СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вечный памятник мужеству и храбрости» 200- летию победы в Отечественной войне 1812 года посвящается

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данная методическая разработка создана в целях решения задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян, формирования у них гордости за Россию, формирование бережного отношения к историческому прошлому и традициям наших предков Тема данной разработки  актуальна для военно-патриотического воспитания учащихся, особенно, в год 200-летия победы над Наполеоном.   Известно, что Отечественная война 1812 года была величайшим событием в русской истории, поэтому необходимо вызвать интерес у учащихся к героическому прошлому русского народа. 

Просмотр содержимого документа
««Вечный памятник мужеству и храбрости» 200- летию победы в Отечественной войне 1812 года посвящается»



Областное государственное бюджетное

образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище №31






Методическая разработка

внеклассного мероприятия






Тема:

«Вечный памятник мужеству и храбрости»

200- летию победы

в Отечественной войне 1812 года

посвящается






Выполнила:

преподаватель ОГБОУ НПО ПУ№31

Жукова Людмила Александровна





Ульяновск- 2012




Пояснительная записка.


Данная методическая разработка создана в целях решения задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян, формирования у них гордости за Россию, формирование бережного отношения к историческому прошлому и традициям наших предков Тема данной разработки актуальна для военно-патриотического воспитания учащихся, особенно, в год 200-летия победы над Наполеоном. Известно, что Отечественная война 1812 года была величайшим событием в русской истории, поэтому необходимо вызвать интерес у учащихся к героическому прошлому русского народа.

Задачей работы при составлении методической разработки было познакомить учащихся с историей России в период Отечественной войны 1812 года, показать, способствовать формированию патриотизма, подчеркнуть героизм, смекалку, мужество русского народа, полководческий талант М.И.Кутузова.

Предполагаемая целевая аудитория, на которую рассчитано мероприятие: учащиеся 1-3 курсов училища.


Актуальность.

В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Актуальность данного классного часа заключается в том, что он реализует цель, поставленную Концепцией модернизации российского образования - сохранение исторической преемственности поколений.

Новизна разработки:


заключается в первую очередь в том, что она является авторской, а также в том, что тема такой далекой Отечественной войны изучалась только на уроках истории и литературы в рамках программного изучения, в данном же случае ребята имеют возможность не только прикоснуться к истории, но и применить свои творческие способности при составлении и проведении урока.


Практическая значимость:


данная методическая разработка может применяться на внеклассных мероприятиях подростков материал может быть использован преподавателями истории и литературы. Выводы, рекомендации по практическим результатам деятельности.

Цели мероприятия:

Образовательные:

  1. Обобщить знания учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года.

  2. Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны.

  3. Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.

  4. Рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.

Развивающие:

  1. Формировать у учащихся умения работы с историческими, литературными источниками, правильно формулировать свои мысли.

  2. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувства гордости за русский народ, патриотизм.

  2. На примере героизма русского народа и солдат воспитывать любовь, чувство ответственности за свою Родину.

Задачи:

  • формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

  • формирование опыта нравственного поведения личности;

  • эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к истории Отечества и воинским традициям;

  • развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:

  • подготовка воспитанников к участию в общественно – политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;

  • решение проблемы преемственности поколений;

  • повышение статуса гражданско – патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

Форма проведения классного часа:

познавательная беседа.


Методы:

1.Словесный;

2.Частично-поисковый;

3.Практический;

4.Информационный.


Место проведения:


учебный кабинет, читальный или актовый зал, желательно, оснащенный интерактивной доской.


Средства для выполнения целей:


классный час строится на основе исторического материала, рекомендуется использовать учебные пособия, дополнительную литературу, исторические источники, фрагменты музыкальных и литературных произведений.


Индивидуальные подготовительные творческие задания:


1. Первая группа готовит сообщение в виде устного журнала на тему: «Вторжение Наполеона в Россию»

2. Вторая группа готовит видео интерактивный проект на тему «Ход Бородинского сражения»

3. Третья группа готовит инсценированный рассказ от имени партизан, участвовавших в событиях на территории Красногорского района, пользуясь историческими документами.

