СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние учебно-тренировочного процесса на эмоциональное состояние обучающихся СДЮСШОР (на основании исследования)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что демократические преобразования в обществе коснулись и системы подготовки будущих спортсменов. И многие специалисты по лыжному спорту отмечают трудности в преодолении психической напряженности в подготовке лыжников.

Необходимость обоснования этой проблемы мы связываем со следующими условиями.

Во – первых, продолжается рост интенсивности нагрузки в спортивной тренировке, в большинстве случаев у детей обучающихся, наблюдается ухудшение самочувствия и настроения. Во -  вторых, эмоциональное состояние, преломляемое через неадекватные нагрузки и неуспешность выступления, способствует проявлению таких личностных свойств, как агрессивность, тревожность, что непосредственно сказывается на снижении самооценки, миролюбия, сдержанности и спортивного мастерства. В – третьих, снижение самочувствия, настроения возникает вследствии реальной или воображаемой помехи, препятствующей спортивному совершенствованию. Оно проявляется после неадекватной тренировочной нагрузки, и может сохраняться до одной недели . Обозначение проблемы обучающихся в итоге необходимо решать посредствам структур психологического профиля в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Влияние учебно-тренировочного процесса на эмоциональное состояние обучающихся СДЮСШОР (на основании исследования)»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Влияние учебно-тренировочного процесса

на эмоциональное состояние обучающихся СДЮСШОР

(на основании исследования)

















Автор: Безматерных

Анжелика Анатольевна,

тренер-преподаватель

по лыжным гонкам

СДЮСШОР им Т.В. Ахатовой





2014 г.

г. Лабытнанги

Влияние учебно-тренировочного процесса на эмоциональное состояние обучающихся СДЮСШОР



Цель

Определить влияния физической нагрузки на эмоциональное состояние обучающихся.

Задачи

  1. Анализ научной и профессиональной литературы по проблеме исследования.

  2. Определить психологический профиль, способствующий отрицательному эмоциональному состоянию у обучающихся, в процессе тренировочного занятия.

  3. Анализ анкетирования.

Гипотеза

Если тренировочный процесс влияет отрицательно на эмоциональное состояние обучающихся, то возможно создание адекватной физической нагрузки будет способствовать оптимальному психическому состоянию будущих спортсменов.

Объект исследования

Эмоциональное состояние детей.

Предмет исследования

Влияние тренировочного процесса на эмоциональное состояние обучающихся Специализированной Детско- Юношеской Спортивной школы Олимпийского Резерва имени Татьяны Вениаминовны Ахатовой

Методы исследования

  1. Анкетирование.

  2. Интервью.

  3. Рейтинг.

  4. Анализ литературы, как научной, так и профессиональной.











Актуальность



Актуальность избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что демократические преобразования в обществе коснулись и системы подготовки будущих спортсменов. И многие специалисты по лыжному спорту отмечают трудности в преодолении психической напряженности в подготовке лыжников.

Необходимость обоснования этой проблемы мы связываем со следующими условиями.

Во – первых, продолжается рост интенсивности нагрузки в спортивной тренировке, в большинстве случаев у детей обучающихся, наблюдается ухудшение самочувствия и настроения. Во - вторых, эмоциональное состояние, преломляемое через неадекватные нагрузки и неуспешность выступления, способствует проявлению таких личностных свойств, как агрессивность, тревожность, что непосредственно сказывается на снижении самооценки, миролюбия, сдержанности и спортивного мастерства. В – третьих, снижение самочувствия, настроения возникает вследствии реальной или воображаемой помехи, препятствующей спортивному совершенствованию. Оно проявляется после неадекватной тренировочной нагрузки, и может сохраняться до одной недели . Обозначение проблемы обучающихся в итоге необходимо решать посредствам структур психологического профиля в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

















ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания.

Занятия лыжным спортом в СДЮСШОР имени Т.В.Ахатовой, способствуют улучшению умственной работоспособности школьников в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, оказывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

Существует прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Чем выше качественные проявления двигательной деятельности, тем соответственно большим должно быть волевое напряжение. Таким образом, объективная сторона положительного влияния занятий спортом на развитие волевых черт характера, устойчивого эмоционального фона состоит в том, что они связаны с необходимостью проявления волевых усилий.

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера, устойчивости эмоционального состояния - нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у обучающихся возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера, благоприятного эмоционального состояния. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств будущего спортсмена.

Однако занятия спортом - фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний, причем наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательные примеры поведения, если таковые имеются в процессе учебно-тренировочных занятий, не сформированный здоровый психологический климат в группе занимающихся. Таким образом, в силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у занимающихся лыжным спортом, этически оправданных представлений о правильном поведении человека.

