СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды заданий для формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка заданий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Виды заданий для формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальных классах.»

Коммуникативные УУД:



1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Приведу примеры заданий УУД.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         составь задание партнеру;

-         отзыв на работу товарища;

-         групповая работа по составлению кроссворда;

-         «отгадай, о ком говорим»;

-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-         «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»



Формирование коммуникативных УУД.

Задание №1 -Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте.

Задание №2  Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?

Задание№3 Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующее УУД

1 Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность.

2 А сейчас каждый из вас составит несколько примеров для соседа по парте. Решите предложенные вам задания.

3 Поработаем парами, раскрасьте вместе рисунок, но для этого вам необходимо сначала решить примеры.



Ответы детей




Дети составляют задания, обмениваются ими. Взаимопроверка.

Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.





Планирование учебного сотрудничества со сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.




Задание №4. «Интеллектуальный марафон»

Цель: Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике. Организация учащихся к работе в группе. Управление поведением – контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: разделить учеников на 2 команды. Учитель выступает в роли ведущего. Один из учеников выбирается в качестве судьи, регистрирует результаты раундов. Каждый раунд содержит несложное, логическое задание, рассчитанное на смекалку. После проведения такого своеобразного мозгового штурма подводятся итоги, победившая команда получает поощрение [5].

Материалы: карточки с заданием.

Задания на карточке: Если буквы слова «кенгуру» расположить в алфавитном порядке, какая буква окажется на третьем месте? (Е; Н; Г; К; ).

Выберите самое маленькое четырехзначное число, в записи которого все цифры разные. (1023; 1234; 1203; 1032; )

Задание №5 «Цепочки вычислений». Каждой группе выдается карточка с заданием и цветные карточки с ответами. Задания представляют собой примеры, включающие все четыре арифметических действия.

Задача группы: рационально распределив работу в группе, решить все 5 примеров, найти и разложить по порядку карточки с ответами. Карточек с ответами дается больше числа примеров (не все ответы правильные). На доске написаны (и до проверки закрыты) цветовые последовательности для каждой из групп. Представители группы по очереди называют получившуюся в процессе решения цветовую последовательность (например: 41 ).

Задание №6 Графический диктант.

Пара детей садится друг напротив друга. Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому .

 Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; умение слушать и слышать друг друга. 

Задание №7. Кроссворд на тему «Геометрические фигуры»

Цель: включение школьников в эту интеллектуальную игру, позволяет учителю в нетрадиционной форме проверить их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявить, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: разделить учеников на 2 команды. Задача каждой команды составить кроссворд на тему «Треугольник». Кроссворд должен содержать как можно больше слов по заданной теме. Также при оценивание будет учитываться оригинальность формы кроссворда [1, 5].

Материалы: лист бумаги.

Инструменты: каждая команда получает лист бумаги, на размышление дается от 20-25 минут. По окончании времени листочки с конструкцией кроссворда и вопросами собираются и передаются команде соперников. Командам дается 10 минут на заполнение кроссворда. Затем листочки собираются, по результатам проверки определяется команда победителей [1, 5].

Задание №8. Составление графической схемы текстовой задачи. Каждый ученик в паре получает свою задачу. Например:

Задача 1. Режим дня попрыгуньи Стрекозы: попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток лета красного спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую – пела. Остальное время она решила посвятить к подготовке к зиме. Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?

Задача 2. В магазине в отделе фруктов было 80 кг яблок. Утром продали четвертую часть всех яблок. Вечером продали две четверти всех яблок. Когда продали яблок больше и на сколько килограммов?

Не показывая текст задачи соседу, каждый составляет графическую схему своей задачи. Меняются схемами, пытаются по схеме (без опоры на текст) решить задачу.

* - учащиеся за одной партой получают две разные задачи. Составляя схему, должны учитывать, что сосед не знает текста задачи, при этом составить схему так, чтобы второй ученик в паре не испытывал затруднений при решении (максимально понятно). Каждый в паре одновременно и составляет схему, и решает задачу по схеме, что позволяет учащимся оценить важность адекватного представления информации для решения проблемы (задачи).

Задание №9. Решение текстовых задач с составлением графической схемы

Составьте каждый графическую схему полученной задачи. Поменяйтесь тетрадями. Решите задачи по схеме. Текст задачи используйте только для проверки правильности решения

Обмен информацией с партнером; умение представлять информацию в письменной форме; способность действовать с учетом целей и интересов другого.

Задание №10. Решение текстовых задач с составлением краткой записи**

Получи задачу. Найди на своем ряду свою пару (ученика с краткой записью полученной тобой задачи). Вместе решите задачу

** - половина учащихся на одном ряду получает текстовый вариант задач, вторая половина – вариант краткой записи (в случайном порядке; количество задач равно половине количества учащихся в ряду). По условиям задания необходимо объединиться в пары, и только после этого решать задачу.

Готовность спрашивать, умение вступать в диалог; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме

Задание №11. «Найди свою пару». В нашем классе 2 ряда по 5 парт и один ряд, в котором 4 парты. Учащиеся в каждом ряду получают в случайном порядке либо текстовую задачу, либо краткую запись к одной из задач (из расчета 4 или 5 задач на ряд). Задачи не сложные, так как смысл задания не в том, чтобы научить детей решать определенный тип текстовых задач, это они уже умеют, а в том, чтобы научить их продуктивно взаимодействовать друг с другом при решении определенной проблемы. Например: ученик, сидящий за первой партой, получает текстовую задачу:

«В детский сад привезли 4 коробки конфет по 9 кг в каждой и 3 короб-ки печенья по 8 кг в каждой. Сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?» У учащегося, сидящего, допустим, за четвертой партой в этом же ряду, есть краткая запись этой же задачи:

К. – 4 кор. по 9 кг ?

