СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие. Игра «Права и обязанности гражданина Российской Федерации».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие: Игра «Права и обязанности гражданина Российской Федерации» лучше провести для обучающихся 9 класса, но можно и других классах.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. Игра «Права и обязанности гражданина Российской Федерации».»

Права и обязанности гражданина Российской Федерации.


«Обязанность без права есть рабст­во;

право без обязанности — анархия».

Г. Ламене, философ.


Цели:

  1. Познакомить учащихся с содержанием основных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации.

  2. Продолжить формирование умения применять полученные знания для определения собственной позиции по рассматриваемому вопросу для решения конкретных познавательных и практических задач.

  3. Помочь школьникам в осознании того, что справедливое правовое устройство общества и государства начинается с взаимного признания прав каждого человека, уважения к правам друг друга и неукоснительно- го исполнения своих обязанностей.


Ход мероприятия.


  1. Подготовительный этап (Вводное слово учителя: «Права и обязанности гражданина Российской Федерации»).

  2. Инструктаж (объяснение целей, правил и хода игры).

  3. Представление команд.

  4. Игра «Права и обязанности гражданина Российской Федерации».

  5. Подведение итогов мероприятия.


Вводное слово учителя: «Права и обязанности гражданина Российской Федерации».


Неюридическое объяснение: «Пра­ва — это возможность что-то иметь и требовать это «что-то», если меня лишают этого, не дают. А обязанно­сти — необходимость что-то сделать, исполнить» (не всякий при этом до­бавит, что от него могут и потребо­вать исполнения обязанностей).

Обязанности и права могут быть у человека самые разнообразные — и по содержанию, и по уровню. Нас инте­ресует их юридический уровень, кото­рый характеризует и содержание на­ходящихся на этом уровне прав и обязанностей человека.

Наделение человека юридическими правами и обязанно­стями — это важнейшая черта, при­знак закона, правовой нормы. Права и обязанности человека потому и называются юридическими, что они пре­дусмотрены в законах.

Как человек относится к своим правам, своим обязанностям? Не­трудно догадаться, что это отноше­ние будет неодинаковым. Права обычно воспринимаются как нечто естественное, а не как подарок госу­дарства. Дети с момента рождения имеют право жить в своей семье, право на материальное содержание и защиту их родителями; дети учатся в школах, студенты — в вузах; достиг­нув определенного возраста и полу­чив соответствующее образование и профессию, молодые люди начинают работать. Все имеет юридическую основу: право на жизнь, право на образование, право на труд. Правда, сейчас, в новых условиях, провозгла­шенные в законах права не всегда могут быть легко осуществлены тем же подростком. При имеющейся без­работице непросто реализуется право на труд; различие в материальном положении затрудняет доступ ко всем видам образования.

Как показывают исследования, люди всегда лучше знают свои пра­ва, чем свои обязанности. И возни­кает естественный вопрос: какое во­обще значение имеет знание или незнание человеком его прав и его обязанностей?

С правами вопрос решается просто: не зная своих прав, человек ими не воспользуется. Кстати, и не суще­ствует обязанности воспользоваться своими правами. Собственно говоря, о том, что он имеет какое-то конк­ретное право, человек может «узнать» только тогда, когда это его право кто-то нарушил, например работающий подросток не получил очередной отпуск в удобное для него время года (это право он имеет по трудовому законодательству).

