Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мармыжовская основная общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
по избирательному праву
«ВЫ – БУДУЩИЕ
ИЗБИРАТЕЛИ!»
2022г.
Пояснительная записка
Актуальность темы: В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать его приходить на избирательный участок. Но чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее экономическое, социальное, политическое развитие.
Данное мероприятие способствуют повышению уровня правовой культуры будущих избирателей, интереса к изучению избирательного права и избирательного процесса, выработке активной жизненной позиции. Последние выборные кампании показали, что молодежь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации - низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодежных организациях, а также о том, кто может выражать ее интересы, представлять во власти и каковы ее обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодежи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности. Подобные компетенции можно развить на уроках обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах. Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право». Наступит день, когда вы - сегодняшние учащиеся, достигнув 18-летнего возраста, станете избирателями.
Цель : сформировать у учащихся осознанное понимание необходимости участия в судьбе государства.
Задачи:
1.Формировать эмоционально- чувственную сферу и ценностные отношения личности ребёнка.
2.Способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям.
3.Повышать правовую грамотность и политическую культуру обучаемых.
4.Познакомить будущих избирателей – учащихся школы, с историей выборов, с развитием парламентаризма и избирательной системы России.
5.Повышать интерес к институту выборов у учащихся и их родителей.
Оборудование и материалы, применяемые на внеклассном мероприятии:
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, рисунки детей на тему «Выборы», плакаты с цитатами для оформления
(«Мир может спасти только один человек и этот человек – ТЫ»
«Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее»),
памятки для будущих избирателей (раздать в конце мероприятия), бюллетень(образец)
Мероприятие проводится после изучения тем Избирательное право (с целью привлечения на выборы, возможно приглашение на мероприятие родителей).
Понятия и термины: выборы, избиратель, электорат, предвыборная кампания, избирательный бюллетень.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя:
Основоположник теории народного суверенитета и учения о народовластии Ж.Ж. Руссо считал, что народ как носитель и выразитель общей воли «может быть представляем только самим собою». Народ сам представляет верховную власть в обществе и государстве и имеет право не только изменить форму правления, но и вернуть себе естественное состояние и свободу.
Американский психолог Абрахам Маслоу говорил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: в магазине вы выбираете товары для покупки, по окончании школы выбираете профессию. В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством. (Начинается медленная музыка, на ее фоне ведущий читает стихотворение.)
Выбор. По собственной должен ты воле
Выбрать дорогу─ в ад или в рай
Горькую или счастливую долю.
Выбор предложен, а ты выбирай.
Сегодня проведём викторину в ходе которой закрепим свои знания по вопросам избирательного права.
I I. Основная часть
ПЕРВЫЙ ТУР (разминка) – слайд 2
Вопросы для первого тура:
1. С какого возраста гражданин РФ получает право избирать?
2. Есть ли в законодательстве РФ какие-либо ограничения избирательного права?
3. Что такое референдум?
4. Когда в России пройдут очередные выборы депутатов ГД РФ?
5. Назовите законы регулирующие порядок проведения выборов в РФ?
ВТОРОЙ ТУР «Мозаика» (для проверки слайд 3)
(Участники получают задание в конвертах - собрать мозаику «понятия и термины»)
Вы́боры — процедура избрания кого-либо путём открытого или
тайного голосования.
Избиратель — гражданин, обладающий активным избирательным правом.
Избирательный бюллетень — документ конституционной важности, удостоверяющий голос избирателя.
Предвы́борная кампания — совокупность агитационных мероприятий, осуществляемых кандидатами на выборные должности.
Электора́т — круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Учитель: Как же проходили выборы в России? Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.
Давайте попробуем разобраться, что такое выборы для России, когда они стали всеобщими, тайными и т.п. Для начала перемотаем ленту времени на несколько столетий назад, еще до Владимира Мономаха, «которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко - за Синим морем».
Девятое столетие. Оглядимся. Мы – в центре площади, не очень большой (размерами с современный московский двор), но полностью заполненной народом. Похоже, здесь собралось все взрослое мужское население города, способное носить оружие. Все взгляды обращены на возвышение в центре, на котором стоит седовласый старец и что-то горячо доказывает. Наступил самый ответственный момент, народ криками одобряет речь старца – таким образом принято важное государственно решение о призвании Варягов во главе с Рюриком в качестве князя – предводителя дружины. Но не знает население Новгорода, что несет им этот выбор, что князья присвоят себе законодательные прерогативы, и что борьба за демократию будет долгой и часто не бескровной.
Обстановка вокруг вдруг резко изменилась, мы на той же самой площади через три столетия, точнее – в 1156 году. На том же самом возвышении стоит человек – его зовут Аркадий, и это – новый новгородский митрополит, только что избранный без какого-либо вмешательства князя. Новгородское княжество превращается в Новгородскую феодальную республику, где заправлять всем будут уже не простые граждане, а «300 золотых поясов» – феодальная верхушка города.
