Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Информатика и 3 D моделирование» составлена для учащихся 2 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Данная программа помогает ознакомить ребенка с информационными технологиями. Параллельно с овладением знаниями родного языка учиться осуществлять набор уже изученных букв, тренируя память и анализируя образы.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Цель обучения:
развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи обучения:
познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
научить учащихся работать с программами WORD, Power Point, калькулятор .
углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
Программа «Информатика и 3D моделирование» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.
Место в учебном плане
Программа курса «Информатика и 3D моделирование» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий. Занятия проводятся с классом, по 1 часу 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.
Срок освоения программы – 1 год 2 класс на 34 часа
Формы организации внеурочной деятельности
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
вводное занятие
занятие-презентация
игры
проектная деятельность
Содержание программы
Вводное занятие. Из чего состоит компьютер?
Знакомство с клавиатурой
Клавиши управления курсором. Приемы редактирования информации. Буквенно-цифровая часть. Специальные управляющие клавиши. Функциональные клавиши. Практическая работа.
Знакомство с программой Power Point.Создание презентаций с помощью Power Point.
Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста. Работа со стилями. Создание нового слайда, фон слайда. Вставка рисунков и других объектов на слайд. Анимация на слайдах
Текстовый редактор WORD
Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Создание, хранение и считывание документа. Основные операции с текстом Внесение исправлений в текст. Проверка орфографии. Форматирование текста (изменение шрифтов, оформление абзаца). Режим вставки (символов, рисунков). Рисунок в WORD. Параметры страницы.
Работа в текстовом процессоре WORD. Набор и редактирование текста. Форматирование документа, вставка рисунков. Сохранение документа.
Работа в среде программирования Scratch.
Знакомство с программой. Назначение программы
Основы работы в графическом редакторе Paint и Paint3D .
Создавать трехмерные фигуры, модели, изображения и текст.
Учебный план
| |
№ | Тема занятия | Часы |
1 | Вводное занятие. Из чего состоит компьютер? | 1 |
2 | Знакомство с клавиатурой. | 2 |
3 | Знакомство с программой Power Point. | 3 |
4 | Создание презентаций с помощью Power Point. | 5 |
5 | Показ своих презентаций. Защита проектов. | 2 |
6 | Текстовый редактор WORD | 4 |
7 | Работа в текстовом редакторе WORD. Основы работы с текстовой информацией | 5 |
8 | Работа в среде программирования Scratch | 6 |
9 | Знакомство с графическим редактором Paint и Paint3D | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование 2 класс
| | |
№ | Тема занятия | Часы | Дата |
1 | Вводное занятие. Проведение инструктажа по правилам поведения в кабинете информатика. По правилам ТБ и ПБ. | 1 | |
2 | Из чего состоит компьютер? Знакомство с клавиатурой. Специальные управляющие клавиши. Функциональные клавиши. В Программе Мир информатики 1- 2 год обучения | 1 | |
3 | Практическая работа. Вырабатываем технику правильного печатания на клавиатуре | 1 | |
4 | Создание презентаций с помощью Power Point. Создание нового слайда, фон слайда. | 1 | |
5 | Вставка рисунков и других объектов на слайд. Анимация на слайдах | 1 | |
6,7 | Мир информатики 1- 2 год обучения. конструирование | 2 | |
8,9,10 | Техника безопасности при работе с 3д ручкой 3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки. Практическая работа «Бабочка». Практическая работа «Узоры» | 3 | |
11,12 | Защита проектов «Зимние забавы» | 2 | |
13,14 | Текстовый редактор WORD .Знакомство со шрифтами Режим вставки (символов, рисунков). | 2 | |
15,16 | Параметры страницы. Рисунок в WORD. | 2 | |
17,18 | Работа в текстовом процессоре WORD Набор и редактирование текста. | 2 | |
19,20 | Форматирование документа, вставка рисунков. Сохранение документа. | 2 | |
21 | Приглашение на День рождения, в текстовом редакторе WORD | 1 | |
22 | Знакомство со средой программирования Scratch | 1 | |
23 | Знакомство с эффектами Scratch | 1 | |
24 | Понятие спрайта и объекта. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены | 1 | |
25 | Закладки среды «Костюмы», «Фоны» | 1 | |
26,27 | Мой первый мультфильм в среде программирования Scratch | 2 | |
28,29 | Знакомство с графическим редактором Paint и Paint 3D | 2 | |
30 | «Создание нового изображения». Меню в Paint 3D. Кисти в Paint 3D. Объёмные модели | 1 | |
31,32 | Создание 2d объекта и преобразование его в 3d объект | 2 | |
33 | Создание текста в Paint 3D. | 1 | |
34 | Создание открытки | 1 | |
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов,
процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы,
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Предполагаемые результаты реализации программы
К концу обучения в кружке учащиеся
должны знать:
правила техники безопасности;
правила работы за компьютером;
назначение и работу графического редактора Power Point.;
возможности текстового редактора WORD;
понятие информации, свойства информации;
основные блоки клавиш;
понятие информации, свойства информации;
устройства ввода и вывода информации;
понятие алгоритм;
должны уметь:
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
включить, выключить компьютер;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
набирать информацию на русском регистре;
запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
работать с программами WORD, Power Point,
работать со стандартными приложениями Windows;
создавать презентации;
пошагово выполнять алгоритм практического задания;
осуществлять поиск информации на компьютере;
находить сходства и отличия реальных объектов и их моделей;
пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;
работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);
осуществлять отбор нужной информации;
Формы и виды контроля
Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего и итогового контроля в форме презентаций и защиты проектной работы.
Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия, кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации при изучении компьютера.