Виды нарушений опорно-двигательного аппарата и особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования
Педагог дополнительного образования ДТДиМ
Овчинникова Е.М.
Ключевые вопросы доклада и основные содержательные аспекты
- Виды нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- Особенности формирования моторной сферы обучающихся
С нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Особенности формирования ВПФ детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Особые образовательные и социокультурные потребности детей
С нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях дополнительного образования
- Специальные условия для организации образовательного процесса детей с НОДА.
В рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» подготовлен ряд пакетов по ООУ для детей с ДЦП
ПАКЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
- Введение. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)…………………………………...………………….85
- Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДА………………………………………………………….………………..89
- Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с НОДА……………………………………………………….……………….91
- Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с НОДА……………………………………………………………………………93
- Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с НОДА…………………………………….….…….97
- Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного
пользования детьми с НОДА………………………………………………………………………………………………………….……………..98
- Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального
пользования детьми с НОДА………………………………………………………………………………………………………….……………..99
- Методические рекомендации по проведению групповых коррекционных занятий с детьми с НОДА…………………………….…………102
- Методические рекомендации по проведению индивидуальных коррекционных занятий с детьми с НОДА………………….………..……104
- Методические рекомендации по обеспечению доступа детей с НОДА в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность………………………………………………………………………….…………..……
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- это группа хронических двигательных расстройств, имеющих генез органического или периферического типа.
- Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.
- Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
- 1 ) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит, последствия перенесенных нейроинфекций;
- 2 )врожденная патология опорно-двигательного аппарата: вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, косолапость и различные деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии формирования пальцев кисти, артрогрипоз;
- 3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, системные заболевания скелета: туберкулез, опухоли костей, остеомиелит, рахит, хондродистрафия.
Этиология НОДА
Эндогенные воздействия
- Врождённая патология развития
- миопатия – мышечная слабость
- артрогрипоз – искривление конечностей
- ахондроплазия – отставание в росте конечностей
- Приобретённая патология развития
- заболевание полиомиелитом (85%)
- деформации опорно-двигательного аппарата
Этиология НОДА
Экзогенные воздействия
- Нарушение санитарно- гигиенических норм и правил
- недостаточная двигательная активность
- неправильная посадка за столом
- неудобная (тесная) обувь и одежда
- постоянное ношение портфеля
- неправильная (мягкая) постель
- неправильно подобранная мебель
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
Большую часть (89%) среди детей с нарушениями ОДА составляют дети с церебральным параличом. Детский церебральный паралич (ДЦП) – обусловлен органическим поражением мозга, которое возникает во внутриутробном развитии плода, во время родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными расстройствами, парезами, параличами, насильственными движениями, нарушениями координации.
Особенности формирования моторной сферы обучающихся с НОДА
1. Нарушение мышечного тонуса;
2. патологические изменения в формообразовании позвоночника, костей, позных тонических рефлексов и т.д.;
3. насильственные движения-гиперкинезы и тремор;
4. нарушение равновесия и координации движений;
5. нарушение ощущений движения;
6. недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов и другие особенности.
Особенности формирования высших психических функций (ВПФ) у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Особенности формирования В П Ф детей с НОДА состоят в
- Трудностях формирования самообслуживания
- Нарушениях речевого развития (речедвигательные нарушения в сочетании с недоразвитием речи)
- Когнитивных нарушениях
- Нарушениях регуляторного компонента психической деятельности (низкая умственная работоспособность, астенические проявления, нарушения темпа деятельности)
- Сопутствующие нарушениях слуха и зрения
- Сопутствующих хронических соматических заболеваниях и неврологических синдромах
- Особенностях формирования эмоционально-личностной сферы.
16
Внимание
- все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие
- нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания
Ощущения, восприятие
- своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций
- недостаточность активного осязательного восприятия
- могут страдать различные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов
Память
- наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов
- нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием нарушений восприятия.
- Развитие памяти задерживается.
Мышление
- неравномерно снижен запас сведений и представлений об окружающем
- неравномерный, дисгармоничный характер
интеллектуальной недостаточности
- выраженность психоорганических проявлений
Речь
- частота речевых нарушений при ДЦП составляет от 70 до 80%.
- Нарушение звукопроизношения
- недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи
- нарушена мелодико-интонационная сторона речи: голос слабый, иссякающий, смодулированный, интонации невыразительны
Эмоционально-волевая сфера
- задержки развития по типу психического инфантилизма
- повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность ко всем внешним раздражителям
- вялость, пассивность, безынициативность, нерешительность, заторможенность, повышенная впечатлительность
- двигательная расторможенность, упрямство, негативизм, истерические реакции
Особые образовательные потребности (ООП) – потребности в создании специальных условий образования (СУО), необходимых лицам с нарушениями развития для полноценной реализации их возможностей в процессе обучения:
- – раннее начало образования,
- – его особое содержание и организация,
- – применение специальных методов и специальных средств обучения,
- – особо организованные границы образовательного пространства,
- – соответствующее кадровое обеспечение.
ООП обучающихся с ОВЗ являются конкретными ориентирами для создания условий их обучения.
- обязательная непрерывная работа по коррекции двигательных, речевых, познавательных и личностных нарушений;
- введение в содержание обучения специальных разделов;
- специальные приемы, методы и средства воспитания и обучения;
- индивидуализация учебного процесса с учетом особенностей развития и возможностей конкретного ребенка;
- особая пространственная и временная организация образовательной среды.
Особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования
- обязательная непрерывная работа по коррекции двигательных, речевых, познавательных и личностных нарушений:
- -Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется всеми участниками образовательного процесса
- -содержание занятий обязательно входят: совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие основных мыслительных операций, развитие мышления, коррекция нарушений развития эмоционально-личностной сферы, расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
- -практическая направленность специально организованного целенаправленного взаимодействия учителя и ученика.
Особые образовательные и социокультурные потребности детей с НОДА в условиях дополнительного образования
- специальные приемы, методы
и средства воспитания и обучения:
- двигательно-кинестетические методы
-кондуктивная педагогика
-методы сенсорной интеграции
Специальные условия для организации образовательного процесса детей с НОДА
- материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания;
- средства передвижения: различные варианты инвалидных колясок, подъемники для пересаживания, костыли, крабы, трости; специальные поручни.
- подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка;
Специальные условия для организации образовательного процесса детей с НОДА
- средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами;
- обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией;
Специальные условия получения образования детьми с ОВЗ прописаны в ст. 79 закона «Об образовании».
- параллельно с обучением в ребенок с должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах;
- предоставление услуг тьютора, для того, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь.
31
Образовательный процесс в рамках адаптированной программы «Воронежцы» основан с опорой на следующие педагогические принципы специального образования:
- - принцип педагогического оптимизма;
- - принцип коррекционно – компенсирующей направленности;
- - принцип социально-адаптирующей направленности;
- - принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;
- - принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- - принцип планомерного повышения сложности заданий с учётом особенностей воспитанника.
Спасибо за внимание!