СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В современной ситуации происходящих изменений в обществе, внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, при постановке приоритетных задач современного образования во главу ставится развитие личности ребенка, а педагоги выступают организаторами работы с детьми и разрабатывают новые программы, направленные на развитие личности. В связи с этим становится актуальной  проблема  формирования  и  развития  учебной  мотивации, определяющей собственную активность ребенка в образовательном процессе. В настоящее время в школе вопрос о мотивации учения становится центральным, так как мотив выполняет функцию побуждения и является источником деятельности. Вместе с тем актуализируется и проблема снижения у школьников интереса к учебным занятиям. Отсутствие интереса у детей к учению, их равнодушие к школьным занятиям часто выступает причиной накопления отрицательного отношения к учебной деятельности. В связи с этим особую важность приобретает формирование учебной мотивации учащихся начальных классов, так как от этого зависит проявление интеллектуальной, волевой активности указанной группы детей, а также формирование отношения ко всему учебному процессу. Возраст от 6 до 11 лет благоприятен для  формирования  и  развития  положительной  учебной 272 мотивации, чего педагог может добиваться различными способами, в том числе и включением учебно-игровой деятельности в учебный процесс. Проблема формирования и развития мотивации учебной деятельности привлекает внимание ученых с давних времен. Об этом свидетельствуют работы таких философов как Демокрит, Платон, Аристотель. Еще в те времена прослеживаются попытки объяснить, что и каким образом побуждает человека действовать в различных ситуациях. Иными словами, уже в древние времена ученые  предпринимали  попытки  выяснить  структуру  мотивации, а так же условие е? формирования, а также принципы и механизмы действия. При этом как основу получения опыта и знаний они рассматривали потребность, определяя е? как одну из ведущих движущих сил учения. Изучаемая нами проблема формирования и развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста и в настоящее время является объектом научных  интересов  зарубежных  и  отечественных  исследователей. В зарубежной психологии большое внимание уделяется теории инстинктов и человеческих  потребностей  (Э. Толмен.  К. Халл),  классификации потребностей человека (Г. Мюррей, А. Маслоу). В отечественной психологии длительное время изучается мотивация учебной деятельности школьников (Л.И. Божович, А.К. Маркова). М.В. Матюхина утверждает, что мотивационные явления могут иметь разный уровень осознания: от глубоко осознанных до неосознаваемых  непроизвольных  побуждений [6].  Немалое  внимание уделяется теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева, согласно которой источником мотивационной сферы человека, как и других его психологических особенностей, выступает практическая деятельность. Данная концепция с убедительной достоверностью объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека, т. е. показывает, как может изменяться система деятельностей, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации  происходят  с  действиями.  Из  этой  картины  развития деятельностей А.Н. Леонтьев выводит законы, определяющие изменения 273 в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей [4]. Как детерминацию, реализующуюся через психику, трактовал мотивацию С.Л. Рубинштейн. Первым, кто стал заниматься изучением  вопросов  формирования  произвольной  мотивации,  стал Л.С. Выготский. К настоящему моменту в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные несколько теоретических направлений, каждое из которых имеет свои достижения и недостатки. Дать более полную и развернутую картину детерминации человеческого поведения, на наш взгляд, возможно только посредством интеграции всех имеющихся подходов к исследуемой проблеме. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за отсутствия преемственности между теориями, созданными в различные исторические эпохи, несогласованности исходных позиций, различий в словаре, формулировках, затруднений в поисках точных  и  научных  методов  исследования  мотивационной  сферы  и, как следствие, недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека. Несмотря  на  значительную  теоретическую  и  экспериментальную разработанность, единых взглядов на большинство аспектов мотивации в современной психологической науке нет. Это является свидетельством сложности и многогранности данного психологического конструкта. Вместе с тем, при разнообразии подходов к проблеме мотивации в психологических исследованиях, большинство авторов едины в том, что мотивационная сфера находится в постоянном развитии и имеет свои специфические особенности на каждом возрастном этапе. Все уч?ные, которые занимались проблемой мотивации учебной деятельности, выделяют немалую значимость е? формирования и развития у младших школьников. Именно она гарантирует успешное формирование познавательной активности учащихся и, как следствие, происходит развитие мышления, приобретаются знания, которые необходимые для дальнейшей успешной деятельности личности в жизни. 274 У детей в возрасте от 6 до 11 лет развитие учебной мотивации связано с определ?нными трудностями. Отношение детей к учебе в данном возрасте довольно неустойчивое, часто меняется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, зависит от степени контроля со стороны учителя, родителей и смены обстановки. В развитии положительного отношения к учению немалую роль играет учебно-игровая деятельность. Обращение педагогов к учебно-игровой деятельности помогает сделать процесс обучения более эмоциональным, позволяет реб?