4. Четвертая группа готовит музыкальное сопровождение классного часа.

Оформление:


интерактивная доска, компьютерная презентация «Отечественная война 1812 года», музыкальный фрагмент из произведения М. Глинки Гимн Российской империи «Славься», фрагмент из песни к кинофильму Э.Рязанова «Гусарская баллада» «Давным- давно».


Методические рекомендации:


1. Целесообразно поручить подготовку творческих проектов и заданий всем учащимся группы, а именно, более слабые учащиеся будут готовить музыкальное сопровождение.

2. Подготовку презентации «Отечественная война 1812 года» можно поручить наиболее « продвинутым» учащимся в компьютерных технологиях.

3. Устный журнал, сообщения готовят остальные ребята.


Классный час или урок Мужества, посвященный 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года можно проводить как в учебном кабинете, так и в читальном или актовом зале, при этом на сцене или на доске должно быть написано название «К 200-летию Отечественной войны 1812 года», или название можно вывести на интерактивной доске. Чтобы создать необходимый эмоциональный настрой у слушателей необходимо в начале мероприятия обеспечить торжественное настроение, включив для прослушивания гимн Российской империи из оперы М.Глинки «Жизнь за царя» («Славься»), а в конце мероприятия, чтобы обеспечить чувство сопричастности героическим подвигам земляков включить для прослушивания финальную песню из кинофильма Э.Рязанова «Гусарская баллада» (Давным-давно), чтобы у учащихся, выходящих с мероприятия было чувство радости, гордости за свою Родину и ее народ.

Эпиграф урока:

Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин


План проведения мероприятия.


  1. Организационный момент.


  1. Знакомство учащихся с темой и целями классного часа, посвященного 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.


  1. Музыкальное оформление.


  1. Устный журнал.


  1. Презентация.


  1. Чтение стихотворений о сражениях в Отечественной войне.


  1. Игра- викторина.


  1. Финальная песня.


  1. Заключительное слово учителя.


  1. Подведение итога.


  1. Рефлексия.


Сценарий проведения мероприятия.


1- 2. Организационный момент. Слово учителя:


Ребята, сегодняшний урок наш не совсем обычный. В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения. Итак, страницы подвига и побед.

Как вы думаете, что испытывает человек, который должен его совершить? (2 – 3 ответа)

- Вот как на этот вопрос ответил поэт Виталий Коротич:

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.


Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.


Учитель:

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны.


3. Музыкальное оформление:

Звучит музыкальный фрагмент из оперы М.Глинки «Жизнь за царя» «Славься».1-2 минуты.


4.Устный журнал:

заранее подготовленные учащиеся рассказывают о начале вторжения Наполеона в Россию. По 4-5 минут.


Первый выступающий.

После начала войны 12 июня 1812 года обе русские армии начали отступление, чтобы не попасть в окружение и как можно скорее воссоединиться. Одной из них командовал Барклая-де-Толли, другой – соратник Суворова грузинский князь Багратион. Наполеон хотел разгромить разъединенные армии, но русским с тяжелыми боями удалось уйти.

Русский народ воспринял нападение Наполеона как посягательство на святое Отечество. Война 1812 года и получила название Отечественной. В такой обстановке дух армии имел большое значение, чем стратегия и даже здравый смысл.

Все требовали, чтобы армию возглавил прославленный ученик Суворова Кутузов. Царь уступил общественному мнению. Кутузов был назначен главнокомандующим.


Второй выступающий.

Принимая русскую армию, Кутузов, обходя строй войск, приговаривал сам себе, но так чтобы слышали солдаты: «С такими молодцами отступать?»

Слова эти в несколько дней облетели всю страну.

