СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Я русский бы выучил..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие насыщенное, интересное и познавательное.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Я русский бы выучил..."»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для 10 – 11 классов

«Я русский бы выучил...»

Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь.

К.Паустовский

Цели:

• углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

• способствовать развитию интереса к родному языку;

• воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.


Оборудование:

1) плакаты с высказываниями о русском языке;

2) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной родному языку - главному достоинству нашего народа.


Ведущий 2: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».


Звучит песня «С чего начинается Родина?»


Ведущий: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.


Чтец: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»


Ведущий: Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.


Ведущий: Сколько замечательных слов сказано о русском языке.


1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К.Паустовский)

2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)

3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)

4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)

5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.

(М. Горький)

6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)


Ведущий: Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей! Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и себя.


Ведущий: Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:


Васильева Т.:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной...

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык -

Я онемею.

Утратив русский -

Стану я глухой.


Ведущий 2: Ростислав Братунь, украинский поэт


Гагошидзе Л:

Язык России я не в школе -

По книге Пушкина узнал.

Поэт свои мечты о воле

Еще мальцу мне завещал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата -

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе -

По книге Пушкина узнал,

Как правды знаменье и воли.

Порыв к тому, о чем мечтал.



Тема нашего разговора сегодня - родной язык. Его называют «великим и могучим», о нем писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин. Еще Ломоносов находил в нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...».

Русский язык... Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте?

Оказывается, надо! И не только говорить: он достоин самой большой заботы.

Насколько, по-вашему, актуальна тема нашего разговора?

[Ответы ребят самые разные. «Актуальная, потому что надоело краснеть за ровесников и телеведущих», «Язык - наше достояние, надо о нем заботиться», «Теперь не то время, чтобы говорить литературным языком. Все стало проще, и язык тоже упростился...».]

(На экране - название «Я русский бы выучил...»)

Ведущий: Для названия сегодняшнего заседания я взяла строку В.В. Маяковского «Я русский бы выучил...». Не удивляйтесь сослагательному наклонению; ведь то, что родной язык изучать надо, знают все. И даже понимают зачем. Понимать-то понимают, но... Вот мы и задумались над вопросом, что же может заставить ребят выучить свой язык, что вызвало бы у них желание научиться говорить грамотно?

! Внимание - на экран (видеосюжет).

Ведущий: Как видите, мнения самые разные. Приведу еще одно: доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета М.А. Тарасова: «Думаю, если бы правильная речь стала бы обязательным знаком принадлежности к элитному обществу, знаком успешности, процветания, многие бы поднатужились и выучились говорить по-русски...». И с этим трудно не согласиться.

А теперь познакомимся с участниками нашего сегодняшнего разговора. Это прежде всего ученики 10 -11-х классов. И, конечно, гости.

Мы приглашаем к разговору всех присутствующих. И просим быть активными и искренними.

Надеемся, что наш разговор будет ступенью на пути к вашему желанию выучить родной язык. Но говорить сегодня мы будем не о красоте и величии языка, а о его проблемах.

(Звучат вступительные аккорды симфонии № 5 Л. ван Бетховена.)

Ведущий: Не кажется ли вам, что наш язык серьезно болен? Что ему можно поставить диагноз: (НА ДОСКУ)

безграмотность,

безвкусица,

небрежность,

заштампованность?

Но давайте сначала договоримся о терминах. Есть язык как система, и никакой опасности он не подвергается. И есть реальное воплощение языка - наша речь.

- Что такое речь?

Речь - это инструмент, которым надо научиться владеть, как владеет своим инструментом хирург или музыкант.

(Музыка)

I

  • (На экране - слова: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». В.Г. Белинский)

Ведущий: Одна из самых непростых и в чем-то спорных тем, ставшая проблемой современного русского языка, - это употребление в нашей речи иностранных слов, точнее, засилье их в нашей речи.


А почему - «непростая тема»?

[Участники диспута говорили о том, что без иностранных заимствованных слов нашу речь представить трудно. Многие из них прочно вошли в повседневную жизнь, значение их мы хорошо понимаем. Главное - не злоупотреблять...]



Согласны ли вы с позицией В.Г.   Белинского?


