СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечер старинной музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий концерта для учащихся музыкальной школы о жанрах старинной музыки.

Просмотр содержимого документа
«Вечер старинной музыки»


Концерт старинной музыки «Менуэта легкая наивность»

Клавесина звон полупрозрачный

И виолы вогнутая шея

Тихий вздох о позабытых башнях

Об уснувших вечно юных девах

Менуэта легкая наивность

И паваны вычурная поступь

Томный паж об руку с дамой дивной

И дуэньи недовольство постной

Аллеманда, парики напудрив,

В кружевах запуталась, как в нотах

На камзолах вышивает утро

Позолота нежного гавота

Стянутая в рюмочку куранта,

Поскользнулась, разбежавшись в гамме

Бой печальный городских курантов

И рассветный час в оконной раме.

Алекс Ван Троп.

В нашем концерте мы познакомимся со старинной музыкой. Это музыка 17 и 18 веков, которая называется эпохой барокко. Слово барокко в переводе с итал. Означает «причудливый», хотя возможно «пышный» и «изобильный» будет лучшим вариантом перевода. Термин «барокко» позже стал применяться к музыке 17 и 18 веков. Сегодня термин барокко указывает на определенные черты и жанры музыки, возникшие после 1600 года.

В зпоху барокко многие инструменты достигли пика своего развития: орган, скрипка, клавесин.

В 17 веке появилось искусство танца. Французская аккадемия танца выработала танцевальную систему, получившее в дальнейшем название классического танца. Танец был не только развлекательным в жизни общества, но выполнял просветительскую функцию.

В различных странах, культурах формировались свои танцевальные традиции, в которых отражались черты, содержание , ритмика народа.

В 17 веке появились танцы: ригодон, менуэт, гавот, экосез, контраданс, бурре, сарабанда. Кроме того остаются в обиходе танцы прошлого века: аллеманда, пассакалия, чакона, куранта и жига.

Традиция балов возникла в начале 18 века, которые собирали большое количество людей. Балы имели свои правила. Свою последовательность танцев, свой этикет.

Композиторы эпохи барокко и последующего классицизма писали танцевальную музыку и включали танцы в крупные инструментальные произведения: сюиты, сонаты, симфонии.

Начнем мы наш концерт со старинного танца, который написал Кристиан Нефе – немецкий композитор, органист, капельмейстер 18 века.

«Старинный танец» - исполняет Лемехова Валерия.

Сейчас мы познакомимся с танцами, которые появились в 17 веке.

Аллеманда – старинный придворный танец немецкого происхождения, плавный, умеренного темпа. В размере 4\4. Именно в этом танце руки танцующих из обычного положения вдоль тела впервые поднялись вверх. Эта свобода рук и явилась характерной чертой аллеманды. Она подготовила основные позиции гавота, в котором руки становятся еще более танцевальными.

Л. Бетховен «Аллеманда» - исполняет Егорычев Максим.

Жига – быстрый старинный английский народный танец кельтского происхождения, распостраненный в 16 веке. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за выпуклую форму прозвали жига , что в переводе означает окорок. Первоначально была парным танцем. Среди моряков распостранились в качестве сольного, очень быстрого шутливого танца. В 17 – 18 веке стала популярным сольным танцем во многих странах Западной Европы.

Кларк «Жига» - исполняет Байрамова Карина.

Бурре – старинный французский народный танец, возникший в 15 – 16 веке. Изначально был танцем дровосеков, которые как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками (сабо). Аккомпаниментом служило пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики. В 17 веке танец преображается, становится придворным. В 18 веке является одним из самых популярных европейских танцев. Установились характерные черты танца: четкий ритм, быстрый темп, размер 4\4.

Сен Люк Бурре – исполняет Чумакова Екатерина.

И. С. Бах Бурре – исп. Егорычев Максим

Байрамова Карина

Л. Моцарт Бурре исп. Панченко Елена

Г. Штельцель Бурре исп. Солодянкина Ольга

Контрданс – название собирательное, оно объединяло однотипные танцы: кадриль, экосез, где четное число пар стояло напротив друг друга. Появились они впервые в Англии в 16 веке и оттуда перешли в другие страны. Контрданс – деревенский танец. Успех был в том, что его могли исполнять одновременно все желающие. Контрданс были интереснее и живее чем старые церемониальные танцы. Отсюда и большой успех контрдансов, которые на протяжение двух веков неизменно исполнялись на балах всех стран и сословий.

Контрданс – экосез – исп. Игнатьева Арина.

Ригодон – старинный французский народный и придворный танец 17 – 18 веков, популярный в южных областях Франции. Исполнялся по кругу или по линии в быстром темпе, веселого, темпераментного характера. Исполняли под аккомпанемент скрипки, пение танцующих. Также исполнители отбивали такт деревянными башмаками. Основными движениями были подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращениями под руку с девушкой, поочередная смена пар. С конца 17 века становится придворным танцем, более размеренным и торжественным.

