ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В современной ситуации происходящих изменений в обществе, внедрения
и реализации федеральных государственных образовательных стандартов
нового поколения, при постановке приоритетных задач современного
образования во главу ставится развитие личности ребенка, а педагоги
выступают организаторами работы с детьми и разрабатывают новые
программы, направленные на развитие личности. В связи с этим становится
актуальной проблема формирования и развития учебной мотивации,
определяющей собственную активность ребенка в образовательном процессе.
В настоящее время в школе вопрос о мотивации учения становится
центральным, так как мотив выполняет функцию побуждения и является
источником деятельности. Вместе с тем актуализируется и проблема снижения
у школьников интереса к учебным занятиям. Отсутствие интереса у детей
к учению, их равнодушие к школьным занятиям часто выступает причиной
накопления отрицательного отношения к учебной деятельности.
В связи с этим особую важность приобретает формирование учебной
мотивации учащихся начальных классов, так как от этого зависит проявление
интеллектуальной, волевой активности указанной группы детей, а также
формирование отношения ко всему учебному процессу. Возраст от 6 до 11 лет
благоприятен для формирования и развития положительной учебной
272
мотивации, чего педагог может добиваться различными способами, в том числе
и включением учебно-игровой деятельности в учебный процесс.
Проблема формирования и развития мотивации учебной деятельности
привлекает внимание ученых с давних времен. Об этом свидетельствуют
работы таких философов как Демокрит, Платон, Аристотель. Еще в те времена
прослеживаются попытки объяснить, что и каким образом побуждает человека
действовать в различных ситуациях. Иными словами, уже в древние времена
ученые предпринимали попытки выяснить структуру мотивации,
а так же условие е? формирования, а также принципы и механизмы действия.
При этом как основу получения опыта и знаний они рассматривали
потребность, определяя е? как одну из ведущих движущих сил учения.
Изучаемая нами проблема формирования и развития учебной мотивации
у детей младшего школьного возраста и в настоящее время является объектом
научных интересов зарубежных и отечественных исследователей.
В зарубежной психологии большое внимание уделяется теории инстинктов
и человеческих потребностей (Э. Толмен. К. Халл), классификации
потребностей человека (Г. Мюррей, А. Маслоу). В отечественной психологии
длительное время изучается мотивация учебной деятельности школьников
(Л.И. Божович, А.К. Маркова). М.В. Матюхина утверждает, что мотивационные
явления могут иметь разный уровень осознания: от глубоко осознанных
до неосознаваемых непроизвольных побуждений [6]. Немалое внимание
уделяется теории деятельностного происхождения мотивационной сферы
человека А.Н. Леонтьева, согласно которой источником мотивационной сферы
человека, как и других его психологических особенностей, выступает
практическая деятельность. Данная концепция с убедительной достоверностью
объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека,
т. е. показывает, как может изменяться система деятельностей, каким образом
возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие
модификации происходят с действиями. Из этой картины развития
деятельностей А.Н. Леонтьев выводит законы, определяющие изменения
273
в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей,
мотивов и целей [4]. Как детерминацию, реализующуюся через психику,
трактовал мотивацию С.Л. Рубинштейн. Первым, кто стал заниматься
изучением вопросов формирования произвольной мотивации, стал
Л.С. Выготский.
К настоящему моменту в психологии мотивации выделились и до сих пор
продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные несколько
теоретических направлений, каждое из которых имеет свои достижения
и недостатки. Дать более полную и развернутую картину детерминации
человеческого поведения, на наш взгляд, возможно только посредством
интеграции всех имеющихся подходов к исследуемой проблеме. Однако такое
сближение серьезно затрудняется из-за отсутствия преемственности между
теориями, созданными в различные исторические эпохи, несогласованности
исходных позиций, различий в словаре, формулировках, затруднений в поисках
точных и научных методов исследования мотивационной сферы и,
как следствие, недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.
Несмотря на значительную теоретическую и экспериментальную
разработанность, единых взглядов на большинство аспектов мотивации
в современной психологической науке нет. Это является свидетельством
сложности и многогранности данного психологического конструкта. Вместе
с тем, при разнообразии подходов к проблеме мотивации в психологических
исследованиях, большинство авторов едины в том, что мотивационная сфера
находится в постоянном развитии и имеет свои специфические особенности
на каждом возрастном этапе.
Все уч?ные, которые занимались проблемой мотивации учебной
деятельности, выделяют немалую значимость е? формирования и развития
у младших школьников. Именно она гарантирует успешное формирование
познавательной активности учащихся и, как следствие, происходит развитие
мышления, приобретаются знания, которые необходимые для дальнейшей
успешной деятельности личности в жизни.
274
У детей в возрасте от 6 до 11 лет развитие учебной мотивации связано
с определ?нными трудностями. Отношение детей к учебе в данном возрасте
довольно неустойчивое, часто меняется под влиянием ситуации успеха
или неуспеха, зависит от степени контроля со стороны учителя, родителей
и смены обстановки. В развитии положительного отношения к учению
немалую роль играет учебно-игровая деятельность. Обращение педагогов
к учебно-игровой деятельности помогает сделать процесс обучения более
эмоциональным, позволяет реб?нку получить свой собственный опыт, испытать
ситуацию успеха.
Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста характери-
зуется постепенным переходом от одноуровневой системы его побуждений
к построению системы мотивов. Кроме того, наблюдается тенденция
к формированию сознательного и волевого регулирования ребенком своего
поведения. В то же время по-прежнему отмечается заметное преобладание
мотивов над мотивационными установками, а ведущими являются
«непосредственно действующие мотивы» (Л.И. Божович) [1].
Обеспечить позитивную динамику мотивационной системы младших
школьников и сформировать устойчивую познавательную мотивацию
возможно, если в образовательном процессе активно использовать учебно-
игровую деятельность младших школьников. Учебно-игровая деятельность
способна сделать переход к учебной деятельности плавным и менее
болезненным для детей. Она повышает эмоциональную составляющую
учебного процесса, и в первую очередь каждого урока. Она способна не только
повысить эффективность усвоения знаний учащимися, работоспособность
маленьких школьников, но и сформировать интерес к процессу обучения,
создать прочную основу для возникновения положительной учебной
мотивации.
Учебно-игровая деятельность является таким уровнем развития
деятельности ребенка, который позволяет решать учебные задачи при игровой
организации, считают Д.Б. Запорожец и Д.Б. Эльконин [9]. Психологическое
275
содержание учебно-игровой деятельности заключается в том, что ребенок
еще просто играет, но по внутреннему значению это уже процесс
неосознанного учения школьников.
Учебно-игровая деятельность на уроке приносит большую пользу тем,
что заставляет учащихся применять знания в новых условиях или ставит
умственную задачу, решение которой требует проявлений разнообразных форм
умственной деятельности. Однако, учебно-игровая деятельность — не самоцель
на уроке, а средство обучения и воспитания. В процессе учебно-игровой
деятельности у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,
самостоятельно мыслить, развивается внимание. Даже у пассивных детей
прослеживается заинтересованность учебно-игровой деятельностью. Учебно-
игровая деятельность является незаменимым рычагом развития учебной
мотивации ребенка.
Д.Б. Эльконин считает, что учебно-игровая деятельность как форма
обучения в школе направлена на развитие у детей произвольного внимания,
наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм
аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие
любознательности и познавательных интересов [9]. Необходимость
использования учебно-игровой деятельности как формы обучения детей
младшего школьного возраста определяется весомой причиной: игровая
деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего
значения (многие дети приносят в школу любимые игрушки). Можно
согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра
не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое
внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде» [2, с. 92]. Отсюда
следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы —
это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Л.И. Божович считает, что главная трудность в начальный период
обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу,
не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять
276
в школе. Это позволяет судить о том, что мотив и содержание учебной
деятельности не соответствуют друг другу, существуют значительные
трудности адаптации при поступлении ребенка в школу. Учебно-игровая
деятельность во многом способствует преодолению указанных трудностей [1].
В отличие от игр вообще, считает Д.Б. Эльконин, учебно-игровая
деятельность обладает важным признаком — наличием четко поставленной
цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Главное
заключается в том, чтобы игра гармонично сочеталась с серьезным,
напряженным трудом, не отвлекала от учения, а, способствовала более
интенсивной умственной работе. Таким образом, учебно-игровой деятельности
является игрой только для ребенка, в то время как для взрослого она — способ
обучения [9].
По мнению В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, учебно-игровая деятель-
ность — это сложное, многогранное явление, в которой происходит усвоение
учебных знаний, умений, развиваются все психические процессы детей,
их эмоционально-волевая сфера, способности и умения [3; 9], она помогает
сделать учебный процесс занимательным, создать позитивное рабочее
настроение. Профессиональное и умелое использование учителем учебно-
игровой деятельности в учебном процессе облегчает его, так как игровая
деятельность привычна ребенку.
Использование потенциала учебно-игровой деятельности в педагогической
работе в значительной мере связано с профессионализмом педагога. Для того
чтобы успешно организовывать детские игры в рамках школьных занятий,
он должен обладать своеобразным чувством игры, развитым творческим
воображением, а также определенным запасом знаний и практических умений
и навыков в области методики игры. Правильно подобранную, уместно и умело
проведенную педагогом игру следует считать таким же важным
и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.
277
В современном состоянии вопроса о влиянии учебно-игровой деятельности
на мотивацию учения младших школьников в настоящее время
обнаруживаются определенные противоречия между:
имеющимися потенциальными возможностями формирования
и развития мотивации учения младших школьников и недостаточностью
специальной работы в этом направлении на первом этапе обучения в школе;
развивающими возможностями учебно-игровой деятельности
в повышении мотивации и недостаточным использованием этой деятельности
в работе с детьми младшего школьного возраста.
В рамках выполненного нами исследования мы предприняли попытку
разрешить данные противоречия, поставив перед собой цель — выявить,
обосновать и экспериментально проверить возможности влияния учебно-
игровой деятельности на развитие учебной мотивации учащихся начальных
классов.
