СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние визуальной среды на здоровье человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние визуальной среды

         на здоровье человека

Просмотр содержимого документа
«Влияние визуальной среды на здоровье человека»



Исследовательский проект:



«Влияние визуальной среды

на здоровье человека».











Работу выполнила:

ученица 10 класса Еремина Елена.

Содержание:



  1. Введение.



  1. Особенности зрительных восприятий в условиях урбанизации.



  1. Гомогенная среда.



  1. Агрессивная среда.



  1. Комфортная среда.



6. Рекомендации по созданию комфортной визуальной среды в городе.

  1. Методы исследования.



  1. Результаты обсуждения.



  1. Выводы.



10. Рекомендации



11. Литература.

Введение

Визуальная среда — один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в нашу жизнь. И касается это не только плохого воздуха, загрязненной воды и повышенной радиации, о которых много и часто говорят в связи с экологическими проблемами. Резко изменилась видимая нами среда, ее цветовая гамма, структура окружающего пространства.

Господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов — все это негативно воздействует на жизнедеятельность человека, в частности на его зрение. И если к естественной природной среде наши глаза эволюционно приспособились за многие миллионы лет, то в городской среде мы оказались сравнительно недавно, по существу только в XX веке. Естественно, за это время не смогли перестроиться основные механизмы зрительного восприятия. А ведь постоянное поле видения, его насыщенность зрительными элементами оказывают определенное воздействие на состояние человека, действуют так же, как любой другой экологический фактор. Информативность зрительного восприятия зависит как от физических факторов внешней среды (например, гомогенности или агрессивности видимого поля), так и от психофизиологических факторов, эволюционно и экологически обусловленных (таких как механизм саккад - быстрых автоматических движений глаз). Глаз наиболее чувствителен к изменяющимся и информационно насыщенным, а не к монотонным изображениям, которые не несут никакой информации. Поиск информативных визуальных изображений связан с физиологией глаз: сканированием, изменением ритма и амплитуды саккад.

При монотонности или гомогенности видимого поля исчезает информативность визуальной среды, что приводит к нарушению нервных процессов в ЦНС, дискомфорту и агрессивности. К сожалению, многие современные архитекторы, дизайнеры, колористы и производители текстильной промышленности не учитывают эти моменты при проектировании своих изделий. Большую часть своей истории человечество провело в окружении естественной природной среды, которая и сформировала нашу систему зрительного восприятия. Однако в связи с мировой урбанизацией, постигшей человечество во второй половине XX века, среда обитания изменилась, изменились и условия ее зрительного восприятия. На этой почве появилась в последние годы минувшего века новая наука - видеоэкология.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что постоянная видимая среда, которую по степени эмоционального воздействия на состояние человека можно поставить на первое место, резко изменилась. Специалисты утверждают: сегодня окружающая горожан видимая среда превращается в экологически опасный фактор, что требует незамедлительного действенного и вместе с тем осторожного вмешательства в ее содержание. До сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды современного города, нет требований по допустимым отклонениям от этих норм.

Цель нашей работы: выявить влияние визуальной среды на психическое и физическое состояние человека, научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений зрительной среды человека и решения проблем видеоэкологии.

Для достижения данной цели были выдвинуты задачи:

  1. Изучить визуальное восприятие школьных кабинетов с различной степенью благоприятности;

  2. Оценить внутреннюю отделку помещения школы;

  3. Изучить комфортность зрительной сред

Особенности зрительного восприятия в условиях урбанизации

Человек сформировался под воздействием природы со всем, многообразием ее элементов, красок, звуков. В этих условиях его органы чувств эволюционировали многие миллионы лет. Естественно, что за исторически короткое время урбанизации механизмы зрительного восприятия не смогли приспособиться к новой среде, тем более что в ходе индустриализации и стихийной урбанизации эта среда становится все более агрессивной. Последствия этого известны: люди, живущие в стандартных серых кварталах шумных и загрязненных городов, не только испытывают дискомфорт, но и более склонны к агрессивным действиям, преступлениям, психическим заболеваниям. Сегодня горожане не могут рассчитывать на удовлетворение своей потребности в комфортной видимой среде ни по объему, ни по качеству.

