Концерт старинной музыки «Менуэта легкая наивность»
Клавесина звон полупрозрачный
И виолы вогнутая шея
Тихий вздох о позабытых башнях
Об уснувших вечно юных девах
Менуэта легкая наивность
И паваны вычурная поступь
Томный паж об руку с дамой дивной
И дуэньи недовольство постной
Аллеманда, парики напудрив,
В кружевах запуталась, как в нотах
На камзолах вышивает утро
Позолота нежного гавота
Стянутая в рюмочку куранта,
Поскользнулась, разбежавшись в гамме
Бой печальный городских курантов
И рассветный час в оконной раме.
Алекс Ван Троп.
В нашем концерте мы познакомимся со старинной музыкой. Это музыка 17 и 18 веков, которая называется эпохой барокко. Слово барокко в переводе с итал. Означает «причудливый», хотя возможно «пышный» и «изобильный» будет лучшим вариантом перевода. Термин «барокко» позже стал применяться к музыке 17 и 18 веков. Сегодня термин барокко указывает на определенные черты и жанры музыки, возникшие после 1600 года.
В зпоху барокко многие инструменты достигли пика своего развития: орган, скрипка, клавесин.
В 17 веке появилось искусство танца. Французская аккадемия танца выработала танцевальную систему, получившее в дальнейшем название классического танца. Танец был не только развлекательным в жизни общества, но выполнял просветительскую функцию.
В различных странах, культурах формировались свои танцевальные традиции, в которых отражались черты, содержание , ритмика народа.
В 17 веке появились танцы: ригодон, менуэт, гавот, экосез, контраданс, бурре, сарабанда. Кроме того остаются в обиходе танцы прошлого века: аллеманда, пассакалия, чакона, куранта и жига.
Традиция балов возникла в начале 18 века, которые собирали большое количество людей. Балы имели свои правила. Свою последовательность танцев, свой этикет.
Композиторы эпохи барокко и последующего классицизма писали танцевальную музыку и включали танцы в крупные инструментальные произведения: сюиты, сонаты, симфонии.
Начнем мы наш концерт со старинного танца, который написал Кристиан Нефе – немецкий композитор, органист, капельмейстер 18 века.
«Старинный танец» - исполняет Лемехова Валерия.
Сейчас мы познакомимся с танцами, которые появились в 17 веке.
Аллеманда – старинный придворный танец немецкого происхождения, плавный, умеренного темпа. В размере 4\4. Именно в этом танце руки танцующих из обычного положения вдоль тела впервые поднялись вверх. Эта свобода рук и явилась характерной чертой аллеманды. Она подготовила основные позиции гавота, в котором руки становятся еще более танцевальными.
Л. Бетховен «Аллеманда» - исполняет Егорычев Максим.
Жига – быстрый старинный английский народный танец кельтского происхождения, распостраненный в 16 веке. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за выпуклую форму прозвали жига , что в переводе означает окорок. Первоначально была парным танцем. Среди моряков распостранились в качестве сольного, очень быстрого шутливого танца. В 17 – 18 веке стала популярным сольным танцем во многих странах Западной Европы.
Кларк «Жига» - исполняет Байрамова Карина.
Бурре – старинный французский народный танец, возникший в 15 – 16 веке. Изначально был танцем дровосеков, которые как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками (сабо). Аккомпаниментом служило пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики. В 17 веке танец преображается, становится придворным. В 18 веке является одним из самых популярных европейских танцев. Установились характерные черты танца: четкий ритм, быстрый темп, размер 4\4.
Сен Люк Бурре – исполняет Чумакова Екатерина.
И. С. Бах Бурре – исп. Егорычев Максим
Байрамова Карина
Л. Моцарт Бурре исп. Панченко Елена
Г. Штельцель Бурре исп. Солодянкина Ольга
Контрданс – название собирательное, оно объединяло однотипные танцы: кадриль, экосез, где четное число пар стояло напротив друг друга. Появились они впервые в Англии в 16 веке и оттуда перешли в другие страны. Контрданс – деревенский танец. Успех был в том, что его могли исполнять одновременно все желающие. Контрданс были интереснее и живее чем старые церемониальные танцы. Отсюда и большой успех контрдансов, которые на протяжение двух веков неизменно исполнялись на балах всех стран и сословий.
Контрданс – экосез – исп. Игнатьева Арина.
Ригодон – старинный французский народный и придворный танец 17 – 18 веков, популярный в южных областях Франции. Исполнялся по кругу или по линии в быстром темпе, веселого, темпераментного характера. Исполняли под аккомпанемент скрипки, пение танцующих. Также исполнители отбивали такт деревянными башмаками. Основными движениями были подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращениями под руку с девушкой, поочередная смена пар. С конца 17 века становится придворным танцем, более размеренным и торжественным.
