СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.;
  2. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;
  3. Продолжить формирование исторического сознания и исторического мышления на основе изучения и осмысления развития СССР на международной арене в период «холодной войны».

Развивающие цели:

  1. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы;
  2. Продолжить развитие навыков критического мышления на основе подробного, последовательного планирования группового мыслительного процесса;
  3. Продолжить развитие навыков деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации).

    Цели урока:

    Образовательные цели:

  4. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.;
  5. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;
  6. Продолжить формирование исторического сознания и исторического мышления на основе изучения и осмысления развития СССР на международной арене в период «холодной войны».
  7. Развивающие цели:

  8. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы;
  9. Продолжить развитие навыков критического мышления на основе подробного, последовательного планирования группового мыслительного процесса;
  10. Продолжить развитие навыков деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации).

    Цели урока:

    Образовательные цели:

  11. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.;
  12. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;
  13. Продолжить формирование исторического сознания и исторического мышления на основе изучения и осмысления развития СССР на международной арене в период «холодной войны».
  14. Развивающие цели:

  15. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы;
  16. Продолжить развитие навыков критического мышления на основе подробного, последовательного планирования группового мыслительного процесса;
  17. Продолжить развитие навыков деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации).

    Цели урока:

    Образовательные цели:

  18. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.;
  19. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;
  20. Продолжить формирование исторического сознания и исторического мышления на основе изучения и осмысления развития СССР на международной арене в период «холодной войны».
  21. Развивающие цели:

  22. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы;
  23. Продолжить развитие навыков критического мышления на основе подробного, последовательного планирования группового мыслительного процесса;
  24. Продолжить развитие навыков деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации).

    Цели урока:

    Образовательные цели:

  25. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.;
  26. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;
  27. Продолжить формирование исторического сознания и исторического мышления на основе изучения и осмысления развития СССР на международной арене в период «холодной войны».
  28. Развивающие цели:

  29. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы;
  30. Продолжить развитие навыков критического мышления на основе подробного, последовательного планирования группового мыслительного процесса;
  31. Продолжить развитие навыков деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации).

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»

Конспект урока по Истории России для 11 класса

по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»

(учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)


Цели урока:

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.;

  2. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;

  3. Продолжить формирование исторического сознания и исторического мышления на основе изучения и осмысления развития СССР на международной арене в период «холодной войны».

Развивающие цели:

  1. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы;

  2. Продолжить развитие навыков критического мышления на основе подробного, последовательного планирования группового мыслительного процесса;

  3. Продолжить развитие навыков деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации).

Воспитательные цели:

  1. Продолжить формирование ценностного отношения к историческому наследию нашей страны.


Планируемые результаты:

Предметные:

- сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.;

- применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности;

- умение давать оценку процессам с позиции историзма;

- применять научные термины и исторические понятия;

- владеть умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме;

- владеть умением работать с историческими документами;

- оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.


Метапредметные:

- принимать поставленную учебную задачу, адекватно реагировать на представленную учителем информацию;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- проявлять направленность на успешную учебную деятельность;

- проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, групповой работе;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог;

- уметь анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи.


Личностные:

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни:

- формирование патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

- ценностные ориентиры;

- проявление интереса к истории своего народа, родной страны;

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- ориентация на выполнение моральных норм.


Тип урока: урок изучения нового материала


Оборудование и дидактические материалы урока:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Мультимедийная презентация по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»»

  4. Раздаточный материал

  5. Учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014



Ход урока

Этапы урока

Методические приемы


Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.


- проявляют направленность на успешную учебную деятельность

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Введение в новый материал


Эвристическая беседа



























Постановка проблемного вопроса



- принимают поставленную учебную задачу, адекватно реагируют на представленную учителем информацию



- умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи








Организует эвристическую беседу.


- На слайде написан ряд аббревиатур – ОБСЕ, СЭВ, ОВД, НАТО и др. (слайд 1)

- Ребята определите, что объединяет эти аббревиатуры и связывает их в одну тему. Как они соотносятся с темой международных отношений?







- Назовите признаки «холодной войны»








- Тема нашего сегодняшнего урока «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»» (слайд 2)


План урока: (слайд 3)

  1. Брежневская дипломатия.

  2. Новое мышление в международных делах


Проблемное задание (слайд 4):

- Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.

  • Первая точка зрения: «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в холодной войне.

  • Вторая точка зрения: Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.

- Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Отвечают на вопросы учителя.

- организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, совет экономической взаимопомощи, организация варшавского договора, организация северо-атлантического договора.