Тем не менее Кутузов продолжал отступление. Как и Барклай, он понимал, что чем глубже входит Наполеон в Россию, тем меньше у него становится армия. Солдаты верили в правильность любых действий Кутузова и не роптали, как при Барклае-де-Толли. Все знали, что с Кутузовым мы все равно победим.

Постоянные бои и необходимость оставлять гарнизоны в занятых городах сократили французскую армию почти вчетверо. Русская армия уменьшилась вдвое. Французы по-прежнему имели численное превосходство, но не такое большое, как в начале войны, и Кутузов решил дать генеральное сражение.

Он выбрал место для генерального сражения у села Бородино в 124 км от Москвы. 26 августа сражение началось. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела. Ужасная была картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле. И после ожесточенных боёв французы отступили.


Третий выступающий.

Войдя все- таки в Москву французская армия начала голодать. Солдатам приходилось есть конину. Попытки Наполеона заключить мир с Россией не увенчались успехом, и он решил, что настало время уходить из Москвы. Но как и куда? Наполеон принял решение отступать. В планы Наполеона не входило возращение по уже разоренной его войсками Старой Смоленской дороге, но действия русской армии не позволяли французам свернуть куда-либо еще. Сражение под Малоярославцем было последним на территории Российской империи. Отступавшие французы подвергались ударам казаков, партизан. Огромные потери армия понесла при переправе у реки Березины 14-16 ноября. Наполеон выехал в Париж, оставив армию в России. Так недолгое пребывание оккупантов во второй столице Российской империи закончилось.


5. Презентация «Отечественная война 1812 года».

Просмотр презентации «Отечественная война 1812 года» учащийся, готовивший презентацию, сопровождает комментарием слайды об Отечественной войне. 15-20 минут. ( См. Приложение)


6. Чтение лирических произведений.

Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли писателей и поэтов разных поколений. Вот как это было воплощено в стихотворениях.

В исполнении учащегося звучит стихотворение “Генералам 12 года”  М.Цветаевой :

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!

 

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

 

Вас охраняла длань господня
И сердце матери, - вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

 

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

 

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...


И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна...

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

 

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.


Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

 

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.


М.Ю. Лермонтов «Бородино» (отрывок)


Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали…


И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут…


И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.


И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой…

О партизанских офицерах писал поэт-декабрист К. Рылеев «Партизаны».

«В лесу дремучем на поляне,
Отряд наездников сидит,
Окрестность вся в седом тумане
Кругом осенний ветр шумит.
Вкушает враг беспечный сон:
Но мы не спим, мы надзираем,
И вдруг на стан со всех сторон

Как снег внезапный налетаем.
В одно мгновение враг разбит
Врасплох, застигнут удальцами».


7. Игра- викторина.

  1. Продолжите фразу
    "Скажи-ка, дядя, ведь не даром,
    Москва, спаленная пожаром,
    Французам отдана
    Ведь были ж схватки боевые,
    Да говорят еще какие
    Не даром помнит вся Россия...

  2. Наполеон вел против России свою великую армию. Россия на западной границе имела три армии. Но при этом мы начали отступление. Предположите, почему?

  3. Первый удар французская армия в Бородинской битве нанесла по земляным укреплениям в деревне Семеновское. Под каким названием вошли эти позиции в историю Бородинского сражения.

  4. Наполеон, собираясь напасть на Россию рассматривал три варианта развития событий. Он говорил: "Если я возьму Киев, - говорил он, - я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв ... , я поражу ее в самое сердце".

  5. В районе какого города планировалось соединить первую армию Барклая де Толли и вторую армию Багратиона?

  6. Где Кутузов принял командование объединенными русскими армиями?

  7. Еще до нападения Наполеона на Россию, когда только обсуждалась такая возможность, русский император Александр I сказал, что: "Если Наполеон вторгнется в Россию, я устрою ему вторую Испанию". Что он имел в виду?

  8. Это сражение состоялось под городом, неофициальное название которого - "Ворота Москвы". В ходе двухдневных сражений французы потеряли здесь около 20 тысяч солдат и офицеров. После отхода армии от стен этого города из него же ушло и все гражданское население. Назовите город.

