СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война – цена победы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о героической борьбе нашего народа против гитлеровской агрессии, причинах победы и ее цене для народа, формировать правильно работать с источниками, развивать познавательный интерес, на примере мужества нашего народа.

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война – цена победы.»

Великая Отечественная война – цена победы.

Тип урока - урок обобщения материала.

Предварительная работа:

  • деление учащихся на группы по интересам: фронт, тыл, плен, оккупация.

  • Выбор лидера и его заместителя в группе, который будет аргументировано, лаконично излагать мнение группы;

  • Выбор фрагмента фильма для иллюстрации своего выступления, создание презентации;

  • Работа с документами соответствующими выбранной теме;

Цели: дать представление о героической борьбе нашего народа против гитлеровской агрессии, причинах победы и ее цене для народа, формировать умение правильно работать с источниками, документами, развивать познавательный интерес, на примере мужества нашего народа способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как мужество и чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные, объяснять причины ВОВ; рассказывать о важнейших событиях войны и ее итогах, используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать героизм нашего народа на примере героизма и мужества отдельных людей во время Великой отечественной войны и необходимость сохранения памяти о подвиге наших предков.

Методы: работа с текстами, датами, понятиями, сообщения, презентация, дискуссия.

Оборудование: карта «II мировая война 1939-1945»,»Великая Отечественная война 1941-1945 г» ; документы- тексты, проектор, компьютер.

На доске:

Тема урока: Великая Отечественная война – цена победы.





Этапы урока

Поставленные задачи

Действия педагога

Действия учеников

I. Организационный

Подготовка к работе.

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну.

Эпиграф: «Война сложна, темна и густа как непроходимый лес. Она непохожа на ее описание, она проще и сложнее». И. Эренбург


Слушают вступительное слово учителя на фоне музыки.


II. Самоопределение.

Стадия вызова.

Определить тему урока, цели и задачи.

Как вы считаете, чему должен быть посвящен последний урок темы о Великой Отечественной войне?

Как можно его назвать с точки зрения оценки?

Сегодня мы попытаемся определить :

1.итоги войны, уже можем сказать, скажите об основных итогах войны.

2.уроки войны

3.цена войны.

Над двумя вопросами мы поработаем на уроке.

Работать будем в группах.

В каждой группе есть спикер, аналитик и рефлексаторы.



На каждом этапе урока будем делать вывод, и заполнять кластер (схему).

Ответы учащихся:

Итоги Великой Отечественной войны;

1. итог. Разгром фашистской Германии. Государство -построенное на лжи, крови и насилии, исторически всегда обречено.

2. итогом можно назвать создание и совместная деятельность антигитлеровской коалиции. Государства. Столь разные по своему строю, традициям, истории, смогли объединиться во имя общей, великой цели – сокрушить фашизм.

3. итог Советский народ - народ победитель, героизм, которого невозможно оценить.



Проверка готовности работы в группах.

Записывают тему урока.

III. Стадия осмысления.


1. Победу в войне одержал простой ЧЕЛОВЕК. Г.К Жуков сказал:» Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.»

2. Человек на войне



Фронт тыл оккупация плен




Выступление групп.

Вопросы к первой группе с темой «Человек на фронте»

1.Опишите облик призывника 1941 года(одежда, вооружение, обученность). Зависело ли , на ваш взгляд, общее самочувствие солдат от организации их быта?

2.Какие чувства могли поднять солдат в атаку?

3.Чему могли быть рады солдаты в часы досуга?

4.Когда и в связи с какими условиями были приняты приказы №270 и 227?

5. Каково участие Южноуральцев на фронтах ВОВ (рассказать о об одном из земляков)





Вопросы к второй группе :

  1. Как изменились условия труда и жизни людей по сравнению с мирным временем?

  2. Как работа в тылу отразилась на здоровье людей?

  3. Какой вклад внесли подростки?

  4. Объясните девиз «Все для фронта, все для победы!»

  5. В чем, по вашему, выразился трудовой подвиг южноуральцев в годы ВОВ. (рассказать об одном из земляков)





































Вопросы к третьей группе :

1.Раскройте смысл « Нового порядка» на оккупированных территориях.

2.Какую цель преследовали нацисты.

3.Что вы знаете о холокосте(массовом уничтожении евреев нацистами)?

4.Какую роль играли оккупированные территории в экономике третьего рейха?

5.Чем можно объяснить причины массового размаха партизанского движения?

6.Расскажите о 85-й Челябинской стрелковой дивизии, и ее роль в партизанском движении Белоруссии.

7. Дети – партизаны, что вы об этом знаете.



















Вопросы к четвертой группе:



1.Почему и как человек мог попасть в плен?

2.Чем объяснить особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных?

3.Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных? 4.Оцените ее с точки зрения военной, идеологической, нравственной?






