Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Э. Мошковская « Я маму мою обидел»
Цель: продолжить знакомить учащихся с произведениями тематического раздела «О матерях», формировать умения участвовать в диалоге, характеризовать героев литературного произведения, делать выводы о его идее, авторской позиции, толковые словари
Планируемые результаты
Предметные
Знания:
- особенности литературного жанра стихотворения и его тематических разновидностей – стихотворения о маме;
- содержание произведений из цикла стихотворений о маме.
Умения:
- читать правильно, осознанно, выразительно;
- размышлять о поступках героев;
- делать выводы об идее произведения, авторской позиции;
- определять жанр произведения.
Метапредметные
Познавательные (в т.ч. логические) УУД:
- использовать учебник в качестве источника информации;
- с помощью учителя выделять существенную информацию;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить изучаемое к известным понятиям;
- анализировать, сравнивать, обобщать информацию.
Регулятивные УУД:
- прогнозировать содержание произведения;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
- контролировать выполнение плана;
- оценивать результат деятельности;
- осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя;
-осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;
- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.
Личностные:
- становление мотивационной основы учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев и оценка событий с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявление интереса к чтению литературы.
Оборудование: презентация к уроку, видеоролик, аудиозапись актерского чтения, цветок для физкультминутки, индивидуальное сообщение об Э. Мошковской, листки с групповыми заданиями (ситуации), ст-е о матерях, план, записанный на доске, колонка.
Ход урока
I Мотивационно-ориентировочный этап
1. Приветствие, настрой на работу.
- Садитесь, пожалуйста, начнём урок литературного чтения. Я желаю Вам успеха в работе на уроке.
2. Просмотр видеоролика «Притча о маме»
- А сейчас, внимание на экран. (видеоролик 2 мин 40 сек)
Сделать остановку перед словом: МАМА
- Как вы думаете, что же сказал Бог ребенку? Как будут называть его Ангела-Хранителя? (ответы детей)
- Только что вы посмотрели притчу «Разговор Бога с ребенком о маме».
3. Беседа по притче (слайд 1 Мама)
Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой.
Как она обрадовалась, когда увидела вас!
Как счастливо светились ее глаза!
На вашей ручке была привязана бирочка с фамилией мамочки.
На бирочке было число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес и рост. Возможно у кого то из вас эти бирочки сохранились до сих пор.
Тогда мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый.
Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы.
Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь.
Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку.
Мама всегда была рядом.
А когда ты не мог уснуть, мама брала тебя на руки, прижимала к груди и пела красивую, добрую колыбельную песенку.
II Поисковый этап
1 Проблемный вопрос. Подведение к формулировке цели урока.
- Давайте подумаем: легко ли быть мамой? Докажите. (Ответы детей) (слайд.2 вопрос, картинки вокруг)
(Ухаживают за детьми, если ребенок болеет, не спят ночью, помогают в приготовлении уроков, стирают, гладят, готовят обед, занимаются огородом, убирают дом, вяжут и шьют, читают стихи, поют песни…)
Вывод учитель дополняет:
- Какой же вывод мы сделаем, легко быть мамой?
Быть мамой это очень большой груз ответственности. И конечно же наши мамы радуются за нас и вместе с нами. Но порой случается такое, что наши мамы огорчаются… и иногда даже плачут…
2 Вопрос для обсуждения: Как вы думаете, а когда наши мамы огорчаются? Какие наши поступки могут их обидеть? (слайд 3 вопрос и картинки)
(Словом, жестом, взглядом, физически)
- А что чувствует любой человек, которого обидели, не важно, ребёнок это или взрослый? Вот вы например, что вспомнили, когда услышали слово обида?
– Случалось ли с вами такое, что не вас, а вы кого - то обидели?
– Как вы себя чувствовали?
– Как вы поступали?
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке, мы затронули эту тему. Тему мамы и обиды.