Город не обеспечивает не только визуального простора, но и обычной природной среды, вытесненной зданиями и асфальтом. Житель современного города чаще всего видит плоские поверхности (фасады зданий, площади, улицы) и прямые углы - пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко. В городе много монотонно повторяющихся деталей, что главным образом связано с индустриальным изготовлением типовых изделий - окон, панелей, балконов и др. Особенностью же природных образований является колоссальное разнообразие деталей.

Быстрые движения наших глаз (саккады) характеризуются амплитудой, ориентацией и интервалами между ними. Оказывается, глаз совершает скачки автоматически, так же, как происходит дыхание, как бьется сердце. Так появилось понятие «автоматия саккад». Ее обеспечивает ряд структур головного мозга, совокупность которых образует саккадический центр. При взгляде на здания, собранные из больших панелей, глазу не за что «зацепиться». Для саккадического центра это сигнал к переходу на максимальный режим работы в поисках «точки опоры». Но и такой режим не приводит к желаемому результату, и тогда у человека возникает ощущение дискомфорта. В перегруженной однообразными видимыми элементами среде глаз не может зафиксироваться на каком-то одном элементе и минимизировать амплитуду саккад. В то же время после каждой саккады в мозг поступает одна и та же информация, что ведет к его перегрузке.


Гомогенная среда



Гомогенной видимой средой называется такая среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы или число их резко снижено. Причины возникновения ее различны. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Гомогенная видимая среда может возникнуть в шахте в силу специфического места работы: вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снежными просторами Арктики или Антарктики.

В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве. В городской среде возникает много гомогенных видимых полей, которые, в частности, создают торцы зданий, не имеющие окон. При взгляде на такую голую стену глазу совершенно не за что «зацепиться» после очередной саккады. Если человек окажется у такой стены на расстоянии 40 метров, то она застилает его взор со всех сторон (по горизонтальной линии — на 20-30°, а по вертикальной линии — на 40-45°), тогда как основная масса саккад (86%) имеет амплитуду до 15°, а в секунду глаз делает 2-3 саккады. Это значит, что если человек смотрит на такую поверхность всего лишь 3 секунды, то за это время возникает 6-9 саккад, и все они приходятся на голую стену, где нет элементов для фиксации взгляда. Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой твердую почву. Так и глаз за 3 секунды около десяти раз «проваливается в бездну». Легко себе представить, насколько неприятна эта ситуация, которая неизбежно ведет к ощущению дискомфорта.

В градостроительной практике есть примеры настенной живописи, с помощью которой удается избавиться от гомогенных полей, но она еще не получила широкого распространения.

Итак, торцы зданий создают гомогенные поля в городских условиях при применении в строительстве панелей большого размера. Не меньшим бедствием, однако, является применение стекол больших размеров. Фасад здания из стекла и асфальтовое покрытие улиц — это безориентирное пространство, созданное руками человека. В такой среде, как мы знаем, амплитуда саккад увеличивается в 3-5 раз, то есть автоматия саккад переходит на поисковый режим. Режим поиска, между тем, тоже не приводит к желаемому результату, так как здание с расстояния 30 метров перекрывает поле зрения на 80°. Необходимость в фиксации взгляда крайне острая, так как велико число саккад.

При сопоставлении двух зданий из разных эпох легко увидеть, как сильно они отличаются. Эта разница заключается в следующем:

  • в насыщенности элементами: малое их число в современном здании, и большое — в старинном;

  • в структуре элементов: множество прямых линий и прямых углов в современном здании, много острых углов и кривых линий — в старинном здании;

  • в размерах плоскостей: одна большая плоскость в современном, и много малых плоскостей — в старинном здании;

  • в силуэте зданий: упрощенный силуэт современного здания, вместо которого просто прямая линия, без единого элемента, и сложный, разнообразный силуэт — в старинном.