Выступление лидера 1 группы (или нескольких человек от группы)

Сохранились волнующие документы- предсмертные записки некоторых советских воинов. Строчки записок воскрешают перед нами во всей красоте облик людей, мужественных и беспредельно преданных Родине.

Каждый боец мечтал о доме, защитить свою семью, многие были наслышаны как зверствуют фашисты на оккупированных территориях. Многие части Красной армии сражались самоотверженно. Об этом свидетельствует в своих дневниках генерал Гальдер

Сталина решительных мер приказ № 270 был направлен о недопустимости попадания в плен , человека обвиняли в дезертирстве . Приказ № 227 вошел в историю как приказ «Ни шагу назад»

Всего из Челябинской области ушли более 60 стрелковых и артиллерийских дивизий и бригад, авиационных и самоходных артиллерийских полков, танковых бригад и лыжных батальонов.

История в лицах об В.И. Медведеве.- Герой советского Союза, житель г. Троицка Челяб-ой обл.



Выступление лидера 2 группы

Уже за первые пять месяцев войны из прифронтовых в восточные районы страны удалось направить более 1500 крупных промышленных предприятий (примерно столько, сколько было создано в годы первой пятилетки) и свыше 10 млн. человек.
Не менее важной задачей было налаживание работы этих предприятий на новом месте. Порой станки и оборудование монтировались под открытым небом, для того чтобы срочно обеспечить выпуск необходимого армии оружия и боеприпасов.
Самоотверженные усилия советских людей вскоре дали свой результат. Если выпуск валовой промышленной продукции к ноябрю 1941 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с довоенным, то уже в декабре падение производства прекратилось, а с марта 1942 г. начался его стремительный рост.
К середине 1942 г. завершился перевод экономики на военный лад, выпуск военной продукции по своему объему превзошел германский уровень

Каждый человек в тылу понимал его значимость в достижении победы. Так как мужчины ушли на фронт , у станков на заводах их заменили женщины и подростки, в полях трудились так же женщины и дети со стариками. В свободное время вязали , шили теплые вещи на фронт.

Уральцы вместе с эвакуированными людьми мужественно переносили все тяготы сурового военного времени и старались как можно скорее выдавать боевую технику, так необходимую фронту. Так, на ЧТЗ в течении 3 недель было смонтировано и установлено 5800 металлорежущих станков, 230 электропечей и другое оборудование. Строительство цехов и сборка танков разворачивалось одновременно. Разводились костры для, того чтобы обогреться. Уже в декабре 1941г тяжелы танки КВ с маркировкой кировского завода начали поступать на фронт. Начиная с 1942г и до конца войны на территории края производилось больше половины всех выплавлявшихся в стране металлов.

Рассказ о И.М. Зальцмане- его вклад в победу.






Выступление лидера 3 группы

Нацистский «новый порядок» представлял собой: безграничное оккупационное управление на захваченных территориях Уничтожение коммунистической идеологии и Советского государства. Политика геноцида. Экономическая эксплуатация населения и природных богатств страны. Использование экономического потенциала страны в личных целях.

План «Ост» предполагал уничтожить 30 млн. русских, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь. Евреи, цыгане и др. «неполноценные» народы вообще подлежали полному истреблению. Советский союз должен был стать аграрно - сырьевым придатком и источником дешевой рабочей силы. Борьба в тылу врага разворачивалась стихийно, были созданы партизанские отряды. В годы войны на территории страны действовало свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых воевало более 1 млн. человек. Партизанские края и зоны стали базами развертывания борьбы с немецко-фашистскими оккупантами Они сковывали значительные силы фашистов, заставляя их отвлекать войска с фронта для борьбы с партизанами.

85 – я Челябинская стрелковая дивизия, в которой служило около 18 тыс. южноуральцев. Многие ее бойцы стали активными участниками партизанских движений Белоруссии, они совершали рейды в тылы противника, уничтожавшие вражеские гарнизоны, склады, мосты, ведущие подрывную деятельность на железных дорогах.

Рассказ о Сереже Алешкове (Алешкине) и о Надежде Богдановой.


С началом боевых действий на советско-германском фронте огромные массы бойцов и командиров Красной Армии по различным причинам попали в окружение. После ожесточенных боев многие из них погибли, незначительные группы вышли к своим, часть стали партизанами, но немало из них ввиду ранений, болезни, отсутствия боеприпасов, горючего и провианта были захвачены противником в плен. 

С оккупированных территорий за годы войны было угнано в Германию до 6 мил. Советских людей, преимущественно молодежи и детей.

Начиная войну против СССР, политическое и военное руководство третьего рейха рассматривало советских военнопленных не только как людей «неполноценной расы», но и как потенциальных врагов Германии, с которыми не обязательно обращаться в соответствии с требованиями международного гуманитарного права. И это решение было возведено в ранг государственной политики.

