11
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери,
« Мамины профессии»
(в рамках тематической недели «Мой дом. Моя семья.»)
Цель: расширить знания учащихся о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе.
Задачи
Образовательные:
активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях;
закрепить знания, полученные на занятиях школьного компьютерного кружка «Занимательный компьютер» (работе в редакторе текста Word);
развивать навыки взаимодействия в малых группах (парах);
способствовать обогащению словарного запаса детей.
Воспитательные:
воспитывать уважение к родителям и их труду:
формировать ценностное отношение к матери;
развивать познавательный интерес к профессиям родителей;
продолжить повышать заинтересованность родителей во взаимодействии семьи и школы.
Коррекционно – развивающие:
1. развивать и корригировать познавательные процессы:
- восприятие (работа со слайдами презентации);
- внимание (работа с пословицами, с инструкцией к заданиям, слуховое внимание);
- память (заучивание стихов, актуализации собственного опыта детей);
- мышление (логическое, словесно-логическое);
- развитие связной речи (выразительное чтение стихотворений, составление развёрнутых высказываний);
- моторику (коррекция координации движений, мелкой моторики);
2. развивать эмоционально-волевую сферу: способствовать повышению самоконтроля и регуляции детей в собственном поведении.
Возрастная категория: учащиеся 6-7 классов.
Предварительная работа: общение с родителями, приглашение мам на мероприятие, выбор выступающих; учащиеся готовят стенгазеты с фотографиями «Все работы хороши» и «Моя семья»; двое учащихся готовят презентацию и выступление о профориентационной работе в школе; разучивание стихов по теме; определяется группа во главе с воспитателем, ответственная за подготовку чаепития; работа с толковым словарём по поиску значения слова «профессия».
Дидактическое оснащение: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, выставка книг по профориентации, кроссворд «Профессии», карточки с заданием для работы за компьютером.
Форма организации деятельности детей: фронтальная, групповая (работа в парах).
Место проведение: компьютерный класс, кабинет СБО.
Ход мероприятия
Вводная часть
Вступительное слово педагога.
Ведущий №1: Здравствуйте уважаемые гости: родители, педагоги. Здравствуйте, ребята.
Мы рады всех вас видеть в стенах нашей школы, и мы вам благодарны, за то, что вы отложили свои дела и согласились прийти и поучаствовать в нашем мероприятии.
Все вы знаете, что 30 ноября (то есть в последнее воскресенье этого месяца) в нашей стране отмечается День Матери. И в связи с этим текущая неделя объявлена в нашей школе неделей семьи. Ее тема: «Мой дом. Моя семья». И в течение всей недели в нашей школе проходят различные интересные мероприятия.
Отгадывание кроссворда.
Ведущий №2: На нашем занятии мы хотели бы затронуть очень важную для всех учащихся тему. А узнать её мы сможем, если отгадаем кроссворд. Сейчас я буду загадывать загадки, а отгадки мы будем вписывать в клетки кроссворда [6] (отгадавший загадку подходит к доске и вписывает слово в кроссворд).
1) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?
2) Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
3) В доме 10 этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
4) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак?!
5) Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
6) С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто?
7) Зарю поёт селу петух –
Коров на луг ведёт….
8) Хозяин книг и книжный лекарь.
Так кто же он?
9) В небе синем самолёт,
Управляет им …..
- Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках. Хором (профессии). Ключевое слово в нашем кроссворде – ПРОФЕССИИ.
Введение в тему занятия.
Ведущий №1: Для начала давайте вспомним, что же такое профессия? (ответы детей)
- Андрей К. прочитает определение, которое дает нам Толковый словарь: "Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования".
- Давайте хором прочитаем тему занятия («Мамины профессии») и определение слова «профессия». Слайды 1, 2.
- Выбрать нужную профессию – это сложно. Сегодня в честь Дня матери мы пригласили ваших мам и бабушек. Они расскажут нам о своих профессиях. В процессе обсуждения вы сможете задать им интересующие вас вопросы.
Основная часть
Сайты по профориентации.
Ведущий №2:
- Ребята, а где можно получить информацию о профессиях?
(ответы детей: газеты, СМИ, интернет, друзья, родители и.т.д.)
