Внеклассное занятие
« Толерантность и интолерантность »
( беседа с элементами тренинга для обучающихся 5-6 классов).
Цель: развитие ценностных ориентаций, профилактика эмоционального неблагополучия, актуализация внутренних ресурсов для успешной самореализации в жизни, оценка степени своей толерантности.
Задачи.
Образовательные:
-познакомить обучающихся с понятиями «толерантность» и « интолерантность»;
-выявить основные черты данных понятий;
-сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении.
Воспитательные:
-воспитывать чувство уважения друг к другу, традициям и культуре разных народов;
-воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание.
Развивающие:
-продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
-способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
-развивать у обучающихся терпимость к различиям между людьми.
Планируемые результаты:
Личностные- уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Регулятивные- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные- установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждения, приведения доказательств.
Коммуникативные- слушать и слышать друг друга, понимание возможности различных точек зрения не совпадающих с собственной; разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация .
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, листки- визитки, раздаточный материал.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Добрый день, ребята. Я рада вновь встретиться с вами сегодня. Надеюсь, и вы мне рады.
С каким настроением вы пришли на это занятие? Какие вы сегодня? Попрошу вас взять карандаши и маленькие листочки для визиток и написать на них своё имя, указав, своё эмоциональное состояние сейчас одним словом: прилагательным или существительным.
( Дети оформляют визитки с именем и характеристикой себя. Н-р: Ваня- весёлый, Карина- отличница и др.)
Дети презентуют свои визитки, объясняя при необходимости самохарактеристику.
2.Вступительное слово .
Вы молодцы, хорошо представили себя, и я вижу, что вы готовы важному разговору.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, возможна ли жизнь без конфликтов? ( Дети высказывают свои суждения в свободной форме).
- А как мы можем свести конфликты к минимуму? Как себя вести, чтобы никого не обидеть? (Дети высказывают свои суждения в свободной форме).
3. Открытие нового знания.
Чтобы нам прийти к единому решению, предлагаю послушать небольшую притчу и выяснить, чему она учит ( чтение притчи).
Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится укололся и произнес: «Ты такой же уродец как и остальные» и отошел. Огорчился кактусик, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок. Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком обличии может жить красота!» Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту!
Обсуждение услышанного:
- Чему учит притча?
-Какие качества человека и кактуса выделяет автор?
-измелил ли человек своё мнение о кактусах?
Как называется такое качество личности ?
( Задача педагога в ходе обсуждения вывести детей на понятие терпимости, принятия других).
Вы все правы, притча учит видеть в другом хорошее, прощать недостатки. Такое качество личности называется толерантностью.
Толерантность- это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению ( определение термина помещается на доску и разъясняются непонятные слова, если это необходимо).
4. Открытие нового знания.
Ребята, как вы считаете, а у слова « толерантность» есть слово- антоним? Что это за слово? ( версии детей).
Антонимом к термину « толерантность» является слово « интолерантность ».Кто знает, что оно обозначает?( дети высказывают свои версии, задача педагога подвести их к понятию « нетерпимость»).
Интолерантность — непереносимость, нетерпимость личностью людей иных культур, взглядов, убеждений ( определение термина помещается на доску и разъясняются непонятные слова, если это необходимо).
5. Работа в группах.
Попрошу вас разделиться на 2 группы и выполнить следующее задание ( не более 5 минут).
Определите, какими качествами личности может обладать человек с толерантным взглядом на жизнь и человек с экстремистскими взглядами ( детям раздаются конверты с карточками- качества личности, им нужно разделить их на 2 группы: толерантность \ интолерантность )
6. Защита групповой работы.
Группы демонстрируют результат своей работы и объясняют выбор качеств.
Образец
Толерантность | интолерантность |
Терпимость | Бессердечность |
Сострадание | Непонимание |
Прощение | Вспыльчивость |
Снисходительность | Злорадство |
Милосердие | Лживость |
Сотрудничество | Раздражительность |
Доверие | Зависть |
Умение владеть собой | Пренебрежение |
Чуткость | Равнодушие |
Альтруизм | Агрессивность |
Доброжелательность | Эгоизм |
7. Упражнение « Комплимент » .
Вы всё верно определили, молодцы. Но мне интересно, а сами вы умеете проявлять толерантность? Давайте проверим, как это у вас получится. Предлагаю всем сесть на стулья, образовав круг. Сейчас каждый скажет своему соседу слева комплимент или назовёт его хорошую черту ( педагог начинает упражнение, помогая детям при затруднениях).
8.Колеективное творческое задание.
А сейчас давайте выразим своё мнение о толерантности и экстремизме при помощи искусства! Каждой группе предлагаю взять карандаши, фломастеры , бумагу и создать плакат по теме нашей сегодняшней встречи ( группам предлагаются темы: «Будь толерантным», ««Толерантность – это…», Такие разные, а так похожи »).
9. Презентация плакатов.
Каждая группа презентует свой плакат ( 1-2 минуты) и размещает его на доске в классе.
10.Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша встреча, попрошу вас снова сесть в круг, поделитесь своими впечатлениями с друзьями, ответив на вопросы:
Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
Что больше всего понравилось, а что не понравилось ?
Благодарю вас за откровенность, мне было приятно с вами пообщаться сегодня. Надеюсь, что эта встреча была полезной для всех. До свидания.
Приложение.
Анкета «Уровень сформированности толерантности у школьников» |
|
1. Должны ли богатые люди помогать бедным? 2. Должны ли дети из более богатых семей учиться в особых школах за деньги родителей? 3. Нужно ли улучшать условия проживания бедных или это пустая трата государственных денег? 4. Считаешь ли ты, что человек, совершивший преступление, не изменится в лучшую сторону? Почему?__________________________________________ 5. Нужно ли помогать пожилым и престарелым людям в наше время? Почему? 6. Нужно ли помогать детям, находящимся в детских домах и в доме малютки? Почему?__________________________________________________________ 7. Может ли ребенок-инвалид стать твоим другом? 8. Нужно ли нашей стране помогать странам, пострадавшим от стихийных бедствий? 9. Нужно ли всех бомжей и попрошаек вылавливать и силой принуждать к работе? 10. Мужа (жену) лучше выбирать своей национальности? 11. Хотел (а) бы ты уехать в другую страну на постоянное место жительства? 12. Нужно ли нашей стране избавиться от психически больных людей? Почему?_________________________________________________________ 13. Считаешь ли верным то, что истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре? 14. Правда ли, что большинство преступлений совершают приезжие из экономически отсталых стран? 15. Можно ли любые межнациональные конфликты решить путем переговоров и взаимных уступок? |
http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/2025-anketa-lurove