нку получить свой собственный опыт, испытать ситуацию успеха. Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста характери- зуется постепенным переходом от одноуровневой системы его побуждений к построению  системы  мотивов.  Кроме  того,  наблюдается  тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования ребенком своего поведения. В то же время по-прежнему отмечается заметное преобладание мотивов  над  мотивационными  установками,  а  ведущими  являются «непосредственно действующие мотивы» (Л.И. Божович) [1]. Обеспечить позитивную динамику мотивационной системы младших школьников  и  сформировать  устойчивую  познавательную  мотивацию возможно, если в образовательном процессе активно использовать учебно- игровую деятельность младших школьников. Учебно-игровая деятельность способна сделать переход к учебной деятельности плавным и менее болезненным для детей. Она повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока. Она способна не только повысить эффективность усвоения знаний учащимися, работоспособность маленьких школьников, но и сформировать интерес к процессу обучения, создать  прочную  основу  для  возникновения  положительной  учебной мотивации. Учебно-игровая  деятельность  является  таким  уровнем  развития деятельности ребенка, который позволяет решать учебные задачи при игровой организации, считают Д.Б. Запорожец и Д.Б. Эльконин [9]. Психологическое 275 содержание учебно-игровой деятельности заключается в том, что ребенок еще просто играет, но по внутреннему значению это  уже  процесс неосознанного учения школьников. Учебно-игровая деятельность на уроке приносит большую пользу тем, что заставляет учащихся применять знания в новых условиях или ставит умственную задачу, решение которой требует проявлений разнообразных форм умственной деятельности. Однако, учебно-игровая деятельность — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. В процессе учебно-игровой деятельности  у  детей  вырабатывается  привычка  сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание. Даже у пассивных детей прослеживается заинтересованность учебно-игровой деятельностью. Учебно- игровая деятельность является незаменимым рычагом развития учебной мотивации ребенка. Д.Б. Эльконин считает, что учебно-игровая деятельность как форма обучения в школе направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности  и  познавательных  интересов [9].  Необходимость использования учебно-игровой деятельности как формы обучения детей младшего школьного возраста определяется весомой причиной: игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (многие дети приносят в школу любимые игрушки). Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде» [2, с. 92]. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Л.И. Божович считает, что главная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять 276 в школе. Это позволяет судить о том, что мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу. Учебно-игровая деятельность во многом способствует преодолению указанных трудностей [1]. В отличие от игр вообще, считает Д.Б. Эльконин, учебно-игровая деятельность обладает важным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Главное заключается в том, чтобы игра гармонично сочеталась с серьезным, напряженным трудом, не отвлекала от учения, а, способствовала более интенсивной умственной работе. Таким образом, учебно-игровой деятельности является игрой только для ребенка, в то время как для взрослого она — способ обучения [9]. По мнению В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, учебно-игровая деятель- ность — это сложное, многогранное явление, в которой происходит усвоение учебных знаний, умений, развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения [3; 9], она помогает сделать учебный процесс занимательным, создать позитивное рабочее настроение. Профессиональное и умелое использование учителем учебно- игровой деятельности в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Использование потенциала учебно-игровой деятельности в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом педагога. Для того чтобы успешно организовывать детские игры в рамках школьных занятий, он должен обладать своеобразным чувством игры, развитым творческим воображением, а также определенным запасом знаний и практических умений и навыков в области методики игры. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную  педагогом  игру  следует  считать  таким  же  важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. 277 В современном состоянии вопроса о влиянии учебно-игровой деятельности на  мотивацию  учения  младших  школьников  в  настоящее  время обнаруживаются определенные противоречия между: имеющимися  потенциальными  возможностями  формирования и развития мотивации учения младших школьников и недостаточностью специальной работы в этом направлении на первом этапе обучения в школе; развивающими  возможностями  учебно-игровой  деятельности в повышении мотивации и недостаточным использованием этой деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста. В рамках выполненного нами исследования мы предприняли попытку разрешить данные противоречия, поставив перед собой цель — выявить, обосновать и экспериментально проверить возможности влияния учебно- игровой деятельности на развитие учебной мотивации учащихся начальных классов. Исследование проводилось на базе МКОУ Панинская СОШ р. п. Панино Воронежской области. В ходе исследования мы предположили, что развитие познавательной мотивации учения младших школьников в образовательном процессе начальной школы обеспечивается, если учитель использует учебно- игровую деятельность как часть урока по разным учебным дисциплинам. На этом основании предметом исследования стала динамика развития мотивации  учения  младших  школьников  в  условиях  учебно-игровой деятельности. В научно-методический инструментарий исследования вошли следующие психодиагностические методики, прошедшие проверку на надежность, валидность и позволяющие получить объективную информацию об изученном нами явлении: «Методика исследования мотивации учения у первоклассников» М.