Золотоордынское иго привело к консолидации и централизации русских земель. Отразилось это и на вече, которое постепенно ушло в прошлое. Во второй половине 15-го столетия оно перестало существовать в Новгороде. До начала 16 века русские цари правили самодержавно и неограниченно. Иван Грозный созывал Земские Соборы, на которых обсуждались важнейшие вопросы, интересовавшие царя, но этот орган имел чисто совещательные функции.
Наступила лихая година, Смутное время, окаянный Гришка Отрепьев Москву захватил, «Тушинский вор» позже табором рядом стал. На освобождение Москвы, из Нижнего Новгорода было отправлено ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Пожарского. В это время действовал так называемый «Совет Земли Русской» – временный правительственный орган, созданный деятелями второго ополчения.
В последующие века если население и привлекалось к управлению государством, то лишь на низшем уровне, на уровне местного самоуправления. Выбирались старосты, дворяне выбирали предводителей дворянства (18 век). Не раз проводились реформы местного самоуправления.
Революция 1905 года и последующие созывы 4-х Дум – это начало современности. Именно тогда россияне впервые узнали, что такое пиар (не понятие, а сама суть явления), столкнулись с предвыборной кампанией. Пора наивности быстро прошла, люди поняли, что программа партии во время предвыборной гонки и ее последующая деятельность могут коренным образом отличаться. Система выборов в начале 20 века была многоступенчатой, то есть рядовые жители выбирали тех, кто выбирал партии в государственную думу.
В 1917 году все шло к Учредительному собранию и, следовательно, к прямому участию граждан в определении будущего своей страны. Но в октябре все закончилось, у власти встали другие люди (не те, что делали революцию в феврале того же года), представления о государстве, его устройстве и будущем России у них было довольно четким, поэтому последующие 70 лет, отклоняясь то вправо, то влево, Россия строила свое светлое будущее. Предшественницей нынешней палаты Федерального собрания является Государственная Дума.
Россия – демократическая страна, граждане России имеют право выбирать и быть избранными, тайно голосовать на выборах в Государственную думу и на пост президента России. Воспользуемся ли мы этим правом? Скажем, что все уже и без нас решили? Это личное дело каждого человека, пусть история будет ему учительницей и советницей.
ТРЕТИЙ ТУР «Отгадайте кроссворд и найдите ключевое слово» (слайд 4, 5)
| р | о | с | с | и | я | | | | | | |
| з | |
б | ю | л | л | е | т | е | н | ь |
к | о | н | с | т | и | т | у | ц | и | я | |
| в | ы | б | о | р | ы | | | | | | | |
| у | ч | а | с | т | о | к | | | | |
| | п | а | р | т | и | я | |
| | | п | р | е | з | и | д | е | н | т | |
| г | о | л | о | с | о | в | а | н | и | е |
| | | | | ь | |
1.Страна, в которой ты живешь? (Россия)
2.Лист для выбора кандидатов. (Бюллетень)
3.Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. (Конституция)
4.Процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). (Выборы)
5.Пункт приема избирателей. (Участок)
6.Организация, связанная общими взглядами на политическую жизнь страны. (Партия)
7.Выборный глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления; выборный руководитель некоторых обществ учреждений и т.д.; высшее должностное лицо компании корпорации. (Президент)
8.Способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы. (Голосование)
Слово по вертикали: избиратель
Звучит музыка: Газманов О. «Каждый выбирает для себя…
ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР «Прочти высказывание» (оно у нас есть на доске
(слайд 6)
Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание.
,
Насир Аль – Фараби сказал когда-то: «Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее»
ПЯТЫЙ ТУР « Литературно-правовой» (слайд для проверки 7)
(Участники получают по два листа. На одном список художественных
произведений, на втором – тексты статей из 2 главы Конституции РФ.
Обучающиеся должны напротив каждого произведения указать, какое
право в нем затрагивается).
● М. Гаршин «Лягушка – путешественница» (ст. 27, п.1)
● С.В. Михалков «Три поросенка» (ст.25)
● А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» (ст.37, п.2 и 3)
● Дж. Родари «Чиполлино» (ст.40, п.1)
● К. Чуковский «Айболит» (ст.41, п.1)
● А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (ст.43, п.1)
ШЕСТОЙ ТУР «Синквейн» (возможные варианты по выбору) (слайд8)
«Выборы» «Избиратель» «Кандидат»
Выборы
Демократические, свободные
Определяют, обязывают, направляют
Выборы- право человека.
Демократия.
Избиратель.
Грамотный, ответственный.
Голосует, агитирует, выдвигает.
Он определяет будущее страны.
Народовластие.
Кандидат
Ответственный, законопослушный.
Выполняет, представляет, управляет.
Кандидат – это наш представитель в органах власти.
Народовластие
I I I Заключительная часть
Проведение теста «Я – ИЗБИРАТЕЛЬ» (Тест выдаётся на листах)
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.
