СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие « Толерантность и интолерантность » ( беседа с элементами тренинга )

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие с обучающимися 5 класса , направленное на формирование понятий " толенантность" и " интолерантность".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие « Толерантность и интолерантность » ( беседа с элементами тренинга )»

Внеклассное занятие

« Толерантность и интолерантность »

( беседа с элементами тренинга для обучающихся 5-6 классов).

Цель: развитие ценностных ориентаций, профилактика эмоционального неблагополучия, актуализация внутренних ресурсов для успешной самореализации в жизни, оценка степени своей толерантности.

Задачи.

Образовательные:

-познакомить обучающихся с понятиями «толерантность» и « интолерантность»;

-выявить основные черты данных понятий;

-сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении.

Воспитательные:

-воспитывать чувство уважения друг к другу, традициям и культуре разных народов;

-воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание.

Развивающие:

-продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;

-способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

-развивать у обучающихся терпимость к различиям между людьми.

Планируемые результаты:

Личностные- уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Регулятивные- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные- установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждения, приведения доказательств.

Коммуникативные- слушать и слышать друг друга, понимание возможности различных точек зрения не совпадающих с собственной; разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация .

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, листки- визитки, раздаточный материал.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Я рада вновь встретиться с вами сегодня. Надеюсь, и вы мне рады.

С каким настроением вы пришли на это занятие? Какие вы сегодня? Попрошу вас взять карандаши и маленькие листочки для визиток и написать на них своё имя, указав, своё эмоциональное состояние сейчас одним словом: прилагательным или существительным.

( Дети оформляют визитки с именем и характеристикой себя. Н-р: Ваня- весёлый, Карина- отличница и др.)

Дети презентуют свои визитки, объясняя при необходимости самохарактеристику.

2.Вступительное слово .

Вы молодцы, хорошо представили себя, и я вижу, что вы готовы важному разговору.

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, возможна ли жизнь без конфликтов? ( Дети высказывают свои суждения в свободной форме).

- А как мы можем свести конфликты к минимуму? Как себя вести, чтобы никого не обидеть? (Дети высказывают свои суждения в свободной форме).

3. Открытие нового знания.

Чтобы нам прийти к единому решению, предлагаю послушать небольшую притчу и выяснить, чему она учит ( чтение притчи).

Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится укололся и произнес: «Ты такой же уродец как и остальные» и отошел. Огорчился кактусик, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок. Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком обличии может жить красота!» Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту!

Обсуждение услышанного:

- Чему учит притча?

-Какие качества человека и кактуса выделяет автор?

-измелил ли человек своё мнение о кактусах?

Как называется такое качество личности ?

( Задача педагога в ходе обсуждения вывести детей на понятие терпимости, принятия других).

Вы все правы, притча учит видеть в другом хорошее, прощать недостатки. Такое качество личности называется толерантностью.

Толерантность- это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению ( определение термина помещается на доску и разъясняются непонятные слова, если это необходимо).

4. Открытие нового знания.

Ребята, как вы считаете, а у слова « толерантность» есть слово- антоним? Что это за слово? ( версии детей).

Антонимом к термину « толерантность» является слово « интолерантность ».Кто знает, что оно обозначает?( дети высказывают свои версии, задача педагога подвести их к понятию « нетерпимость»).

Интолерантность  — непереносимость, нетерпимость личностью людей иных культур, взглядов, убеждений ( определение термина помещается на доску и разъясняются непонятные слова, если это необходимо).

5. Работа в группах.

Попрошу вас разделиться на 2 группы и выполнить следующее задание ( не более 5 минут).

Определите, какими качествами личности может обладать человек с толерантным взглядом на жизнь и человек с экстремистскими взглядами ( детям раздаются конверты с карточками- качества личности, им нужно разделить их на 2 группы: толерантность \ интолерантность )

6. Защита групповой работы.

Группы демонстрируют результат своей работы и объясняют выбор качеств.

Образец

Толерантность

интолерантность

Терпимость

Бессердечность

Сострадание

Непонимание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Злорадство

Милосердие

Лживость

Сотрудничество

Раздражительность

Доверие

Зависть

Умение владеть собой

Пренебрежение

Чуткость

Равнодушие

Альтруизм

Агрессивность

Доброжелательность

Эгоизм

7. Упражнение « Комплимент » .

Вы всё верно определили, молодцы. Но мне интересно, а сами вы умеете проявлять толерантность? Давайте проверим, как это у вас получится. Предлагаю всем сесть на стулья, образовав круг. Сейчас каждый скажет своему соседу слева комплимент или назовёт его хорошую черту ( педагог начинает упражнение, помогая детям при затруднениях).

8.Колеективное творческое задание.

А сейчас давайте выразим своё мнение о толерантности и экстремизме при помощи искусства! Каждой группе предлагаю взять карандаши, фломастеры , бумагу и создать плакат по теме нашей сегодняшней встречи ( группам предлагаются темы: «Будь толерантным», ««Толерантность – это…», Такие разные, а так похожи »).

9. Презентация плакатов.

Каждая группа презентует свой плакат ( 1-2 минуты) и размещает его на доске в классе.

10.Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша встреча, попрошу вас снова сесть в круг, поделитесь своими впечатлениями с друзьями, ответив на вопросы:

Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

Что больше всего понравилось, а что не понравилось ?

Благодарю вас за откровенность, мне было приятно с вами пообщаться сегодня. Надеюсь, что эта встреча была полезной для всех. До свидания.















Приложение.

Анкета «Уровень сформированности толерантности у школьников»



1. Должны ли богатые люди помогать бедным?
2. Должны ли дети из более богатых семей учиться в особых школах за деньги родителей?
3. Нужно ли улучшать условия проживания бедных или это пустая трата государственных денег?
4. Считаешь ли ты, что человек, совершивший преступление, не изменится в лучшую сторону? Почему?__________________________________________

5. Нужно ли помогать пожилым и престарелым людям в наше время? Почему?
6. Нужно ли помогать детям, находящимся в детских домах и в доме малютки? Почему?__________________________________________________________
7. Может ли ребенок-инвалид стать твоим другом?
8. Нужно ли нашей стране помогать странам, пострадавшим от стихийных бедствий?
9. Нужно ли всех бомжей и попрошаек вылавливать и силой принуждать к работе?
10. Мужа (жену) лучше выбирать своей национальности?
11. Хотел (а) бы ты уехать в другую страну на постоянное место жительства?
12. Нужно ли нашей стране избавиться от психически больных людей? Почему?_________________________________________________________
13. Считаешь ли верным то, что истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре?
14. Правда ли, что большинство преступлений совершают приезжие из экономически отсталых стран?
15. Можно ли любые межнациональные конфликты решить путем переговоров и взаимных уступок?

http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/2025-anketa-lurove














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!