Что касается обязанностей, то с ними дело обстоит сложнее. Обычно представление людей об их обязан­ностях связано с тем, что кто-то требует их исполнения. И само зна­ние хотя бы самых общих обязанно­стей гораздо беднее, даже у взрос­лых, не говоря уже о подростках. Мальчики знают о воинской обязан­ности, школьники, да и то не все, — об обязательном основном общем образовании. А ведь обязанностей гораздо больше. Что будет с челове­ком, который, не зная своей какой-нибудь обязанности, не исполнит ее? Придется сказать сразу, что неис­полнение юридической обязанности может привести к неблагоприятным для человека последствиям. Как быть в таком случае — не исполнил обя­занность, потому что не знал о ней, не слышал о законе, в котором эта обязанность на него и ему подобных возложена? Несет ли в этом случае человек юридическую ответственность за неисполнение юридической обя­занности? Да, несет. Но здесь есть одно очень важное отлагательное ус­ловие. Оно содержится в самой Кон­ституции Российской Федерации. В ч. 3 ст. 15 Конституции сказано: «За­коны подлежат официальному опу­бликованию. Неопубликованные зако­ны не применяются. Любые норма­тивные правовые акты, затрагиваю­щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут при­меняться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Из текста этой статьи Конститу­ции ясно, что если такой закон не опубликован, да к тому же в общедо­ступном издании (прежде всего в га­зете), он не может применяться, а не знающие о его содержании по этой причине граждане, естественно, от­ветственности за неисполнение не несут.

И выходит, что важнейшим усло­вием исполнения человеком его юри­дических обязанностей является зна­ние им законов, где эти обязанности зафиксированы.

Рассмотрим содержание прав и обязанностей человека и гражданина.

Основные права и свободы явля­ются правами естественными, т. е. принадлежащими человеку от рожде­ния. Именно так они называются в ст. 17 Конституции России.

Предоставленное законом право — это свобода поведения человека. Но свобода эта — не абсолютная. Он не может выбрать какое угодно поведе­ние. Нельзя забывать, что в ст. 17 Конституции России это ограниче­ние любого вида поведения установ­лено. В ней сказано: «Осуществление прав и свобод человека и граждани­на не должно нарушать права и сво­боды других лиц». К сожалению, с отношением людей к юридическим правам как к полной свободе пове­дения мы сталкиваемся очень часто.

Подростки, не задумываясь, наруша­ют тишину в ночное время, а взрос­лые из ДЭЗ, РЭУ и районных отде­лов теплофикации нередко произ­вольно отключают отопление и горя­чую воду зимой. И те и другие, видимо, считают, что имеют на это право. А это не право, а выход за его пределы, запрещенный законом. И в законах для случаев превышения предоставленных прав устанавлива­ются юридические запреты и санк­ции в отношении такого человека.

Вот еще один типичный пример. Ро­дители согласно Конституции и СК имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Но это вовсе не означает, что им предоставлено право любого вида воспитания, ко­торое им кажется необходимым и полезным. И те родители, которые, например, злоупотребляют этими родительскими правами, прививая детям антиобщественные виды пове­дения, включая их в свою противо­правную деятельность, могут даже быть привлечены к уголовной ответ­ственности по ч. 2 ст. 150 УК России. В этом и в некоторых других случаях, если установлено, что родители же­стоко обращались со своими детьми, они могут быть лишены судом роди­тельских прав, а дети у них изъяты.

Закон предоставляет человеку за­щиту его прав от нарушений. Это оз­начает, что государство гарантирует человеку возможность пользоваться имеющимися у него правами. Очевид­но, что это возможно только тогда, когда у государства есть реальные средства такой защиты. Тогда и гаран­тия не оказывается пустым словом. Такие способы у него есть, как и соответствующие государственные органы, которые носят название пра­воохранительных

Чем отличаются права человека от его обязанностей в юридическом смысле? Различие состоит в следующем: право — это мера возможного поведения, а обязанность — это мера должного поведения. И границы как возможного, так и должного по­ведения установлены законами: для прав — одни, для обязанностей — другие. Разные будут и последствия неисполнения прав и обязанностей. О правах в этом отношении мы уже говорили. Неисполнение юридической обязанности ведет к юридической ответственности. Какая это будет ответственность и какие последуют санкции — зависит от многих обсто­ятельств.

