СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие. Э. Мошковская « Я маму мою обидел».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты

 

Предметные

 

Знания:

- особенности литературного жанра стихотворения и его тематических разновидностей – стихотворения о маме;

- содержание произведений из цикла стихотворений о маме.

 

Умения:

- читать правильно, осознанно, выразительно;

- размышлять о поступках героев;

- делать выводы об идее произведения, авторской позиции;

- определять жанр произведения.

 

Метапредметные

 

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- использовать учебник в качестве источника информации;

- с помощью учителя выделять существенную информацию;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить изучаемое к известным понятиям;

- анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

 

Регулятивные УУД:

- прогнозировать содержание произведения;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;

- контролировать выполнение плана;

- оценивать результат деятельности;

- осуществлять рефлексию.

 

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя;

-осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

 

Личностные:

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев и оценка событий с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявление интереса к чтению литературы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. Э. Мошковская « Я маму мою обидел».»

Предмет: Литературное чтение


Тема урока: Э. Мошковская « Я маму мою обидел»


Цель: продолжить знакомить учащихся с произведениями тематического раздела «О матерях», формировать умения участвовать в диалоге, характеризовать героев литературного произведения, делать выводы о его идее, авторской позиции, толковые словари


Планируемые результаты


Предметные


Знания:

- особенности литературного жанра стихотворения и его тематических разновидностей – стихотворения о маме;

- содержание произведений из цикла стихотворений о маме.


Умения:

- читать правильно, осознанно, выразительно;

- размышлять о поступках героев;

- делать выводы об идее произведения, авторской позиции;

- определять жанр произведения.


Метапредметные


Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- использовать учебник в качестве источника информации;

- с помощью учителя выделять существенную информацию;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить изучаемое к известным понятиям;

- анализировать, сравнивать, обобщать информацию.


Регулятивные УУД:

- прогнозировать содержание произведения;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;

- контролировать выполнение плана;

- оценивать результат деятельности;

- осуществлять рефлексию.


Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя;

-осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.


Личностные:

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев и оценка событий с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявление интереса к чтению литературы.


Оборудование: презентация к уроку, видеоролик, аудиозапись актерского чтения, цветок для физкультминутки, индивидуальное сообщение об Э. Мошковской, листки с групповыми заданиями (ситуации), ст-е о матерях, план, записанный на доске, колонка.


Ход урока

I Мотивационно-ориентировочный этап


1. Приветствие, настрой на работу.


- Садитесь, пожалуйста, начнём урок литературного чтения. Я желаю Вам успеха в работе на уроке.

2. Просмотр видеоролика «Притча о маме»

- А сейчас, внимание на экран. (видеоролик 2 мин 40 сек)


Сделать остановку перед словом: МАМА


- Как вы думаете, что же сказал Бог ребенку? Как будут называть его Ангела-Хранителя? (ответы детей)


- Только что вы посмотрели притчу «Разговор Бога с ребенком о маме».


3. Беседа по притче (слайд 1 Мама)

Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой.
Как она обрадовалась, когда увидела вас!
Как счастливо светились ее глаза!
На вашей ручке была привязана бирочка с фамилией мамочки.
На бирочке было число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес и рост. Возможно у кого то из вас эти бирочки сохранились до сих пор.
Тогда мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый.
Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы.
Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь.
Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку.
Мама всегда была рядом.
А когда ты не мог уснуть, мама брала тебя на руки, прижимала к груди и пела красивую, добрую колыбельную песенку.

II Поисковый этап

1 Проблемный вопрос. Подведение к формулировке цели урока.

- Давайте подумаем: легко ли быть мамой? Докажите. (Ответы детей) (слайд.2 вопрос, картинки вокруг)

(Ухаживают за детьми, если ребенок болеет, не спят ночью, помогают в приготовлении уроков, стирают, гладят, готовят обед, занимаются огородом, убирают дом, вяжут и шьют, читают стихи, поют песни…)

Вывод учитель дополняет:

- Какой же вывод мы сделаем, легко быть мамой?