1. Если лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост Президента, который нравится ему, то:
а) сделаете, что просит друг;
б) не знаете, как поступите;
в) не сделаете, примите решение самостоятельно.
2. Если Вам предложат деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продадите;
б) не знаете, как поступите;
в) не продадите.
3. Если в день выборов Президента у Вас появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не пойдёте голосовать;
б) не знаете, как поступите;
в) пойдёте на выборы и проголосуете.
4. Если Вы узнаете, что в день выборов Президента Ваши родители собрались уехать в гости и не намерены голосовать, то:
а) Вы промолчите;
б) не знаете, как поступите;
в) будете просить родителей проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост Президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) Вы проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) проголосуете за другого кандидата, у которого более реальная программа развития страны.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты, одежду и другие товары, то:
а) проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) не проголосуете за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то:
а) проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) не проголосуете за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) не проголосуете за него.
Если в ваших ответах преобладает вариант «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит.
Если в ваших ответах преобладает вариант «Б», то Вы не очень отличаетесь от предыдущего «избирателя» и думаете, что Вас политика никогда не коснется.
Если в ваших ответах преобладает вариант «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Учитель: Наше познавательное мероприятие подошло к завершению.
Всё в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.
Завтра вы станете избирателями, и, я думаю, что вы не будете равнодушны и пассивны, так как общественные проблемы станут для вас личными.
Боль гражданства – не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин! Защищает собой все поле, Даже если он в поле один. Все мы порознь, как в чаще тропинка! И дорога, как мы одно. Все мы порознь, как в поле травинка! Ну а вместе – Бородино.
Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание! (раздать памятки для будущих избирателей)
Список литературы
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”.
Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права- М.,2000- 512с
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Учебник Обществознание/Под. Ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение.2011.
Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию - М.: ВАКО, 2013.
Список используемых ресурсов:
1. http://www.memo.ru/PrAWO/index.htm Законодательство и права человека.
2.http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/04/t3_1.htm Избирательное право: Материалы к курсу «Право и политика».
3. http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htmИзучение прав человека в школе.
Приложение 1
(в первом конверте)
Вы́боры Избиратель Избирательный бюллетень
Предвы́борная кампания Электора́т
(во втором конверте)
-процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования
-гражданин, обладающий активным избирательным правом
-документ конституционной важности, удостоверяющий голос избирателя
-совокупность агитационных мероприятий, осуществляемых кандидатами на выборные должности
-круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах
Приложение 2
1лист
М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
С.В. Михалков «Три поросенка»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»
Дж. Родари «Чиполлино»
К. Чуковский «Айболит»
А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
2лист
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Каждый имеет право на образование.
Приложение 3
Тест «Я – ИЗБИРАТЕЛЬ» (Тест выдаётся на листах)
1. Если лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост Президента, который нравится ему, то:
а) сделаете, что просит друг;
б) не знаете, как поступите;
в) не сделаете, примите решение самостоятельно.
2. Если Вам предложат деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продадите;
б) не знаете, как поступите;
в) не продадите.
3. Если в день выборов Президента у Вас появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не пойдёте голосовать;
б) не знаете, как поступите;
в) пойдёте на выборы и проголосуете.
4. Если Вы узнаете, что в день выборов Президента Ваши родители собрались уехать в гости и не намерены голосовать, то:
а) Вы промолчите;
б) не знаете, как поступите;
в) будете просить родителей проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост Президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) Вы проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) проголосуете за другого кандидата, у которого более реальная программа развития страны.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты, одежду и другие товары, то:
а) проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) не проголосуете за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то:
а) проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) не проголосуете за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) не проголосуете за него.
Приложение 4
Памятка «Я голосую» (порядку голосования для будущего избирателя)
1. Голосование проходит на избирательном участке в специальном помещении, где размещаются кабины для тайного голосования.
2. В помещении для голосования оборудуется специальный стенд, содержащий образец заполненного избирательного бюллетеня и информацию о кандидатах.
3. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
4. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, где присутствие других лиц недопустимо.
5. Для голосования избиратель получает избирательный бюллетень. В каждом из бюллетеней на лицевой стороне в правом верхнем углу должны быть подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные ее печатью. Избирательный бюллетень, не заверенный участковой избирательной комиссией, при подсчете голосов не учитывается.
6. Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Избиратель расписывается в получении бюллетеня.
7. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии кандидата, за которого он голосует (при этом только за одного кандидата), либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Избирательный бюллетень, в котором этот знак проставлен более чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.
8. В случае совершения ошибки при заполнении избирательного бюллетеня избиратель вправе получить новый бюллетень взамен испорченного.
9. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный ящик для голосования.
10. Во время голосования в помещении для голосования допускается присутствие наблюдателей. Агитация в день голосования запрещена. Размещение агитационных материалов в помещении для голосования не допускается.