Права и обязанности гражданина Российской Федерации.
«Обязанность без права есть рабство;
право без обязанности — анархия».
Г. Ламене, философ.
Цели:
Познакомить учащихся с содержанием основных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Продолжить формирование умения применять полученные знания для определения собственной позиции по рассматриваемому вопросу для решения конкретных познавательных и практических задач.
Помочь школьникам в осознании того, что справедливое правовое устройство общества и государства начинается с взаимного признания прав каждого человека, уважения к правам друг друга и неукоснительно- го исполнения своих обязанностей.
Ход мероприятия.
Подготовительный этап (Вводное слово учителя: «Права и обязанности гражданина Российской Федерации»).
Инструктаж (объяснение целей, правил и хода игры).
Представление команд.
Игра «Права и обязанности гражданина Российской Федерации».
Подведение итогов мероприятия.
Вводное слово учителя: «Права и обязанности гражданина Российской Федерации».
Неюридическое объяснение: «Права — это возможность что-то иметь и требовать это «что-то», если меня лишают этого, не дают. А обязанности — необходимость что-то сделать, исполнить» (не всякий при этом добавит, что от него могут и потребовать исполнения обязанностей).
Обязанности и права могут быть у человека самые разнообразные — и по содержанию, и по уровню. Нас интересует их юридический уровень, который характеризует и содержание находящихся на этом уровне прав и обязанностей человека.
Наделение человека юридическими правами и обязанностями — это важнейшая черта, признак закона, правовой нормы. Права и обязанности человека потому и называются юридическими, что они предусмотрены в законах.
Как человек относится к своим правам, своим обязанностям? Нетрудно догадаться, что это отношение будет неодинаковым. Права обычно воспринимаются как нечто естественное, а не как подарок государства. Дети с момента рождения имеют право жить в своей семье, право на материальное содержание и защиту их родителями; дети учатся в школах, студенты — в вузах; достигнув определенного возраста и получив соответствующее образование и профессию, молодые люди начинают работать. Все имеет юридическую основу: право на жизнь, право на образование, право на труд. Правда, сейчас, в новых условиях, провозглашенные в законах права не всегда могут быть легко осуществлены тем же подростком. При имеющейся безработице непросто реализуется право на труд; различие в материальном положении затрудняет доступ ко всем видам образования.
Как показывают исследования, люди всегда лучше знают свои права, чем свои обязанности. И возникает естественный вопрос: какое вообще значение имеет знание или незнание человеком его прав и его обязанностей?
С правами вопрос решается просто: не зная своих прав, человек ими не воспользуется. Кстати, и не существует обязанности воспользоваться своими правами. Собственно говоря, о том, что он имеет какое-то конкретное право, человек может «узнать» только тогда, когда это его право кто-то нарушил, например работающий подросток не получил очередной отпуск в удобное для него время года (это право он имеет по трудовому законодательству).
Что касается обязанностей, то с ними дело обстоит сложнее. Обычно представление людей об их обязанностях связано с тем, что кто-то требует их исполнения. И само знание хотя бы самых общих обязанностей гораздо беднее, даже у взрослых, не говоря уже о подростках. Мальчики знают о воинской обязанности, школьники, да и то не все, — об обязательном основном общем образовании. А ведь обязанностей гораздо больше. Что будет с человеком, который, не зная своей какой-нибудь обязанности, не исполнит ее? Придется сказать сразу, что неисполнение юридической обязанности может привести к неблагоприятным для человека последствиям. Как быть в таком случае — не исполнил обязанность, потому что не знал о ней, не слышал о законе, в котором эта обязанность на него и ему подобных возложена? Несет ли в этом случае человек юридическую ответственность за неисполнение юридической обязанности? Да, несет. Но здесь есть одно очень важное отлагательное условие. Оно содержится в самой Конституции Российской Федерации. В ч. 3 ст. 15 Конституции сказано: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Из текста этой статьи Конституции ясно, что если такой закон не опубликован, да к тому же в общедоступном издании (прежде всего в газете), он не может применяться, а не знающие о его содержании по этой причине граждане, естественно, ответственности за неисполнение не несут.
