СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение. Анализ эпизода из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо». Уроки Доброты.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе по методике продуктивного чтения

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение. Анализ эпизода из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо». Уроки Доброты.»



Технологическая карта урока


Разработчик: Коновалова Анна Павловна

Место работы: МОУ СОШ п.Курорт-Дарасун

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебный предмет: литература.

Класс: 6

Тема урока: Внеклассное чтение. Анализ эпизода из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо». Уроки Доброты.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий


Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, ИКТ


Приемы: вопрос автору, чтение с остановками, анализ текста

Оборудование урока:

1. Мультимедийная презентация

2. Раздаточный материал


Цель урока: формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности. - научить характеризовать заглавный образ, образы-персонажей, выявлять авторскую позицию; проводить внутритекстовые сопоставления; анализировать эпизод


Результаты деятельности:

Личностные (ЛР): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные (МПР):

РУУД: находить необходимую информацию в тексте.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий



КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Предметные (ПР): познакомить с фрагментом повести», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.





Сценарий урока


п/п

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1.

Орг. момент



- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для вас.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем,

Наш урок начнем

Готовятся к уроку

Настрой на работу (Л)

2.

Мотивация

- Итак, дети, сегодня необычный урок литературы У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей.

Сегодня мы будем анализировать текст.

А перед прочтением посмотрите фрагмент из фильма .

(просмотр)


Настраиваются на урок




Смотрят отрывок Слушают


3

I этап.

Работа с текстом до чтения. Антиципация




Целеполагание








  1. Как вы думаете о чём пойдёт речь в нашем тексте?

  2. Можно ли назвать героев текста?

  3. Знаком ли вам это фильм?

  4. Может быть кто-то читал книгу?

Сегодня мы познакомились с отрывком из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» В 2016 году исполняется 45 лет этой



замечательной книге.


Может, отрывок из фильма нам поможет разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста.



Давайте поставим перед собой цель, которую вам необходимо будет достичь к концу урока.

(проанализировать ,определить основную идею текста)


Отвечают на вопросы


Определить основную идею текста





Читают текст,






Формулировать цели урока после предварительного обсуждения (Р)





Умение выслушать собеседника (Л)



2 этап. Работа с текстом во время чтения.

































Физкультминутка
































Самостоятельная работа








3 этап.

Работа с текстом после чтения.




























5.Рассказ о писателе


Чтение текста (1-4 предложения). 1-я остановка

(. Приём «Диалог с автором».)


  1. От какого лица ведётся повествование?

  2. Чей голос мы слышим?

  3. Какое время года описывается?

  4. Где происходит действие?


(Приём «Словесное рисование»)

  1. Какими вы себе представляете рассказчика ?


2-я остановка (5-25 предложения).

Приём «Диалог с автором»

1)Как автор описывает весенний день?

2) С чем сравнивает автор подснежники? Как называется это художественный приём? (метафора)

3)С чем сравнивает Иван Иваныч лес?

4) Что такое храм?

5) Бывали ли вы там?

7) как себя ведут в храме?

8) Какая обстановка в храме? Настроение?

9)Какие птицы слышны в лесу?

10)Кто такой вальдшнеп?

11)Как ведёт себя дятел?

12)С каким музыкальным инструментом он ассоциируется?

13)Какой художественный приём использует автор? ( олицетворение)




14)Вы догадались, кто такой Бим?

15)Какой этот щенок? Опишите его.

16) О чём размышляет Иван Иваныч? Чего он боится?

17) Что случилось с его собакой? Кто виноват в гибели собаки?

14)Что такое могло случиться потом? Порассуждайте.




А сейчас перенесёмся в осенний лес. Встаньте из-за парты.

Представим себя деревом, но не весенним, а осеним, уставшим. Поднялись на цыпочки, вытянули руки, закрыли глаза. Вдруг налетел ветер, (открыли глаза), ветки закачались,( руки на пояс), листва облетела.( руки опустили, сделали приседание).



3-я остановка (26-36 – предложения). Приёмы: диалог с автором и комментированное чтение


26)Но… 27) Все-таки в лесу кто-то 28) Выстрелил! 29) Трижды выстрелил.30)Кто? 31) Зачем? 32)В кого? ( С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ АВТОР ИСПОЛЬЗУЕТ ТАКИЕ КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

33)Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами… ( Рассказчик очень сильно переживает за судьбу дятла, жалеет его. ЗЛО УБИВАЕТ КРАСОТУ 34) А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку, и ей было три года… ( зачем охотники использовали такой приём? Кем для них была собака?

34) «Нет, не спокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых дубов» — так подумал Иван Иваныч, стоя с обнаженной белой головой и подняв взор к небу. (Вопрос автору: почему не спокойно в лесном храме? Чего опасается рассказчик?

35) И это было похоже на весеннюю молитву.( Что такое молитва? К кому обращаются с молитвой? Предположите о чём мог молится автор?)

36) Лес молчал. ( Почему лес молчит? Каким должен быть человек?)





Работа в парах по рядам

1группа – «Живописцы» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» весенний лес .

2 группа «Художники – деятели» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие ярче представить птиц (дятла и вальдшнепа(глаголы, глагольные сочетания).

3 группа «Художники-лингвисты» - находят в тексте предложения, помогающие «нарисовать» окружающую действительность ( прямая речь, «короткие предложения»)


3 этап. Работа с текстом после чтения.



  1. Беседа по тексту

1.Ваши впечатления от текста?

2.Какова позиция автора по отношению к рассказчику? Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте.

3.Совпадают ли позиции автора и рассказчика? Докажите примерами из текста.


Как вы думаете какова основная мысль этого отрывка?

(возможные ответы)

Бойтесь равнодушных! Природа очень хрупкая, нужно очень осторожно относится ко всему живому.

Зло и Равнодушие убивает красоту, убивает всё живое. Человек- часть природы. Он должен любить и охранять всё живое.


4.Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу?

5.Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?



  1. Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
    Чтоб злу дорогу в душе преградить.
    Так почему ж бывает коротка
    Тропинка от добра до зла?...
    (Л. Новикова)


(просмотр презентации)

Сегодня мы познакомились с отрывком из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» В 2016 году исполняется 45 лет этой замечательной книге. Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе



Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году. Умер в 1995 году. Его

жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он столкнулся с бойней гражданской войны; в 36 лет пережил Великую Отечественную войну. Агроном по образованию. Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае. У каждого писателя есть книга, особенно дорогая ему. Книга судьбы. В ней открыто звучит личная нота, выстраданные мысли о человеке, о добре и зле. У Троепольского это книга о Биме, которую он назвал « трагическим романом о собачьей жизни». В 1975 г. автор удостоен государственной премии СССР за книгу.










Читают текст, отвечают на вопросы






































Отвечают на вопросы




6.Подведение итогов

- Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели?

Обратите внимание на стихи воронежского поэта С.Никулина.





Определить основную идею произведения.



7.Домашнее задание

Выучить наизусть одно стихотворение С.Никулина

Записывают домашнее задание



8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- У вас на партах лежат разноцветные листочки Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

- - Положите руку на свое сердце. Говорят, там душа человека. Я желаю

всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для добра, для людей, животных, растений.


Заполняют листки

Самоанализ и самоконтроль (Л)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!