СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды контроля и оценки знаний по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды контроля и оценки знаний по географии»

  Виды  контроля и оценки знаний по географии

 В последнее время появилось множество публикаций о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». Таким образом, понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с ФГОС осуществляется в двух основных направлениях:

·        оценка уровня освоения дисциплин (результат образования);

·        оценка компетенций обучающихся (процесс образования).

Цель данной статьи – попытка рассмотреть   совокупность оценок качества образования по учебной дисциплине «География».

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся  в процессе контроля.

 Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Качество обучения - это выстроенный преподавателем процесс, в результате которого обучающийся  усвоил данный материал. Поэтому, очень важно правильно  поставить цель контроля знаний обучающихся, чтобы оценить уровень их знаний.

В учебном процессе мною используются следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый,  самостоятельная работа, дифференцированный зачет. Каждый вид контроля несет определенную функцию.

Предварительный контроль (диагностический контроль)  провожу в начале учебного года, полугодия, на первых уроках нового раздела учебной дисциплины. Цели данного контроля:

·        проверка ранее полученных знаний и освоенных умений обучающихся;

·        изучение уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала.

Действительно, на основе данных предварительного контроля  строится изучение нового материала, предусматривается повторение, организуются межпредметные связи, актуализируются знания, невостребованные до того времени.

         На первых этапах обучения с целью анализа хода формирования знаний и умений провожу текущий контроль, так как  это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Это дает преподавателю и обучающемуся возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.  Текущий контроль особенно важен для преподавателя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Текущий контроль начинаю с устного опроса, как диалог с одним обучающимся, так и со всей группой. Для учебного диалога тщательно отбираю систему вопросов, которые оценивают не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознать ее, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие исторические понятия. При  данном контроле обучающийся может иметь право на ошибку, участвуя в совместном с преподавателем анализе исторических событий. В результате оценка выставляется на основе аналитических суждений. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Следующей формой текущего контроля является самостоятельная работа.  Проводится она фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить обучающийся, который пропустил много учебных занятий, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Также  использую индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе. Для этих категорий обучающихся предлагаю методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки обучающегося, воспитания уверенности в собственных силах.

Одним из важных видов текущего контроля на уроках географии является тематический, который проводится по завершении изучения большой темы. Вопросы данного контроля  рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Функции тематического контроля следующие:

·        систематизировать и обобщить материал всей темы;

·        путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебной дисциплины.

Особой формой письменного контроля являются графические работы, такие как: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Цель данных работ – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития каждого обучающегося и группы в целом.

Систематический контроль знаний и умений обучающихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение преподавателем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности обучающихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для обучающихся должен быть действительно обучающим, следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности обучающихся, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях обучающихся, повышает эффективность самого процесса обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!