СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к предмету "Физическая культура"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность является своеобразным ресурсом, позволяющим школе достичь нового качества образования

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к предмету "Физическая культура"»

«Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к предмету «Физическая культура».


В соответствии с ФГОС в целях реализации ООП введена внеурочная деятельность.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека – возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов, потребностей. Иными словами, внеурочная деятельность является своеобразным ресурсом, позволяющим школе достичь нового качества образования.
Под внеурочной деятельностью понимается «вид совместной деятельности обучающихся и педагога, в процессе которой актуализируются творческие возможности детей, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы совместной деятельности».
Внеурочная работа по физической культуре определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга учащихся. Это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Внеурочная работа является средством развития интереса к предмету, повышения качества знаний, формирования мировоззрения. Учитель физической культуры в процессе организации внеурочных форм должен решать комплекс педагогических задач: образовательную, развивающую, воспитательную, оздоровительную. 
Таким образом, основными задачами организации форм внеурочной деятельности по физической культуре являются следующие:
1. Расширять и углублять знания по физической культуре, и связанные с ними практические умения.
2. Формировать потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
3. Выявлять и развивать у учащихся интеллектуальные и творческие способности.
Представленные задачи также реализуются и в процессе уроков физической культуры, что говорит о взаимосвязи и преемственности содержания урока и внеурочной работы. В зависимости от целевой направленности внеурочная деятельность учащихся может быть спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, научно-познавательной, военно-патриотической, общественно полезной и проектной.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой и представляют содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Тогда как направления внеурочной деятельности на каждой ступени общего образования зависят от специфики реализации программного материала и возрастных особенностей обучающихся.
Широкое распространение получили такие формы, как кружки, секции по видам спорта, соревнования.


Внеурочная деятельность по физической культуре отличается от учебной тем, что осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы.

Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтобы она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

Основная задача внеклассной работы в школе содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся и прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

  Главная  задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок и внеурочная деятельность по физической культуре в школе, вместе-это главный урок здоровья. Мы видим динамику ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.

Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физкультуры. Но за последние десятилетия урок претерпел значительные изменения, которые связаны с целью ряда причин, но основная из них – ухудшение здоровья детей. В связи с чем, необходимо увеличить двигательную активность учащихся, для чего и вводятся внеурочные занятия по физической культуре.  Увеличилось число учащихся со слабым и средним физическим развитием, отнесённых в специальную группу по физической культуре. Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные программой по физической культуре. Поэтому одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении является организация двигательной активности обучающихся, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях. Надо приучать школьников быть ответственными за своё здоровье, обучать их способам физкультурно-спортивной деятельности, умению контролировать свою эмоционально-психическую сферу.

Таким образом, организация внеурочной деятельности по физической культуре в школе позволяет развивать двигательные умения и навыки учащихся, массово привлекать учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни, проходить социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии.

Позитивное отношение к активным занятиям физкультурой и спортом зависит от степени вовлеченности в эти занятия. У учащихся, которые дополнительно занимаются физкультурой и спортом, выше мотивация к спортивной деятельности, более высокая оценка положительного влияния этих занятий, больше амбициозных целей и желания добиться высоких спортивных результатов.

                                  Формы внеурочной деятельности.

1. Спортивные секции.

2. Спортивные соревнования.

3. Дни здоровья.

4. Экскурсии и походы.

5. Утренняя гимнастика.

6. Недели здоровья

7. Спортивные праздники.

     

Каждый ученик в школе может заниматься спортом, спортивный зал доступен для всех желающих.

Секционная работа в школе помогает найти ребятам занятия по душе. Наиболее популярные и многочисленные футбольная, волейбольная, баскетбольная секции дают возможность развивать силовую выносливость.

Соревнования – незаменимый помощник в пропаганде здорового образа жизни.

Спортивные соревнования включаются в общий план школы и проводятся по различным видам спортивных игр, легкой атлетике. Соревнования могут проводиться между командами, между классами.  В организации соревнований помогают сами учащиеся.

Дни здоровья проводятся 2 раза в год. Участвуют школьники с первого по девятый класс, а также классные руководители. Используются физкультминутки, музыкальные утренние зарядки, которые направлены на снижение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий.

В школе проводятся спортивные викторины, веселые старты, эстафеты, конкурсы плакатов, рисунков.

Спортивные праздники в школе приобретают в настоящий момент актуальность и это не удивительно, так как эти мероприятия проходят в праздничной атмосфере, наполненной позитивными эмоциями и настроем детей на победу. Поводом для проведения спортивного праздника может стать любая дата, как правило, 23 февраля или открытие спортзала. При этом каждый спортивный праздник приобщает школьников к здоровому образу жизни, положительного отношения к спорту.

Главная особенность спортивных мероприятий, что их можно проводить в любое время года благодаря многообразию видов спорта.

Большое внимание уделяется участию школьников в районных соревнованиях.

                         Выводы:

Эффективность внеурочной деятельности обеспечивается при соблюдении следующих условий:

- тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно - методические приемы и др ) ;

- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно - спортивную деятельность широкого контингента учащихся;

- привлечение родителей к материально техническому обеспечению условий для занятий учащихся спортом;

Я сделала вывод, что внеурочная деятельность по физической культуре способствует повышению интереса у обучающихся к предмету «Физическая культура».

Для повышения интереса у учащихся, учителю физической культуры необходимо учитывать ряд условий:

1.        Проводить внеурочные мероприятия, посвященные спортивно-оздоровительной деятельности;

2.        Использовать формы и методы проведения, повышающие интерес и уровень знаний к физической культуре;

3.        Успех в участии во внеурочной деятельности по физической культуре и поощрение.

4.        Физические упражнения, игровые задания, подвижные игры, использованные на занятиях, должны соответствовать программным требованиям обучения и воспитания младших школьников.

5.        Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовле­творенность занятиями физической культурой.

6.        Проводить диагностику уровня сформированности интереса к предмету в начале учебного года.

7.        Анализировать поведение учащихся при подведении итогов внеурочных занятий и указывать, кто из них хорошо выполнил задание, кто и почему не выполнил их, какие задания затрудняли.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!