Слово Осокиной Маргарите. [Историческая справка, мнение писателей, политиков, ценителей слова.]

Рита:  Вот что пишет Марина Королёва, обозреватель «Эха Москвы»: «Люди с каждым годом становятся более безграмотными, утрачиваются навыки правильного произношения, кроме того, заимствования переполняют нашу речь... Стоит задуматься, ведь это огромная проблема. 2007 год объявлен годом русского языка. Президент поддержал предложения российских лингвистов создать «Национальный фонд русского языка». Эта программа затронет вопросы развития языка, его популяризации. Одной из главных решаемых проблем будут и многочисленные заимствования в русском языке.

Павел Любимцев считает, что «в нашем языке всё больше иностранных слов, искореняющих русскую речь. К этому нельзя оставаться равнодушным, надо быть патриотом своей земли, своего языка, беречь и хранить его. Нельзя допускать проникновения заимствованных словечек в наш лексикон, в нашу культуру.

Васильева Инна: 25 февраля 2007 года в Госдуме под председательством вице-спикера нижней палаты Владимира Жириновского прошёл «круглый стол» на тему «Закон о государственном языке и ненормативная лексика в СМИ» На «круглый стол» в Госдуму пригласили писателей, художников, руководителей московских вузов. «Мы должны дать русскому языку возможность быть таким, какой он есть, не позволять иностранным словам искажать смысл русской речи. Русскому человеку нельзя запретить говорить по-русски».

Депутат от Курска Федунов сказал: «Я полностью согласен с Владимиром Вольфовичем и считаю, что русские люди имеют право говорить по-русски. И правильно, что закон о русском языке отклонили. Он не отвечает требованиям и направлен против населения.»

«Мы не можем говорить о наличии общенациональных целей, если не сохраним правильную речь», - говорит Юрий Воротников. Он один из 45 специалистов, которым поручено сформировать Совет по русскому языку. Задача Совета - очищение языка от «искажений», неологизмов и целого потока грубых заимствований. «Меняющиеся реалии привносят в язык много новых слов», _ говорит Валентин Распутин, писатель и заместитель председателя нового совета. «Часто они имеют прекрасные аналоги в русском языке, которые вытесняются иностранными словами».

Ведущий:  Недавно, когда я была на сессии, в магазине я прочитала такое объявление:

«Дилерам предоставляются возможности для франчайзинга».

Кто-то из сидящих в зале может объяснить, что это значит?

Выяснилось, что смысл этого объявления следующий:

«Фирмам-посредникам предоставляются привилегированные условия для осуществления торговых операций».

(На экран)

А теперь попробуйте объяснить такие иноязычные слова:

  • Стритбол (уличный баскетбол)

  • Стритрейсинг (уличные гонки)

  • Хайвей (основные дороги, предназначенные для безопасного автосообщения)

  • Постер (большой плакат)

  • Прайм-тайм (вечерние часы, когда у телевизора собирается наибольшая аудитеория)

  • Папарацци (Дословно с итальянского «докучливые комары)

 А можно ли подобрать к этим заимствованиям русские эквиваленты?

  • Пайслист (список цен)

  • Овертайм (дополнительное время)

  • Форвард (нападающий)

  • Хавбек (полузащитник)

  • Парковка (автостоянка)

  • Голкипер (вратарь)

 

На экране - слова:

«Чем образованнее человек, тем глубже он обязан знать язык своего народа. А следовательно, и надобность хвастаться за иностранное словечко должна встречаться у него гораздо реже, чем у человека с недостаточным образованием» Алексей Югов


Ведущий: Конечно, речь идет не об употреблении иностранных слов вообще, а о злоупотреблении ими. Но как же понять, где граница между нормой и злоупотреблением?

Конечно, мы говорили о тех словах-иностранцах, замена которых есть в русском языке. Ну, скажем, благодаря Ломоносову вместо иностранного слова перпендикула мы говорим маятник, абриса «превратилась» в чертеж. Обрусели и слова думкар - самосвал, геликоптер - вертолет.

Слово ученому совету.