  9. Назовите главного противника назначения Кутузова главнокомандующим русскими войсками в 1812 году?

  10. Как называлось выдвинутое далеко вперед укрепление на левом фланге построения русских войск на бородинском поле, уже 24 августа атакованное французами?

  11. Генерал А.П. Ермолов сказал об одном историческом событии: "Французская армия расшиблась о русскую армию". О чем идет речь?

  12. В этой деревне на военном совете было принято решение о сдаче Москвы. Назовите название?

  13. Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" так характеризовал это событие: "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". О чем идет речь?

  14. После ухода из Москвы Наполеон решил выйти в южные хлебные и промышленные районы, захватить Тулу. Но русские армии дали сражение в районе города ... (он восемь раз переходил из рук в руки) и французы вынуждены были вернуться на старую смоленскую дорогу. У какого города произошла битва.

  15. Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку... в декабре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите ее.

  16. Перечислите фамилии трех командующих армиями на западной границе.

  17. Очевидец писал об этом так: "Море огня разлилось по всем частям города. Пламя, волнуемое ветром, совершенно походило на морские волны, вздымаемые бурей. Горели магазины, жилые дома, госпитали, в которых находились русские раненые, церкви, где укрывались жители от грабителей..." Что описано в приведенном отрывке?

  18. Этот дворянин был командиром регулярного партизанского отряда. Прославился же он не только своими подвигами, но и лирикой. Так кто же это такой поэт и офицер?

  19. Уходя из Москвы французы заложили взрывчатку в основание этого храма и только доблесть горожан и проливной дождь не позволили французам осуществить свой варварский план. Как навыется этот храм, являющийся и поныне визитной карточной Москвы?

  20. Куда был сослан Наполеон после Венского конгресса 1814 года?

Эталон ответов викторины

  1. ... про день Бородина

  2. Французская армия в три раза численно превосходила три русские армии вместе взятые

  3. Багратионовы флеши

  4. Москву.

  5. Витебск

  6. У села Царево Займище

  7. Официально разрешит создавать партизанские отряды.

  8. Смоленск

  9. Александр I

  10. Шевардинский редут (по названию деревни Шевардино)

  11. О Бородинской битве

  12. Фили

  13. О партизанском движении

  14. Малоярославец

  15. Березина

  16. М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов

  17. Пожар Москвы

  18. Денис Васильевич Давыдов

  19. Покровский собор или Храм Василия Блаженного

  20. На остров Эльба.



8. Звучит финальная песня из кинофильма Э.Рязанова «Гусарская баллада» (Давным- давно). Конец.


9. Заключительное слово учителя.


Вот так бесславно погибли неприятели. Русская армия и партизаны изгнали Наполеона из России уже в декабре 1812 года. Бывшая непобедимая армия была уничтожена на просторах России за полгода потому что на защиту Родины встал весь народ. В 2012 году весь наш народ отмечает 200-летие этой победы.

По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревянная триумфальная арка, через 20 лет она была заманена каменной. Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великих подвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов. О славе и доблести нашей армии говорят величайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинской битвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены имена Барклая, Давыдова, Кожиной и др.

Да, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.


10. Подведение итога урока проводится в виде опроса


  1. В каком году была война?

  2. Какие две страны участвовали в войне?

  3. Кто первый начал войну?

  4. Какие знаменитые полководцы участвовали в войне?

  5. Где было страшное сражение?

  6. Кто его выиграл?

  7. В какой деревне Кутузов собирал генералов?

  8. Что там было решено?

  9. Правильно ли поступил Кутузов?

  10. Что русские сделали с Москвой?

  11. Кто выиграл войну?


В результате урока мне открылись:


Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных действия:

Три самых важных чувства:

Три самых важных качества:


  1. Рефлексия.


Желаем вам жить в мире и добре! Будьте счастливы!












Список литературы.



  1. В.П.Бутромеев Всемирная история в лицах. Москва, Олма-пресс, 1999 г.

