Внеклассное занятие «Природа – наш дом»
Цели:
-
расширить знания детей о природе;
-
раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;
-
воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;
-
развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.
Ход занятия:
Учитель: - Добрый день!
Учитель читает стих
В лесу
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Н. Матвеева
Учитель: - Скажите, вам нравится гулять по лесу? Почему?
Учитель: Природа – наш общий дом. Как не мешать друг другу и не навредить природе? Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Наша задача – хранить и умножать красоту природы.
1.Загадки
1.Неизвестно, где живёт,
Налетит - деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
2.Крашеное коромысло через речку повисло.
(Радуга)
3. Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала
Солнышко застлала. (Туча)
-
Я – вода, да по воде же и плаваю. (Лёд)
-
Одеяло бело, всё поле одело. (Снег)
-
Голубой ковёр всю Землю покрыл. (Небо)
-
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)
-
Красная девушка по небу днём ходит. (Солнце)
-
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придёт, прятаться идут. (Дождь)
-
На чёрный платок просыпано просо.
Пришёл петушок, а склевать непросто. (Звёзды)
-
Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)
-
Среди поля голубого –
Яркий свет огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце,
Что же это? (Солнце)
2. Конкурс «Кто и где живёт».
*Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)
*Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка.)
*Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)
*Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк).
*Лесной доктор. (Дятел).
*Лесной санитар. (Муравей.)
3. Конкурс «Ромашка.» (У ромашки отрывают лепестки.)
- На лепестках на тему «Легенды о растениях.» Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.
-
В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. (Шиповник.)
-
Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. (Пион.)
-
Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашки.)
-
Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василёк.)
4 Лесная аптека
-
Какие лекарственные травы применяются при простуде? (Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины)
-
Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел)
-
Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? (Зверобой.)
-
Какие растения помогают при упадке сил? (Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой.)
-
Легенды и мифы о растениях
На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Так сложились мифы, сказания о лекарственных растениях, их использование в обрядовых ритуалах и обычаях. Но в легендах, сложенных мудрыми предками, всегда кроется большой смысл.
Береза
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени, мать всех духов и Берегинявсех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева-березы.
Зверобой
В старину зверобой считался волшебным растением набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли, и зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. Старики считали, что он отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей.
Зверобой считался лекарственным растением еще в Древней Греции и Риме. О нем писали Гиппократ, и Плиний Старший. В народе его называют травой от 99 болезней и практически не было сбора, в который не включали бы зверобой.
Мята
Мята была широко известна в Древнем Риме. Согласно легенде, ее название происходит от имени нимфы Минты, которую Прозерпина превратила в растение. Из-за жгучего вкуса листьев она получила свое видовое название (перечный).
Ромашка
Ромашка-милый обаятельный цветок. По народному преданию, ромашка вырастает там, где с неба падает звезда.
Подорожник
Вот еще одно растение-лекарь – это подорожник. В старину его называли «порезник» или «ранник». А вот как люди узнали о целебных свойствах этого растения.
Давным-давно, две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшись невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать это растение для лечения
-
Физминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
(Дети садятся.)
7. «Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?»
- Давайте вспомним правила поведения в природе.
Памятка:
-
НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
-
НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
-
НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
-
НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
-
НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
-
НЕ разоряй птичьи гнёзда.
-
НЕ разоряй муравейники.
-
НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
-
НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
-
В лесу старайся ходить по тропинкам.
-
Игра «Угадай, чье объявление»
Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
-
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
-
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
-
Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).
Учитель зачитывает стихотворение:
Родное.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок,
В поле каждый колосок,
Речка,
Небо надо мною –
Это все мое, родное! (В Орлов)
Учитель: - Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы – это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя К.Г. Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование нашей природы».
Учитель: Красота русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников, журналистов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
(ученик читает стихотворение)
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и листва,
Горы, воздух и трава,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг ПРИРОДА.
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек,
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом!