СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Витамины (история открытия, классификация и значение витаминов)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить пройденный материал, ознакомить учеников с основными витаминами, историей их открытия, значением; разнообразить процесс усвоения нового материала; развивать способности выступать перед аудиторией и внимательно слушать докладчика: пробудить интерес школьников к защите собственного здоровья; воспитывать взаимоуважение. 

Просмотр содержимого документа
«Витамины (история открытия, классификация и значение витаминов)»

Витамины (история открытия, классификация и значение витаминов).

Предварительная подготовка: ученикам необходимо повторить уже пройденный материал (обмен веществ в организме, причины нарушения обмена веществ), а также ознакомиться по учебнику с темой «Витамины». Несколько учеников готовят сообщения об определенных витаминах. Также каждый из выступающих должен принести несколько продуктов, которые содержат данный витамин. Можно также вывесить плакаты с изображением продуктов, содержащих основные витамины. Заранее подготовить таблицу, которая будет заполняться учениками во время урока.

Цели: повторить пройденный материал, ознакомить учеников с основными витаминами, историей их открытия, значением; разнообразить процесс усвоения нового материала; развивать способности выступать перед аудиторией и внимательно слушать докладчика: пробудить интерес школьников к защите собственного здоровья; воспитывать взаимоуважение.

Оборудование: демонстрационный материал (плакаты, продукты питания); заранее подготовленная на доске таблица.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Работа над новым материалом.

-На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с понятием обмена веществ, узнали, что он в себя включает и как происходит. Дайте определение обмена веществ. ( «Обмен веществ – это совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведение потомства, активное взаимодействие с окружающей средой». Иными словами, обмен веществ определяет цикличность жизни: рождение, рост, развитие, старение, смерть.)



Процесс обмена веществ в организме не может функционировать без сбоев, и одной из основных причин таких сбоев является либо нехватка, либо переизбыток витаминов.

О том, для чего витамины необходимы нашему организму, мы поговорим на сегодняшнем уроке. Также мы узнаем, какие продукты содержат витамины определенной группы и какие заболевания, связанные с витаминами, могут грозить организму.

Но прежде чем начать разговор непосредственно о витаминах, я расскажу вам об истории открытия витаминов. Уже во второй половине XIX века стало понятно, что пищевая ценность любого продукта определяется наличием в нем таких веществ, как белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Общепризнанным считалось, что определенная доля этих веществ, содержащаяся в организме, отвечает его основным потребностям. Но эта точка зрения со временем терпела крах, т.к., у некоторых людей стали обнаруживать заболевания, связанные с дефектами питания, хотя оно отвечало определенным требованиям. Примером могут послужить длительные путешествия моряков. Во время экспедиций они не могли достать свежих овощей и фруктов, которые содержат специальные вещества, поддерживающие жизнедеятельность организма. Например, в известное путешествие Васко да Гама в Индию 100 из 160 моряков погибли от цинги. Вскоре ученые пришли к выводу, что обильная пища не дает гарантии удовлетворения потребностей организма в питательных веществах. Поэтому в организм необходимо вводить вещества, которые не содержатся в повседневной пище. Доказательством этого утверждения стали опыты русского ученого Н.И. Лунина.

Он проводил свои опыты на мышах, первую группу мышей ученый кормил искусственной пищей. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Эти вещества составляют питавшиеся этими веществами, не росли, теряли в весе, переставали поедать корм и умирали. Вторая группа мышей питались нормальным молоком, и процессы обмена веществ и энергии у них не нарушались. Эти опыты показали, что существует и другие вещества, не заменимые для организма. Они получили название «витамины» ( от лат. Vita - жизнь).

- В науке принята буквенная классификация витаминов, известная всем нам. На какие две большие группы делят все витамины? ( Жирорастворимые и водорастворимые. Водорастворимые витамины: B, C, P. Они не накапливаются в организме. Жирорастворимые витамины: A, D, E, K, F. Могут накапливаться в организме.)

А теперь давайте заслушаем доклады об основных группах витаминов. Сегодня мы с вами узнаем о свойствах витаминов групп A, B, C, D, E.

(Опираясь на выступления докладчиков, учащиеся составляют в тетради таблицу.)

Название группы

Функции в организме

Рекомендуемые дозы

Содержание в продуктах

Содержание в препаратах



Докладчик 1. Большое значение среди группы жирорастворимых витаминов имеет витамин A. Этот витамин необходим для нормального роста эпителиальных тканей и костей. Также он обеспечивает высокий иммунитет и повышает активность лейкоцитов в крови.

Взрослым рекомендуется употреблять этот витамин 800-1000 мкг в день. Витамин A содержится в основном в продуктах животного происхождения. К таковым относятся: сыр, сливочное масло, печень. В растительной пище он не содержится, однако существует вещество, которое может синтезировать витамин A в организме – каротин. Он содержится в моркови, абрикосах, тыкве, красном перце, персике, папайе. В витамин A каротин синтезируется уже в кишечнике.

Докладчик 2. Витаминов группы B свыше 15. Номера даны им в порядке открытия. В своем сообщении я расскажу об этой группе на примере витамина B1. Этот витамин стал первый известен науке. B1 уменьшает зубную боль, помогает при морской болезни или укачивании, оказывает положительное влияние на нервную систему в целом. Норма для взрослых – это 1,5 мг B1 в день. Особенно много этого витамина содержится в злаковых растениях, поэтому найти его можно в таких продуктах, как хлеб их муки грубого помола, гречневая каша, картофель, зеленый горошек.

Докладчик 3. Витамин C является наиболее известным витамином из группы водорастворимых. Второе его название – аскорбиновая кислота. Особенно этот витамин полюбился детям за его приятный вкус, но, кроме вкусовых качеств, он очень полезен для организма. Этот витамин является основной для окислительно-восстановительных процессов к клетках. Также он повышает устойчивость нашего организма к инфекциям и внешним воздействиям, поддерживает прочность кровеносных сосудов. Суточная норма для здоровых людей составляет 60 мг. В большом количестве витамин C содержится в цитрусовых, черной смородине, брокколи, свекле, бобах, помидорах, а также в плодах шиповника.

Докладчик 4. Витамин D играет большую роль в функционировании организма, т.к. именно он обеспечивает целостность костей и зубов, а также регулирует минеральный обмен и содержание фосфора в организме. Необходимая суточная норма для взрослого человека 510 мкг. Большое количество витамина D содержится в желтке яйца и рыбьем жире, сардинах, лососе, тунце, сельди, а также в орехах и печени.

Докладчик 5. Витамин E необходим организму прежде всего для нормального функционирования органов размножения, кровеносной и сердечно-сосудистой систем. Нормой для взрослых является 10 мг в сутки. В основном этот витамин содержится в орехах, растительном масле, а также в молочных продуктах: масле, молоке.







- Исходя из нашего с вами разговора, как вы думаете, при каких условиях человеку может не хватать витаминов? (Наиболее частые причины :

- при тяжелом физическом труде или занятиях спортом;

- в период интенсивного роста;

- в период беременности или в пожилом возрасте;

- при неправильном питании ( мало полезных продуктов в рационе).



II. Подведение итогов.

В конце урока учитель собирает заполненные таблицы для проверки, подводит итоги и делает выводы.



Домашнее задание.

Как домашнее задание рекомендуется предложить ученикам составить меню на один день, которое бы отвечало здоровому образу жизни. Оно выполняется на карточках, оригинальное оформление приветствуется.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!