СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина Наука и волшебство

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание оптимальных условий для развития познавательной активности, расширения кругозора подростков.

Просмотр содержимого документа
«Викторина Наука и волшебство»

Викторина: Наука и волшебство.


Цель:

- создание оптимальных условий для развития познавательной активности, расширения кругозора подростков.


Задачи:

- формирование интереса к познанию мира, к углубленному изучению школьных предметов;

- развитие умения отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, чётко излагать свои мысли;

- активизация познавательной деятельности воспитанников посредством пропаганды достижений отечественной и мировой науки.

- донести информацию, что жизнь людей зависит от знаний и самостоятельного, обдуманного выбора.


Мы живём с вами в удивительное время! В век высоких технологий и век информации. Наука в 21 веке воплощает в жизнь даже самые смелые фантазии человечества.

Можем путешествовать на разных видах транспорта; совершать виртуальные экскурсии по великим музеям мира, не выходя из дома; общаться с людьми из любого уголка Земли. Сегодня даже обычный человек может найти в интернете практически любую информацию. Современная медицина уже сегодня лечит человека его собственными клетками, имплантирует искусственные органы, корректирует зрение с помощью новейших лазеров.


Что такое наука?

Наука - область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке.  

На сегодняшний день нет однозначного определения науки. Многие люди понимают науку по – своему. Какой смысл Вы вкладываете в это слово? Можете ли дать чёткое определение этому понятию? (высказывание подростков по очереди о науке).


Возможные ответы:

- наука есть познание мира, в котором мы живём;

- наука одна их форм культуры общества;

- наука – это источник знаний;

- наука – это двигатель прогресса. Уровень развития науки – это показатель развития общества, развития государства.


Для большинства из вас слово «наука» ассоциируется с чем-то скучным, непонятным… Давайте попробуем разрушить этот стереотип. Приглашаю принять участие в познавательной викторине.


«Научные открытия прошлых столетий, которыми люди пользуются и сегодня»


1. 723 год нашей эры. Это изобретение позволило нам измерять время. (Механические часы)

2. 1628 год. Одно из самых важных открытий в медицине, сделанное английским врачом Вильям Харви. (Система кровообращения)

3. 1664 год. Этот учёный открыл гравитацию. Назовите имя знаменитого физика и математика. (Исаак Ньютон)

4. 1837 год. Чарльз Бэббидж стал первым, кто смог осмыслить реальность и разработать полностью программируемый механический компьютер, который он назвал … «аналитической машиной». 

5. 1869 год. Величайшее открытие в химии русским химиком Д. Менделеевым. (Периодическая система элементов).

6. 1895 год. За это новаторское открытие немецкий физик Вильгельм Рентген был удостоен первой в истории Нобелевской премии по физике в 1901 году. (Рентгеновские лучи)

7. 1888 год. Благодаря открытию австрийского ботаника и физиолога Фридриха Рейнитцера, появились телевизоры с жидкокристаллическим экраном и плоские LGD мониторы. (Жидкие кристаллы)

8. 1928 год. Это открытие, сделанное английским учёным Александром Флемингом, помогло человечеству победить такие болезни, как язва желудка, ангина, абсцессы, скарлатина и много других. (Пенициллин)

9. 1938 год. За это открытие американский ученый Исидор Айзек Раби был удостоен Нобелевской премии по физике в 1944 году. (Ядерный магнитный резонанс)

10. 1973 год. Был впервые разработан Винтoнoм Сeрфoм при поддержке Агентства перспективных исследований Министерства обороны СШA (ARPA) (Интернет)


«Занимательная задача»


Можно ли в 8 часов утра вылететь из Владивостока и в 8 часов утра того же дня прилететь в Москву?


Ответ: Да, можно. Чтобы понять этот ответ, нужно только вспомнить, что разница между поясным временем Владивостока и Москвы составляет девять часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.

Расстояние Владивосток – Москва составляет примерно 9000 км. Значит, скорость самолета должна быть равна 9000:9 = 1000 км/час. Это вполне достижимая в современных условиях скорость.


Загадочная картофелина


Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.


Карандаши


Оборудование: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом проткнуть пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой. ПОЧЕМУ вода не выливается из отверстия? 

