СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Виды односоставных предложений» 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-клас с использованием технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
««Виды односоставных предложений» 8 класс»

Мастер-класс



«Использование технологии развития критического мышления

на уроках русского языка»



Тема моего мастер-класса: «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка»

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать некоторые методические приемы этой технологии, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на уроках русского языка, но и на других занятиях.

Сегодня нам предстоит работа в группах (5 групп).


Урок русского языка в 8 классе по теме: «Виды односоставных предложений»

Цель урока:

познакомить учащихся с видами односоставных предложений, способами выражения грамматической основы в них; формировать умение отличать виды односоставных предложений друг от друга; развивать мышление, речь, грамотность, умение самостоятельно искать решение; воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма, взаимовыручки.

Ход урока

Ι. Орг. момент.



Стадия – вызов

Стадию Вызов удобнее применять в начале актуализации знаний, т.к. данный прием позволяет:

    • актуализировать и обобщить знания, имеющиеся у ученика по данной теме или проблеме;

    • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности

На этой стадии ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

ΙΙ. Формулирование цели урока. (Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте цель урока.)

Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хотели бы ещё узнать или чему хотите научиться.

Знаю

Хочу знать

Узнал






ΙΙΙ. Повторение изученного. Языковая разминка.

Цель языковой разминки – обеспечить регулярное повторение и обработку основных учебно-языковых и правописных умений и навыков, приучить учащихся самостоятельно размышлять, рассуждать, логически мыслить.


Подбираю материал так, чтобы на основе его изучать новую тему.


Задание: записать текст под диктовку, графически объяснить пунктограммы, выделить грамматическую основу в каждом предложении.


И медведя сильней.

Люблю природу и животных. Всегда рассказываю истории, связанные с ними. Вот такая история. Послушайте.

Едем в парк на Аляске. По пути услышали об осаде медведя волками. Одного волка видели прямо у дороги. Волки окружили медведя, который настиг оленя и пировал. Волки отняли у медведя добычу.

Жалко ветвистого оленя. Слезами горю не поможешь. Животные, к сожалению, не действуют по такому принципу: слабых защищай, в обиду не давай.



ΙV. Вопросы к классу.


  1. Назовите грамматические основы. Какое строение имеют грамматические основы?

  2. Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена предложения?

  3. На какие группы можно разделить односоставные предложения по способу выражения главного члена предложения?

Стадия – осмысление.

Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;

  • соотнести с уже имеющимися знаниями;

  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

В результате работы ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, обучаемый учится самостоятельно и активно работать.

V. Составление кластера.


Односоставные предложения


С главным членом подлежащим

С главным членом сказуемым



Рассмотрите таблицу, назовите виды односоставных предложений. Продолжите составление кластера.


Кластер

. Работа в группах.

Учащиеся разделены на 5 групп. Каждая группа получает алгоритм, следуя которому готовит сообщение о виде односоставного предложения. Свои наблюдения каждая группа заносит в таблицу.


Назывные предложения

Определённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения

Безличные предложения

1.Зима.

2.Вот и снег. 3.Сильный мороз!

1.-Ну, как живёшь? - поинтересовался Вася.

2.-Учусь, - ответил Петя.

-Утром встаём в 7 часов. Делаем зарядку.

3.-Читайте больше!


1.В посёлке строят (построили, будут строить) новую школу.

2.Дорожки в посёлке посыпали галькой.

3.Её привезли с моря.


1.Слезами горю не поможешь. 2.Любишь кататься – люби и саночки возить. 3.Цыплят по осени считают

1.Светает. 2.Приятно пахнет черёмухой. 3.Мне не спится.

4.Быть грозе! 5.В лесу тихо. 6.Мне грустно. 7.Сильнее кошки зверя нет.

Каждая группа получает задание и свои наблюдения отражает в таблице.

Назывные предложения

Определённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения

Безличные предложения







Задания для групп.

1 группа. Назывные предложения.

(Зима. Вот и снег. Пять часов. Сильный мороз!)

  1. Чем выражено подлежащее в предложениях?

  2. Определите лексическое значение слова «назывные».

  3. Какова роль назывных предложений?

2 группа. Определённо-личные предложения.

(-Ну, как живёшь? - поинтересовался Вася. -Учусь, - ответил Петя.

-Утром встаём в 7 часов. Делаем зарядку.

-Читайте больше!)


  1. Деятель в предложении не назван. Определите, каким лицом он мыслится: определённым или неопределённым?

  2. Определите, в каких формах стоят глаголы-сказуемые в предложениях (лицо, число, наклонение)

  3. Какие местоимения можно использовать в качестве подлежащего?


3 группа. Неопределённо-личные предложения.

(В посёлке строят (построили, будут строить) новую школу.

Дорожки в посёлке посыпали галькой. Её привезли с моря.

  1. Деятель в предложении не назван. Определите, каким лицом он мыслится: определённым или неопределённым?

  2. Определите, в каких формах стоят глаголы-сказуемые в предложениях: время, лицо, число.


4 группа. Обобщённо-личные предложения.

(Слезами горю не поможешь. Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают).

1) В записанных предложениях, тексте найдите предложения, которые имеют значение обобщённого лица, т.е. указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом. Действие в них можно соотнести со всеми лицами.

2) Определите форму глагола-сказуемого



5 группа. Безличные предложения.

(Светает. Приятно пахнет черёмухой. Мне не спится. Быть грозе! На улице тихо. Ветра нет. Мне грустно.)

  1. Мыслится ли активный деятель в безличных предложениях?

  2. Что обозначает глагол-сказуемое в безличном предложении?

  3. Чем может выражаться глагол-сказуемое?


VΙΙ. Выступления групп. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив тему, члены группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации другим группам. Представитель от каждой группы выходит к доске, рассказывает об одном из видов односоставного предложения, заполняет таблицу. Остальные обучающиеся составляют таблицу в тетрадях.

В конце работы создаётся общая таблица - схема.


VΙΙ. Составление сводной таблицы (учащиеся фиксируют материал)




Стадия – рефлексия.

Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  • присвоение нового знания, новой информации учеником;

  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.




VΙΙΙ. Работа с теоретическим материалом учебника.

Приём активного чтения. Дополнение таблицы, внесение изменений.


ΙX. Закрепление изученного материала.

а) Найти в записанном тексте односоставные предложения, пользуясь таблицей, определить их вид.



X. Обобщение изученного.


Вернитесь к тому, что вы знали в начале урока.

Какие знания подтвердились?

Какие не подтвердились?

Что узнали нового? Составление таблицы ЗХУ.



. Домашнее задание.



Индивидуальное дифференцированное домашнее задание

  1. Упражнение в учебнике

  2. Выписать из художественного произведения примеры односоставных предложений, определить вид








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!