СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Лингводилижанс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение лексического запаса.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Лингводилижанс"»

Булгаковский филиал МБОУ 2-Гавриловской средней общеобразовательной школы













Провела учитель русского языка и

литературы Копылова З.П.












С. Булгаково 2019 г.


Цель: расширение лексического запаса и кругозора учащихся, совершенствование навыков диалогической и монологической речи, воспитание любви к родному языку.


Оформление: коробка с билетами, фишки, сигнальные знаки, нарисованная на листе ватмана карта дороги со всеми остановками – посёлок Ономастика, город Фразеологизм, посёлок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино; репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», чёрный ящик.


Ход урока


Ведущий: Сегодня на дилижансе мы отправляемся в путешествие по дороге Лингвистике. А кто из вас знает, что такое дилижанс?

(Дилижанс – это большая крытая повозка для перевоза багажа, почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии»)

Итак, за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому всем, кто отгадает загадки, я вручу проездные билеты. На этих билетах будет указан пункт следования. Итак, приготовились (Количество загадок столько, сколько учеников в классе). Тема загадок – средства передвижения.. Посмотрите на свои билеты. Первая остановка

Посёлок Ономастика

«Река времён в своём стремленье уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья народы, царства, царей».

В памяти остаются слова и от всего былого имена.

В языкознании есть особый раздел – ономастика. Название он взял от греческого onomastik – искусства давать имена. В этом разделе изучаются собственные имена:

1. АНТРОПОНИМЫ – собственные имена, относящиеся к людям;

2. ТОПОНИМЫ – географические названия;

3.ОЙКОНИМЫ – названия населённых пунктов;

4.УБАНОНИМЫ – названия внутригородских и сельских объектов(улиц, музеев);

5.ЗООНИМЫ – клички животных;

6. ХРОНОНИМЫ – собственные имена отрезков времени(8Марта, День Победы, Новый год, Отечественная война, Петровская эпоха, «серебряный век», «золотой век»)

Сейчас будут соревноваться те «пассажиры», кто следует до этой станции. Возьмите сигнальные знаки. Я буду задавать вопросы. Поднявший сигнальный знак первым будет отвечать на вопрос.

Вопросы:

  1. Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?

(Фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в 16 веке, когда фамилий на Руси ещё не было. Первые фамилии в России появились в конце – начале 17 века.)

  1. Фамилии образовывались по-разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца, Донской - жил на Дону. А как появилась фамилия Татаринов или Свистунов?

(Первая – от этнонима; вторая – от действия)

  1. Палиндромы – это слова-перевёртыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева-направо, так и справа-налево (Анна, Алла, Тит)

  2. Назовите строку о собаке и цветке – палиндром, составленный когда-то А.Фетом (А роза упала на лапу Азора)

  3. Почему колумбами называют первооткрывателей в любой области? (Испанский мореплаватель Христофор Колумб в 1498 году первым открыл Америку).

  4. Назовите химические элементы, названные в честь известного всему миру учёных (Курчатовий, кюрий, менделевий, фермий, энштейний).

  5. Очень много мифологических и литературных собственных имён перешло в разряд нарицательных. Какие это имена? (Богиня ночи Никта имела двух сыновей, одного из звали Гипнос. Римская богиня счастья, случая и удачи – Фортуна. Сын Гипноса – Морфей)

Город Фразеологизм

Ведущий: Человек через слово всемогущ:

Язык всем знаниям и всей природы ключ.

Во слове всех существ содержится картина.

Сообществ слов всех и действиев пружина.

Г. Р. Державин

Я буду вам читать предложения из произведений. Ваша задача: вычленить фразеологизм и объяснить его.

1. «Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?» (Чуть не убил. Д. Фонвизин «Бригадир»)

2. «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел – прилетел; захотел - улетел.» (Самостоятельный)

3. «Григорий Иванович рассказал всё, что случилось. Лиза не верила своим ушам.» (Удивлялась. А Пушкин «Барышня-крестьянка»)

4. «Налбандов начинает с места в карьер, без предисловий, не обращая внимания на гостей» (Сразу же)

5. «Все требуют машин, а у него их всего с гулькин нос» (Очень мало)

6. «Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять» (Лениться)

Посёлок Диалект

Ведущий

Не собирал я редкие словечки,

Но звук родной всегда в душе живёт.

Вот место, где сливаются две речки,

Его назвал сутоками народ.

И что мне в том, что в словарях толковых

Такого слова не было и нет,

В нём пенье струй я слышу родниковых,

На шелест трав, на шум лесов ответ.

Его истоки глубоки и чисты,

Я сам его прозрачности дивлюсь.

Так пусть дополнят словари лингвисты,

Твердя стихи поэтов наизусть.

Н. Рыленков

Есть такая русская пословица: «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект. Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие диалектные слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажите нам его диалектный вариант.