- гонка вооружений, биполярность (раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов.

Записывают тему и план урока в тетради.

3. Работа по теме урока


1. Брежневская дипломатия

Объяснение








Анализ исторического документа









Объяснение




























Анализ видеосюжета





Объяснение











2. Новое мышление в международных делах.


Объяснение

































Работа в группах






























Эвристическая беседа












- проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;











- уменют давать оценку процессам с позиции историзма;

- владеют умением работать с историческими документами;





































-умеют давать оценку процессам с позиции историзма;

















































- уменют давать оценку процессам с позиции историзма;

- проявляют сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.;






























- умеют давать оценку процессам с позиции историзма;

- проявляют сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.;


Объясняет особенности начала брежневской дипломатии. (слайд 5).

  • Активное развитие отношений в рамках социалистического содружества.

  • 1971 г. - принятие комплексной программы социально-экономической интеграции (базировалась на промышленном потенциале и ресурсах СССР). 

  • Нормализация отношений с Китаем, крайне обострившихся в конце 60-х гг. — вплоть до вооруженных конфликтов на амурском острове Даманский.

  • Изменение ситуации во Вьетнаме


Организует работу с историческим документом


- Работа с документом учебника с. 309-310 «Из выступления Л.И. Брежнева на съезде Объединённой польской рабочей партии (1968 г.)

В чём сущность «доктрины Брежнева»?

Какие события повлияли на её формирование? (слайд 6).


Объясняет особенности периода разрядки международных отношений (слайд 7, 8, 9)

  • СССР добился военно-стратегического паритета с США. Все более широко осознавался факт, что в ядерной войне не может быть победителей.

  • Становилась невозможной и широкомасштабная обычная война из-за неизбежного разрушения атомных реакторов

  • Углублялась взаимная в развитии экономических связей.


  • 1966 г. – визит Президента Франции Шарля де Голля в СССР

  • 1970 г. – подписание Московского договора СССР и ФРГ

  • 1971 г. – четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по западноберлинскому вопросу.

  • СССР добился военно-стратегического паритета с США. Все более широко осознавался факт, что в ядерной войне не может быть победителей.

  • Становилась невозможной и широкомасштабная обычная война из-за неизбежного разрушения атомных реакторов

  • Углублялась взаимная в развитии экономических связей.

- Давайте посмотрим небольшой видеосюжет и сделаем вывод о значении Хельсинских соглашений

https://youtu.be/CbCd7uJAPDE

(слайд 10)


- Помощь странам «третьего мира».

1979 г. - ввод советских войск в Афганистан. Вооруженное вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами (слайд 11).


- Таким образом к 1980-м гг биполярный мир выглядел так (слайд 12).



- В начале перестройки появляется новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». (слайд 13)

Основные принципы:

  • Отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы, признание его единым и неделимым;

  • Объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов;

  • Отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).


- СССР и США: начало разоружения (слайд 14)

• Ежегодные встречи на высшем уровне

• Подписание договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

• Соглашение об ОСНВ-1


Решение региональных конфликтов (слайд 15, 16, 17)

1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана

1989г. Визит М.С. Горбачёва в Китай

1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту


Распад социалистической системы

1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы

1990г. - согласие на объединение Германии

1991г.- роспуск СЭВ и ОВД

Организация работы в группах:

1 группа:

-Посмотрите хронику событий этого периода (приложение 1) и ответьте на вопрос:

- в чём была важность сокращения обычных вооружений в условиях, когда ведущие страны мира имеют ядерное оружие?

2. группа:

Изучите документы социологических исследований (приложение 2)

- Почему мирные инициативы М.С. Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди?

3 группа:

Прочтите стихотворение А.Бекетова «Аж башни под рубинами…» (приложение 3)

- Как вы понимаете строки поэта «и рабство тает медленно, как лёд в колымской заводи»?


-Таким образом, итогами нового политического мышления явились (слайд 18):

  • улучшение отношений со странами Запада;

  • прекращение гонки вооружений, сокращение обычных вооружений, частичное уничтожение ядерных ракет;

  • начало интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство;

  • ликвидация ряда региональных конфликтов;

  • ослабление международной напряженности;

  • распад социалистической системы;

  • - ослабление позиций СССР в мире.

- А теперь ответим на проблемное задание (слайд19)

Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.

  • Первая точка зрения: «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в холодной войне.

  • Вторая точка зрения: Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.

- Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Слушают объяснения учителя, делают записи в тетради











Анализируют текст исторического документа







Слушают объяснения учителя



























Смотрят видеосюжет делают выводы




Слушают объяснения учителя















































Выполняют работу в группах, анализируют документы




























Отвечают на проблемный вопрос

5. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа

- умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

- владеют умением оценивать свои достижения;

- владеют умением соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

- Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги.

Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока?

- А теперь, закончите пожалуйста предложение.

1. Своей работой на сегодняшнем уроке я:

- Доволен

- Я не доволен, потому что…

2. Что мне сегодняшний урок дал для жизни?

- Мне показалось важным…

- Я понял, что…

- Я почувствовал, что… (слайд 20)

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу,

6. Домашнее задание.

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Комментирует задание.(слайд 21)

§ 39.

Напишите эссе на тему: «Проблема войны и мира в годы перестройки»

Воспринимают задание, уточняют.



Список литературы:

  1. Учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014

  2. Экспериментальное учебное пособие Е.Саплиной, В. Сорокина, И. Уколовой «Трудные пути к демократии».

  3. Россия в ХХ веке: реформы и революции . В 2 т . - М . , 2002 .



















Приложение 1

Отношения между СССР и Западом. Мирные инициативы СССР в 1985-1991 годах

  1. 21 ноября — М.С. Горбачев и Президент США Р. Рейган на своей первой встрече заявляют, что «ядерная война недопустима» и «стороны не будут стремиться к превосходству друг над другом».

  2. 15 января — М.С. Горбачев выступает с программой всеобщего и полного ядерного разоружения к 2000 году.

  3. 8 декабря — подписание Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: 1752 советские ракеты и 859 американских (паритет не был соблюден из-за неравенства арсеналов и реальных мощностей ракет обеих стран); признано право другой стороны на проведение инспекций военных баз.

  4. 7 декабря — выступление М.С. Горбачева на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН: заявление о готовности СССР в одностороннем порядке за два года уменьшить численность своих войск на 500 тыс. человек, значительно сократить на территории СССР и союзников по ОВД число танков, самолетов, артиллерии.

  5. 15 февраля - полный вывод советских войск из Афганистана.

  6. 3 июня — СССР и США подписали договор о ликвидации химического оружия.

1990, 25 августа — делегация СССР подписала резолюцию СБ ООН о применении силы против Ирака в связи с его оккупацией независимого государства Кувейт; в январе — феврале 1991 года произошла война в Персидском заливе между Ираком и США с союзниками (операция «Буря в пустыне»); войска СССР в войне не участвовали.

  1. 9 ноября — подписание 34 странами «Парижской хартии для новой Европы»; подписание лидерами 22 стран, входящих в ОВД и НАТО, Договора об обычных вооруженных силах в Европе; оба блока сокращали свои арсеналы до определенных в документе пределов (например, по боевым танкам — до 20 тыс. единиц; к моменту подписания у НАТО было 30 тыс., а у ОВД -- 60 тыс. танков), обязались обеспечить гласность и контроль военной деятельности; страны-участники признавали, что «больше не являются противниками, протягивают руку дружбы» и обязуются «строить и укреплять демократию как единственную форму правления в наших странах».

  2. 1 апреля — роспуск военных структур Организации Варшавского договора.

1991, 31 июля — подписание Договора между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) на 30%; признавалась необходимость взаимных инспекционных проверок. По признанию Президента США, это соглашение впервые с момента изобретения ядерного оружия обратило вспять его непрерывное наращивание и рассеяло недоверие между людьми.










Приложение 2

Глазами советских людей

Исследования Института социологии АН СССР в первой половине 1989 года среди населения Москвы, Куйбышева, Оренбурга и Сыктывкара:

— Большинство (от 53 до 68 %) полностью согласны, что «сила (или угроза силы) не могут быть инструментом внешней политики». При этом предложение СССР о существенном сокращении в одностороннем порядке численного состава и объема вооружения Советской армии поддерживают с оговорками 44 % опрошенных.

Тезис о деидеологизации межгосударственных отношений поддерживают с оговорками от 25 до 40 %.


Вопрос: «Существует ли, по Вашему мнению, в современных условиях угроза вооруженной агрессии против нашей страны?»

«Да» — от 27 до 33 %, «нет» — от 39 до 47 %.














Приложение 3


А. Бекетов:

Аж башни под рубинами

Качнул протест неистовый!

Восстал барак с румынами,

Соцлагерь — под амнистию!

На волю — мы последние.

Нам боязно и завидно,

И рабство тает медленно,

Как лед в колымской заводи.

(Лирический панк-рок. М., Арбатиздат, 1989.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!