Чтение текста (1-4 предложения). 1-я остановка (. Приём «Диалог с автором».) От какого лица ведётся повествование? Чей голос мы слышим? Какое время года описывается? Где происходит действие? (Приём «Словесное рисование») Какими вы себе представляете рассказчика ? 2-я остановка (5-25 предложения). Приём «Диалог с автором» 1)Как автор описывает весенний день? 2) С чем сравнивает автор подснежники? Как называется это художественный приём? (метафора) 3)С чем сравнивает Иван Иваныч лес? 4) Что такое храм? 5) Бывали ли вы там? 7) как себя ведут в храме? 8) Какая обстановка в храме? Настроение? 9)Какие птицы слышны в лесу? 10)Кто такой вальдшнеп? 11)Как ведёт себя дятел? 12)С каким музыкальным инструментом он ассоциируется? 13)Какой художественный приём использует автор? ( олицетворение) 14)Вы догадались, кто такой Бим? 15)Какой этот щенок? Опишите его. 16) О чём размышляет Иван Иваныч? Чего он боится? 17) Что случилось с его собакой? Кто виноват в гибели собаки? 14)Что такое могло случиться потом? Порассуждайте. А сейчас перенесёмся в осенний лес. Встаньте из-за парты. Представим себя деревом, но не весенним, а осеним, уставшим. Поднялись на цыпочки, вытянули руки, закрыли глаза. Вдруг налетел ветер, (открыли глаза), ветки закачались,( руки на пояс), листва облетела.( руки опустили, сделали приседание). 3-я остановка (26-36 – предложения). Приёмы: диалог с автором и комментированное чтение 26)Но… 27) Все-таки в лесу кто-то 28) Выстрелил! 29) Трижды выстрелил.30)Кто? 31) Зачем? 32)В кого? ( С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ АВТОР ИСПОЛЬЗУЕТ ТАКИЕ КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ? 33)Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами… ( Рассказчик очень сильно переживает за судьбу дятла, жалеет его. ЗЛО УБИВАЕТ КРАСОТУ 34) А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку, и ей было три года… ( зачем охотники использовали такой приём? Кем для них была собака? 34) «Нет, не спокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых дубов» — так подумал Иван Иваныч, стоя с обнаженной белой головой и подняв взор к небу. (Вопрос автору: почему не спокойно в лесном храме? Чего опасается рассказчик? 35) И это было похоже на весеннюю молитву.( Что такое молитва? К кому обращаются с молитвой? Предположите о чём мог молится автор?) 36) Лес молчал. ( Почему лес молчит? Каким должен быть человек?)
Работа в парах по рядам 1группа – «Живописцы» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» весенний лес . 2 группа «Художники – деятели» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие ярче представить птиц (дятла и вальдшнепа(глаголы, глагольные сочетания). 3 группа «Художники-лингвисты» - находят в тексте предложения, помогающие «нарисовать» окружающую действительность ( прямая речь, «короткие предложения») 3 этап. Работа с текстом после чтения. Беседа по тексту 1.Ваши впечатления от текста? 2.Какова позиция автора по отношению к рассказчику? Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте. 3.Совпадают ли позиции автора и рассказчика? Докажите примерами из текста. Как вы думаете какова основная мысль этого отрывка? (возможные ответы) Бойтесь равнодушных! Природа очень хрупкая, нужно очень осторожно относится ко всему живому. Зло и Равнодушие убивает красоту, убивает всё живое. Человек- часть природы. Он должен любить и охранять всё живое. 4.Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу? 5.Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения? Мы в мир пришли, чтобы добро творить, Чтоб злу дорогу в душе преградить. Так почему ж бывает коротка Тропинка от добра до зла?... (Л. Новикова) (просмотр презентации) Сегодня мы познакомились с отрывком из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» В 2016 году исполняется 45 лет этой замечательной книге. Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе
Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году. Умер в 1995 году. Его жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он столкнулся с бойней гражданской войны; в 36 лет пережил Великую Отечественную войну. Агроном по образованию. Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае. У каждого писателя есть книга, особенно дорогая ему. Книга судьбы. В ней открыто звучит личная нота, выстраданные мысли о человеке, о добре и зле. У Троепольского это книга о Биме, которую он назвал « трагическим романом о собачьей жизни». В 1975 г. автор удостоен государственной премии СССР за книгу.
|