Обухов Дима. В наше время в русский язык хлынул целый шквал неоправданных заимствований. Что мы называем неоправданными заимствованиями и почему с ними необходимо бороться? Это заимствования, без которых русский язык вполне мог обойтись, так как есть русские эквиваленты этих слов. Другое дело, когда в язык проникают новые слова вместе с новыми реалиями. Неоднократно предпринимались попытки полного вытеснения заимствованных слов из нашей лексики. Ещё в начале 19 века филолог-любитель А. С. Шишков выступал с предложением, вроде замен «чужого» слова «калоши» специально для этого изобретёнными «мокроступами». Теперь мы уже не воспринимаем слово «калоши» как иноязычное, оно прижилось в русском языке, и казалось бы очень искусственным и громоздким слово «мокроступы», не так ли? Многие лингвисты, такие как Мжельская, Степанова, Брагина, считают, что заимствования иностранной лексики является одним из способов обозначения новых реалий, понятий.


Ахметкалиева Катя. В то же время многие филологи (Трубачёв, Ревенская) отмечают, что газеты изобилуют пустыми иностранными словами, упрекают СМИ в чрезмерном увлечении заимствованиями из других языков, решительно возражают против терминологической избыточности. Крысин, Сиротинина выступают против категорических суждений о недопустимости заимствований в русском языке. Так, Крысин полагает, что наш язык от «фьючерсов» не очень страдает, так как грамматика, её костяк, остаётся. Иностранные слова иногда очень точно выражают суть предмета. По его мнению, регулировать использование англизмов следует не административными мерами, а пропагандой культуры языка.


Ведущий:  Мы провели в нашей школе анкетирование, задав учащимся среднего звена несколько вопросов, относящихся к американизации языка:

На первый вопрос: Как вы относитесь к американизации русского языка?- ребята ответили так:

а) Положительно - 35%

б) Отрицательно - 54%

в) Нейтрально   - 11%

Второй вопрос мы задали такой: Как американизация влияет на русский язык?

            а) Плохо влияет на язык - 40%

            б) Никак не влияет - 50%

            в)  Русский язык становится богаче - 10%

Третий вопрос: Зависит ли русский язык от иноязычных слов?

            а) Да - 32%

            б) Нет - 52%

            в) Не знаю - 16%

Отсюда видно, что всё-таки большинство учащихся считает, что русский язык самостоятелен и мало какие изменения могут его всерьёз коснуться.

4.Что будет с русским языком, если не остановить американизацию?

            а) Ничего - 50%

            б) Не знаю - 48%

            в) Русского языка не будет - 2%

Мы видим оптимистичность наших респондентов

И тем не менее на следующий вопрос: Используете ли вы иностранные слова?- ребята ответили:

            а) Да - 94%

            б) Нет -6%

Как можно заметить, ученики младших классов не понимают, что пользуются американскими словами. Они считают, что пользуются словами своего родного языка. И если старшеклассники ещё могут проанализировать просмотренное по телевизору, услышанное по радио, то младшие школьники воспринимают давление американской культуры (или точнее бескультурья) как данное

На графике видно, что с пятого по седьмой класс ( 10 -13 лет) ученики, по их мнению, все больше и больше зависят от западной культуры, а, начиная с восьмого класса и заканчивая одиннадцатым, зависимость, незначительно повышаясь, падает. С чем же это связано? Мне кажется, ученики 5 -7 классов более подвержены давлению американской культуры нежели более психологически сложившиеся старшеклассники. Получается, что уже с малых лет у человека формируется представление об американской культуре как о своей.

 (Музыка)

 Ведущий 2: Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее.


Сценку разыгрывают три ученика (рассказчик, неграмотный, грамотей).


Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

- Нет, не могу, нога болит, - ему ответил тот. - Через неделю прихо­ди, авось болезнь пройдет.

- Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.

- Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.


Ведущий 1: В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекла­ме, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.


• Группа «Руки вверх», песня «Студент».

Ты звонишь ей домой,

Когда меня рядом нет.

Скажи мне «да» или «нет»

И дай мне свой ответ.


• П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».

Я шоколадный заяц,

Я ласковый мерзавец

И сладкий на все сто…


• Бутусов, «Песня идущего домой».

Я шел по мостовой,

Я шел по мокрым лужам,

По скользкой мостовой

Ногами снег утюжил.


• группа «Корни»

Твои изумрудные брови

Колосятся под знаком луны...