  2. П.Н. Зырянов «История России» Москва «Просвещение» 1994 г.

  3. В.О. Пунский, А.Я. Юдовская «Новая история» Москва «Просвещение» 1994 г.

  4. Игры и занимательные задания по истории / Авт. – сост. М.А. Субботина, И.Б. Горячева, Л.М. Добролюбова и др. – М.: Дрофа, 2003. – 336 с.: ил.

  5. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.: Метод. Пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 400 с.- (Конспекты уроков).

  6. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады / Н.И. Харьковская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 208 с.

  7. Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России XIX века к учебнику Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. «Экзамен».

  8. Интернет- ресурсы.















Приложение.

Комментарии к презентации

Слайды

- Прежде, чем мы начнём говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит «Отечество»?

(выслушиваются ответы)

- Вот как определяет это понятие В. И. Даль – автор толкового словаря.


- В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве. О том, насколько опасной была эта угроза для нашей страны, мы поймём, если узнаем, кто такой Наполеон Бонапарт. Его военную биографию исследовал наш историк. Послушаем его сообщение.


-Вторжение наполеоновской армии в Россию. Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шёл ему навстречу. И в 1812 году французская армия вторглась в Россию.Удар французов был настолько силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление. Французы во главе с Наполеоном теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Позади вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города. Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве. И Смоленск французам удалось захватить. Александр был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. То что именно Кутузов был достоин этого назначения нам докажут историки, исследовавшие военную биографию М. И. Кутузова.


Бородинская битва.

- Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.Посмотрите на экран так выглядели русские и французские солдаты и кавалеристыПосле назначения Кутузова главнокоман-дующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино в 124 км от Москвы. 26 августа сражение началось. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела. Ужасная была картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле. И после ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. Бородинское сражение не выиграл никто.


Сдача Москвы Наполеону.

- В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери. Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Михаил Илларионович собрал всех генералов в деревне Фили на совет. О том, какое решение приняли на этом совете, и что произошло потом, нам расскажут наши историки.

На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине. А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной


С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

- Да, во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.

До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю. . Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек в огне. Из 9151 дома сгорело 6496. Полностью выгорели Китай-город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры – Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла рукопись “Слова о полку Игореве”. Убытки от пожара исчислялись суммой около 250 миллионов рублей. Тушить огонь было нечем, приспособления для тушения пожаров были вывезены московским губернатором графом Ф.В. Растопчиным. 5 сентября пожар принимает чудовищные масштабы. Император Франции перебрался из Кремля в роскошный Петровский дворец, расположенный в предместье Москвы. Послушайте, что пишет об этом А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

***

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.



На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.

- После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Кутузов говорил:«Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля…»
Партизанские отряды действовали в сложных условиях. На первых порах встречалось много трудностей. Даже жители сел и деревень сначала с большим недоверием относились к партизанам, часто принимая их за солдат противника. Нередко гусарам приходилось переодеваться в мужицкие кафтаны и отращивать бороды.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных
Партизанские отряды не стояли на одном месте, они постоянно находились в движении, причем никто, кроме командира, заранее не знал, когда и куда направится отряд. Действия партизан были внезапны и стремительны. Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных


- Бегство Наполеона. Французская армия в Москве начала голодать. Солдатам приходилось есть конину. Попытки Наполеона заключить мир с Россией не увенчались успехом, и он решил, что настало время уходить из Москвы. Но как и куда?Французский император понимал, что сразу отойти на запад нельзя, так как в тыл ему тут же ударит окрепшая русская армия. Возможен полный разгром.

