СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата и особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация подготовлена для выступления по обмену опытом в работе с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании. по адаптированной программе  "Воронежцы". Виды нарушений опорно-двигательного аппарата и особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования изучены мною на курсах и в процессе самобразования для организации результативной работы с детьми с НОДА.

Просмотр содержимого документа
«Виды нарушений опорно-двигательного аппарата и особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования»

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата и особые образовательные и  социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования   Педагог дополнительного образования ДТДиМ  Овчинникова Е.М.

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата и особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования

Педагог дополнительного образования ДТДиМ

Овчинникова Е.М.

Ключевые вопросы доклада  и основные содержательные аспекты     Введение  Виды нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА)   Этиология НОДА  Особенности формирования моторной сферы обучающихся С нарушениями опорно-двигательного аппарата   Особенности формирования ВПФ детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата   Особые образовательные и социокультурные потребности детей С нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях дополнительного образования    Специальные условия для организации образовательного процесса детей с НОДА.  

Ключевые вопросы доклада и основные содержательные аспекты

 

  • Введение

  • Виды нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА)

 

  • Этиология НОДА

  • Особенности формирования моторной сферы обучающихся

С нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

  • Особенности формирования ВПФ детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

  • Особые образовательные и социокультурные потребности детей

С нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях дополнительного образования

 

  • Специальные условия для организации образовательного процесса детей с НОДА.

 

В рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» подготовлен ряд пакетов по ООУ для детей с ДЦП

ПАКЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Содержание

  • Введение. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)…………………………………...………………….85

 

  • Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДА………………………………………………………….………………..89

 

  • Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с НОДА……………………………………………………….……………….91

 

  • Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с НОДА……………………………………………………………………………93

 

  • Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с НОДА…………………………………….….…….97

 

  • Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного

пользования детьми с НОДА………………………………………………………………………………………………………….……………..98

 

  • Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального

пользования детьми с НОДА………………………………………………………………………………………………………….……………..99

 

  • Методические рекомендации по проведению групповых коррекционных занятий с детьми с НОДА…………………………….…………102

 

  • Методические рекомендации по проведению индивидуальных коррекционных занятий с детьми с НОДА………………….………..……104

 

  • Методические рекомендации по обеспечению доступа детей с НОДА в здания организаций,

осуществляющих образовательную деятельность………………………………………………………………………….…………..……

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)       это группа хронических двигательных расстройств, имеющих генез органического или периферического типа.   Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.   Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.        

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)

 

 

  • это группа хронических двигательных расстройств, имеющих генез органического или периферического типа.

 

  • Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

 

  • Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

 

 

 

 

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата   1 ) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит, последствия перенесенных нейроинфекций; 2 )врожденная патология опорно-двигательного аппарата: вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, косолапость и различные деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии формирования пальцев кисти, артрогрипоз; 3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, системные заболевания скелета: туберкулез, опухоли костей, остеомиелит, рахит, хондродистрафия.

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

  • 1 ) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит, последствия перенесенных нейроинфекций;
  • 2 )врожденная патология опорно-двигательного аппарата: вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, косолапость и различные деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии формирования пальцев кисти, артрогрипоз;
  • 3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, системные заболевания скелета: туберкулез, опухоли костей, остеомиелит, рахит, хондродистрафия.
Этиология НОДА   Эндогенные воздействия   Врождённая патология развития   деформация конечностей   миопатия – мышечная слабость   артрогрипоз – искривление конечностей   ахондроплазия – отставание в росте конечностей    Приобретённая патология развития   заболевание полиомиелитом (85%)   травмы   деформации опорно-двигательного аппарата

Этиология НОДА

Эндогенные воздействия

 

  • Врождённая патология развития

 

  • деформация конечностей

 

  • миопатия – мышечная слабость

 

  • артрогрипоз – искривление конечностей

 

  • ахондроплазия – отставание в росте конечностей

  

  • Приобретённая патология развития

 

  • заболевание полиомиелитом (85%)

 

  • травмы

 

  • деформации опорно-двигательного аппарата
Этиология НОДА Экзогенные воздействия   Нарушение санитарно- гигиенических норм и правил    недостаточная двигательная активность   неправильная посадка за столом   неудобная (тесная) обувь и одежда   постоянное ношение портфеля   неправильная (мягкая) постель   неправильно подобранная мебель    

Этиология НОДА

Экзогенные воздействия

 

  • Нарушение санитарно- гигиенических норм и правил

 

  • недостаточная двигательная активность

 

  • неправильная посадка за столом

 

  • неудобная (тесная) обувь и одежда

 

  • постоянное ношение портфеля

 

  • неправильная (мягкая) постель

 

  • неправильно подобранная мебель

 

 

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ    Большую часть (89%) среди детей с нарушениями ОДА составляют дети с церебральным параличом. Детский церебральный паралич (ДЦП) – обусловлен органическим поражением мозга, которое возникает во внутриутробном развитии плода, во время родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными расстройствами, парезами, параличами, насильственными движениями, нарушениями координации.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Большую часть (89%) среди детей с нарушениями ОДА составляют дети с церебральным параличом. Детский церебральный паралич (ДЦП) – обусловлен органическим поражением мозга, которое возникает во внутриутробном развитии плода, во время родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными расстройствами, парезами, параличами, насильственными движениями, нарушениями координации.