Ведущий: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культу­рой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.


Ведущий:  Нецензурная речь... Обратимся к толковому словарю. «Цензура - от нем. Zensur - контроль. Цензура - «контроль, осуществляемый органами власти над печатью и средствами массовой информации».



Кто же, по-вашему, должен контролировать нашу с вами речь?

[Большинство отвечавших, конечно, убеждено, что мы сами.]

Ведущий: Д.С. Лихачев в одном из своих выступлений говорил

  • (цитата на экране):

«Важнейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушайтесь к тому, как он говорит».

Нецензурная - значит, бесконтрольная речь. Что понимаем мы под этим словосочетанием? Криминальный и воровской жаргон, уличная лексика, вульгаризмы и, конечно, мат.


 Слово ученому совету. [Историческая справка: происхождение матерной брани, корни ее, причины употребления нашими предками.]

Челышева Ира. Существует представление о том, что матом наших предков научили ругаться татары. Это не более чем миф. Доказательством тому служит берестяная грамота 12 века, в которой один брат пишет другому с использованием нецензурной лексики.

В древнерусской литературе встречается мнение, что мат - это «жидовское слово», т.е. речь иноверца, человека иной веры: язычника, чужестранца.

Способность ругаться матом приписывается домовому, кликуше, чёрту

Многие думают, что русский крестьянин только и делал, что сквернословил. Это не так. Но в народном фольклоре есть ряд ситуаций, когда необходимо произносить нецензурные слова: во время свадебного обряда, сквернословить полагалось во время некоторых сельскохозяйственных ритуалов, а также если вдруг бедокурит домовой или леший в лесу «водит». Нечистая сила понимает мат как свой родной язык. В остальных же случаях русские крестьяне считали, что матом ругаться грех, ведь когда человек произносит брань с упоминанием матери - он оскорбляет сразу трёх матерей: свою родную мать, мать-землю и Богоматерь. Ну а если ругается матом женщина - под ней и вовсе земля горит.

Ведущий: А если это действительно оскорбляет человека, то это значит: за мат должно быть наказание?

Осокина Рита:  С матом боролись всегда. Русские цари Алексей Михайлович, Иван Грозный неоднократно издавали указы, запрещающие «матерно лаяться». Пётр Великий за употребление соответствующих словечек штрафовал. А как же в наше время?   Если вы в неприличной форме публично унизили чью-то честь и достоинство, вас могут осудить по ст. 13 Уголовного кодекса РФ «Оскорбление», которая предусматривает исправительные работы сроком до 6 мес. или штраф до 100 минимальных зарплат.

Если, выругавшись, вы никого конкретно не обидели, вас могут привлечь к административной ответственности за мелкое хулиганство по ст. 158 УК РА, грозящей исправительными работами сроком до 2 мес.]

А как вы относитесь к употреблению в речи нецензурных слов?

[Мнения разные. Интереснейший материал для размышления для учителей, родителей, ребят...]

  • Не всегда, к сожалению, речь даже наших звёзд в этом отношении эталонна, мягко говоря. У всех в памяти тот эпизод, когда Филипп Киркоров, в присутствии многих людей на пресс-конференции обругал матом журналистку. После того, как многие телеканалы объявили ему бойкот, он принёс извинения журналистке Ароян, но через несколько дней в телефонном разговоре с репортёрами опять употребил нецензурные слова.  Мнение О.Газманова: «...через слово ругаются те, у кого с лексиконом проблемы. Ну а еще некоторые звезды демонстрируют таким образом "близость к народу"». А «проблемы с лексиконом», по мнению Олега Михайловича, имеются у половины звезд российской эстрады.]

Ведущий: А как вы относитесь к бранным словам, звучащим из уст ваших кумиров, политиков?

[Интересные мнения звучали в адрес молодежных групп; многие поделились своими наблюдениями над речью «уважаемых» людей.]

Ведущий:  Вы, конечно, обратили внимание на то, что большинство - против употребления в речи нецензурных слов. Но, как известно, болезнь легче предупредить, чем вылечить. Что же делать?


Ведущий: «что делать?», - научиться уважать себя и окружающих тебя людей.