Для достижения положительных результатов в формировании личности школьников, занимающихся лыжным спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Поэтому воспитание личности, ее формирование "...предполагает заботу о педагогизации среды, активное воздействие на нее для того, чтобы сделать ее максимально благоприятствующей делу формирования (А.А. Деркач, А.А. Исаев,1981). Воспитательная работа как важнейшая функция педагога приобретает особое значение на учебно-тренировочную нагрузку. Так, как чрезмерная нагрузка, негативные личностные качества тренера могут способствовать снижению самочувствия и настроения школьников, негативно влиять на их эмоциональное состояние. В первую очередь это обусловлено тем, что для данной возрастной группы (11-17лет), популярные спортсмены часто являются образцом для подражания, причем старшеклассники могут копировать не только их спортивную технику, но и поведение, манеры, а порой и их мировоззрение и взгляды. Поэтому личностные качества тренера, его идейная убежденность, честность и дисциплинированность, а также умение вместе взаимодействовать с психологом будут играть немаловажную роль в формировании личности школьников, занимающихся спортом. Весь стиль поведения педагога должен способствовать утверждению атмосферы оптимизма, жизнерадостности, бодрости и неистощимой энергии.

Глубокое влияние на процесс формирования личности школьников оказывает коллектив, в котором молодой человек тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность - все это способствует воспитанию членов коллектива. При этом можно вести речь о понятии "межличностная компетентность", которое предлагает Райнер Мартенс (1979): "...это способность человека успешно взаимодействовать с другими людьми".

Совместная коллективная практическая деятельность как тренера , так и психолога создает благоприятные возможности и для интеллектуального взаимообогащения и для устойчивого эмоционального состояния школьников.

В ходе учебно-тренировочного процесса школьников, как и во всех видах воспитания, необходима сознательная активность воспитуемого в решении образовательно-воспитательных задач. По определению Л.П. Матвеева (1976), формирование лишь тогда может считаться достаточно эффективным, когда оно перерастает в самовоспитание.

Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности школьников в ходе учебно-тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и психологического воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно-тренировочных занятиях и особенно в спортивных соревнованиях является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер обучающихся.

При этом школьников необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков психологических упражнений саморегуляции эмоционального состояния для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Занятия спортом, как правило, сопровождаются высокой степенью нагрузки на психику. По мере повышения результатов соревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возможностей. Победа достаётся тому, кто сможет проявить необходимую быстроту реакции, выдержку, волю, научится преодолевать стрессовые состояния, контролировать и использовать свои эмоции, те или иные психические процессы, умеет быстро восстанавливать духовные и физические силы. Комплекс мероприятий, направленных не укрепление и сохранение психического здоровья спортсменов, выполняет область психологии спорта – психогигиена.

Из ”Современный гуманитарный университет – М 2000”


Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых у нас в стране. Наибольшей популярностью пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Основная задача занятий лыжным спортом – достижение наиболее высоких спортивных результатов, что и является главным отличием его от других видов занятий лыжами.

Между лыжной подготовкой и лыжным спортом существует тесная взаимосвязь. Массовая лыжная подготовка молодёжи является основой для развития лыжного спорта; с приходом новой талантливой молодёжи растут спортивные достижения сильнейших лыжников, повышается общий уровень развития лыжного спорта в стране.

В процессе обучения на уроках у учащихся формируются навыки в технике способов передвижения на лыжах. Основой формирования двигательных навыков является возникновение и закрепление целой системы сложных условных рефлексов. Учащиеся на первом уроке не в состоянии правильно выполнить необходимые действия, обеспечивающие отталкивание и скольжение, но, основываясь на имеющимся у них опыте, знаниях, полученных из объяснений учителя, и показе способа передвижения, они могут начать передвигаться по лыжне.

Из: Лыжный спорт – И.М. Бутин, М 1988


Рекомендации тренеру


  1. Быть особенно внимательным и чутким к психическим проявлениям воспитанника в период “разгрузки” и особенно за 1 – 3 дня до начала соревнований. В этот период следует избегать разговоров о соревнованиях, в особенности не напоминать спортсмену, что от него ожидается. Всё это нужно сказать раньше.

  2. Не стремиться лично оказать непосредственную психологическую помощь спортсмену.

  3. Повышая требовательность к спортсменам в отношении спортивного режима, ставя новые задачи и цели на предстоящие соревнования, тренеру необходимо демонстрировать максимум личного доверия к спортсменам, пользоваться в основном разъяснениям, убеждением, советом и просьбой, а не директивными указаниям и в приказном тоне.