Мы сейчас услышим ригодон немецкого композитора Телемана, современника Баха и Генделя. Его ставили гораздо выше И. С. Баха, который тогда был известен не как композитор, а как органист.

Телеман Ригодон – исп. Авдеева Ирина.

Менуэт – старинный французский танец в 3-х дольном размере, который исполняли парами плавно и грациозно. Менуэт – это танец королей и король танцев. Считалось, что кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо. Менуэт приучает ловко кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку. Основная черта – галантность и торжественность. Шаг танца очень плавный, движения вытекаю один из другого без перерыва .Из Франции вместе с модой на все французское постепенно перешел в другие страны. В России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах до 30 –х годов 19 века.

Все выдающиеся композиторы писали менуэты, особенно художественную обработку менуэт получил у Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена.

Й. Гайдн Менуэт – исп. Шакирова Камилла

Ф. Э. Бах Менуэт – исп. Маричев Даниил

А. Янг Менуэт – исп. Дворнова Елизавета

Менуэт входил в инструментальную сюиту в Творчестве Баха, Генделя, а затем закрепился в сонатно – симфоническом цикле у Гайдна, Моцарта.

Музыка эпохи барокко состояла не только из танцевальной музыки. Мы сейчас послушаем пьесу, которая называется Тамбурин. Тамбурин – старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в 2-х дольном размере. Был известен на юге Франции в 18 веке. Обычно один исполнитель играл на флейте и аккомпанировал себе на тамбурине. Звучащей частью тамбурина являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные на ободе. Тамбурин напоминает бубен.

Р. Обер Тамбурин – исп. Кашаева Резеда.

Модные танцы 18 века теряют свою популярность к концу 18 века (менуэт) и служат средством воспитания хороших манер, развития осанки, изящества и плавности движений. На смену приходят народные танцы Англии, Германии, Австрии. Массовые танцы: кадриль, полонез, вальс, полтка, мазурка становятся общеевропейскими бальными танцами.

Полонез – польский торжественный танец – шествие степенного торжественного характера. Получил известность в 16 веке как церемониальный придворный танец. От большинства салонных танцев отличается тем, что не сдал своих позиций в последующие эпохи и прочно занял место первого императорского танца на всех балах. Им открывались балы

В России полонез называли «ходячий разговор», т. к. во время танца исполнители могли вести беседу. В 18 веке полонез вошел в инструментальную музыку.

Сейчас мы услышим полонез немецкого композитора 18 века Иоганна Кирнбергера. Он сочинял в галантном стиле Ф. Э. Баха. Им написано много инструментальных произведений.

И. Кирнбергер Полонез – исп. Даутова Анастасия.

Помимо танцевальной музыки композиторы эпохи барокко сочиняли в других жанрах инструментальной музыки той эпохи. В инструментальные сюиты они включали такое произведение как ария.

Ария – в переводе с итал. Означает песня. Произведение певучего, спокойного характера.

Сейчас мы услышим произведение великого композитора 18 века Вольфганга Амадея Моцарта.

В. А. Моцарт Ария – исп. Аухадиева Диана.

Другой жанр инструментальной музыки эпохи барокко – Хорал.

Хорал – церковная мелодия с текстом, которая поется с текстом, имеет строгий характер сопровождения. Во время богослужения хорал исполнялся на органе. В инструментальной музыке хорал – 4-х голосное произведение.

Д. Шпеер Ария и хорал – исп. Дасаева Диана.

Следующий жанр произошел от названия темпа в музыке. Написал это произведение известный композитор 18 века, сын И. С. Баха – Филипп Эмануэль, автор множества инструментальных произведений.

Ф. Э. Бах Аллегро – исп. Егорычев Максим.

Любимым жанром музыки 18 века была прелюдия.

Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдия всегда предшествовала более длинному, сложному, строго оформленному произведению. Впоследствии композиторы стали писать прелюдии как самостоятельные произведения.Создавались циклы прелюдий, прелюдий и фуг.

И.С. Бах Прелюдия – исп. Спирина Ирина.

Следующий жанр музыки 18 века – марш.

Марш – музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, мужественным героическим характером. Марши использовались в опере, балете, а также как самостоятельная пьеса.

К.Э. Бах Марш – исп. Гордеев Илья.

Подошел к концу наш концерт. Мы познакомились с интересной и удивительной музыкой 18 века, музыкой эпохи барокко. В наши дни многие стремятся вернуться к музыке для души, содержащей упорядочность формы, красоту той эпохи. В 20 и 21 веке интерес к музыке барокко возрастает. Эту музыку включают в концерты, осуществляется постановка опер, возникают ансамбли, которые исполняют музыку барокко.

Благодарим всех исполнителей за участие и всех слушателей за внимание.

До свидания, до новых встреч..

,.