СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие по русскому языку "Путешествие по стране Синтаксис"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие по русскому языку "Путешествие по стране Синтаксис"»

План-конспект внеурочного мероприятия по русскому языку

Путешествие по стране Синтаксис

Тема: «Путешествие по стране Синтаксис».

Классы – 6, 7, 8.

Цель проведения мероприятия: развитие у детей познавательных способностей, показать учащимся богатство синтаксиса.

Задачи мероприятия:

– формировать способность обобщать имеющиеся знания, формировать умение наблюдать и делать выводы;

– развивать мыслительные операции;

– воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку

Оборудование: карточки для названий команд, поезд в виде нескольких стульев, карта путешествия, аудиозаписи, мяч, листы со знаками препинания, конверты, билеты, карточки с заданиями, презентация, проектор, ноутбук, грамоты, сертификаты, сладкие призы, костюмы старца, стражников, царицы страны Синтаксис.

Ход мероприятия

1. Мотивационный этап (цель – мотивировать учащихся к участию в данном мероприятии).

Формируемое личностное УУД:

  • настраивание на деятельность.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и гости нашего праздника! Сегодня наши участники отправятся в увлекательное путешествие по стране Синтаксонии. Как ваше настроение, ребята? Готовы отправиться в путешествие? Что вы надеетесь увидеть во время нашего путешествия? Ответы учащихся.

2. Актуализация опорных знаний (цель – актуализировать имеющиеся у учащихся знания по синтаксису).

Учитель. Как вы, наверное, уже поняли, название этой страны образовано от слова синтаксис. Что это такое? Ответы учащихся.

А что такое словосочетание? Ответы учащихся.

Что такое предложение? Ответы учащихся.

3. Основная часть (цель – выявить основные пробелы у учащихся, способствовать их устранению).

Учитель. А сейчас я попрошу поднять руки тех, кому больше всего в синтаксисе понравилось изучать словосочетание. Учащиеся поднимают руки. Вы будете командой «Словосочетание». Прошу вас сесть за этот стол. Остальные будут командой «Предложение». Присаживайтесь за этот стол. Учащиеся занимают свои места.

Формируемое личностное УУД:

  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Сейчас в течение короткого времени каждая команда должна будет придумать себе название согласно тематике нашего путешествия, а также распределить в своей группе обязанности. Прошу заметить, что команда «Словосочетание» должна будет придумать название, которое будет состоять из словосочетания, а команда «Предложение» – из предложения. Время пошло. Учащиеся совещаются.

Представление команд.

Формируемые личностные УУД:

  • ориентация на моральные нормы, их выполнение;

  • соотнесение собственных поступков с принятыми этическими принципами.

Для того чтобы наше путешествие началось, мы должны будем вспомнить правила поведения, которые все мы должны будем соблюдать во время нашего путешествия. Команда «Словосочетание», ваша задача – сформулировать для команды «Предложение» те хорошие поступки, которые они и вы должны будут совершать в течение путешествия. А вы, команда «Предложение», составьте для команды «Словосочетание» список тех поступков, которые они и вы не должны совершать в течение путешествия. Ответы учащихся.

А почему всё это можно делать? Ответы учащихся.

А почему всё это нельзя делать? Ответы учащихся.

Случалось ли с вами подобное? Как это происходило? Ответы учащихся.

До конца нашего путешествия сможет добраться лишь одна команда, та, которую примет царица этой страны. А принимает она лишь тех, кто обладает всеми знаниями о её стране и может найти с ней общий язык.

Итак, прошу вас, ребята, перед началом нашего путешествия ознакомиться с картой, на которой обозначен наш маршрут.

Дети изучают карту, задают вопросы.

Итак, вы готовы? Начинаем наше путешествие. Садитесь в наш поезд, он помчит нас с вами в страну Синтаксонию.

Стулья составлены в форме поезда. Включается звук идущего поезда.

Объявление в поезде: Уважаемые пассажиры! Мы не можем ехать дальше, так как на пути нам встретился старец, который хочет найти среди вас недостойных этого путешествия. Только знания смогут спасти вас от него.