  4. Для спортсменом со слабым типом нервной системы подойдёт такая установка тренера – “Эти соревнования для тебя не главные, твоя основная задача – просто выложиться”, почувствовать дистанцию.

  5. Современному тренеру нужно постоянно повышать уровень своей психологической грамотности.

Из: Современный гуманитарный университет, М 2000




Рекомендации спортсмену


  1. Сознательно относись к своей раздражительности, повышенной критичности, нервозности, не вступай в конфликты, даже если тебя провоцируют на них, береги свою нервно – психическую энергию, она пригодиться тебе на соревнованиях и в жизни. Умей прощать недостатки других людей, будь великодушен и терпим к окружающим тебя товарищам и возможным соперникам. Думай о том, что соперники не сидят сложа руки и надеются выиграть у тебя.

  2. Овладевай методами саморегуляции психического состояния, для чего познакомься со специальной психологической литературой и методическими рекомендациями психологов. В этом тебе может помочь тренер. Используй идеомоторную тренировку для психологической адаптации к ситуации соревнований, используя силу своего воображения и представлений, чтобы неоднократно проиграть в уме возможные варианты тактической борьбы и исхода соревнований. Ставь перед собой цели и результаты, но не будь слишком скромным в этом. Завышенная самооценка своих возможностей всё же лучше, чем заниженная, но завышенная цель оправдана лишь при достаточном уровне подготовленности. Значит нужно работать, чтобы достичь этой цели.(современный гуманитарный университет)

  3. В период подготовки к соревнованиям усиль своё внимание учебными делами, больше читай и занимайся в свободное время, что поможет тебе лучше восстанавливаться после тренировок. Не трать своё свободное время на пассивный сон или бесцельные развлечения.

  4. Если ты имеешь собственный партативный магнитофон и наушники, используй эту технику не только для развлечения, но и для облегчения восстановления после нагрузок и обучения техники релаксации.

  5. Если твоё психическое состояние вышло из – под контроля и ты можешь самостоятельно быстро нормализовать его, обратись за помощью к психологу или врачу. Точно выполни все предписания и советы, запомни их на будущее.

Из: Современный гуманитарный университет, М 2000

Возникновение и развитие спортивной психологии

Успехи отечественной спортивной психологии связаны с исследованиями А.Б.Алексеева, Н.К.Волкова, Б.А.Вяткина. Г.М.Гагаевой, Л.Д.Гиссена, А.Д.Тонюшкина, Г.Д.Горбунова, О.В.Дашкевича, Т.Т.Джамгарова, В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа.

Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложивших основы становления спортивной психологии, четко прослеживается стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиции достижений обшей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта : московская и санкт-петербургская (ленинградская), возлагаемые соответственно П. А .Рудиком и А.Ц.Пуни.

Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления. Психологического мониторинга – регулярного наблюдения за динамикой психики. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьезных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений приоритетов и организованности. В настоящее время психология спорта ("спортивная психология" по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) – вполне определившееся и признанное направление отечественной психологии. Российская ассоциация психологов физической культуры и спорта – член Международной ассоциации спортивной психологии

Спортивные соревнования – важнейшая и неотъемлемая часть спортивной деятельности.

Соревнования имеют ряд общих психологических особенностей. Основные из них-

  1. Спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием.

  2. Целью выступления в соревновании является достижение победы либо лучшего результата. Это создаёт экстремальную ситуацию, в которой спортсмен должен проявить максимум своих возможностей, часто в сложных условиях и при дефиците времени.

  3. Спортивные соревнования всегда социально значимы, так как их результаты получают широкую общественную известность и оценку, влияют на статус спортсмена в обществе, приносят ему славу, включаются в оценку жизненных достижений.

  4. Результаты достижений в соревнованиях всегда лично значимы для спортсмена.

  5. Спортивные соревнования являются специфичным фактором, создающим экстраординарные эмоционально – волевые состояния, которые могут оказывать как положительные, так и отрицательное влияние на процесс и результат деятельности спортсмена.

Спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на фоне оптимального эмоционального возбуждения. В стартовой ситуации одинаково опасно эмоционально перевозбудиться и, наоборот, оказаться слишком спокойным.

Если спортсмен переживает отрицательные эмоции (страх, тревогу, неуверенность), то уровень энергетической мобилизации может понижаться, тогда как при переживании положительных эмоций он повышается.