В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операциях на здоровых людях.

Постановление Государственного Комитета 
Обороны от 27 декабря 1941г. 
В целях выявления среди бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену, в окружении противника, изменников Родины, шпионов и дезертиров, Государственный Комитет Обороны постановляет: 
…Для содержания указанных выше категорий бывших военнослужащих Красной Армии организовать специальные лагеря, назначив начальниками лагерей опытных оперативных работников НКВД, организовать в каждом из перечисленных выше лагерей Особые отделы. 
Председатель Государственного Комитета Обороны 
И. Сталин 

Для тех кто возвращался из фашистской неволи , на родине ждали подозрения, суровая проверка органами МГБ и МВД, а многим пришлось сменить немецкие концлагеря на сталинско-бериевские. Кто же избежал участи ГУЛАГа, должны были жить под постоянным страхом.


Дискуссия на поставленный вопрос.

После ваших выступлений давайте ответим на вопрос. А какие главные уроки мы можем сделать из всего сказанного?

Уроки Великой Отечественной войны

1.Против войны нужно бороться еще до того, как она началась.

2. Нельзя допускать возникновения диктаторских режимов ни в одной стран

3.Люди должны осознавать себя единым человеческим сообществом.

4. Необходимо воспитывать подрастающее поколение, говоря ему правду о войне


IV. Социализация.

Работа с таблицей и документами.

Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поработить другого. Вторая мировая война показала всю дикость фашизма, человеконенавистничество, зверство.

Какова же цена нашего народа с фашизмом.

Работа с заданиями по группам.

Приложение.


Необходимо избегать создания условий для реванша

V. Обобщение.


По приблизительным оценкам война унесла 27 млн. человеческих жизней, в том числе 10 млн. воинов. Остальные погибли при артобстрелах, воздушных бомбардировках, в период блокады и массового террора. Но народ выстоял. Советские вооруженные силы закончили войну самыми мощными в мире.

Люди должны осознавать себя единым человеческим сообществом


VI. Рефлексия.





















Эмоциональное завершение урока.


1.Почему Великая Отечественная война никогда не будет забыта в памяти нашего народа?

2. Назовите крупнейшие сражения в Отечественной войне, героев и примеры их героизма?

3.Благодаря чему наш народ одержал Великую Победу в 1945 г.?

С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы?

Я увидела у вас стремление к исследовательской деятельности.

Учитель благодарит детей за работу.

1Принесла горе практически в каждый дом, разрушены города и сёла, экономика и армия в упадке.

2. Московская битва, Блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, Берлин 3.Героизм народа и солдат, единство фронта и тыла, роль великих полководцев, партизанское движение ская битва.


VII. Домашнее задание.


Повторить основные события Великой Отечественной войны

Записывают в дневники.

















































Приложение



Задание (I группа)


По данным СС, к апрелю 1942 г. насчитывалось 15 основных и 100 филиалов концентрационных лагерей. В апреле 1942 г. – 20 основных и 1000 филиалов. Всего через лагеря смерти прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 11 млн. человек. Состав узников увеличивался за счет схваченных участников Сопротивления в оккупированных странах, военнопленных, государственных и политических деятелей, а так же мирных жителей.


Фашистские лагеря смерти созданные на территории Западной Европы.


Название лагеря

Страна

Фактически прошло людей

Погибло

Маутхаузен

Австрия

335 тыс.

110 тыс.

Майданек

Польша

1,5 млн.

1,5 млн.

Освенцим

Польша

4 млн.

4 млн.

Штутгоф

Польша

120 тыс.

85 тыс.

Треблинка

Польша

1 млн.

800 тыс.

Дахау

Германия

250 тыс.

70 тыс.

Равенсбрюк

Германия

130 тыс.

93 тыс.

Бухенвальд

Германия

240 тыс.

56 тыс.

Заксенхаузен

Германия

200 тыс.

100 тыс.


Прокомментируйте данные факты?

О какой цене победы здесь идет речь?



Задание (II группа)


Народы СССР в Великой Отечественной войне


№№

Национальность

Численность в СССР на 1939г.

Число погибших военнослужащих

% в населении СССР на 1939г.