Особенности формирования моторной сферы обучающихся с НОДА 1. Нарушение мышечного тонуса; 2. патологические изменения в формообразовании позвоночника, костей, позных тонических рефлексов и т.д.; 3. насильственные движения-гиперкинезы и тремор; 4. нарушение равновесия и координации движений; 5. нарушение ощущений движения; 6. недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов и другие особенности.

Особенности формирования моторной сферы обучающихся с НОДА

1. Нарушение мышечного тонуса;

2. патологические изменения в формообразовании позвоночника, костей, позных тонических рефлексов и т.д.;

3. насильственные движения-гиперкинезы и тремор;

4. нарушение равновесия и координации движений;

5. нарушение ощущений движения;

6. недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов и другие особенности.

 Особенности формирования высших психических функций (ВПФ) у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата    Особенности формирования В П Ф детей с НОДА состоят в Трудностях  формирования самообслуживания Нарушениях  речевого развития (речедвигательные нарушения в сочетании с недоразвитием речи) Когнитивных нарушениях   Нарушениях  регуляторного компонента психической деятельности (низкая умственная работоспособность, астенические проявления, нарушения темпа деятельности) Сопутствующие нарушениях слуха и зрения Сопутствующих хронических соматических заболеваниях и неврологических синдромах Особенностях формирования эмоционально-личностной сферы.  

Особенности формирования высших психических функций (ВПФ) у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности формирования В П Ф детей с НОДА состоят в

  • Трудностях формирования самообслуживания
  • Нарушениях речевого развития (речедвигательные нарушения в сочетании с недоразвитием речи)
  • Когнитивных нарушениях
  • Нарушениях регуляторного компонента психической деятельности (низкая умственная работоспособность, астенические проявления, нарушения темпа деятельности)
  • Сопутствующие нарушениях слуха и зрения
  • Сопутствующих хронических соматических заболеваниях и неврологических синдромах
  • Особенностях формирования эмоционально-личностной сферы.

 

 16

16

Внимание     все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие   нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания  

Внимание

  •   все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие

 

  • нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания

 

Ощущения, восприятие   своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций недостаточность активного осязательного восприятия могут страдать различные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов

Ощущения, восприятие

  • своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций
  • недостаточность активного осязательного восприятия
  • могут страдать различные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов
Память   наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием нарушений восприятия. Развитие памяти задерживается.   

Память

  • наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов
  • нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием нарушений восприятия.
  • Развитие памяти задерживается.  
Мышление   неравномерно снижен запас сведений и представлений об окружающем   неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности   выраженность психоорганических проявлений   

Мышление

  • неравномерно снижен запас сведений и представлений об окружающем

 

  • неравномерный, дисгармоничный характер

интеллектуальной недостаточности

 

  • выраженность психоорганических проявлений

 

Речь   частота речевых нарушений при ДЦП составляет от 70 до 80%. Нарушение звукопроизношения   недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи   нарушена мелодико-интонационная сторона речи: голос слабый, иссякающий, смодулированный, интонации невыразительны  

Речь

  • частота речевых нарушений при ДЦП составляет от 70 до 80%.
  • Нарушение звукопроизношения

 

  • недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи

 

  • нарушена мелодико-интонационная сторона речи: голос слабый, иссякающий, смодулированный, интонации невыразительны

 

Эмоционально-волевая сфера     задержки развития по типу психического инфантилизма   повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность ко всем внешним раздражителям   вялость, пассивность, безынициативность, нерешительность, заторможенность, повышенная впечатлительность   двигательная расторможенность, упрямство, негативизм, истерические реакции

Эмоционально-волевая сфера

 

  • задержки развития по типу психического инфантилизма

 

  • повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность ко всем внешним раздражителям

 

  • вялость, пассивность, безынициативность, нерешительность, заторможенность, повышенная впечатлительность

 

  • двигательная расторможенность, упрямство, негативизм, истерические реакции
Особые образовательные потребности (ООП) – потребности в создании специальных условий образования (СУО), необходимых лицам с нарушениями развития для полноценной реализации их возможностей в процессе обучения: – раннее начало образования, – его особое содержание и организация, – применение специальных методов и специальных средств обучения, – особо организованные границы образовательного пространства, – соответствующее кадровое обеспечение.