Психическое состояние формируется по законам установки, причём часто неосознаваемой. Нередко можно наблюдать, как спортсмен настраивает своё психическое состояние с помощью самоприказов и самовнушения, которые фиксируют цель предстоящей деятельности. Это – пример настройки через мыслительный компонент состояния.

Приложение 1 Аутогенная тренировка (АТ)

Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышению эффективности лечения. С АТ связаны проблемы управления и адаптации поведения. Широко распространено мнение, что АТ - отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния. Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности. АТ способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием АТ улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности.

Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции

Базисным элементом АТ является тренированная мышечная релаксация на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы : психосоматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направлена во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АТ.

Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит базой на которой основывается дальнейшее самовнушение. Используемые механизмы АТ способствуют снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода - регуляции функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование. Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АТ сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности.

Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ

Основные нейропсихологические эффекты связаны с развитием способности к образным представлениям, улучшением памяти, усилением рефлексивной способности сознания, возможностей саморегулирования произвольных функций и формирование навыков к сознательному управлению непроизвольными функциями. С помощью АТ можно целенаправленно вызывать у себя гипнотическое состояние с эффектами автоматической речи и автоматического письма. Возможно также погружение в состояние общей каталепсии.

  • АТ повышает скорость сенсомоторного регулирования, способствует концентрации внимания и повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, снижению тревожности, внутренней напряженности, развитию уверенности в себе, улучшению социальной адаптации и общительности.

  • АТ увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных возможностей личности и организма человека.

  • Краткосрочный отдых в аутогенном расслаблении ведет к быстрому восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических нагрузках. Действенность самовнушения при АТ вероятно объясняется тем, что оно проводится в состоянии релаксации и сопровождается развитием легкого гипнотического фазового состояния. В этом состоянии следовой раздражитель может приобрести большую силу воздействия, имеет значение и то, что самовнушения многократно повторяются для регулирования непроизвольных вегетативных функций, необходимо много раз вызывать представления, направленные на эту функцию.

Приложение 2

У американцев существовал совершенно незнакомый для нас вид потерь – “переутомление в боях”. Например, при высадке в Нормандии (июнь 1944 года) такие потери составили около 20 процентов общего числа жертв. В период между июнем и ноябрём 1944 года различными формами “переутомления в бою” страдали 26 процентов американских солдат в дивизиях, а в целом за всю вторую мировую войну потери, временные и безвозвратные, но причине “переутомления в бою” составили в армии США 929 тысяч человек. “Истощение в боевой обстановке” признавалось непредосудительным состоянием солдата.

Может быть, и в спорте пора серьёзно отнестись к проблеме истощения в боевой обстановке. Четырнадцать дней (а не десять) тянется на Олимпийских играх турнир боксёров. 50 человек выбыли в этом году в процессе велогонки Тур де Франс, 50 из 198, пятьдесят великолепно подготовленнвх атлетов не выдержали практически ежедневных стессов. А потому не будем радостно потирать руки с очередным талантливым спортсменом. Через слишком многое он должен пройти, прежде чем дойдёт пока ещё не до вершины, а лишь до подступов к ней, где его ждут такие же не менее талантливые, но, как и он, пока даже не догадывающиеся о том, что сейчас их ждёт главное и жесточайшее испытание стрессом! Сможешь ли ты его держать? – вот в чём вопрос.



















Приложение 3


Мною были проведены исследования, психологического состояния спортсменов – лыжников, на лыжной базе СДЮСШОР им. Т.В. Ахатовой, по методике САН (самочувствие, активность, настроение), и было выявлено, что у большинства детей после тренировочных занятий самочувствие и настроение ухудшалось, повышалось возбуждённое состояние. Данные выведены в таблице:

До тренировки:

нормальное

благоприятное

неблагоприятное

возбуждённое

С – 0%

С – 0%

С – 0%

С – 90%

А – 30%

А – 0%

А – 65%

А – 5%

Н – 15%

Н – 0%

Н – 0%

Н - 85%






После тренировки:


нормальное

благоприятное

неблагоприятное

возбуждённое

С – 5%

С – 35%

С – 45%

С – 15%

А – 30%

А – 25%

А – 15%

А – 30%

Н – 30%

Н – 0%

Н – 45%

Н – 20%




















Список литературы



  1. Психология физического воспитания и спорта – Современный гуманитарный университет – Москва, 2000

  2. Ради чего? – Рудольф Загайнов – “Совершенно секретно”,2005

  3. Московский психологический журнал, адрес в Интернете – mospsy.ru

  4. Лыжный спорт – И.М. Бутин, М 1988



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!