К поезду подходит старец.

Старец: Что это вы такие счастливые? Решили, что скоро приедете в страну Синтаксис? Нет уж. Не надейтесь. Я её верный стражник, я никогда не пропущу туда недостойных. Поэтому я прямо сейчас проверю вас. Правила таковы: я кидаю одному из вас мяч и задаю вопрос. Вы ловите мяч и, кидая его мне, говорите свой ответ. Если ответ верный, то вы можете спокойно продолжать свой путь. Если же ответ неверный, то вы покидаете поезд. Всё понятно? И ещё – после этой проверки ваши команды могут уменьшиться, так как из-за плохих знаний некоторые участники будут выбывать. Ну, тогда начинаем.

Вопросы:

  1. Что такое синтаксис? Ответы учащихся.

  2. Что такое предложение? Ответы учащихся.

  3. Что такое словосочетание? Ответы учащихся.

  4. Какими бывают предложения по интонации? Ответы учащихся.

  5. Какими бывают словосочетания? Ответы учащихся.

  6. Какими бывают предложения по цели высказывания? Ответы учащихся.

  7. Что такое грамматическая основа предложения? Ответы учащихся.

  8. Может ли в словосочетании быть подлежащее и сказуемое? Почему? Ответы учащихся.

  9. Чем не может быть грамматическая основа предложения? Ответы учащихся.

Выбывшие выходят из поезда, остальные продолжают путь. Включается звук идущего поезда.

Учитель: Наши группы стали меньше. Нужно помогать друг другу, чтобы дойти до страны Синтаксис.

Сообщение в поезде: Дорогие пассажиры! Просим прощения, но у нас новая проблема. Кто-то раскидал на дороге листы бумаги. Кажется, на них что-то написано. Давайте, проверим. Вдруг там что-то важное…

Ребята собирают листы, на которых обозначены знаки препинания.

Учитель: Ребята, что это такое? А что написано на этом листе? (Послание от стражников Синтаксиса). Как вы думаете, зачем стражники послали вам эти знаки препинания? Ответы учащихся. Зачем они нам нужны? Ответы учащихся. Какой раздел науки о языке их изучает? Ответы учащихся. Пригодится ли нам пунктуация во время нашего путешествия? Ответы учащихся. В чём она нам поможет? Ответы учащихся. А, может быть, мы сможем обойтись без неё? Почему вы так считаете? Ответы учащихся.

Поезд едет дальше. Звук идущего поезда.

Вот мы и приехали. Выходим из поезда. Посмотрите, нас встречают стражники страны Синтаксис.

Стражники страны Синтаксис: Здравствуйте. Для того чтобы попасть в нашу страну, вы должны получить билет. Для этого вам предстоит выполнить наше задание. Сейчас каждая команда получит конверт, на котором помещено задание. Если задание выполнено правильно, то вы получаете свой билет и продолжаете путешествие. Если же задание выполнено неверно, то ваше путешествие на этом закончится. Вы никогда не увидите эту замечательную страну.

Задание на конверте: Расставьте знаки препинания, чтобы было ясно, что это стихотворение.

В лесу теперь светлей и тише видна сквозь ветви вышина его вершина словно крыша огнём осенним сожжена среди стволов туман пушистый как дым клубится на заре слетают листья словно искры и догорают на земле.

После проверки команды, выполнившие задание верно, попадают в страну Синтаксис, в город Словосочетаевск.

Город Словосочетаевск:

Я город Словосочетаевск,

И верно я стране служу.

Приветствую я вас сердечно!

И вот сейчас я предложу

Вам море новых впечатлений:

Пройдёмся по моим местам,

В которых много размышлений

О том, кто главный здесь и там.

Над главным крестики сияют,

А над зависимым стрела.

Но они этого не знают

И спорят, спорят без конца.

Ребята, помогите разрешить спор моих граждан. Задание вы видите на экране. Выполните его у себя на листочках.

Задание: Придумать 8 словосочетаний, затем распределить слова в словосочетаниях по группам: Главное слово, Зависимое слово.

Формируемые личностные УУД:

  • осознание цели и мотива собственной деятельности;

  • рефлексия собственной деятельности.