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.


«Что же есть человек?»


Человека изучают многие науки: философия, антропология, биохимия и т.д.

Давайте попробуем разобраться в феномене - человек. Знаете ли Вы об интересных особенностях нашего организма?

Знаете ли вы:

1) Во рту человека около 40 000 бактерий.

2) При каком росте люди считаются карликами? (Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см).

3) Из скольких мышц состоит тело человека? (Тело человека состоит из 639 мышц).

4) Сколько при улыбке «работает» мускулов? (При улыбке у человека "работают" 17 мускулов).

5) Сколько цветовых оттенков способен различать человеческий глаз? (Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков).

6) Сколько в организме человека вкусовых рецепторов. (В организме человека порядка 2000 вкусовых рецепторов).

7) Сколько в среднем весит мозг человека? (В среднем мозг человека весит около 1,3 кг. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые).

8) Сколько твоё сердце в состоянии покоя перекачивает литров крови? (Твое сердце в состоянии покоя бьется 80 раз в минуту, перекачивая 5 литров крови).

9) Какая температура, является критической для человеческого организма (при нормальном давлении и относительной влажности)?

Нормальная температура для большинства людей - от 36,3 до 37 С. Критическая температура, сопровождающаяся потерей сознания - выше 42 С Смертельная температура - выше 43 С. Температура, приводящая к замедлению процессов мозга - ниже 34 С. Критическая температура, сопровождающаяся потерей сознания – ниже 30 С. Смертельная температура, возникает фибрилляция сердца, прекращается кровообращение - ниже 27 С.

10) Сколько весит сердце взрослого человека? (Размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Вес сердца взрослого человека составляет 220 - 260 г).


Может ли вода гореть?


Объяснение. Вода состоит из атомов молекул кислорода и водорода. Поскольку всякое соединение с кислородом свидетельствует о способности вещества к горению, вода не является исключением. Таким образом, вода представляет собой удивительного свойства соединение, уже «сгоревшее». Встречалось ли вам когда-либо такое явление, как горящая вода? Оказывается, если создать условия высокой температуры, достигающей нескольких тысяч градусов, вода, попадая в эпицентр огня, начинает распадаться на молекулы кислорода и водорода, участвующих в горении. Именно это учитывается пожарными, когда они принимаются за тушение горящего пластика, топлива, которые нагреваются до высочайшей температуры. В таких случаях пожарные прибегают к тушению огня сильной пеной.

Таким образом, вода имеет свойство не только гасить огонь, но и гореть при некоторых условиях.


Почему лимон не тонет


Наберите в емкость воды и опустите в нее лимон. Лимон плавает — и вот почему: кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности. То же самое явление держит лед на поверхности воды: частички воздуха замораживаются, плотность уменьшается. Теперь очистите фрукт от кожуры и вновь опустите в воду: лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность.


Разминка «Блиц-опрос»


1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

Ответ: 50.

2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?

Ответ: 5 минут.

3. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить?

Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.

4. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?

Ответ: 12 кг.

5. У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, убежали. Сколько овец осталось у Мамеда?

Ответ: 9 овец.

6. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?

Ответ: Они подошли к разным берегам.

7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

Ответ: 30 км.

8. Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?

Ответ: через 1 час.

9. Палку распилили на 5 частей. Сколько сделали распилов?

Ответ: 4.


Естествознание

1. Почему так называют этих бабочек?

- Капустница (ее гусеницы едят капусту).

- Крапивница (ее гусеницы едят крапиву).

- Лимонница (за красивый желтый цвет).

2. Какая самая высокая трава на Земле? (Бамбук)20 баллов

3. Каких зверей называют: косолапый, сохатый, серый? (Медведя, лося, волка)


- Что есть наука? Для чего же она человечеству?

- Смогли мы Вас убедить, что наука – это не что-то живущее в лабораториях, пробирках, научно – исследовательских институтах. Наука – сама жизнь, наполненная знаниями?

- Наука – это интересно? Почему?


Вывод: Наука делает нашу жизнь комфортнее, интересней, предоставляя нам многочисленные средства для развлечения, возможность пользоваться последними достижениями в сфере коммуникационных технологий. Она дает нам пищу для ума, знания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!