  1. говорить – сказывать, балакать, баять, гутарить;

  2. дом – изба, хоромы, хата, курень;

  3. иней – куртевень, куржак, кухта;

  4. дорога – большак, тракт, стёжка, путик.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы действительно знаете русский язык. Кто может назвать первого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»? (Ребята называют имя Владимира Ивановича Даля)

Село Краснословие

Ведущий: На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках, скороговорках, песнях, играх. «Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечного будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло…»

Краснословцы, вы готовы показать свои знания?

  1. Во многих русских народных сказках часто повторяются одни и те же фразы. Назовите такие сказки. ( «Репка», «Колобок», «Волк и коза», «Петушок – золотой гребешок» и другие)

  2. Назовите сказки, где есть волшебный конь. («Сивка-Бурка», «Конё-горбунок».)

  3. Что Морозко подарил Ленивице? (Сундук ворон)

  4. Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

  • Без беды друга не узнаешь.

  • Верному другу цены нет.

  • Гусь свинье не товарищ.

  • Для дружбы нет расстояний.

  • Друга за деньги не купишь.

  • Дружба дружбой, а служба службой.

  • Дружбу помни, а зло забывай.

  • Друг лучше старый, а платье новое.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Неверный друг – опасный враг

5.Объясните поговорки:

  • Душа в пятки ушла (Испугался)

  • Своя рука – владыка (Хозяин)

  • Мелким бесом рассыпается (Льстит)

  • По заслугам и честь (Соответствие)

  • У лжи короткие ноги (Выйдет наружу).

Ведущий: Вижу, с малыми жанрами вы хорошо знакомы, а как с такими, например, как былины? Даже 1000 лет назад на Руси не мог никто точно сказать, с каких пор повелось петь былины и рассказывать сказки. Посмотрим, что вы знаете о былинах.

  1. Объясните литературоведческий термин «былина» (Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях ДревнейРуси 9 – 13 веков)

  2. былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Кто автор этой картины? (Ведущий показывает репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»)

  3. Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга? (Микула – землепашец, Вольга – князь)

  4. Назовите имя прославленного воина-богатыря, который дважды одерживал победу в сватках с огненным змеем ( Добрыня Никитич)

Ведущий: Если вы любите веселиться, то наверняка хорошо знаете шутки, прибаутки, песни. Я буду зачитывать вам начало старинных песен, а вы – заканчивать строчку. Начали

    • На Муромской дорожке стояли три сосны. Прощался со мной миленький до будущей…(Весны).

    • Не ходите, девки замуж, замужем невесело. Моя мама замуж вышла, голову…. (Повесила).

    • Прощай, Масленица, прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут нам редьки… (Хвост).

    • Котишко-мурлышко, серый лобишко, не лезь в сметану. Оставь…(Степану).

    • Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь…(Поделиться).

    • Не плач – дам калач. Не вой – дам другой, не реви…(Дам три).

    • Радуг-дуга, не давай дождя, давай солнышка… (Колоколнышка).

    • Коси, коса, пока роса. Роса долой, косец…Домой).

    • Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашёл, сам заплакал и…(Пошёл)

Деревня Подумайкино

Ведущий: Вот мы добрались до Подумайкино. «Язык разум открывает». «недолго думал, да хорошо молвил». «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает» Вот такие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч! У Валерия Брюсова есть строки, дающие прекрасный образ родного языка: «Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! В этом образе всё6 и удивительное богатство нашего языка, и трудности овладения его тонкостями, и то, что каждый человек – хозяин своего языка, и то, что он обязан подчиняться законам этого языка. В вопросах и ответах конкурса мы, надеюсь, увидим необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка.

1.В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например, в период 1812 – 1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмартре на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: «30 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь впервые своё прославленное «быстро»!, таким образом, родился предшественник современных французских маленьких кафе. Как они называются? (Бистро – bistro)

2. Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков42? (потому что согласных букв 21, а согласных звуков – 36, гласных букв – 10, гласных звуков – 6.)

3. Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале.(О-цен-к-а)

4. Нас пригласили в гости в Салон хорошего произношения. Встречает хозяйка салона Орфоэпия. Почему её так зовут? (Раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение)

Внимание! Чёрный ящик. Вы знаете, что омонимы – это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Я назову слово, а вы должны угадать, что лежит в ящике (название этого предмета омонимично этому слову)

Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же его прикосновении(В ящике – девичья коса)

Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название – Хрустальный ключ (В ящике – ключ от замка)

Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером (В ящике – репчатый лук)

Ведущий: Итак, подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистики. Хочу закончить его словами:

На столе моём – книги, много радостных книг!

Их открыл мне учитель – мудрый русский язык!

Он к сокровищам знаний – ключ волшебный в руке.

Говорю с целым миром я на том языке.

Давайте подведём итоги. Те, кто за правильный ответ получал фишку, посчитайте, сколько их набралось. Обладатели самого большого числа фишек ждёт приз. Подводятся итоги. Вручаются призы












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!