Создается впечатление, что архитекторы старой формации хорошо знали и про автоматию саккад, и про бинокулярное зрение, и делали все для того, чтобы их архитектура, по меньшей мере, соответствовала физиологическим требованиям зрения. Как видим, декорирование архитектурных сооружений имеет функциональное назначение, и тот, кто первым сказал об «архитектурных излишествах», нанес всем нам большой вред. Пострадала не только эстетическая сторона - нависла угроза над физиологическими механизмами зрения.

Агрессивная среда



Агрессивной видимой средой называется видимая среда, в которой рассредоточено большое количество одинаковых элементов, например многоэтажные здания, где на огромной стене рассредоточено большое число окон. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки (размер - 2°) приходится одновременно больше одного окна (размер окна - менее 1°). В таких условиях не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз. С другой стороны, и автоматия саккад не может полноценно работать при встрече человека с таким агрессивным полем. Глаза не могут «зацепиться» за одно окно и минимизировать амплитуду своих саккад. В то же время человек не может определить, какое окно он фиксировал до саккады и какое окно фиксирует после ее завершения. Окон так много и они настолько одинаковы, что по существу нарушается основная функция зрения — определять, куда смотрят глаза и что они видят. Благодаря автоматии саккад взор наших глаз переносится с одного окна на другое через 0,5-1,0 секунд. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: «окно», «окно», «окно». Такая повторяемость ведет к перегрузке мозга. При рассматривании же старинного здания с богатой архитектурой нет такого назойливого повтора, так как после каждой саккады в мозг идет новая «картинка».

Негативную реакцию вызывают и здания с накладными вертикальными рустами, большое число которых создает агрессивное поле по типу «тельняшки». Примером такого здания является здание Совета Федерации в Москве на Пушкинской улице. Здесь человек не может определить, на какой вертикальный руст он смотрит. У него возникает рябь в глазах и затрудняется фиксация одного элемента. В целом не могут полноценно работать и другие механизмы зрения.

Агрессивная среда побуждает человека к агрессивным действиям. Как правило, в новых микрорайонах с противоестественной визуальной средой число правонарушений больше, чем в историческом центре того или иного города. Таким образом, горожанину довольно часто приходится встречаться с агрессивной видимой средой. Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене, навесные вертикальные русты, панели домов, стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом или из силикатного кирпича с широким темным швом, а также всевозможные решетки, сетки, перегородки, гофрированный алюминий, шифер и т. п.

Орган зрения в агрессивной среде практически перестает работать. Это происходит из-за того, что человек, окруженный множеством одинаковых видимых объектов (например, окон на стене многоэтажного здания), не может четко выделить тот объект, на который он смотрит, тогда как идентификация объекта, фиксируемого глазом в настоящий момент, и является основной функцией зрения. Образно говоря, зрение на время как бы «отключается».

Комфортная среда



Комфортной визуальной средой называют среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность являются характерными ее чертами. Лес, горы, моря, реки, облака можно с полной уверенностью отнести к комфортной среде. В ней все механизмы зрения работают в оптимальном режиме.

Рассмотрим это утверждение на примере работы автоматии саккад. Когда человек находится в лесу, то при любой амплитуде саккад, при любой их ориентации и любом интервале всегда найдется достаточное число элементов для фиксации. Когда взгляд останавливается на каком-то элементе, амплитуда саккад уменьшается до минимума. Так, чередой идут фиксации глаз на новых элементах: сучья, их перекрестия, листья, ветки, верхушки деревьев, кустарники, трава, пеньки и т. п. И всюду глаз находит «свой покой». Человек в это время отдыхает, ничего не разглядывая пристально, а это значит, что и автоматия саккад работает в собственном режиме, с предпочтительной ориентацией и присущим ей интервалом.

Таким образом, комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения. Совершенно очевидно, что грамотно организованная искусственная среда должна приближаться к естественной.