3 Попробуйте сформулировать цель нашего урока:
(научиться правильно строить взаимоотношения со старшими, проанализировать поступки, которые могут обидеть маму) (4 слайд Название произведения)
Учитель: Сегодня мы прочитаем стихотворение Эммы Мошковской «Я маму мою обидел»
-Как вы думаете, каким будет это стихотворение по характеру? (грустным, печальным…
4. Коллективное составление плана работы (Планирование деятельности) учитель записывает на доске заранее.
- Прочитайте план, по которому мы будем работать на уроке.
План.
Знакомство со стихотворением. ( Мы должны прочитать)
Ответы на вопросы, определение главной мысли. (Должны будем обсудить, о чём нам хотел сказать автор, оценить поступок героя и выделить главную мысль)
Работа над выразительным чтением.
Знакомство с биографией автора.
Анализ жизненных ситуаций. (Должны будем проанализировать разные ситуации, которые могут произойти с нами в жизни, дать им оценку, предложить своё решение)
III Практический этап
1. Первичное чтение стихотворения учителем. (учебники закрыты)
-– Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? (Жаль мальчика, жаль маму.)
2. Работа с учебником. стр 120-121 Повторное чтение «про себя».
3. Анализ стихотворения
А) Работа с толковым словарём: тайга, руда.
- Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?
Тайга – большой дикий хвойный лес
Руда – горная порода, содержащая металл; полезное ископаемое
Б) Вопросы по содержанию стихотворения
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Как мы об этом узнали?
- Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?
-Какое решение он принял?
(Он решил сам себя наказать разлукой с мамой и … уйти из дома: «Найду я палку покрепче, уйду я, уйду в тайгу»)
-– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?
– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? (Нам остается только догадываться об этом)
-Как вы думаете, для чего мальчик хочет уйти в тайгу? (чтобы мама его простила)
-Согласны ли с этим решением?
-Можно ли выпросить у мамы прощение по-другому? Какой совет вы бы дали мальчику?
Вывод:
- Как вы считаете, какую мысль хотел с помощью этого стихотворения донести до нас автор? (Прежде чем совершить какой либо поступок, надо подумать о его последствиях, возможно наши действия могут кого то обидеть)
4 Физкультминутка. Игра «Волшебный цветок»
- А сейчас, , представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова…
( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)
5 Работа над выразительным чтением
А) Дети поднимают руку, работают индивидуально с места.
- Как прочитаем начало стихотворения? Чувствует ли мальчик свою вину? Прочитайте первые 2 четверостишия с чувством вины.
- Почему мальчик хочет скрыться, уйти в тайгу? Прочитайте следующее четверостишие с чувством стыда и злобы на себя.
-О чем мечтает мальчик? Продолжите читать стихотворение мечтательно, (2 четверостишия)
а закончите – радостно ( последние 2 четверостишия)
Б) Прочитайте ещё раз про себя, подготовьте выразительное чтение
В) Выразительное чтение вслух (1 уч-ся) Оценка!
- Кто попробует прочитать
6 Слушание актёрского чтения
- А теперь давайте послушаем, как это стихотворение читают настоящие актеры.
( слушание аудиозаписи)
- Понравилось актерское чтение? Чем оно вам понравилось. Дома потренируетесь читать так же ярко и выразительно.
7. Знакомство с биографией Эммы Мошковской (5 слайд портрет)
- Мы сегодня много говорили о стихотворении, даже послушали актерское чтение, но совсем ничего не сказали об авторе, который это стихотворение написал. Хотите узнать о нём?
Тогда послушайте сообщение Фандеевой Екатерины. Оценка.
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)
Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, сама писала песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар, она хорошо воспроизводила речь детей. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, но очень ответственный. Дети с удовольствием читают стихи Эммы Мошковской.
8. Работа в группах. (анализ ситуаций) Экран пока закрыт
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах, первые парты повернитесь назад. Каждая группа получает листок с заданием, в котором описана жизненная ситуация, вам нужно обсудить её и дать свой ответ на вопрос.