Напомню главное: виды юридической ответственности зависят от тех отношений, в которые люди вступают в своей повседневной жиз­ни и которые предусмотрены разны­ми отраслями права. Отсюда и раз­ные виды юридической ответственно­сти: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная. И мера принуждения — исполнить юридическую обязанность — тоже оп­ределена в законах, которые носят название отраслевых (трудовые, гражданские, административные, уго­ловные). Требование выполнить юри­дическую обязанность, наложение взыскания за неисполнение — это от­носится только к обязанностям, но не касается прав.

Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель дан­ной роли или носитель данного статуса должен делать по отно­шению к другим исполнителям или носителям. Права гово­рят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго распи­саны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимо­связаны между собой так, что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может.

Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию за­казчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан — ли­шиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду.



Разминка.


Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, свя­занными с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определе­ния всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое пра­вильное определение команда получает

1 балл.


Права человека — это охраняемая, обеспечиваемая государством узако­ненная возможность что-то делать.

Правовой статус – совокупность прав и обязанностей человека.

Правоспособность - способность иметь права и обязанности.

Дееспособность – способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.

Декларация — документ, не имею­щий обязательной силы (имеет реко­мендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.

Конвенция — международное согла­шение по какому-то специальному во­просу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присое­динились.

Дискриминация — ограничение или лишение прав людей по национальным, политическим и иным мо­тивам.

Конституция – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Обязанность – круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.

Ответственность – претерпевание виновным неблагоприятных последствий содеянного.


Конституция РФ выступает Основным законом нашей страны. Ее фундаментом являются международные докумен­ты, защищающие права человека и принятые в XX веке:

1948 год — Всеобщая Декларация прав человека.

1950 год — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

1959 год — Декларация прав ребенка.

1960 год — Пакт об экономических, социальных и культур­ных правах.

1966 год — Пакт о гражданских и политических правах.

1989 год — Конвенция о правах ребенка.


Правовой статус человека.


Конституция закрепляет правовой статус человека как гражданина данной страны.


ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА составляет совокупность его прав и обязанностей.


I. Данный конкурс позволяет прове­рить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) человека на различ­ных возрастных этапах. Каждая команда получает два набора карточек:

1) основные возрастные вехи в жизни человека;

2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответст­венности.


Команды за 5 минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс — 10 баллов.


1-й набор (8 карточек) — основные возрастные вехи в жизни человека:

А) с рождения, Б) 6 лет; В) 10 лет; Г) 14 лет; Д) 15 лет; Е) 16 лет; Ж) 17 лет; 3) 18 лет.


2-й набор (36 карточек) - приобрета­емые права и обязанности, возникнове­ние ответственности:

1. Становится полностью дееспособ­ным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.

2. Подлежит первоначальной поста­новке на воинский учет (выдается при­писное свидетельство).

3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.

4. Подлежит административной от­ветственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по де­лам несовершеннолетних), за некото­рые правонарушения (например, мел­кое хулиганство) несет административ­ную ответственность в общем порядке.

5. Имеет право самостоятельного за­ключения трудового договора (контрак­та); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя — 36 часов).

6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

7. Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.

8. Может быть членом кооператива, акционерного общества.

9. Может быть объявлен, в установ­ленном законом порядке, полностью дее­способным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.

10. Имеет право на получение пас­порта.

11. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного само­управления при наличии уважитель­ных причин.

12. Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа пред­приятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

13. Может быть исключен из школы за нарушения.

14. Подлежит имущественной от­ветственности по заключенным сдел­кам, а также за причинение имущест­венного вреда.

15. Подлежит уголовной ответствен­ности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогатель­ство и др.).

16. Может вступать в молодежные общественные объединения.

17. Имеет право управлять велосипе­дом при движении по дорогам.

18. Допускается поступление на ра­боту (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

19. Может вносить вклады в кредит­ные учреждения (банки) и распоря­жаться ими.

20. Может осуществлять права авто­ра, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.

21. Вправе распоряжаться самостоя­тельно своим заработком, стипендией, иными доходами.

22. Вправе, с согласия родителей, со­вершать любые сделки.

23. Может выбирать себе место жи­тельства (с согласия родителей).