Исследование проводилось на базе МКОУ Панинская СОШ р. п. Панино
Воронежской области. В ходе исследования мы предположили, что развитие
познавательной мотивации учения младших школьников в образовательном
процессе начальной школы обеспечивается, если учитель использует учебно-
игровую деятельность как часть урока по разным учебным дисциплинам.
На этом основании предметом исследования стала динамика развития
мотивации учения младших школьников в условиях учебно-игровой
деятельности.
В научно-методический инструментарий исследования вошли следующие
психодиагностические методики, прошедшие проверку на надежность,
валидность и позволяющие получить объективную информацию об изученном
нами явлении: «Методика исследования мотивации учения у первоклассников»
М.Р. Гинзбурга, методика «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой,
методика «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина,
Н.А. Курдюковой.
278
Полученные с помощью вышеобозначенных методик результаты
констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что высокий
уровень учебной мотивации имеют лишь 4,35 % младших школьников; средний
уровень мотивации учения — 26,08 %; низкий уровень мотивации учения —
69,57 %.
Таким образом, большинство первоклассников имеют низкий уровень
учебной мотивации, т. е. испытывают трудности в обучении и общении,
находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Указанные дети
неохотно посещают школу, часто пропускают занятия, на уроках могут
заниматься посторонними делами, играть. Учащихся со средним уровнем
учебной мотивации выявлено гораздо меньше. Эти дети положительно
относятся к школе, но здесь их привлекает внеучебная деятельность. Такие
дети достаточно комфортно чувствуют себя в школе, общаясь с друзьями,
с учителем. Им нравится иметь красивый портфель, новые ручки, карандаши
и тетради, т. е. причислять себя к ученикам. Познавательные мотивы у таких
детей слабо сформированы, учебный процесс их мало привлекает, либо
не привлекает вовсе. Совсем мало детей, находящихся на высоком уровне
развития мотивации учения. У таких учеников прослеживается направленность
на успешное выполнение предъявляемых учителем требований, стремление
к познанию нового, к общению со сверстниками и старшими.
Данные выводы обусловлены с одной стороны особенностями возрастного
периода, которому соответствует младший школьный возраст, ведь
у большинства детей в начале обучения в первом классе продолжает
преобладать игровая мотивация, с другой стороны, являются результатом
недостаточной работы по развитию и формированию учебной мотивации
младших школьников в образовательном процессе школы.
Данные результаты послужили основанием для формирования и развития
мотивации учения младших школьников в процессе учебно-игровой
деятельности с учащимися первого класса.
279
На формирующем этапе эксперимента проводились уроки с использо-
ванием учебно-игровой деятельности. С их помощью повысился уровень
учебной мотивации учащихся в исследуемой группе младших школьников.
На контрольном этапе нашего исследования мы провели диагностику
для анализа эффективности формирующих воздействий и выявили,
что в результате проведения уроков с использованием учебно-игровой
деятельности отмечается положительная динамика. Количество детей с низким
уровнем учебной мотивации уменьшилось до 34,78 %; со средним уровнем
учебной мотивации увеличилось до 47,83 %. Количество учащихся с высоким
уровнем учебной мотивации увеличилось до 17,39 %.
Полученные результаты контрольной диагностики позволяют судить
о том, что после проведения ряда уроков с использованием учебно-игровой
деятельности уровень учебной мотивации испытуемых заметно повысился.
Дети стали с большим желанием посещать школу, с нетерпением ждали уроков.
У учащихся значительно повысился интерес к урокам как математики, русского
языка, окружающего мира.
Таким образом, при своевременном выявлении у ребенка проблем
с мотивацией учения, при организации обучения в игровой форме, создающей
условия для развития интереса к обучению, можно наблюдать положительную
динамику развития мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Выбор наиболее продуктивных форм и способов проведения уроков,
приемлемых для младших школьников, зависит от наличия и своевременного
выявления детей с низким уровнем направленности на получение знаний,
с определением доминирующего мотива учения, от уровня развития мотивации
учения.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие познавательной мотивации
учения младших школьников в образовательном процессе начальной школы
обеспечивается, если учитель использует учебно-игровую деятельность
как элемент урока, по разным учебным дисциплинам подтвердилась.
280
Результаты исследования позволяют утверждать, что уроки, проводимые
с использованием учебно-игровой деятельности, помогают добиться
позитивной динамики в развитии учебной мотивации младших школьников,
при условии включения данной формы работы в современный образовательный
процесс. В связи с этим тема настоящего исследования представляется
нам весьма актуальной и перспективной, требующей постоянного поиска
и совершенствования форм работы.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.:
Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович,
Л.В. Благонадежной. М., 1992.
2. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000.
3. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //
Возрастная и педагогическая психология. М., 1999.
4. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001.
5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции //Психология мотивации
и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002.
6. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 2004.
7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М.: Владос, 1998 Запорожец,
А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1986.
8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм
Еврознак, 2000.
9. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Психология
и педагогика. М., 1999.