- Я хочу обратить ваше внимание и внимание родителей на адреса интернет- сайтов по профориентации на экране:
Сайт «Профориентатор» http://www.proforientator.ru/ ; Слайд 3
Сайт «Find – Job.ru» «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?» http://www.find-job.ru/profession/; http://www.find-job.ru/secret/ . Слайд 4
(Показать и прокомментировать главную страницу сайта и ее разделы.)
- А как же мы в нашей школе готовимся к будущей трудовой жизни? (ответы детей)
Выступление с презентацией о трудовой деятельности ребят в школе. Слайды 5-49.
Ведущий №1:
- К сегодняшнему занятию Настя Ш. и Маша Д. подготовили стенгазету с фотографиями, где вы трудитесь на уроках технологии и во внеурочное время. Уважаемые гости, если вы не успели ее посмотреть, это можно будет сделать после занятия.
- А сейчас Виталий З. и Новиков А. предложат вашему вниманию компьютерную презентацию о трудовой деятельности ребят в школе, которую они подготовили на занятиях компьютерного кружка. Давайте внимательно её посмотрим и послушаем комментарии ребят.
Выступление приглашённых: мамы-воспитателя, мамы-продавца.
Ведущий №2:
- А теперь перейдем к беседе с нашими гостями и попросим уважаемых мам и бабушек рассказать о своих профессиях.
- Я думаю, всем ребятам будет интересно: кем вы работаете и сколько лет, почему выбрали эту работу и как узнали о наличии свободной вакансии, в чем заключаются ваши обязанности на работе, тяжела ли она и что вам в ней нравится. (Выступающему родителю дается перечень вопросов, по которым им будет легче построить своё выступление.)
- Давайте послушаем маму Романа К. и маму Романа Р. (Вдвоем выходят, садятся за стол, по очереди рассказывают. Дети предваряют выступление своей мамы стихотворением о её профессии.)
Рома К.: Кто любовь нам дарит, ласку,
Знает все стихи и сказки;
Мир познать нам помогает,
И по-доброму ругает.
Кто всегда наш друг, приятель?
Это – мама-воспитатель!
Рома Р.: Мы приходим в магазин.
В нём обилие витрин.
Выбрать нужную покупку
Продавец поможет чуткий.
- Ребята, вы можете задавать вопросы мамам.
- Большое вам спасибо, займите, пожалуйста, свои места.
Работа за компьютерами (работа со слайдами презентации).
Ведущий №1:
- А теперь я попрошу ребят разбиться на пары и подойти к компьютерам. Один человек садится за компьютер, второй садится рядом и помогает ему правильно выполнить задание. При выполнении следующего задания обязательно поменяться местами. Вам предлагаются следующие виды работ: игра «Отгадай пословицы» (слайды 50-54) и вторая игра «Кто потерял свой инструмент?»(слайды 55-59).
(Задания, которые учащиеся выполняют в парах на компьютерах, транслируются и на большой экран. Родителям разрешается подходить и наблюдать за работой детей, не подсказывая им.)
- Ребята, вы хорошо справились с заданиями, показали своё умение работать за компьютером. Займите, пожалуйста, свои места. Мы продолжаем разговор о профессиях.
Выступление приглашённых: мамы-домохозяйки, бабушки-повара.
Ведущий №2:
- Теперь мы попросим рассказать нам о своих профессиях маму Димы Н. и бабушку Максима С. (Дети предваряют выступление своей мамы стихотворением о её профессии.)
Дима Н.: Я вам о маме расскажу,
А кто она? — Узнай-ка.
Ну так и быть, я подскажу:
Она — домохозяйка!
Вы думаете, просто быть
Ей самой главной в доме?
Ведь надо постирать, сварить
Тут список дел огромен.
Она и повар, и портной,
И врач еще к тому же.
Секрет профессии любой
Знать хорошо ей нужно.
На службу маме не идти,
Ее работа дома.
Нигде такой же не найти
Профессии весомой!
Максим С.: Целый день он у плиты
И зимой, и летом.
Чтобы сыт был я и ты,
Жарит нам котлеты.
На плите кипят компот
И бульон прозрачный.
Накормить скорей народ —
Вот его задача.
Сыт шофер и сыт солдат —
Значит, все в порядке.