Р. Гинзбурга, методика «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, методика  «Направленность  на  приобретение  знаний»  Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой. 278 Полученные  с  помощью  вышеобозначенных  методик  результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что высокий уровень учебной мотивации имеют лишь 4,35 % младших школьников; средний уровень мотивации учения — 26,08 %; низкий уровень мотивации учения — 69,57 %. Таким образом, большинство первоклассников имеют низкий уровень учебной мотивации, т. е. испытывают трудности в обучении и общении, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Указанные дети неохотно посещают школу, часто пропускают занятия, на уроках могут заниматься посторонними делами, играть. Учащихся со средним уровнем учебной мотивации выявлено гораздо меньше. Эти дети положительно относятся к школе, но здесь их привлекает внеучебная деятельность. Такие дети достаточно комфортно чувствуют себя в школе, общаясь с друзьями, с учителем. Им нравится иметь красивый портфель, новые ручки, карандаши и тетради, т. е. причислять себя к ученикам. Познавательные мотивы у таких детей слабо сформированы, учебный процесс их мало привлекает, либо не привлекает вовсе. Совсем мало детей, находящихся на высоком уровне развития мотивации учения. У таких учеников прослеживается направленность на успешное выполнение предъявляемых учителем требований, стремление к познанию нового, к общению со сверстниками и старшими. Данные выводы обусловлены с одной стороны особенностями возрастного периода,  которому  соответствует  младший  школьный  возраст,  ведь у большинства детей в начале обучения в первом классе продолжает преобладать игровая мотивация, с другой стороны, являются результатом недостаточной работы по развитию и формированию учебной мотивации младших школьников в образовательном процессе школы. Данные результаты послужили основанием для формирования и развития мотивации  учения  младших  школьников  в  процессе  учебно-игровой деятельности с учащимися первого класса. 279 На формирующем этапе эксперимента проводились уроки с использо- ванием учебно-игровой деятельности. С их помощью повысился уровень учебной мотивации учащихся в исследуемой группе младших школьников. На контрольном этапе нашего исследования мы провели диагностику для анализа  эффективности  формирующих  воздействий  и  выявили, что в результате  проведения  уроков  с  использованием  учебно-игровой деятельности отмечается положительная динамика. Количество детей с низким уровнем учебной мотивации уменьшилось до 34,78 %; со средним уровнем учебной мотивации увеличилось до 47,83 %. Количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации увеличилось до 17,39 %. Полученные результаты контрольной диагностики позволяют судить о том, что после проведения ряда уроков с использованием учебно-игровой деятельности уровень учебной мотивации испытуемых заметно повысился. Дети стали с большим желанием посещать школу, с нетерпением ждали уроков. У учащихся значительно повысился интерес к урокам как математики, русского языка, окружающего мира. Таким образом, при своевременном выявлении у ребенка проблем с мотивацией учения, при организации обучения в игровой форме, создающей условия для развития интереса к обучению, можно наблюдать положительную динамику развития мотивации учебной деятельности у младших школьников. Выбор наиболее продуктивных форм и способов проведения уроков, приемлемых для младших школьников, зависит от наличия и своевременного выявления детей с низким уровнем направленности на получение знаний, с определением доминирующего мотива учения, от уровня развития мотивации учения. Выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие познавательной мотивации учения младших школьников в образовательном процессе начальной школы обеспечивается, если учитель использует учебно-игровую деятельность как элемент урока, по разным учебным дисциплинам подтвердилась. 280 Результаты исследования позволяют утверждать, что уроки, проводимые с использованием  учебно-игровой  деятельности,  помогают  добиться позитивной динамики в развитии учебной мотивации младших школьников, при условии включения данной формы работы в современный образовательный процесс. В связи с этим тема настоящего исследования представляется нам весьма актуальной и перспективной, требующей постоянного поиска и совершенствования форм работы. Список литературы: 1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. М., 1992. 2. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. 3. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М., 1999. 4. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. 5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции //Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. 6. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 2004. 7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М.: Владос, 1998 Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1986. 8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм Еврознак, 2000. 9. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Психология и педагогика. М., 1999.