Поэтому Наполеон принял решение обойти стороной Тарутинский лагерь по Старой Калужской дороге, стремительно атаковать русскую армию, отбросить её, а затем овладеть запасами провианта в Калуге и уничтожить оружейные заводы в Туле. После этого Наполеон рассчитывал отойти к Смоленску, расположиться там на зимние квартиры, а весной следующего года продолжить войну. Цель движения Наполеона не была достигнута, и французский полководец, не решившись на новое лобовое столкновение, принял рёшение перейти на уже разоренную Старую смоленскую дорогу и продолжить по ней свое отступление. Кутузов же с основными силами стал двигаться параллельно проселочными дорогами и угрозой возможного обхода ускорил темп отступления наполеоновских корпусом В тоже время русские военачальники из-за быстро меняющейся обстановки не успевали извлекать дивиденды из максимально выгодной, но скоротечной ситуации, и смогли лишь нанести ощутимые удары по противнику под Вязьмой и Красным. Отступающие французские колонны подверглись непрерывным ударам казаков и партизан. Боеспособность армии резко упала. Бои вели только гвардия и резервные корпуса, особенно гибельной для французов оказалась переправа через реку Березину. Здесь убитыми и ранеными были около 30 тыс. человек. «Оставляю всё, чтобы привести 300 тыс. солдат. Необходимо стать в такое положение, чтобы мы могли вести вторую компанию»- это слова Наполеона.

2 5 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны

В настоящее время в честь войны 1812 года построен храм Христа Спасителя и памятник героям на

Бородинском поле. Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. Поход завершился триумфальным въездом русских войск в Париж.


Слайд 1


Слайд 2



Сообщение 1

Слайд 3





Слайд 4
















Сообщение 2


Слайд 5



Слайды

6-7






Слайд 8



Слайды

9, 10, 11




Слайд 12







Сообщение 3 и 4

Рассказы сопровождаются слайдами 13, 14











Слайд 15
























Слайды

16, 17

















Слайд 18











Слайды 19, 20













Слайд 21



Слайд 22



Сообщение 1


Наполеон Буонапарте (Бонапарт) родился 15 августа 1769 года в Аяччо, в семье адвоката Карло Буонапарте, происходившего из мелкопоместного корсиканского дворянства, и Летиции Рамолино, принадлежавшей к старинному роду.

Наполеон учился в военной школе в г. Бриене, а потом в Париже. В возрасте 16 лет Наполеон был произведен в лейтенанты артиллерии и отправлен в престижный полк. Его работоспособность была феноменальной: на сон ему требовалось не более 4-5 часов в сутки. Он много читал.

Ему ещё не исполнилось 28 лет, а он уже одержал много военных побед в Италии и Австрии. В 29 лет он был уже политической фигурой, имевшей немалый вес. Его популярность была огромна.

Наполеон мечтал о мировом господстве и в течение многих лет держал в страхе всю Европу.

Россию он видел в числе своих союзников и много раз делал попытки договориться с царём Александром I о поддержке русской армии в захвате европейских государств.

Однако в важнейшем для Наполеона вопросе об отношении России к Австрии Александр I проявил упорство. Он совершенно не был расположен помогать Наполеону усмирять Австрию. Во время встречи Наполеона и Александра дискуссия по австрийской проблеме проходила в напряженной обстановке. Не добившись уступок, Наполеон закричал, бросил свою треуголку на пол, стал топтать ее ногами. Александр I, сохраняя спокойствие, заявил ему: "Вы человек горячий, я же упрям: гнев на меня не действует. Давайте беседовать, рассуждать, иначе я уеду" - и направился к выходу. Наполеону пришлось его удержать и успокоиться. Дискуссия возобновилась в более умеренном, даже дружественном тоне.

Чтобы завоевать расположение русского царя, Наполеон решил развестись со своей женой Жозефиной и хотел жениться на одной из русских великих княжон. Речь шла об Анне, которой едва исполнилось 14 лет. Александр через некоторое время ответил вежливым отказом.

Захватив многочисленные европейские города, Бонапарт в июне 1812 года двинулся на Россию. Но недолго пришлось торжествовать французской армии. Уже зимой 1812 года Наполеону пришлось отступить. Он уехал в Париж, бросив свою армию в крайне бедственном положении.