И выходит, что важнейшим условием исполнения человеком его юридических обязанностей является знание им законов, где эти обязанности зафиксированы.
Рассмотрим содержание прав и обязанностей человека и гражданина.
Основные права и свободы являются правами естественными, т. е. принадлежащими человеку от рождения. Именно так они называются в ст. 17 Конституции России.
Предоставленное законом право — это свобода поведения человека. Но свобода эта — не абсолютная. Он не может выбрать какое угодно поведение. Нельзя забывать, что в ст. 17 Конституции России это ограничение любого вида поведения установлено. В ней сказано: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». К сожалению, с отношением людей к юридическим правам как к полной свободе поведения мы сталкиваемся очень часто.
Подростки, не задумываясь, нарушают тишину в ночное время, а взрослые из ДЭЗ, РЭУ и районных отделов теплофикации нередко произвольно отключают отопление и горячую воду зимой. И те и другие, видимо, считают, что имеют на это право. А это не право, а выход за его пределы, запрещенный законом. И в законах для случаев превышения предоставленных прав устанавливаются юридические запреты и санкции в отношении такого человека.
Вот еще один типичный пример. Родители согласно Конституции и СК имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Но это вовсе не означает, что им предоставлено право любого вида воспитания, которое им кажется необходимым и полезным. И те родители, которые, например, злоупотребляют этими родительскими правами, прививая детям антиобщественные виды поведения, включая их в свою противоправную деятельность, могут даже быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 150 УК России. В этом и в некоторых других случаях, если установлено, что родители жестоко обращались со своими детьми, они могут быть лишены судом родительских прав, а дети у них изъяты.
Закон предоставляет человеку защиту его прав от нарушений. Это означает, что государство гарантирует человеку возможность пользоваться имеющимися у него правами. Очевидно, что это возможно только тогда, когда у государства есть реальные средства такой защиты. Тогда и гарантия не оказывается пустым словом. Такие способы у него есть, как и соответствующие государственные органы, которые носят название правоохранительных
Чем отличаются права человека от его обязанностей в юридическом смысле? Различие состоит в следующем: право — это мера возможного поведения, а обязанность — это мера должного поведения. И границы как возможного, так и должного поведения установлены законами: для прав — одни, для обязанностей — другие. Разные будут и последствия неисполнения прав и обязанностей. О правах в этом отношении мы уже говорили. Неисполнение юридической обязанности ведет к юридической ответственности. Какая это будет ответственность и какие последуют санкции — зависит от многих обстоятельств.
Напомню главное: виды юридической ответственности зависят от тех отношений, в которые люди вступают в своей повседневной жизни и которые предусмотрены разными отраслями права. Отсюда и разные виды юридической ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная. И мера принуждения — исполнить юридическую обязанность — тоже определена в законах, которые носят название отраслевых (трудовые, гражданские, административные, уголовные). Требование выполнить юридическую обязанность, наложение взыскания за неисполнение — это относится только к обязанностям, но не касается прав.
Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может.
Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан — лишиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду.
Разминка.
Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанными с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определения всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает
1 балл.
Права человека — это охраняемая, обеспечиваемая государством узаконенная возможность что-то делать.
Правовой статус – совокупность прав и обязанностей человека.
Правоспособность - способность иметь права и обязанности.
Дееспособность – способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.
Декларация — документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.
Конвенция — международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Дискриминация — ограничение или лишение прав людей по национальным, политическим и иным мотивам.
Конституция – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Обязанность – круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.
Ответственность – претерпевание виновным неблагоприятных последствий содеянного.
Конституция РФ выступает Основным законом нашей страны. Ее фундаментом являются международные документы, защищающие права человека и принятые в XX веке:
1948 год — Всеобщая Декларация прав человека.
1950 год — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
1959 год — Декларация прав ребенка.
1960 год — Пакт об экономических, социальных и культурных правах.
1966 год — Пакт о гражданских и политических правах.
1989 год — Конвенция о правах ребенка.
Правовой статус человека.