% от общего числа погибших военнослужащих

% погибших военнослужащих от общей численности данной национальности

1

Русских

99.591.520

5.756.000

58,39%

66,40%

5,78%

2

Украинцев

28.111.007

1.377.400

16,48%

15,89%

4,90%

3

Белоруссов

5.275.393

252.900

3,09%

2,92%

4,79%

4

Узбеков

4.845.140

117.900

2,84%

1,36%

2,43%

5

Татар

4.313.488

187.700

2,53%

2,17%

4,35%

6

Казахов

3.100.949

125.500

1,82%

1,45%

4,05%

7

Евреев

3.028.538

142.500

1,78%

1,64%

4,71%

8

Азербайджанцев

2.275.678

58.400

1,33%

1,33%

2,57%

9

Грузин

2.249.636

79.500

1,32%

0,92%

3,53%

10

Армян

2.152.860

83.700

1,26%

0,97%

3,89%

11

Чувашей

1.369.574

63.300

0,80%

0,73%

4,62%

12

Таджиков

1.229.170

22.900

0,72%

0.26%

3,37%

13

Киргизов

884.615

26.600

0,51%

0,31%

3,01%

14

Народности Дагестана

857.499

11.100

0,50%

0,13%

1,29%

15

Башкир

843.648

31.700

0,49%

0,37%

3,76%

16

Туркмен

812.404

21.300

0,48%

0,25%

2,62%

17

Удмуртов

606.326

23.200

0,36%

0,27%

3,83%

18

Чечен/Ингушей

500.088

2.300

0,27%

0,03%

0,46%

19

Марийцев

481.587

20.900

0,28%

0,24%

4,34%

20

Осетин

354.818

10.700

0,21%

0,12%

3,02%


Звания Героя Советского Союза были удостоены сыны и дочери всех народов СССР, в том числе:
8182 русских, 2072 украинца, 311 белоруссов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 13 латышей, 12 киргизов, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 9 карелов, 8 калмыков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 5 абхазцев, 3 якута и представители многих других национальностей.

Прокомментируйте данные факты?

О какой цене победы здесь идет речь?






Задание (III группа)


Геро́й Сове́тского Сою́за — высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.

Звание впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года.

Всего за время существования СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 12 776 человек (без учёта 72 человек, лишённых звания за порочащие поступки, и 13 случаев отмены Указов как необоснованных). По кратности присвоения звания: единожды — 12 617 человек, дважды — 154 человека, трижды — 3 человека (Будённый С. М., Кожедуб И. Н. и Покрышкин А. И.) ичетырежды — 2 человека (Брежнев Л. И. и Жуков Г. К.). Орденами и медали были награждены 7 млн. защитников.

Всего в военное время в сухопутных войсках было воспитано свыше восьми тысяч героев, в том числе 1800 артиллеристов, 1142 танкиста, 650 воинов инженерных войск, свыше 290 связистов, 93 воина ПВО, 52 воина войскового тыла, 44 медика; в Военно-Воздушных Силах – свыше 2400 человек; в Военно-Морском Флоте – свыше 500 человек; партизан, подпольщиков и советских разведчиков – около 400; пограничников – свыше 150 человек. Среди военнослужащих, удостоенных звания Героя Советского Союза, рядовых, сержантов, старшин — свыше 35%, офицеров — около 60%, генералов, адмиралов, маршалов — свыше 380 человек. В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. Первой этого звания была удостоена З. А. Космодемьянская (посмертно).

Четыре Героя Советского Союза: артиллерист А. В. Алешин, летчик И. Г. Драченко, командир стрелкового взвода П. Х. Дубинда, артиллерист Н. И. Кузнецов — за боевые подвиги награждены также орденами Славы всех трех степеней. Полными кавалерами ордена Славы трех степеней стали свыше 2500 человек, в том числе 4 женщины. В годы войны за мужество и героизм защитникам Родины вручено свыше 38 млн. орденов и медалей. Родина высоко оценила трудовой подвиг советских людей в тылу. За годы войны звания Героя Социалистического Труда был удостоен 201 человек, около 200 тыс. награждены орденами и медалями.



Прокомментируйте данные факты?

О какой цене победы здесь идет речь?





Задание (IV группа)



Прочитайте фрагмент документа «Россия: общие потери населения в 1939–1953 гг.». (Эрлихман В. Потери народонаселения в ХХ веке: Справочник. – М., 2004. – С. 20–22).

Потери населения в Великой Отечественной войне

Событие

Потери (тыс. чел.)


Великая Отечественная война

26 500

Убито и умерло от ран

7 600

Ранено

22 500

Взято в плен:

5 200

из них погибло

2 600

Партизанское движение

250

Народное ополчение

150

Потери мирного населения:

15 900

из них погибло от военных действий

1 500

казнено и убито

7 100

заключено в концлагеря

1 200

из них погибли

600

угнано на работу в Германию

5 200

из них погибло

1 200

Умерло от голода и болезней

5 500

Беженцы

20 400

Эмиграция

600

Прокомментируйте данные факты?

О какой цене победы здесь идет речь?

















Кластер:







Звания Героя Советского Союза были удостоены сыны и дочери всех народов СССР.

2072 украинца,

311 белорусов,

161 татарина и т.д.















Цена победы





















12 776 человек удостоены звания Героя Советского Союза; 7 млн. воинов награждены орденами и медалями

В немецких лагерях погибло 11 млн. советских людей


27 млн. человеческих жизней, в том числе 10 млн. воинов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!