В октябре 1815 года английский фрегат "Нортумберленд" привез Наполеона к скалистому острову, на 300 метров поднимавшемуся над морем, - к острову Святой Елены. Там находился военный гарнизон, и проживало несколько семей бывших заключенных. Здесь Наполеон останется жить как государственный узник, здесь он будет терзаться, ссориться, размышлять о прошлом, пока не умрет в вынужденном бездействии 5 мая 1821 года в возрасте 51 года. Согласно его завещанию, саркофаг с его останками был помещен в часовне парижского Дворца Инвалидов.

Сообщение 2

Михаил Кутузов (Голенищев-Кутузов) родился в дворянской семье, имевшей родовые корни на новгородской земле. Его отец, военный инженер оказал большое влияние на образование и воспитание сына. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добрым сердцем. Военное образование получил в артиллерийско-инженерной школе, которую окончил в 1759 г. в числе лучших, был оставлен при школе преподавателем. В 1761 г. произведен в первый офицерский чин (прапорщика) и по собственной просьбе направлен командиром роты в Астраханский пехотный полк. Отлично знал 5 языков (немецкий, французский, польский, шведский и турецкий).

В период решающих событий русско-турецкой войны он принял участие в сражениях, составивших гордость русского оружия, командовал батальоном гренадер. За сражения произведен в майоры, а впоследствии пожалован чином подполковника.

В 1774 г. в бою с крымчаками близ Алушты он со знаменем в руке вел за собой солдат в бой, при преследовании противника был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. Михаил Илларионович был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени и отправлен Екатериной II для лечения за границу.


Сообщение 3


В 1776 г., по возвращении в Россию, Кутузов был послан императрицей в Крым помогать Суворову, обеспечивавшему там порядок. Завоевал его доверие выполнением ответственных заданий; по представлению Суворова получил чин полковника, а затем и бригадира. В 1787 г. удостоен ордена святого Владимира 2-й степени.

Во время отражения вылазки турок, был вторично тяжело ранен (пуля попала в щеку и вышла в затылок). Когда он выздоровел, врач, его лечивший, заметил: "Видимо, провидение сохраняет этого человека для чего-то необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая была смертельна".

В ноябре 1790 г. Кутузов присоединился к войскам Суворова, осаждавшим Измаил. "Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, - говорил Суворов, - но был моей правою рукою". Кутузов в числе первых ворвался в крепость. За Измаил он был произведен в чин генерал - поручика и награжден орденом святого Георгия 3-й степени, а за дальнейшие заслуги - орденом святого Георгия 2-й степени и орденом святого Андрея Первозванного.


Сообщение 4


После Бородинского сражения Кутузов собрал всех военачальников в деревне Фили в крестьянской избе на совет. Совет должен был решить давать ли ещё одно сражение Наполеону или отступить на Москву. Кутузов понимал, что Силы противника ещё велики, да ещё в распоряжении Наполеона были резервные войска, не участвовавшие в Бородинской битве. Если дать ещё один бой, то можно потерять армию. Кутузов сказал: “Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия”. Кутузов приказал оставить Москву, объяснив это так: «… Наполеон — как бурный поток, который мы еще не можем остановить. Москва будет губкой, которая его всосет”.

Вернувшись вечером к себе в избу на ночлег, Кутузов не спал. Несколько раз за эту ночь слышали, что он плачет.

Наполеон был безмерно счастлив, что войдёт в Москву. Ни Милан, ни Венеция, ни Александрия и Каир, ни Яффа, ни Вена, ни Берлин, ни Лиссабон, ни Мадрид, ни Варшава, ни Амстердам, ни Рим, ни Антверпен — ни одна столица, куда входили победителями его войска, не имела в его глазах и в глазах его армии такого огромного политического значения, как эта древняя русская Москва, соединительное звено Европы и Азии, ключ к мировому владычеству. В Москве император ждал просьбы смирившегося Александра о мире, армия ждала теплых квартир, изобильного провианта, всех удобств и всех наслаждений.