Вопросы города Словосочетаевска к членам той группы, которая не допустила ошибок:

Как вы думаете, почему вы так легко справились с заданием? Ответы учащихся.

Что вам в этом помогло? Ответы учащихся

Почему задание показалось вам трудным? Ответы учащихся.

Почему вы так старались выполнить это задание верно? Зачем вам нужна победа? Ответы учащихся.

Вопросы города Словосочетаевска к членам той группы, которая допустила ошибки:

Что вам помешало выполнить задание верно? Ответы учащихся.

Что нужно для того, чтобы верно выполнить это задание? Ответы учащихся.

Формируемые личностные УУД:

  • осознание мотивов собственной деятельности;

  • соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами.

Город Словосочетаевск:

Молодцы, ребята. Продолжайте свой путь. Впереди у вас ещё одно задание. Мои граждане никак не могут разобраться, кто в каком доме живёт. По этой причине они постоянно ругаются и дерутся. Они просят вас о помощи. Посмотрите на их дома и скажите, сможете ли вы им помочь? Какие знания вам в этом помогут? Правильно ли ведут себя мои граждане? Почему? Как они должны себя вести? Для чего вы будете помогать им?

Домики: именные словосочетания; глагольные словосочетания.

Словосочетания приклеены к доске. Команды по очереди расклеивают их по домикам.

Спасибо. Вы нам очень помогли. До новых встреч! Вас уже ждёт город Предложеньевск.

Город Предложеньевск:

Приветствую вас, гости.

Во мне есть славный мостик,

Недавно он сломался,

Народ там потерялся.

Прошу вас, помогите.

Народ вы мой верните.

Они там, в речке тонут,

Не могут выплыть, стонут.

Ребята собирают на полу слова, затем собирают из них предложения, которые являются их новым заданием.

Задание: Представьте, что вы предложение. Расскажите о себе подробно.

Выступления команд. Город Предложеньевск решает, чьи ответы достойны награды.

Формируемое личностное УУД:

  • оценка собственной деятельности.

Учитель: Как вы думаете, почему город Предложеньевск так оценил ваше выступление? Прав ли он? Как бы вы себя оценили? Ответы учащихся.

На сцене появляется царица страны Синтаксис «Грамматическая основа».

Грамматическая основа:

Ребята, здравствуйте. Я наблюдала за вашим путешествием. Вы такие молодцы! Я вижу, что вы достойны жить в моей стране. Но у меня для вас есть ещё одно испытание. Вы должны ответить на мои вопросы: Нравится ли вам синтаксис? Почему? Ответы учащихся.

Что вы знаете о синтаксисе? Ответы учащихся.

Зачем вам нужно изучать синтаксис? Ответы учащихся.

Сможет ли, по вашему мнению, языкознание существовать без синтаксиса? Почему? Ответы учащихся.

Молодцы! Теперь я уверена в вас. Вы можете посетить все мои достопримечательности. Мы открываем для вас врата незабываемых приключений. Вручаем вам путёвку по памятным местам моей страны.

4. Рефлексия.

Формируемые личностные УУД:

  • личное участие в ходе мероприятия;

  • рефлексия и оценка собственной деятельности;

  • осознание цели и мотива собственной деятельности;

  • соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами.

Вопросы учителя учащимся:

– Понравилось ли вам работать в вашей команде? Кем вы были в своей команде? Какие обязанности исполняли? Как вы думаете, смогла бы ваша команда обойтись без вас? Почему вы так считаете? Ответы учащихся.

– Удовлетворены ли вы своей работой в ходе путешествия? Чего вам не хватило? Чем могли бы гордиться? Как бы вы оценили свою работу в группе? Попробуйте оценить друг друга. Почему у вас получились именно такие оценки? Ответы учащихся.

– Достигли ли вы в итоге цели своего участия в путешествии? Для чего вам нужна была победа? Ответы учащихся.

- Соблюдала ли ваша команда правила поведения? А другая команда?

Объявление победителя царицей страны Синтаксис. Вручение грамот, сертификатов, путёвки, сладких призов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!