П. – 3 кор. по 8 кг

Другие учащиеся, аналогично, имеют либо текст задачи, либо краткую запись к ней. Задачи различаются по условиям так, чтобы детям было довольно просто найти свою пару. По сигналу педагога (звон колокольчика) дети с текстом задачи перемещаются по своему ряду в поисках краткой записи своей задачи. Найдя пару, садятся вместе и сообща решают задачу.

Составление краткой записи задачи часто представляет собой трудность для младшего школьника, так как он не очень хорошо умеет структурировать информацию, выбирать самое необходимое из текста условия. Поэтому при индивидуальной (проверка домашнего задания) или фронтальной (решение задач в классе) работе мы часто сталкиваемся чс неадекватными условиям представлениями краткой записи, хотя саму задачу ребята решают правильно. Применение такого задания в системе парной работы не только учит детей продуктивному взаимодействию в паре, но и является эффективным средством формирования навыков и умений по составлению краткой записи текстовой задачи.

Задание №12. Составление плана решения задачи. Каждая пара учащихся получает текст задачи, которая должна решаться в три действия (задачи одинаковые для всех пар учащихся в классе). Например:

«Для уроков труда купили 6 наборов красной бумаги, по 9 листов в каждом, и 5 наборов зелёной бумаги, по 7 листов в каждом. На сколько больше купили листов красной бумаги, чем зелёной?»

Не решая задачи, каждая пара составляет план ее решения и обменивается им с соседней парой, сидящей позади. Получив план соседней пары, сравнивает его со своим. Далее проводится совместное обсуждение двух составленных планов, исправляются ошибки, если они допущены, составляется общий на две пары план. Работа выполняется в условиях ограничения времени (10 мин), по сигналу педагога (звон колокольчика) пары должны закончить обсуждение и представить свой план педагогу. Далее – переход к фронтальному обсуждению плана решения такого типа задач (разбор типичных ошибок при составлении плана решения задач в три действия).

Данное задание является подготовительным к последующей работе в малых группах (по 4-5 человек).

Получите задачу. В паре составьте план ее решения. Поменяйтесь планами с парой, сидящей позади. Решите задачу по плану, составленному другой парой. Обсудите составленные планы двумя парами

Взаимодействие с партнерами по совместной деятельности; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; готовность интересоваться чужим мнением и высказывать свое; умение вступать в диалог.



Задание №13. Заполнение таблиц. Такое задание проводилось после изучения темы «Периметр прямоугольника. Площадь прямоугольника» на уроке-повторении изученной темы. Каждая пара учащихся получает таблицу, которую должна полностью заполнить, например: Получите таблицу****. Заполните (по возможности) пустые ячейки. Найдите на своем ряду пару со своей таблицей. Объедините имеющуюся информацию, заполните всю таблицу

Длина

10 м

15 м

15 м

20 м

20 м

Ширина

10 м

10 м

25 м

15 м

20 м

S

100 м2

150 м2

375 м2

300 м2

400 м2

P

40 м

50 м

80 м

70 м

80 м

 

 

 

Но в таблице у каждой пары есть пропуски (недостающая информация). Так, у одной пары таблица имеет вид:

Длина

10 м

15 м

20 м

20 м

Ширина

10 м

25 м

20м

S

150 м2

P









 

У другой пары есть парная таблица: Длина

15 м

Ширина

10 м

10 м

15 м

S

375 м2

400 м2

P

40 м

70 м







 

Пара сначала заполняет все ячейки, которые могут быть заполнены, потом ищет на своем ряду парную таблицу. Сообща заполняют всю таблицу целиком. Каждому ряду выдается 4 пары таблиц с разными числовыми данными. Такое задание невозможно полностью выполнить индивидуально или в паре, не обменявшись имеющейся информацией с другими парами.

Данное задание является подготовительным к групповой работе.

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности и обмену информацией; готовность спрашивать, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

**** - пары учащихся получают таблицы с недостающими данными. Для того, чтобы заполнить таблицу, им необходимо найти пару, у которой эти данные есть (но не хватает других данных, которые есть у первой пары). Только объединив имеющуюся у двух пар информацию можно выполнить задание.



Задание №14Числовые закономерности». Группа получает «числовое колесо», в котором, наряду с заполненными секторами есть и пустые. Например: 42  

Задача группы: за отведенное время (5 мин) определить закономерность и заполнить пустые секторы. Каждая группа получает свое «колесо», закономерности разные для разных групп. Задание учит умению выслушивать чужую точку зрения и не бояться высказывать свою, эффективно работать в группе.

Задание №15. Групповой проект «Великие математики» имеет целью расширить кругозор детей, пробудить в них интерес к историческим личностям в математике, научить готовить групповую презентацию. Каждая группа выбрала своего героя и представила остальным группам его жизненный путь и математические открытия. При подготовке проекта учащимся пришлось обращаться к различным информационным источникам, тесно сотрудничать друг с другом и с педагогом, так как каждая группа хотела подготовить яркий и интересный проект.







 

 



 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!