Сыт в ракете космонавт,
В детсаду — ребятки...
Не поверят, может, мне?
Усмехнется кто-то?
Нет нужнее на земле
Повара работы!
- У кого есть вопросы к нашим гостям? (вопросы - ответы)
- Большое всем спасибо! Уважаемые гости, пожалуйста, проходите на свои места.
Физминутка: пантомима «Кто как работает».
Ведущий №1:
- Ребята, давайте немного отдохнём. Вставайте со своих мест. (Ведущий задаёт вопросы, а ребята отвечают движениями – демонстрируют пантомимой. Например, что делает дворник, шофёр, маляр и т.д.)
Выступление приглашённых: мамы-маляра, мамы-шофёра.
Ведущий №2:
- И последние гости, которые сегодня выступят перед вами это мама Жени и Кристины Я. и мама Дениса Б.
Женя Я.:
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!
Маляры пришли втроём,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и весёлый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»
Денис Б.:
По дороге едут бойко:
И такси, и дальнобойка,
И автобус, и КАМАЗ.
В них шофёр везёт заказ:
То – людей доставит к дому,
То – продукты к гастроному;
Или – в армию солдата,
Или – в Думу депутата.
На пожары и в больницы
Он спешит, с "мигалкой" мчится.
Ездит, ездит день и ночь,
Чтобы людям всем помочь!
- Ребята, задавайте вопросы нашим гостям. (вопросы – ответы)
Заключение
Работа за компьютером в редакторе текста Word.
Ведущий №1:
- А я попрошу ребят парами вновь занять место за компьютерами. Вид работ на этот раз - игра «Таинственное слово». (Ребятам раздаются карточки с зашифрованными словами: РАМЛЯ, ОРЁШФ, ПРАОВ, ДАПРОВЕЦ, ОХЗЯДМООЙКА, ТЕЛЬТАПИВОС – маляр, шофёр, повар, продавец, домохозяйка, воспитатель. Отгаданные слова надо набрать в редакторе текста Word. Подсказка – загаданы профессии, о которых рассказывали наши гости. Проверяем на общем экране – слайды 60-65).
Чтение стихов о труде, итог занятия.
Ведущий №2:
- Ну что ж, вот так незаметно наша встреча, к сожалению, подошла к концу.
Обратите, пожалуйста, внимание на выставку книг. Все эти книги о профессиях имеются в нашей школьной библиотеке, и вы можете взять их почитать.
- Давайте послушаем замечательные стихи о значении труда.
Артем М.: Труд
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
Дима С. Есть в каждой семье трудовые заботы,
Есть общие радости, общий успех.
Всякие в жизни нужны нам работы!
Почётен и важен любой труд для всех!
Сегодня скажем смело:
Растёт большая трудовая смена.
За партами учиться – таков наш труд пока.
Известно, что без этого не сбудется мечта. [5, c 132]
- Какой же вывод мы сделаем, ребята? (Ответы детей). Правильно. Нужно трудиться. Все работы хороши, каждая приносит пользу людям. Чтобы стать хорошим специалистом надо много уметь, а для этого необходимо хорошо учиться.
- Еще раз спасибо всем, кто пришел сегодня к нам в гости. Я поздравляю присутствующих здесь мам и бабушек с праздником. Хочу пожелать им здоровья, счастья и благополучия вашим семьям. А вы, ребята, молодцы все хорошо и активно работали на занятии.
Ведущий №1:
- А сейчас группа, отвечающая за чаепитие, пойдет со мной, чтобы закончить последние приготовления, а остальные ребята во главе с Татьяной Петровной проведут для мам и бабушек небольшую экскурсию по школе и покажут комплекты мебели собственного производства, элементы интерьера, декоративные панно и выставку своих творческих работ. Через 20 – 25 минут мы ждем всех на чаепитии в кабинете СБО.
(За чаепитием провести обсуждение в неформальной обстановке прошедшего мероприятия, обменяться впечатлениями от экскурсии.)
Литература
1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:
Рекомендации по организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-
Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.
2. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»
/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.
3. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности.
-М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.
4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.
5. Введение в мир профессий: классные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы/ авт.-сост. О. Е. Багрова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. http://festival.1september.ru/articles/565579/