Особые образовательные потребности (ООП) – потребности в создании специальных условий образования (СУО), необходимых лицам с нарушениями развития для полноценной реализации их возможностей в процессе обучения:

  • – раннее начало образования,
  • – его особое содержание и организация,
  • – применение специальных методов и специальных средств обучения,
  • – особо организованные границы образовательного пространства,
  • – соответствующее кадровое обеспечение.
ООП обучающихся с ОВЗ являются конкретными ориентирами для создания условий их обучения.    обязательная непрерывная работа по коррекции двигательных, речевых, познавательных и личностных нарушений;   введение в содержание обучения специальных разделов;  специальные приемы, методы и средства воспитания и обучения;  индивидуализация учебного процесса с учетом особенностей развития и возможностей конкретного ребенка;  особая пространственная и временная организация образовательной среды.

ООП обучающихся с ОВЗ являются конкретными ориентирами для создания условий их обучения.

  • обязательная непрерывная работа по коррекции двигательных, речевых, познавательных и личностных нарушений;
  •   введение в содержание обучения специальных разделов;
  • специальные приемы, методы и средства воспитания и обучения;
  • индивидуализация учебного процесса с учетом особенностей развития и возможностей конкретного ребенка;
  • особая пространственная и временная организация образовательной среды.
Особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования   обязательная непрерывная работа по коррекции двигательных, речевых, познавательных и личностных нарушений: -Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется всеми участниками образовательного процесса   -содержание занятий обязательно входят: совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие основных мыслительных операций, развитие мышления, коррекция нарушений развития эмоционально-личностной сферы, расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря   -практическая направленность специально организованного целенаправленного взаимодействия учителя и ученика.

Особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования

  • обязательная непрерывная работа по коррекции двигательных, речевых, познавательных и личностных нарушений:
  • -Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется всеми участниками образовательного процесса

 

  • -содержание занятий обязательно входят: совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие основных мыслительных операций, развитие мышления, коррекция нарушений развития эмоционально-личностной сферы, расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

 

  • -практическая направленность специально организованного целенаправленного взаимодействия учителя и ученика.
Особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования специальные приемы, методы  и средства воспитания и обучения: - двигательно-кинестетические методы -кондуктивная педагогика -методы сенсорной интеграции

Особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования

  • специальные приемы, методы 

и средства воспитания и обучения:

- двигательно-кинестетические методы

-кондуктивная педагогика

-методы сенсорной интеграции

Специальные условия для организации образовательного процесса детей с НОДА материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания;  средства передвижения: различные варианты инвалидных колясок, подъемники для пересаживания, костыли, крабы, трости; специальные поручни. подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка;

Специальные условия для организации образовательного процесса детей с НОДА

  • материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания;
  • средства передвижения: различные варианты инвалидных колясок, подъемники для пересаживания, костыли, крабы, трости; специальные поручни.
  • подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка;
Специальные условия для организации образовательного процесса детей с НОДА средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами; обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией;

Специальные условия для организации образовательного процесса детей с НОДА

  • средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами;
  • обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией;
Специальные условия получения образования детьми с ОВЗ прописаны в ст. 79 закона «Об образовании».    параллельно с обучением в ребенок с должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах;  предоставление услуг тьютора, для того, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь.

Специальные условия получения образования детьми с ОВЗ прописаны в ст. 79 закона «Об образовании».

  • параллельно с обучением в ребенок с должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах;
  • предоставление услуг тьютора, для того, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь.
31

31

Образовательный процесс в рамках адаптированной программы «Воронежцы» основан с опорой на следующие педагогические принципы специального образования:   - принцип педагогического оптимизма; - принцип коррекционно – компенсирующей направленности; - принцип социально-адаптирующей направленности; - принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования; - принцип индивидуального и дифференцированного подхода; - принцип планомерного повышения сложности заданий с учётом особенностей воспитанника.  

Образовательный процесс в рамках адаптированной программы «Воронежцы» основан с опорой на следующие педагогические принципы специального образования:

  • - принцип педагогического оптимизма;
  • - принцип коррекционно – компенсирующей направленности;
  • - принцип социально-адаптирующей направленности;
  • - принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;
  • - принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
  • - принцип планомерного повышения сложности заданий с учётом особенностей воспитанника.

 

  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!