Архитектура — это долговечный, дорогостоящий и материалоемкий пласт культуры, в котором материализованы гигантские физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть напрасными. Прежде всего - объекты архитектуры должны радовать глаз. Они должны положительно воздействовать в эмоциональном и нравственном отношении на человека, который находится под их влиянием всю жизнь, и конечно, они не должны наносить ущерб здоровью горожанина. В окраске городских зданий и сооружений преобладает серый цвет бетона и асфальта. В природе же царит более благоприятный для глаз зеленый цвет, присутствует множество других цветов и оттенков.



Рекомендации по созданию комфортной визуальной среды в городе


  • Ограничение роста этажности зданий.

  • Ограничение роста города. Большой город отторгает человека от естественной природы и порождает множество экологических проблем.

  • Колористика города. Цветовое насыщение городской архитектуры является одним из необходимых условий создания комфортной визуальной среды.

  • Озеленение. За счет озеленения можно многое исправить в существующей застройке города. Зелень не только приятна глазу, но и приближает урбанизированную среду к природной.

  • Создание замкнутого пространства. Всякое замкнутое пространство есть модель мира, несущая чувство безопасности.

  • Коттеджное строительство. Является перспективной предпосылкой для создания благоприятного силуэта города.

  • Не допускать появления больших плоскостей в архитектуре. Таких плоскостей не должно быть и в квартире, в кабинете, в цехах, в больницах и детских учреждениях.



Методы исследования



Объекты наблюдений и исследований:

  • интерьер МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77»;

  • интерьер собственной квартиры.

Изучение визуального восприятия школьных кабинетов

В своем исследовании мы решили установить взаимосвязь между степенью визуального восприятия учебного кабинета и показателем уровня успеваемости по данному предмету. Нами было опрошено 40 учеников старших классов.

Метод исследования: анкетирование учащихся старших классов с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.

Порядок проведения работы:

  • Выбирались школьные кабинеты с различной степенью благоприятности визуальной среды (не менее трех).

  • Были подготовлены анкеты, включающие вопросы о признаках визуальной среды, указание степени успеваемости по предмету. Каждый вопрос оценивался респондентом по пятибалльной шкале.

  • Каждый из респондентов должен был заполнять анкету самостоятельно, чтобы избежать какого-либо влияния со стороны.

Обработка результатов:

  • Общее количество опрошенных принималось за 100%.

  • Определялся процентный показатель по каждому из вопросов.

  • Полученная величина вносилась в таблицу.

  • Строилась диаграмма.

  • На основании полученных результатов был сделан вывод и даны рекомендации по изменению школьных кабинетов.

Методика оценки внутренней отделки помещений

Эмоциональное и физическое состояние человека зависит от уровня комфортности зрительной среды помещения, в котором он находится. Одним из факторов благоприятной зрительной среды является освещение. Желательно, чтобы комнаты в доме, школе, на работе были достаточно освещены.

Выполнение работы:

  • Была дана характеристика внутренней отделки помещения по плану: отделка стен (окрашены, оклеены обоями и т. д.); цвет стен, потолка, пола; соответствие цветовых гамм; качество покрытия пола; чистота стен.

  • Полученные величины внесены в таблицу.

  • Построена диаграмма.

Обработка результатов:

Оценила внутреннюю отделку кабинета, учитывая, что при южной ориентации помещений рекомендуются более холодные тона окраски их стен (светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый), при северной — более теплые (желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый).

Отражающая способность окрашенных поверхностей стен

Цвет поверхности

Отражающая способность, %

Белый

80%

Светло-желтый

60%

Светло-зеленый

40%

Светло-голубой

30%

Темно-голубой

6%

Загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымыты

Изучение комфортности зрительной среды квартиры

Моя собственная квартира — это место, где я и моя семья проводим большую часть дня. Именно поэтому необходимо, чтобы зрительная среда квартиры была комфортной. Предметы и вещи в моей квартире имеют не только функциональный характер. В одних случаях они призваны порождать у человека чувство торжественности, значительности, приподнятости, в других - ощущение интимности, покоя, уюта. То есть к среде, где человек отдыхает и может остаться наедине с собой, предаться размышлениям, или наоборот — где он общается с другими людьми, предъявляются особые требования. Зрительная среда любой квартиры неоднородна.

Метод исследования: изучение визуальной зрительной среды квартиры.

Порядок проведения работы:

  • Оценивалось мнение членов моей семьи о комфортности зрительной среды.

  • Была дана характеристика визуальной среды по следующим параметрам:

    1. Освещенность каждой из комнат.

    2. Цветовое оформление.

    3. Комфортность.

    4. Наличие агрессивных и гомогенных сред.

    5. Качество отделочных работ.

Обработка результатов:

  1. Строилась диаграмма.

  2. На основании полученных результатов сделан вывод и даны рекомендации по изменению визуальной среды квартиры.



Результаты и обсуждения



Нами было опрошено 36 учащихся об уровне комфортности школьных кабинетов. По итогам проведенного нами опроса составлена сводная таблица и диаграмма.

Сводная таблица «Визуальное восприятие школьных кабинетов»

Критерий

Биология

Ин. яз.

Математика

Привлекательность

4,4

2,5

4,0

Освещенность

4,5

4,4

4,5

Удобство

4,2

3,2

4,1

Интерьер

4,7

2,6

4,2

Успеваемость

4,4

3,6

3,9

Общее восприятие

4,4

3,8

4,1

Из таблицы видно, что состояние школьных кабинетов но некоторым показателям не соответствуют требованиям, например цветовое оформление, внутренняя отделка. Неблагоприятная визуальная среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфортности психического состояния учащихся. Цвета влияют на психическое и физическое состояние человека.

В кабинете биологии показатели по всем критериям визуального восприятия примерно находятся на одном уровне, а показатель общего восприятия совпадает со средним значением успеваемости по данному предмету.

Показатель успеваемости учащихся по ин. яз., занимающихся в данном кабинете, практически совпадает с общим восприятием кабинета.

Общее восприятие кабинета математики не намного отличается от показателя успеваемости учащихся по данному предмету.

Таким образом, между показателями визуального восприятия и успеваемостью учащихся легко обнаружить прямую зависимость: чем выше показатель удобства, лучше освещен кабинет, а значит выше показатель общего восприятия, тем выше успеваемость по данному предмету.

Изучив комфортность зрительной среды собственной квартиры были составлены соответствующие диаграммы.

Из диаграммы «Комфортность зрительной среды зала» видно, что членов семьи в основном не устраивают цветовое оформление и степень освещения в данной комнате, но несмотря на это общий уровень комфорта достаточно высок и составляет 85%.

Комфортность визуальной среды зала

Анализируя диаграмму о комфортности кухни можно обнаружить, что в этом помещении недостаточно света, а также многих членов семьи не устраивает качество отделочных работ.

Комфортность визуальной среды кухни

Диаграмма «Комфортность зрительной среды спальни» говорит о том, что уровень комфорта в комнате достаточно высок, устраивают членов семьи цветовое оформление, качество отделочных работ, поэтому общее впечатление о спальне около 90%.

Комфортность визуальной среды спальни

Диаграмма «Комфортность визуальной среды прихожей» говорит о том, что по всем параметрам комфорта она менее всего нравится всем членам семьи: помещение недостаточно освещено и имеет низкое качество отделочных материалов.

Комфортность визуальной среды прихожей

Таким образом, моя собственная квартира имеет некоторые недостатки относительно комфортности визуальной среды, а именно цветовое оформление в зале и кухне; недостаточное освещение в прихожей, кухне и зале, а также низкое качество отделочных материалов в спальне и прихожей. На семейном совете было решено об изменении цветового оформления в зале и на кухне и о размещении дополнительных светильников в прихожей, кухне и зале.