Быть мамой это очень большой груз ответственности. И конечно же наши мамы радуются за нас и вместе с нами. Но порой случается такое, что наши мамы огорчаются… и иногда даже плачут…

2 Вопрос для обсуждения: Как вы думаете, а когда наши мамы огорчаются? Какие наши поступки могут их обидеть? (слайд 3 вопрос и картинки)

(Словом, жестом, взглядом, физически)

- А что чувствует любой человек, которого обидели, не важно, ребёнок это или взрослый? Вот вы например, что вспомнили, когда услышали слово обида?

– Случалось ли с вами такое, что не вас, а вы кого - то обидели?

– Как вы себя чувствовали?

– Как вы поступали?

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке, мы затронули эту тему. Тему мамы и обиды.

3 Попробуйте сформулировать цель нашего урока:

(научиться правильно строить взаимоотношения со старшими, проанализировать поступки, которые могут обидеть маму) (4 слайд Название произведения)

Учитель: Сегодня мы прочитаем стихотворение Эммы Мошковской «Я маму мою обидел»

-Как вы думаете, каким будет это стихотворение по характеру? (грустным, печальным…

4. Коллективное составление плана работы (Планирование деятельности) учитель записывает на доске заранее.

- Прочитайте план, по которому мы будем работать на уроке.

План.

  1. Знакомство со стихотворением. ( Мы должны прочитать)

  2. Ответы на вопросы, определение главной мысли. (Должны будем обсудить, о чём нам хотел сказать автор, оценить поступок героя и выделить главную мысль)

  3. Работа над выразительным чтением.

  4. Знакомство с биографией автора.

  5. Анализ жизненных ситуаций. (Должны будем проанализировать разные ситуации, которые могут произойти с нами в жизни, дать им оценку, предложить своё решение)

III Практический этап

1. Первичное чтение стихотворения учителем. (учебники закрыты)

-– Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? (Жаль мальчика, жаль маму.)

2. Работа с учебником. стр 120-121 Повторное чтение «про себя».

3. Анализ стихотворения

А) Работа с толковым словарём: тайга, руда.

- Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?

Тайга – большой дикий хвойный лес

Руда – горная порода, содержащая металл; полезное ископаемое

Б) Вопросы по содержанию стихотворения

– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Как мы об этом узнали?

- Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

-Какое решение он принял?

(Он решил сам себя наказать разлукой с мамой и … уйти из дома: «Найду я палку покрепче, уйду я, уйду в тайгу»)

-– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? (Нам остается только догадываться об этом)

-Как вы думаете, для чего мальчик хочет уйти в тайгу? (чтобы мама его простила)

-Согласны ли с этим решением?

-Можно ли выпросить у мамы прощение по-другому? Какой совет вы бы дали мальчику?

Вывод:

- Как вы считаете, какую мысль хотел с помощью этого стихотворения донести до нас автор? (Прежде чем совершить какой либо поступок, надо подумать о его последствиях, возможно наши действия могут кого то обидеть)

4 Физкультминутка. Игра «Волшебный цветок»

- А сейчас, , представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова…

( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)

5 Работа над выразительным чтением

А) Дети поднимают руку, работают индивидуально с места.

- Как прочитаем начало стихотворения? Чувствует ли мальчик свою вину? Прочитайте первые 2 четверостишия с чувством вины.

- Почему мальчик хочет скрыться, уйти в тайгу? Прочитайте следующее четверостишие с чувством стыда и злобы на себя.

-О чем мечтает мальчик? Продолжите читать стихотворение мечтательно, (2 четверостишия)

а закончите – радостно ( последние 2 четверостишия)

Б) Прочитайте ещё раз про себя, подготовьте выразительное чтение

В) Выразительное чтение вслух (1 уч-ся) Оценка!

- Кто попробует прочитать

6 Слушание актёрского чтения

- А теперь давайте послушаем, как это стихотворение читают настоящие актеры.

( слушание аудиозаписи)

- Понравилось актерское чтение? Чем оно вам понравилось. Дома потренируетесь читать так же ярко и выразительно.

7. Знакомство с биографией Эммы Мошковской (5 слайд портрет)

- Мы сегодня много говорили о стихотворении, даже послушали актерское чтение, но совсем ничего не сказали об авторе, который это стихотворение написал. Хотите узнать о нём?

Тогда послушайте сообщение Фандеевой Екатерины. Оценка.

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, сама писала песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар, она хорошо воспроизводила речь детей. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, но очень ответственный. Дети с удовольствием читают стихи Эммы Мошковской.