Наполеон ждал депутацию московских властей, которая вручит ему ключи от города. Но никакой депутации не являлось. Вдруг совсем невероятная новость распространилась сначала в гвардии, а потом в свите и дошла немедленно до Наполеона: никакой депутации от жителей не будет, потому что никаких жителей в Москве нет. Москва покинута всем своим населением. Это известие показалось Наполеону настолько диким, настолько невозможным, что он в первую минуту просто не поверил ему.

Поселился Наполеон в Кремле. Ночью он проснулся от яркого света, ворвавшегося в окна. Офицеры его свиты, проснувшись в Кремле по той же причине, думали спросонок, что это уже наступил день. Император подошел к одному окну, к другому; он глядел в окна, выходящие на разные стороны, и всюду было одно и то же: нестерпимо яркий свет, огромные вихри пламени, улицы, превратившиеся в огненные реки, дворцы, большие дома, горящие огромными кострами. Страшная буря раздувала пожар и гнала пламя прямо на Кремль, завывание ветра было так сильно, что порой перебивало и заглушало треск рушащихся зданий и вой бушующего пламени


Сообщение 5

Наполеон, очень бледный, но, уже взяв себя в руки после первого страшного волнения при внезапном пробуждении, молча смотрел в окно дворца на горящую Москву. “Это они сами поджигают. Что за люди! Это скифы!”, — воскликнул он. Затем добавил: “Какая решимость! Варвары! Какое страшное зрелище!” Еще накануне, войдя впервые во дворец, он сказал, обращаясь к свите: “Итак, наконец, я в Москве, в древнем дворце царей, в Кремле!” Он знал значение Кремля в русской истории и не хотел покидать его, только сутки, да и то неполные, пожив в нем. Но рассуждать было нельзя: пожар с каждой минутой грозил объять дворец и отрезать все выходы. Стало светать, а положение все ухудшалось, уже дышать становилось трудно от гари и дыма, отовсюду проникавших во дворец. “Это превосходит всякое вероятие, — сказал Наполеон — Это война на истребление, это ужасная тактика, которая не имеет прецедентов в истории цивилизации... Сжигать собственные города!.. Этим людям внушает демон! Какая свирепая решимость! Какой народ! Какой народ!” Император и его свита вынуждены были покинуть Кремль и поселиться в Петровском замке за городом. Еще двое суток, 17-го и 18-го, бушевал пожар, уничтоживший около трех четвертей города. Наполеон все время был в самом мрачном состоянии духа. “Это предвещает нам большие несчастья”, — сказал он, глядя на развалины и дымящийся мусор, в который обратились самые богатые части города. Император ясно понял, что теперь заключить мир с Александром будет еще труднее, чем было до сих пор. Он еще не знал тогда, что мир с Россией для него не только труден, но невозможен, и что война, которую он считал со взятием Москвы оконченной, для русского народа, после гибели Москвы только еще начинается.
Обращаясь к Наполеону, поэт Байрон писал: “Вот башни полудикие Москвы перед тобой в венцах из злата горят на солнце... Но увы! то солнце твоего заката!”
Наполеон не сразу оценил все результаты этой катастрофы, не предугадал далеких еще пока последствий своего кровавого нашествия на Россию, не предвидел, что пылающая Москва подожжет всю порабощенную и раздавленную им Европу.
Свита и части армии, которые вышли во время пожара к Петровскому дворцу, целыми часами глядели на пылавшую Москву. “Это было устрашающее зрелище, — говорит очевидец-француз, — этот пылающий город. Ночью видна была линия огня, больше чем в милю длиною. Казалось, это — вулкан со многими кратерами. В течение трех дней, пока продолжался пожар, мы оставались в Петровском дворце. На четвертый день мы вернулись в город и увидели там только развалины и пепел”.
После Бородина и гибели столицы стремление уничтожить захватчиков сделалось всенародным в полном смысле слова. Ставка Наполеона на устрашение России была бита.



25




Скачать

© 2016 741 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!