СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по русскому языку для 5 класса в рамках предметной недели

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку для 5 класса в рамках предметной недели»















Викторина по русскому языку

для учащихся 5-х классов









«Могучий и великий русский язык»





























Ход мероприятия



Ведущий: Здравствуйте, ребята!

И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.

Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

Для начала необходимо разделиться на три команды. Итак мы разделились на команды и сейчас команды пусть придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку.

Также следует выбрать капитанов команд, ими станет тот, кто ответит правильно на вопросы:

  1. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

  2. Первый слог – личное местоимение, второй –сининим слова «несчастье», вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

  3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)



II. Задания



Ведущий: Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать жетоны. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество жетонов.

Объявляем 1 тур.

Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд: Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи. 

Продолжите пословицы: 

1.Красна птица перьем, …(а человек ученьем).

2.Кто хочет много знать,…(тому надо мало спать).

3.Повторенье… (мать ученья).

4. Ученье –свет … ( а неученье –тьма).

5. Худой мир лучше (доброй ссоры).

7. Без труда…( не вытащить и рыбки из пруда.)

8. Терпенье и труд… (все перетрут)

9. Кто много читает, (тот много и знает).

10. Корень учения горек, (да плод его сладок).

11. Век живи — век учись.

Из предложенных пар слов составьте пословицы:



  1. Коса – камень (Нашла коса на камень)

  2. Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)

Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)

  1. Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)

  2. Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)

  3. Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)

  4. Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)



2 тур. Ведущий: Объявляем 2 тур нашей викторины, который имеет такое название «Живой и настоящий» 

Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский язык- настоящий, сильный, где нужно- строгий, серьёзный, где нужно бойкий, живой» 

Бойкость ума вам предстоит продемонстрировать в этом туре. Команда отвечает живо и бойко на вопросы. 

1. 1.Как написать слово глаз 3 буквами? (око) 

2.Как написать сухая трава 4 буквами? (сено) 

3. В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет) 

4.С какого звука начинается слово Ереван? (Й) 

5. Назовите слово, начинающееся с 4 согласных (взгляд) 

6. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число).



2. Следующее задание: Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.



Ответы:

Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.



Выиграет та команда, которая сможет придумать больше пословиц. Победившим – 3 балла.

  1. Следующее задание для команд: придумайте, как можно больше словосочетаний, в которых бы прилагательное употреблялось в переносном значении, например: золотые руки, ледяной взгляд, хрустальное сердце.

Выиграет та команда, которая сможет придумать больше словосочетаний.

Победившим – 3 балла.



Ведущий: Мы подошли к 3 туру нашего состязания, который называется «Краток и точен», потому что для всего в русском языке есть своё название, порой данное с такой меткостью, что только диву даёшься. Н.В.Гоголь как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает. 

1. Словарный состав языка (лексика) 
2. Устное народное творчество.

3.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения (синтаксис).

4. Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки 9 пунктуация).

5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению.

6. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах (орфоэпия).


А теперь перейдем к туру (4), который будет называться «Загадки русского языка». Как вы понимаете, загадки будут совсем не простые, вам надо будет не только отгадать загадку, но посчитать сколько букв и звуков в словах-отгадках. Ответ засчитывается только при условии, что вы правильно посчитаете количество звуков и букв.

Отгадайте загадки.



Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет - вскачь пройдет немножко,

Захочет - ляжет на бочок.

Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука.



Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,



Для зимы - другого цвета

Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков.



Льется речка -

Мы лежим.

Лед на речке -

Мы бежим.

Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.



Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем

Это ель. В слове 3 буквы, 3 звука



Следующий тур (5) для капитанов команд. Посмотрим, кто из капитанов лучше остальных знает русский язык. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.

  1. Слово «белый» по отношению к слову «черный». (Антоним.)

  2. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова «дерево», написанного на бумаге? (корень)

  3. В каком слове 4 звука:

а)шьёт б)лён в)поют г)ядро

4. В каком слове нет мягкого звука «с» (мягкого): 

а)сон б) в)удивиться г)улыбайся (на доске)



5 . Записать без ошибок предложения и расставить и объяснить все знаки препинания, (3 балла):



Ей с поклоном старик отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка! "

В парке снег лежал всюду: на лавочках, на ветках деревьев, на земле.



Список литературы:



  1. Вульфсон Р.Е. упражнения по лексике и фразеологии (в связи с изучением литературы в IV-VII классах). – М., Просвещение, 1973.

  2. Дидактические материалы по русскому языку: 6 кл.: Кн. для учителя / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2001.

  3. Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс. / Сост. Н.Ф. Штейнм. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

  4. Тестовые задания по русскому языку для учащихся 6-х классов. / Сост. В.В. Андросова, Е.А. Стогний. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998.

  5. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 6-го класса (пособие для средней школы). – М.: Грамотей, 2006.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!