8. Работа в группах. (анализ ситуаций) Экран пока закрыт

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах, первые парты повернитесь назад. Каждая группа получает листок с заданием, в котором описана жизненная ситуация, вам нужно обсудить её и дать свой ответ на вопрос.

Ситуация 1

Квартиру только что отремонтировали. Семилетний Шурик разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеется: — Сами же говорили: здесь твое место, следи за своими игрушками, наводи в них порядок… Вот я и нарисовал картину над своим столом. Разве некрасиво?

Прав ли мальчик? Почему?

Ситуация 2

Мама делает замечание семилетней дочери Маше за то, что та отгоняет трехлетнего брата от своих игрушек. Пока мама не видит, Маша толкает брата, а тот начитает плакать.

Права ли девочка? Как нужно поступить в этой ситуации?

Ситуация 3

Первые морозы затянули глубокую лужу хрустальной коркой. Володя и Женя решили проверить прочность льда, наступив на него. Дети очутились по колено в воде. Мама переживала, что дети могут заболеть и сказала никогда больше этого не делать. Однако мальчики повторили эксперимент на следующий же день.

Правильно ли они поступили? Почему?

Ситуация 4

Мама шла с дочкой по улице и больно подвернула ногу. Вместо того, чтобы пожалеть маму, девочка потянула её за руку к ларьку с мороженым. Мама сказала, что сейчас не до мороженого, потому что каждый шаг доставляет ей боль. На что девочка ответила: « Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют».

Оцените поступок девочки.

Рефлексивно – оценочный этап

  1. Рефлексия относительно достижения результата и способов учебной деятельности.

- Давайте вновь обратимся к плану, все ли пункты намеченного плана мы выполнили?

- Смогли ли мы определить главную мысль этого стихотворения? В чем она заключается? (Прежде чем совершить какой либо поступок, надо подумать о его последствиях, возможно, наши действия могут кого то обидеть)

- Всегда ли у вас отношения с мамой складываются хорошо?

- Важно ли осознать, что вы обидели человека?

- Можете вы, что-то изменить, чтобы обиженных людей стало меньше?

- Повлияет ли сегодняшний урок на ваши поступки в дальнейшем?

Схема « Радость – Обида»

- А сейчас давайте поработаем со схемой

Запишите те поступки, которые могут маму обидеть.

Запишите те поступки, которые маму порадуют.


  1. Рефлексия относительно мотивов деятельности.

- А сейчас я попрошу поднять руку тех, кто считает, что он приобрел для себя что – то очень важное, полезное.

  1. Варианты домашнего задания по выбору: (6 слайд)

  1. Выразительное чтение с. 120-121

  2. Написать 5 предложений на тему «Отношение к маме»



Дополнительный материал к уроку.

Не обижайте матерей

Виктор Гин

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опёкой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук-

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.
















Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, сама писала песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар, она хорошо воспроизводила речь детей. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, и очень ответственный. Дети с удовольствием читают стихи Эммы Мошковской: « Ангина», « Капризы», «Разве можно плакать ночью?», «Кислые стихи».























Ситуация 1

Квартиру только что отремонтировали. Семилетний Шурик разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеется: — Сами же говорили: здесь твое место, следи за своими игрушками, наводи в них порядок… Вот я и нарисовал картину над своим столом. Разве некрасиво?

Прав ли мальчик? Почему?

Ситуация 2

Мама делает замечание семилетней дочери Маше за то, что та отгоняет трехлетнего брата от своих игрушек. Пока мама не видит, Маша толкает брата, а тот начитает плакать.

Права ли девочка? Как нужно поступить в этой ситуации?

Ситуация 3

Первые морозы затянули глубокую лужу хрустальной коркой. Володя и Женя решили проверить прочность льда, наступив на него. Дети очутились по колено в воде. Мама переживала, что дети могут заболеть и сказала никогда больше этого не делать. Однако мальчики повторили эксперимент на следующий же день.

Правильно ли они поступили? Почему?

Ситуация 4

Мама шла с дочкой по улице и больно подвернула ногу. Вместо того, чтобы пожалеть маму, девочка потянула её за руку к ларьку с мороженым. Мама сказала, что сейчас не до мороженого, потому что каждый шаг доставляет ей боль. На что девочка ответила: « Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют».

Оцените поступок девочки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!