Выводы


1.Показатель успеваемости зависит и от параметров благоприятности визуальной среды;

  1. Состояние школьных кабинетов по некоторым показателям, например внутренняя отделка, цветовое оформление не соответствуют требованиям;

  2. Необходимо оформлять помещения с учетом влияния цветов интерьера на здоровье человека. Неблагоприятная визуальная среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфортности психического состояния учащихся;

  3. Моя собственная квартира имеет некоторые недостатки относительно комфортности визуальной среды.



Рекомендации Рекомендации по изменению визуальной среды школьных кабинетов

В школе ученик в среднем проводит около 6 часов в день. Интерьер, цветовое оформление, наличие гомогенных и агрессивных видимых сред воздействуют на психическое и общее физическое здоровье детей, на степень эффективности обучения и успеваемости в целом. Необходимо заметить, что у детей и подростков еще не полностью сформированы личностные качества и характер. Также неблагоприятная визуальная среда нередко является причиной глазных заболеваний (в моем классе детей, страдающих нарушением зрения, 16%), а также стрессов, депрессий и общего недомогания. Поэтому необходимо оформлять помещения школы с учетом влияния цветов интерьера на здоровье человека.

  • Озеленение. Наличие растений не только способствует обогащению воздуха кислородом, но и благоприятно действует на психику человека. К тому же озеленение - самый экономичный способ улучшения визуальной среды.

  • Улучшение освещенности кабинетов. Занятия в кабинетах с достаточным освещением не утомляют зрение учащихся.

  • Поддержание чистоты. Чистота кабинета является необходимым фактором для образования комфортной видимой среды.

  • Отсутствие агрессивных и гомогенных видимых сред.

  • Изменение цветового оформления. Рекомендуется использование фотообоев и декоративных элементов. Не стоит забывать о том, что цвета влияют на психическое и физическое здоровье человека.

Рекомендации по визуальному оформлению комнат квартиры

Визуальная среда жилых помещений оказывает существенное воздействие на состояние человека. Правильно оформленный жилой интерьер создаст душевный комфорт, хорошее настроение и будет способствовать приятному отдыху. Большое значение при этом имеет не только размещение мебели и предметов обихода, но также освещение, цветовая гамма, текстуры отделочных материалов, то есть дизайн в целом. Большую часть времени человек проводит в собственной квартире, поэтому в квартире в обязательном порядке должна быть комфортная визуальная среда.

Цветовое оформление комнат в квартире

Название комнаты

Благоприятные цвета

Зал

Светло-коричневый, бежевый, пурпурный, белый, все оттенки зеленого

Спальня

Все оттенки синего, розовый, нежно-лиловый, белый и светло-коричневый

Учебная комната

Желтый, но не яркий, возможны красные элементы

Кухня

Синий, нежно-голубой, бледно-зеленый, бежевый

Детская комната

Оранжевый, зеленый, розовый, все оттенки синего. В детской комнате должно присутствовать большое количество различных цветов.

В данном проекте нами была рассмотрена очень интересная тема. Конечно, мы изучили ее не полностью, но наши исследования заинтересовали не только членов моей семьи, но и участников опроса, одноклассников, учителей. А это значит, что люди узнали о том, что такое визуальная среда, как она может влиять на здоровье человека, как ее можно сделать максимально комфортной.



Литература



  1. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. – М.: Стройиздат, 1977

  2. Гибсон Г. Экологические процессы зрительного восприятия. – М.: Прогресс, 1988

  3. Линч К. Образ города (перевод с английского). – М.: Стройиздат, 1982

  4. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры. – М., 1994

  5. Филин В. А. Видеоэкология. – М: ТАСС - Реклама, 1997

  6. Филин В. А. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор. – М.: Наука, 1990

  7. Филин В. А. Проблема видеоэкологии городской среды // Колористика города. – М., 1990

  8. Филин В. А. Цветовая среда города как экологический фактор // Колористика города. – М., 1990




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!