СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по устному народному творчеству "Сестрица Аленушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по устному народному творчеству "Сестрица Аленушка"»

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели урока: знакомство со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Задачи:

Образовательные:

-систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

- учить читать вдумчиво и осмысленно, уметь правильно оценивать поступки;

-составлению цепочки событий;

-развивать умения работать с заглавием произведения, соотносить его с содержанием.

Коррекционные:

-развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление,

-умение анализировать, обобщать, сопоставлять, обогащать словарный запас;

-расширение читательского опыта учащихся;

Воспитательные:

-осознание детьми значимости труда;

- воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки;

 Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки со словами


Ход урока

      1. Организационный момент  

(Слайд 1)

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

      1. Подготовка к восприятию

- Мы продолжаем путешествовать по главе: «Идём по невиданным следам…»

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.

- Узнайте, о какой сказке идёт речь.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается,

По его хотению,

А сказка называется…(«По щучьему велению»)

(Слайд 2)

Сидит в корзине девочка,

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тога скорей ответь!

Названье этой книжки…(«Маша и медведь»)

(Слайд 3)

Укатился он из дома,

По дороге незнакомой.

Ты узнал его дружок?

Он – румяный…(колобок)

(Слайд 4)

- По какому признаку эти сказки можно объединить в одну группу? (Все они – русские народные)

- Какие бывают сказки? (Авторские, народные)

- По виду? (Волшебные, бытовые, про животных)

- Какую последнюю сказку мы с вами читали? (Кот в сапогах)

- Кто автор? (Шарль Перро)

- Определите вид сказки. (Волшебная, авторская) (Слайд 5)

(На доске детские иллюстрации одного из героев, написан синквейн)


      1. Сообщение темы и цели урока

- А сегодня мы с вами прочитаем поэтическую, хотя и без рифмы сказку. Сказывается, словно печальная песня поётся.

(Видео – 20 сек) (Слайд 6)

- Узнали сказку? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») (Слайд 1)

      1. Работа по теме урока

- Открываем книги на странице 138.

- В ходе чтения подумайте почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней. (Чтение отрывка мной, продолжают читать дети)

а) Словарная работа

Мочи нет – совсем нет сил.

Купец – богатый торговец.

Красная девица – скромная, молодая.

Хоромы – жилой дом богатого владельца.

Ножи булатные – ножи из булатной стали обладают большой упругостью.

Ключевая вода - родниковая вода.

- Почему эту сказку сравнивают с печальной песней? (Сказка трагическая, сначала остались одни - одинёшеньки, Иванушка превратился в козлёночка, ведьма топит Алёнушку, ведьма хочет зарезать козлёночка)

- В какие моменты вам было особенно жаль Алёнушку?

- Найдите моменты которые очень похожи на песню.

- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

- Почему она звучит напевно?

- Здесь непривычный порядок слов и прилагательные стоят последними. Такой приём в литературе называется ИНВЕРСИЯ. Проведём эксперимент изменим порядок слов.

- Что заметили? (Исчезла напевность)

- Определите вид сказки. (Волшебная, русская народная)

- Докажите. ( Происходит волшебство: Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Алёнушкой)

- Сколько раз Иванушка просил Алёнушку выплыть на бережок? (3)

- Вспомните ещё примеры в этой сказке числа 3. (3 раза просил напиться, 3 раза перекинулся через голову)

- Какие ещё волшебные числа встречаются в других сказках? (Три поросёнка, Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Тридевятое царство, двенадцать месяцев)

- А что ещё характерно для русских народных сказок? Чем заканчиваются? (Добро всегда побеждает зло)

- Здесь у нас тоже счастливый конец.

- Прочитайте начало сказки – ЖИЛИ – БЫЛИ – традиционное начало всех сказок.

- А какая это часть речи? (Глагол)

- Прочитайте 1 слово на странице 139. (Не пей)

- Начало 2 предложения. (Идут)

- Что заметили? (Все предложения начинаются с действия)

- Найдите ещё такие примеры.

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.

- А есть в этой сказке повторы слов?(Одни-одинёшеньки, выплынь-выплынь, шли-шли, жить поживать, подумал-подумал)

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.

- Вернёмся к названию сказки.

- Что заметили? (Слова употребляются в ласковой форме)

- Есть ли ещё в сказке слова в такой форме? (Дочка, копытце, водица, телёночком…)

-Это ещё одна особенность волшебных сказок. (Слайд 8)

ФИЗМИНУТКА

Работа над картиной (Слайд 9)

Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.

- Именно эта сказка вдохновила Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».

- Рассмотрите репродукцию.

- Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в сказке. (Залилась Алёнушка слезами…страница 139)

- Как вы думаете есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет, такого эпизода)

- А может это ведьма переоделась в Алёнушку? (Нет, зачем ей плакать, она радуется)

- Как удалось художнику изобразить её беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)

- Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые)

- А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)

- Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное, жалостливое)

- Картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.

Итог урока (Слайд 10)

- Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался сестрицы)

- Что помогло им выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга)

      1. Выставление оценок


      1. Домашнее задание

  1. Прочитать сказку.

  2. Сделать иллюстрацию одного из героев сказки, написать синквейн.

      1. Заключение

- С кем из героев вы ассоциируете эту музыку? Почему? (Озорной, весёлый, непослушный – Иванушка) (Слайд 11, 12)

- С кем из героев вы ассоциируете эту музыку? Почему? (Грозная, злая, суровая – ведьма) (Слайд 13, 14)

- С кем из героев вы ассоциируете эту музыку? Почему? (Грустная, печальная – Алёнушка) (Слайд 15, 16)


(Слайд 17)

- Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде близких)

- Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. А наш урок окончен.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (Руки на пояс)

За природой наблюдали. (Повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (Поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (Присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.