I

Ведущий: А теперь поговорим о том, что, наверное, вам особенно близко. Я говорю о молодежном сленге.

Кстати, что значит это модное иностранное слово, пришедшее к нам из английского языка? Можно ли найти «замену» этому слову?

Долгих Рада:  Сленг - от англ. slang или арго - от франц. argol жаргон. Жаргон - разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных профессией, занятием и т.п.]


А всегда ли и везде уместен сленг? С какой целью его употребляют? Авторитетно? Модно?


[Существует жаргон разных профессий: врачей, музыкантов, компьютерщиков и даже учителей. Также есть молодёжные жаргоны. Кроме того, есть язык «феня». Отсюда произошло выражение «по фене ботать», т.е. говорить на воровском языке, так как феня - это речь деклассированных элементов. Почему же возникает жаргон? Вот причины его возникновения:

  • люди хотят общаться друг с другом в присутствии чужих, оставаясь непонятными

  • желание скрыть секреты своего ремесла, торговли

  • стремление к речевой выразительности

Ведь не для кого не секрет, что жаргонные словечки часто делают нашу речь экспрессивной и яркой.

В моложёжной среде жаргон бытовал издавна. Вспомним хотя бы жаргон семинаристов, гимназистов. Главное в этом явлении - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринуждённый молодёжный жаргон стремиться уйти от скучного мира взрослых. Они говорят : «Хорошо» а мы: Клёво! Они: Вот незадача! А мы: Ну и облом! Они: Это слишком сложно» Мы: Не грузи меня! Они восхищаются, а мы торчим или тащимся. ]

Ведущий: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два ученика разыгрывают сценку.


Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

- Как живешь? - спрашиваю.

- Нормально, - отвечает.

- А с учебой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

- Нормально.

Вот так поговорили!


Ведущий: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе-шутке «Сотрудник института синонимов».


Сценку разыгрывают три ученика.

Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

- Моя фамилия Михайлов, - отрекомендовался посетитель.

- А моя - Сидорчук, - сказал начальник ЖЭКа.

- Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы — это слова, близкие по смыслу, значению...

- Ну и что?

- Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

- Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...

- Хотеть делать, желать, стремиться - это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить...

- Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.

- Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

- Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

- Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место; не пятая спица в колеснице...

- Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

- Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. - Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

- Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту при­годиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушки­ной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать...»


Ведущий: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке пи­сатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митро­фанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.


Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).

Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.


Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Сушествительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилага­тельное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.


Ведущий: А вы встречали такого Митрофанушку среди своих зна­комых, друзей?



Ведущий: Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.



Так вы считаете жаргон положительным явлением в русском языке?


 Ведущий: Я прочитаю вам слова уже знакомой М.А. Тарасовой: «Молодые люди прекрасно знают, какую одежду выбрать для работы, для пляжа или клуба. Но выбрать нужное слово не умеют. Берут то, что подвернется, тем самым обедняя, искажая нашу речь».


Согласны ли вы с этим?

Наверное, очень правильны строки В.Лифшица:

Русский язык и могуч, и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте калечить язык

Эллочкам-людоедкам.



Ведущий: Молодежный сленг наложил отпечаток на речь солидных, уважаемых людей (тусовка, оттянуться).


(На экране - слова: «Если раньше младшие учились у старших, то в конце XX века взрослые заигрывают с молодежью и пытаются подражать подросткам». В.Драгунский)


  • Как вы относитесь к этому факту?

Ведущий: Согласны ли вы с мнением М.Горького: «Чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они должны говорить одним языком».

(На экране - слова М.Горького)


Очень важно для современного молодого человека иметь такие знания, которые можно было бы передать следующим поколениям, тогда будет надежда, что на смену современной безграмотной «сниженной» речи придет грамотная культурная речь.



Ведущий: В переломное время, в 1915 году, когда шла Первая мировая война и на Россию надвигались страшные смутные времена, Бунин писал:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же его беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Бунин верил в силу слова. Поверим и мы. Тем более в наше мирное время.

(На экране - слова: «Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь». К.Паустовский)


Очень хочется думать, что наш разговор не прошел бесследно, что каждый из его участников вынес из этого разговора что-то важное и полезное для себя. И не остался равнодушным к своему языку.

В заключение хо­чется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!