Ситуация 1
Квартиру только что отремонтировали. Семилетний Шурик разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеется: — Сами же говорили: здесь твое место, следи за своими игрушками, наводи в них порядок… Вот я и нарисовал картину над своим столом. Разве некрасиво?
Прав ли мальчик? Почему?
Ситуация 2
Мама делает замечание семилетней дочери Маше за то, что та отгоняет трехлетнего брата от своих игрушек. Пока мама не видит, Маша толкает брата, а тот начитает плакать.
Права ли девочка? Как нужно поступить в этой ситуации?
Ситуация 3
Первые морозы затянули глубокую лужу хрустальной коркой. Володя и Женя решили проверить прочность льда, наступив на него. Дети очутились по колено в воде. Мама переживала, что дети могут заболеть и сказала никогда больше этого не делать. Однако мальчики повторили эксперимент на следующий же день.
Правильно ли они поступили? Почему?
Ситуация 4
Мама шла с дочкой по улице и больно подвернула ногу. Вместо того, чтобы пожалеть маму, девочка потянула её за руку к ларьку с мороженым. Мама сказала, что сейчас не до мороженого, потому что каждый шаг доставляет ей боль. На что девочка ответила: « Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют».
Оцените поступок девочки.
Рефлексивно – оценочный этап
Рефлексия относительно достижения результата и способов учебной деятельности.
- Давайте вновь обратимся к плану, все ли пункты намеченного плана мы выполнили?
- Смогли ли мы определить главную мысль этого стихотворения? В чем она заключается? (Прежде чем совершить какой либо поступок, надо подумать о его последствиях, возможно, наши действия могут кого то обидеть)
- Всегда ли у вас отношения с мамой складываются хорошо?
- Важно ли осознать, что вы обидели человека?
- Можете вы, что-то изменить, чтобы обиженных людей стало меньше?
- Повлияет ли сегодняшний урок на ваши поступки в дальнейшем?
Схема « Радость – Обида»
- А сейчас давайте поработаем со схемой
Запишите те поступки, которые могут маму обидеть.
Запишите те поступки, которые маму порадуют.
Рефлексия относительно мотивов деятельности.
- А сейчас я попрошу поднять руку тех, кто считает, что он приобрел для себя что – то очень важное, полезное.
Варианты домашнего задания по выбору: (6 слайд)
Выразительное чтение с. 120-121
Написать 5 предложений на тему «Отношение к маме»
Дополнительный материал к уроку.
Не обижайте матерей
Виктор Гин
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опёкой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук-
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)
Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, сама писала песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар, она хорошо воспроизводила речь детей. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, и очень ответственный. Дети с удовольствием читают стихи Эммы Мошковской: « Ангина», « Капризы», «Разве можно плакать ночью?», «Кислые стихи».
Ситуация 1
Квартиру только что отремонтировали. Семилетний Шурик разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеется: — Сами же говорили: здесь твое место, следи за своими игрушками, наводи в них порядок… Вот я и нарисовал картину над своим столом. Разве некрасиво?
Прав ли мальчик? Почему?
Ситуация 2
Мама делает замечание семилетней дочери Маше за то, что та отгоняет трехлетнего брата от своих игрушек. Пока мама не видит, Маша толкает брата, а тот начитает плакать.
Права ли девочка? Как нужно поступить в этой ситуации?
Ситуация 3
Первые морозы затянули глубокую лужу хрустальной коркой. Володя и Женя решили проверить прочность льда, наступив на него. Дети очутились по колено в воде. Мама переживала, что дети могут заболеть и сказала никогда больше этого не делать. Однако мальчики повторили эксперимент на следующий же день.
Правильно ли они поступили? Почему?
Ситуация 4
Мама шла с дочкой по улице и больно подвернула ногу. Вместо того, чтобы пожалеть маму, девочка потянула её за руку к ларьку с мороженым. Мама сказала, что сейчас не до мороженого, потому что каждый шаг доставляет ей боль. На что девочка ответила: « Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют».
Оцените поступок девочки.