СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочка .Сильн. группа. Занятие 31. Формулы речевого этикета. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочка .Сильн. группа. Занятие 31. Формулы речевого этикета. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.»

Занятие 31. Формулы речевого этикета. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. 

Задачи:

Задание:

  1. Прочитайте о некоторых формулах речевого этикета.

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)

  • основная часть

  • заключительная часть разговора

Формы приветствия в речевом этикете

Форма приветствия

Пример

Пожелание здоровья

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

Здравия желаю!

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления.

Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете

Приглашение

Поздравление

Позвольте вас пригласить

Разрешите вас поздравить

Приходите, будем рады

Примите наши поздравления

Приглашаю вас

От имени коллектива поздравляем

Могу ли я пригласить вас

От всей души поздравляю

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, сочувствие и утешение.

Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете

Соболезнование

Сочувствие, утешение

Позвольте выразить глубокие соболезнования

Искренне сочувствую

Приношу вам искренние соболезнования

Как я вас понимаю

Я вам сердечно соболезную

Не падайте духом

Скорблю вместе с вами

Все будет в порядке

Разделяю ваше горе

Вам не стоит так волноваться

Какое несчастье постигло вас!

Вам надо держать себя в руках

Рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. при выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге.

Примеры просьб и советов в речевом этикете

Просьба

Совет

Сделайте одолжение, выполните…

Позвольте вам дать совет

Если вас не затруднит, …

Разрешите предложить вам

Не сочтите за труд, пожалуйста, …

Вам лучше поступить таким образом

Могу ли я попросить вас

Я бы хотел предложить вам

Убедительно прошу вас

Я посоветовал бы вам

Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Примеры согласия и отказа в речевом этикете

Согласие

Отказ

Сейчас будет сделано

Я не в силах помочь вам

Пожалуйста, не возражаю

Я не могу выполнить вашу просьбу

Готов вас выслушать

Сейчас это невозможно

Поступайте, как сочтёте нужным

Я вынужден отказать вам

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент.

Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете

Благодарность

Комплимент

Позвольте выразить благодарность

Вы прекрасно выглядите

Фирма выражает благодарность сотрудникам

Вы так сообразительны

Я вам очень благодарен за…

Вы прекрасный собеседник

Большое вам спасибо

Вы отличный организатор

Этикетные формулы, которые применяются в рабочей обстановке, вы можете использовать в школе, при разговоре с одноклассниками и учителями.



2.Подготовьте небольшой проект «Этикетные слова моей семьи», в котором вы должны написать, какими формулами речевого этикета пользуются в вашей семье, по следующему плану:

1. Формы приветствия.

2. Формулы завершения разговора.

3. Формулы, применяемые в торжественной атмосфере: формулы приглашения и поздравления.

4. Формулы, применяемые в скорбной атмосфере: формулы соболезнования, сочувствия и утешения.

5. Формулы, применяемые в рабочей обстановке: формулы просьбы и совета, согласия и отказа, благодарности и комплимента.

6. Как вы считаете, о чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.

Желаю успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!