Конституция закрепляет правовой статус человека как гражданина данной страны.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА составляет совокупность его прав и обязанностей.
I. Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) человека на различных возрастных этапах. Каждая команда получает два набора карточек:
1) основные возрастные вехи в жизни человека;
2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
Команды за 5 минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс — 10 баллов.
1-й набор (8 карточек) — основные возрастные вехи в жизни человека:
А) с рождения, Б) 6 лет; В) 10 лет; Г) 14 лет; Д) 15 лет; Е) 16 лет; Ж) 17 лет; 3) 18 лет.
2-й набор (36 карточек) - приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:
1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.
2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.
4. Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.
5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя — 36 часов).
6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
7. Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.
8. Может быть членом кооператива, акционерного общества.
9. Может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
10. Имеет право на получение паспорта.
11. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
12. Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).
13. Может быть исключен из школы за нарушения.
14. Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
15. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
16. Может вступать в молодежные общественные объединения.
17. Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
18. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
19. Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.
20. Может осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.
21. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.
22. Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.
23. Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
24. Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.
25. Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).
26. Может вступать в детские общественные объединения.
27. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
28. Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
29. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
30. Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.
31. Дает согласие на изменение своего имени (или) фамилии.
32. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.
33. Вправе посещать школу.
34. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
35. Имеет право на имя, отчество и фамилию.
36. Приобретает право на гражданство.
II. Конституция государства закрепила ряд важных основополагающих обязанностей граждан. Назовите их. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Гражданин обязан соблюдать законы государства. Если есть юридическое правило, предписывающее поступать в конкретной ситуации именно таким способом, ему следует подчиняться.
2. Гражданин должен платить налоги, сборы. (Ст.57 Конституции РФ). Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.
3. Гражданин должен защищать Отечество (Ст.59 Конституции РФ). Безосновательное уклонение от выполнения этой обязанности наказуемо.
4. Гражданин должен сохранять природу. (Ст.58 Конституции РФ). Эта обязанность взаимосвязана с его правом на охрану здоровья. Ведь окружающая природа, загубленная человеком, пагубно отражается на его организме.
5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. (Ст.38 Конституции РФ). Нормы семейного права подробно регулируют такие вопросы.
6. Гражданин должен беречь памятники культуры (Ст.44 Конституции РФ)
Если на гражданина возлагаются дополнительные обязанности — это нарушение его прав.
Продолжи фразу.
Командам предлагаются незаконченные известные фразы, пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача — воспроизвести фразу полностью и точно. За каждую фразу команда получает 1 балл. Время их обсуждения 1минута [ответы в прямых скобках].
«Чтобы быть свободным, нужно [подчиняться законам]» (античная мудрость).
«Закон суров, но [это закон]!» (древнеримское изречение).
«Мы должны быть [рабами законов], чтобы стать свободными» (Цицерон, древнеримский политический деятель, оратор, писатель).
«Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется [наилучшему обеспечению интересов ребенка]» (Конвенция о правах ребенка, ст. 3).
«Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих [уважение человеческого достоинства ребенка]» (Конвенция о правах ребенка, ст. 28).
«Свобода есть право делать все, что [дозволено законом]» (Монтескье, философ).
Блиц
Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов; время на размышление не выделяется. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
• «Конвенция о правах ребенка» принята в 1959 г.? (Нет.)
• «Декларация прав ребенка» провозглашена в 1989 г.? (Нет.)
• Россия подписала «Конвенцию о правах ребенка»? (Да.)
• Согласно «Конвенции о правах ребенка» ребенком признается лицо, не достигшее 16 лет? (Нет.)
• Брачный возраст в РФ наступает в 18 лет? (Да.)
• Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (Нет.)
• Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (Да.)
• Может ли быть несовершеннолетний подвергнут административному аресту? (Нет.)
• Может ли быть арестован несовершеннолетний в случае совершения уголовного преступления? (Да.)
Подведение итогов игры.
Жюри подсчитывает баллы, набранные командами-участницами, объявляет победителя.
Награждение команды-победительницы.
Звучит государственный гимн Российской Федерации.