединяют в себе методы достижения искусства напряжения и расслабления мышц. Основанные на формуле: растяжение, релаксация, глубокое дыхание, усиленная циркуляция крови и концентрация.

Чтобы имитировать удары ногой в ушу, необходимо выполнять быстрые махи максимальной амплитуды вперед и в сторону, а также некоторые медленные перемещения из одного статического положения в другое, все эти движения требуют проявления • гибкости. Для развития подвижности, в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах применяют упражнения кругового характера с использованием палок различного размера (от стандартных до длинных), утяжеленных веревок, т.е. традиционных для ушу предметов. Следует подчеркнуть, что элементы ушу, близки к нашим традиционным упражнениям гимнастического и акробатического характера, однако любой элемент ушу должен связываться с объяснением его смысла.


    1. Стретчинг – гимнастика


Занятия, построенные по методике стретчинг (англ. $ге1сп^ -растягивание), включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Считается, что предшественниками современного стретчинга являются позы йоги и других древних восточных систем.

Такие статические упражнения способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности сухожилий и связок.

Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться рядя требований:

  1. При подборе упражнений стретчлига следует руководствоваться тем, что гибкость не является единым двигательным качеством и проявляется в различных сочленениях по-разному. Например, большая гибкость в тазобедренных суставах еще не гарантирует подвижности в плечевых суставах. Поэтому для каждого сустава и группы мышц „необходимо подбирать соответствующие упражнения на растягивание.

  2. При крайне разогнутых, приведенных положениях суставов не покачиваться. Растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии некоторое время (5-30 с).

  3. Прежде чем включать упражнение в занятие, надо знать, какая конкретно группа мышц при этом растягивается.

  4. Все движения должны находиться в пределах индивидуального диапазона подвижности сустава. Вначале следует применять легкий стретчинг. Он отличается тем, что выполняется в полностью расслабленных стойках, вызывающих приятные ощущения. Лишь после этого можно переходить к развивающим (растягивающим) упражнениям стретчинга.

  5. В процессе выполнения упражнения дышать спокойно и ритмично. При этом дыхание состоит из коротких вдохов(через нос) и выдохов (через рот). Этот круг "нос - рот" обеспечивает максимальное насыщение брюшной полости воздухом, диафрагма служит точкой опоры механического растягивания.

  6. Прекратить упражнение сразу при появлении острых болевых ощущений. Дрожание в теле или растягиваемой конечности также является симптомом слишком сильной нагрузки на сустав, и в этом случае следует принят расслабляющую стойку.

  7. Прежде чем включать упражнение в занятие, следует убедиться в его безопасности.

  8. Не стоит выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц. План занятия следует максимально разнообразить.

Прежде чем приступить к занятиям по методике стретчинга, следует провести

тестирование занимающихся на подвижность. Это позволит установить ее исходный уровень в различных сочетаниях, подобрать соответствующие упражнения, объективно судить об эффективности занятий и вносить коррективы. Для этой цели рекомендуются определенные тесты, подготовленные Шведским центральным спортивным союзом. Они включают в себя как пассивные, так и активные движения. Результаты тестов могут быть выражены величиной угла между конечностями и туловищем или конечностями: амплитуда движений в оценивается сантиметрах.

4. ВИДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ЛЕЧЕБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

4.1. Гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика, являясь средством физического воспитания, обеспечивает оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливает работоспособность, повышает эмоциональный тонус и жизнедеятельность организма в целом, оказывает профилактическое воздействие в условиях профессиональной деятельности.

С точки зрения физиологического воздействия, упражнения гигиенической гимнастики тонизируют весь организм занимающихся и снимают общее утомление.

В качестве средств гигиенической гимнастики используются ОРУ, прикладные и дыхательные упражнения в сочетании с ходьбой, легким бегом и водными процедурами, массажем и закаливанием организма.

Гигиеническая гимнастика может проводиться утром, днем и вечером. Это определяет различную гигиеническую направленность комплексов упражнений.

Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимальной дееспособности организма после сна; днем аналогичные упражнения выполняют для предупреждения или снятия утомления, противодействуя отрицательным влияниям бытовой гипокинезии. Вечерние занятия способствуют снятию дневного напряжения и благотворно влияют на последующий ночной сон.

Все эти упражнения легко дозируются и не требуют особых возрастных ограничений.

4.2. Лечебная гимнастика


Лечебная гимнастика (ЛГ) - метод применения физических упражнений с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья, трудоспособности и предупреждения осложнений заболевания. ЛГ является основой лечебной физической культуры (ЛФК) и обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с диагнозом врача.

На отдельных этапах курса лечения ЛГ способствует предупреждению, осложнений, а так же ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений, сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

Действующим фактором ЛГ являются специально подобранные гимнастические упражнения - строевые упражнения. Разновидности передвижений и танцевальные шаги, ОРУ без предметов и с различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.), упражнения на гимнастической стенке, скамейке, на гимнастических снарядах и прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание).

Широкое применение получили специальные аппараты и тренажерные устройства (механотерапия). В кабинетах ЛФК различные тренажеры применяются для более эффективного восстановления организма человека после болезней и травм. Они позволяют выполнять движения в облегченных условиях, дозировать нагрузку на определенные группы мышц и функциональную систему, щадя поврежденные звенья, способствуют восстановлению утраченных функций отдельных мышечных групп, общей и специальной работоспособности, помогают устранять атрофию мышц и тугоподвижность суставов.

Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма. Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся. В основе лечебного действия упражнений лежит их способность влияния на процессы возбуждения и торможения, протекающие в коре головного мозга. Упражнения оказывают через нервную систему оздоровительное и общеукрепляющее влияние на весь организм больного, повышая его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды.

Основной формой занятия является процедура, или урок ЛГ. Упражнения подбираются исходя из рекомендаций лечащего врача. Они назначаются больному с лечебно-профилактическими целями. Комплексы составляются как из специальных упражнений (применительно к данному заболеванию), так и из упражнений, оказывающих общее воздействие на организм Упражнения подбираются простые, доступные больным; нагрузка в уроке (процедуре) постепенно возрастает, последовательно включаются в работу различные мышечные группы. Общая продолжительность занятий - 30-60 мин.

С больными, где важна точность физической нагрузки, проводятся индивидуальные занятия.

Разновидностью ЛФК на современном этапе являются нетрадиционные виды оздоровительной гимнастики: коррекционная, релаксационная, восстановительная, дыхательная, суставная и т.д.

5. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ

Условием, которое в решающей степени определяет 'эффективность оздоровительной тренировки, является знание изменений, происходящих в организме в результате применения физических упражнений. Чем глубже известно исходное состояние организма и необходимый результат, чем объективнее произведено сопоставление бывшего и достигнутого состояния, тем более верными окажутся поправки, коррекции, которые будут использованы и процессе систематических занятий физическими упражнениями.

Такие данные позволяют контролировать ход занятий оздоровительными видами гимнастики, т.е. сознательно руководить им. Для решения этой задачи существуют определенные методы педагогического контроля и оценки физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма включающие в себя: методы педагогического контроля, связанные с визуальной оценкой (на взгляд) инструментальные методы, методы тестирования, методы функциональных проб, методы индексов, а также методы учета объема и интенсивности нагрузки.

Визуальный метод позволяет оценить состояние осанки, рельефность мускулатуры (по внешним признакам), форму грудной клетки, спины, ног, стопы, технику выполнения упражнения (выполнено или не выполнено, если выполнено, то как).

Инструментальные методы ВКЛЮЧАЮТ в себя применение простейших приборов для антропометрических измерений, а также современную диагностическую и управляющую аппаратуру, которая позволяет контролировать временные, пространственные, динамические характеристики движений и функциональные возможности организма.

Метод тестирования включает в себя использование контрольных упражнений - тестов, которые позволяют определить уровень тренированности занимающихся физическими упражнениями в конкретных проявлениях двигательной деятельности.

Методы функциональных проб позволяют определять состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Тесная функциональная взаимосвязь между сердечно-сосудистой и дыхательной системами, с одной стороны, и физическая работоспособность организма, с другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации организма к мышечной деятельности.

Очень удобным для оценки физического развития является метод индексов. Под индексом понимаются показатели соотношения отдельных изменений тела человека, выраженные в математических формулах. Согласно числу и характеру показателей индексы делятся на массово-ростовые и грудно-ростовые. Индексы используются лишь для приблизительной, сугубо ориентировочной оценки телосложения и устанавливают типичную, наиболее распространенную связь между различными показателями тела человека.

В практике занятий физическими упражнениями физические нагрузки принято также оценивать по объему и интенсивности работы, выполняемой в занятии. Под объемом понимают количество каких-либо принятых единиц измерений работы (например, количество дней тренировок, занятий, часов, упражнений, повторений движений в каждом упражнении). Под интенсивностью понимают количество работы, выполняемой занимающимися в определенную единицу времени (например, в чае, в одном занятии, в недельном цикле).

Для учета объемов выполняемой нагрузки по перечисленным факторам необходимо систематически вести дневник. Интенсивность физической нагрузки легко характеризуется по результатам измерений ЧСС. Между этими показателями наблюдается определенная взаимосвязь. При ЧСС до 130 в I мин нагрузка считается малая; 131-150 - умеренная; 151-165 - средняя: 160-180- -большая; свыше 180 - максимальная нагрузка. Эти показатели рассчитаны на здорового человека.

В любом случае общее заключение о степени физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма должно строится на основе комплексной оценки, учитывающей результаты испытаний по нескольким методам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема улучшения физического здоровья студентов является актуальной и её необходимо решать. Значение этой проблемы возрастает, если учесть, что труд студентов характеризуется однообразием рабочей позы, низкой двигательной активностью, нервно-психологическим напряжением. Человеческий организм запрограммирован на беспокойное существование. Эта программа предусматривает определённый рациональный уровень двигательной активности, объём которой обеспечивает нормальное функционирование нашего организма.

Профилактическое, развивающее и лечебное влияние физических упражнений на организм становиться более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а так же массажа.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

Наши методические указания помогут студентам укрепить здоровье, сохранить высокую работоспособность, повысит устойчивость организма к нежелательным стрессовым воздействиям.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Уч.пособ.для техникумов м.: Высш.Шк., 1986

  2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Уч.для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Гуманит.изд Центр ВЛАДОС, 2001

  3. Журавин М.Л., Меншиков Н.К. Гимнастика: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений. -.: Издательский центр «Академия», 2001

  4. Лапутин А.Н. Атлетическая гимнастика. – К.: Здоровья, 1990

  5. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб.для студ.высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд Центр ВЛАДОС, 2003

  6. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры. – М.:Физкультура и спорт, 1987

  7. Смолевский В.М., Ивлев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. – М.: Просвещение, 1992

  8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. -.: Издательский центр «Академия», 2002


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!