24. Дает письменное согласие для вы­хода из гражданства РФ вместе с роди­телями.

25. Законом субъекта Федерации мо­жет быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых об­стоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

26. Может вступать в детские обще­ственные объединения.

27. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административ­ного разбирательства.

28. Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

29. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать по­сле развода.

30. Дает согласие на свое усыновле­ние или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.

31. Дает согласие на изменение свое­го имени (или) фамилии.

32. Вправе самостоятельно заклю­чать мелкие бытовые сделки.

33. Вправе посещать школу.

34. Имеет право жить и воспитывать­ся в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и закон­ных интересов.

35. Имеет право на имя, отчество и фамилию.

36. Приобретает право на граждан­ство.


II. Конституция государства закрепила ряд важных осново­полагающих обязанностей граждан. Назовите их. За каждый правильный ответ – 1 балл.


1. Гражданин обязан соблюдать законы государства. Если есть юридическое правило, предписывающее поступать в кон­кретной ситуации именно таким способом, ему следует подчи­няться.

2. Гражданин должен платить налоги, сборы. (Ст.57 Конституции РФ). Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.

3. Гражданин должен защищать Отечество (Ст.59 Конституции РФ). Безоснователь­ное уклонение от выполнения этой обязанности наказуемо.

4. Гражданин должен сохранять природу. (Ст.58 Конституции РФ). Эта обязанность взаимосвязана с его правом на охрану здоровья. Ведь окружа­ющая природа, загубленная человеком, пагубно отражается на его организме.

5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособ­ных родителях. (Ст.38 Конституции РФ). Нормы семейного права подробно регулируют такие вопросы.

6. Гражданин должен беречь памятники культуры (Ст.44 Конституции РФ)


Если на гражданина возлагаются дополнительные обязан­ности — это нарушение его прав.


Продолжи фразу.


Командам предлагаются незакончен­ные известные фразы, пословицы, пого­ворки, афоризмы, высказывания изве­стных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача — воспроизвести фразу полностью и точно. За каждую фразу команда получает 1 балл. Время их обсуждения 1минута [ответы в прямых скобках].

«Чтобы быть свободным, нужно [под­чиняться законам]» (античная муд­рость).

«Закон суров, но [это закон]!» (древ­неримское изречение).

«Мы должны быть [рабами законов], чтобы стать свободными» (Цицерон, древнеримский политический деятель, оратор, писатель).

«Во всех действиях в отношении де­тей первоочередное внимание уделя­ется [наилучшему обеспечению инте­ресов ребенка]» (Конвенция о правах ребенка, ст. 3).

«Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина под­держивалась с помощью методов, отра­жающих [уважение человеческого до­стоинства ребенка]» (Конвенция о пра­вах ребенка, ст. 28).

«Свобода есть право делать все, что [дозволено законом]» (Монтескье, фи­лософ).


Блиц

Каждой команде предлагается ут­вердительно или отрицательно отве­тить на несколько вопросов; время на размышление не выделяется. За каж­дый правильный ответ команда получа­ет 1 балл.

• «Конвенция о правах ребенка» при­нята в 1959 г.? (Нет.)

• «Декларация прав ребенка» про­возглашена в 1989 г.? (Нет.)

• Россия подписала «Конвенцию о правах ребенка»? (Да.)

• Согласно «Конвенции о правах ре­бенка» ребенком признается лицо, не достигшее 16 лет? (Нет.)

• Брачный возраст в РФ наступает в 18 лет? (Да.)

• Право избирать в органы государ­ственной власти гражданин РФ приоб­ретает с 16 лет? (Нет.)

• Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (Да.)

• Может ли быть несовершеннолет­ний подвергнут административному аресту? (Нет.)

• Может ли быть арестован несовер­шеннолетний в случае совершения уго­ловного преступления? (Да.)


Подведение итогов игры.


Жюри подсчитывает баллы, набранные командами-участницами, объявляет победителя.

Награждение команды-победительницы.


Звучит государственный гимн Российской Федерации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!