КЛУБ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ (КВН)
«Ты наш друг, родной язык»
(итоговое занятие по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика)»
2 класс
учитель начальных классов Гиль В.В.
МОУ СОШ №59 г.Ярославль
Цель: формировать у учащихся интерес к русскому языку, расширить и углубить их знания о языке, повысить общественную активность в классе.
Вступительное слово учителя:»Сегодня мы проводим праздник русского языка «Ты наш друг, родной язык ».Он пройдет в форме заседания клуба веселых и находчивых (КВН). Праздник открываем песней о КВН.» (на мелодию песни «Улыбка» В. Шаинского)
Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что не говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это вот мы будем верить.
Учитель представляет членов жюри, и начинается работа жюри (по 5 бальной системе). Приглашаются команды. Они обмениваются приветствиями.
Команда «Слово»:
«Победу ,а не поражение
Мы вам желаем «Предложение»».
Команда «Предложение»:
«У нас приветствие готово
Ребятам из команды «Слово»:
Соперник наш не позабудь:
К победе очень труден путь!»
Вместе команды приветствуют жюри и вручают судьям увеличенную копию своих эмблем.
«Вам и слава и почет,
Все мы любим точный счет.»
После обсуждения приветствия команд, их эмблем, жюри присуждает первые баллы. Затем проводятся конкурсы:
1.Конкурс капитанов «В стране непроверяемых написаний».
Учитель диктует слова с непроверяемыми написаниями, а капитаны записывают их:
береза осина
помидор погода
суббота субботник
яблоко ягода
2.Конкурс «Вспомним и запишем».
- Ребята, на одном из уроков русского языка мы выполняли упражнение, в котором тренировались списывать стихотворение по книге и проверять правильно ли оно написано.Сейчас вам необходимо выполнить другое задание: вспомнить по последним словам каждой строчки это стихотворение и без ошибок записать его. Если у вас возникнут затруднения ,то вы можете воспользоваться вашим другом-книгой. Она у вас на столе. Номер страницы я не называю.
… … … воды,
… … … земля,
… … … заводы,
… … … поля.
3.Конкурс «Слова-змейки».
К доске вызываются по 1 представителю от каждой команды. Они записывают на доске любое слово-существительное, затем придумывают слово, заканчивающееся с последней буквы предыдущего. Через 2 минуты прочитывают вслух записанные слова. Болельщики и остальные члены команд выполняют это задание в тетрадях.
4.Конкурс «Вспомни правило любое и примером подтверди».
Представители команд вспоминают правила, записывают на доске примеры.
5.Проверка домашнего задания.
В качестве домашнего задания каждой команде было предложено придумать сказку на одно из правил грамматики. Представитель команды «Слово» читает «Сказку про жи-ши», а представитель команды «Предложение»- «Сказку про Анну из второго класса и двойные согласные» (обе сказки оформлены в рисунках).
«Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперед медведь и сказал:»Сейчас будут соревнования на знание жи-ши.»Стартовал бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот первое препятствие : стоят лы-. А дальше точки. Нужно вставить какой-то слог. Лисенок дописал жы. Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул:»Лыже!». Лыжи стоят. Бельчонок дописал жи. Получилось лыжи .И лыжи поехали.
Вот второе препятствие: впереди гало-. А дальше? Лисенок и зайчонок сошли с дистанции, а бельчонок и тут дал правильный ответ:»Галоши!» Он и получил главный приз лыжи и галоши.»
«Жила-была девочка Анна. Она училась во 2 классе. Учитель задал на дом правило о двойных согласных. Анна забыла выучить это правило и получила двойку. Когда наступила ночь, ей приснился такой сон: двойные согласные гнались за ней. Анна споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали: «Почему ты не выучила о нас правило? Ведь ты не сможешь теперь написать очень много слов, в которых мы встречаемся. А они так важны для грамотного и образованного человека. В наказание мы исчезнем из твоей жизни.» И Анна разучилась писать свое имя. На уроке русского языка ети стали писать слово «Анна», а девочка не смогла этого сделать и заплакала. «Почему ты плачешь?»-спросил ее учитель. «Я не знаю, как пишется мое имя.» Учитель с улыбкой посмотрел на девочку и сказал:»Ты не запомнила правило о двойных согласных. Это никогда не поздно сделать. Выучи его, и твое имя вернется к тебе.» Девочка согласилась с учителем, и с тех она знает , как пишется ее имя, а заодно она узнала, как пишутся слова «ванна»,»касса», «класс»,»коллектив».»
6.Конкурс «Можем мы диктант писать на 4 на 5».
Учитель диктует текст. На отдельном листе бумаги каждый член команды записывает только одно слово и передает лист для записи следующего слова второму члену команды. После того как весь текст диктанта записан, команды вместе проверяют его и передают жюри для оценки.
«Ребята собрались на квартире у товарища. В пятницу в классе будет конкурс диктантов. Лена Дружина читает слова и предложения. Ребята записывают их в тетрадь. Потом вместе проверяют работу каждого ученика. Слово «ребята» разбирают по составу.»
7.Конкурс болельщиков «Поддержи свою команду, помоги ей победить».
Болельщики хором приветствуют обе команды:»За команду мы болеем и друзьям помочь сумеем!» Затем они поднимают над головой плакаты, на которых написано: «Знай и люби родной язык!»,» Вперед, к победе!», «Мы болеем за вас!», «Ура! Мы победим!»
8.Конкурс «Учимся писать стихи».
Участникам КВН предлагаются опорные слова-рифмы, с помощью которых они должны сочинить стихотворение.
не спешу - пишу
в тетрадь – пять
На уроке не спешу
Аккуратно я пишу.
И поэтому в тетрадь
Мне учитель ставит «пять».
9.Конкурс «Сумей различить части речи и члены предложения».
Командам выдаются карточки, на которых записаны два предложения :
1.На уроке русского языка ребята пишут правильно, красиво и скоро.
2.К соседу в тетрадь заглянешь- ошибку к себе перетянешь.
Первое предложение разобрать по членам предложения, а во втором указать части речи.
10.Конкурс «Дружба с заглавной буквой».
В конкурсе принимают участие и команды и болельщики. Им даются задания: придумайте и запишите веселую фамилию на букву «В»,придумайте и запишите название города, которого еще нет на карте, но который вы построите, когда станете взрослыми, придумайте клички животным:
«У меня есть три щенка.
Кличек нет у них пока.
Мне ребята помогите:
Клички для щенков найдите.»
После каждого конкурса жюри подводило итоги. Команды были награждены связками баранок и сувенирами.