Мы сейчас услышим ригодон немецкого композитора Телемана, современника Баха и Генделя. Его ставили гораздо выше И. С. Баха, который тогда был известен не как композитор, а как органист.
Телеман Ригодон – исп. Авдеева Ирина.
Менуэт – старинный французский танец в 3-х дольном размере, который исполняли парами плавно и грациозно. Менуэт – это танец королей и король танцев. Считалось, что кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо. Менуэт приучает ловко кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку. Основная черта – галантность и торжественность. Шаг танца очень плавный, движения вытекаю один из другого без перерыва .Из Франции вместе с модой на все французское постепенно перешел в другие страны. В России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах до 30 –х годов 19 века.
Все выдающиеся композиторы писали менуэты, особенно художественную обработку менуэт получил у Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена.
Й. Гайдн Менуэт – исп. Шакирова Камилла
Ф. Э. Бах Менуэт – исп. Маричев Даниил
А. Янг Менуэт – исп. Дворнова Елизавета
Менуэт входил в инструментальную сюиту в Творчестве Баха, Генделя, а затем закрепился в сонатно – симфоническом цикле у Гайдна, Моцарта.
Музыка эпохи барокко состояла не только из танцевальной музыки. Мы сейчас послушаем пьесу, которая называется Тамбурин. Тамбурин – старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в 2-х дольном размере. Был известен на юге Франции в 18 веке. Обычно один исполнитель играл на флейте и аккомпанировал себе на тамбурине. Звучащей частью тамбурина являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные на ободе. Тамбурин напоминает бубен.
Р. Обер Тамбурин – исп. Кашаева Резеда.
Модные танцы 18 века теряют свою популярность к концу 18 века (менуэт) и служат средством воспитания хороших манер, развития осанки, изящества и плавности движений. На смену приходят народные танцы Англии, Германии, Австрии. Массовые танцы: кадриль, полонез, вальс, полтка, мазурка становятся общеевропейскими бальными танцами.
Полонез – польский торжественный танец – шествие степенного торжественного характера. Получил известность в 16 веке как церемониальный придворный танец. От большинства салонных танцев отличается тем, что не сдал своих позиций в последующие эпохи и прочно занял место первого императорского танца на всех балах. Им открывались балы
В России полонез называли «ходячий разговор», т. к. во время танца исполнители могли вести беседу. В 18 веке полонез вошел в инструментальную музыку.
Сейчас мы услышим полонез немецкого композитора 18 века Иоганна Кирнбергера. Он сочинял в галантном стиле Ф. Э. Баха. Им написано много инструментальных произведений.
И. Кирнбергер Полонез – исп. Даутова Анастасия.
Помимо танцевальной музыки композиторы эпохи барокко сочиняли в других жанрах инструментальной музыки той эпохи. В инструментальные сюиты они включали такое произведение как ария.
Ария – в переводе с итал. Означает песня. Произведение певучего, спокойного характера.
Сейчас мы услышим произведение великого композитора 18 века Вольфганга Амадея Моцарта.
В. А. Моцарт Ария – исп. Аухадиева Диана.
Другой жанр инструментальной музыки эпохи барокко – Хорал.
Хорал – церковная мелодия с текстом, которая поется с текстом, имеет строгий характер сопровождения. Во время богослужения хорал исполнялся на органе. В инструментальной музыке хорал – 4-х голосное произведение.
Д. Шпеер Ария и хорал – исп. Дасаева Диана.
Следующий жанр произошел от названия темпа в музыке. Написал это произведение известный композитор 18 века, сын И. С. Баха – Филипп Эмануэль, автор множества инструментальных произведений.
Ф. Э. Бах Аллегро – исп. Егорычев Максим.
Любимым жанром музыки 18 века была прелюдия.
Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдия всегда предшествовала более длинному, сложному, строго оформленному произведению. Впоследствии композиторы стали писать прелюдии как самостоятельные произведения.Создавались циклы прелюдий, прелюдий и фуг.
И.С. Бах Прелюдия – исп. Спирина Ирина.
Следующий жанр музыки 18 века – марш.
Марш – музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, мужественным героическим характером. Марши использовались в опере, балете, а также как самостоятельная пьеса.
К.Э. Бах Марш – исп. Гордеев Илья.
Подошел к концу наш концерт. Мы познакомились с интересной и удивительной музыкой 18 века, музыкой эпохи барокко. В наши дни многие стремятся вернуться к музыке для души, содержащей упорядочность формы, красоту той эпохи. В 20 и 21 веке интерес к музыке барокко возрастает. Эту музыку включают в концерты, осуществляется постановка опер, возникают ансамбли, которые исполняют музыку барокко.
Благодарим всех исполнителей за участие и всех слушателей за внимание.
До свидания, до новых встреч..
,.