Внеклассное мероприятие по математике и экологии
Разработала: учитель математики МБОУ «Тёшинская средняя школа» Аверина Анна Игоревна
Цели:
1.Привитие интереса к математике, как элементу общечеловеческой культуры: популяризации среди обучающихся математических задач и привлечение их внимания к проблемам экологии человека и окружающей среды
2. Развитие познавательного интереса, интеллекта, логического мышления, интуиции, внимания;
3.Формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Предварительная подготовка: создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами, помощь учащимся в организации команд и выборе капитанов; наглядном оформлении и подготовке домашнего задания; подбор материалов для конкурса.
В игре участвуют 2 команды: группы 2 – го курса. Игра включает в себя 5 этапов. В конце каждого этапа жюри подводит его итоги и оглашает результаты. В конце игры баллы, полученные за 5 этапов, суммируются, и жюри оглашает победителя. Обе команды награждаются грамотами и призами.
Ход игры
«Приветствие»
Слова ведущего. Ребята! Как вы уже знаете, 2017 год объявлен годом экологии в России (слайд 3) И сегодня я подготовила для вас занятие, посвященное этой теме (слайд 4) Математический турнир под названием «МАТЭКО», которое происходит от соединения начал двух слов «математика» и «экология».
Вся экологическая информация, собранная экологами на всей планете, обрабатывается математиками. Сегодня такими математиками будете вы. Вы уже разделились на 2 команды. А сейчас я бы хотела представить капитанов ваших команд.
Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые экологические проблемы в числах, причём эти числа вы сами найдете, выполняя определенные задания.
Демонстрация отрывка ролика «Красота нашей Земли и обратная сторона» (слайд 5)
В настоящее время хозяйственная деятельность человека чаще становится основным источником загрязнения окружающей среды. Различные химические вещества находятся в отходах производства. Отходы производства попадая в почву, воздух и воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, в конце концов попадая в организм человека.
Земля - единственная избранница солнечной системы, на которой существует жизнь. Но человек загрязняет атмосферу, уничтожает леса, отравляет воду рек, кощунственно использует Природу. Человек - это часть биосферы, и ухудшение её состояния опасно для него.
1 этап
«Вода»
Слова ведущего (слайд 6)
Знаете ли вы, что в странах Европы благодаря продуманной экономии 1 человек тратит в сутки в 2 раза меньше воды, чем в нашей стране? Вы должны помнить, что водные ресурсы нужно беречь и от загрязнений. Ежедневно по причине употребления некачественной воды в мире умирает около 14000 человек. Выполнив следующие задания, вы получите важную информацию о потреблении воды человеком.
Задание № 1
По среднестатистическим данным 1 житель крупного города (Москва, Санкт – Петербург) в сутки тратит 300 л воды (минимум). При этом 43% - … л на туалет, 5% - … на питьё и приготовление пищи. … л – потратит человек в год на питьё и приготовление пищи. Вставьте числа вместо многоточия и прочитайте, что у вас получилось.
Ответ:
По среднестатистическим данным 1 житель крупного города (Москва, Санкт – Петербург) в сутки тратит 300 л воды (минимум). При этом 43% - 129 л на туалет, 5% - 15л. на питьё и приготовление пищи. 5475 л – потратит человек в год на питьё и приготовление пищи.
2 этап
«Отходы»
Слова ведущего (слайд 7) Знайте, что отходы производства наносят природе и человеку непоправимый ущерб: погибают леса, животные, птицы, рыбы, болеют и люди, и их дети. Оказывается, 90% отходов может вторично перерабатываться. Вы – будущее нашего посёлка и страны, и это, как и многое другое, зависит от вас.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ + 1 балл за первенство).
Задание № 2
В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов. Количество ТБО (твёрдых бытовых отходов) составляет 63 млн тонн/год (в среднем 1) …. кг на человека). Отходы подвергаются переработке только на 2)… % . В основном мусор свозится на свалки — их в России около 11 тысяч. Это приводит не только к росту накапливаемых и в дальнейшем захораниваемых отходов, но и к безвозвратной потере до 90% полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке. Ежегодно безвозвратно в России теряется 3) … х1 млн. тонн черных и цветных металлов, 3) … х2 млн. тонн стекла.
Вычислите и поставьте вместо многоточия после номера соответствующего задания его ответ.
1) ∙ + 10 - Ответ: (445)
2) – ) + Ответ: (10)
3) Решите уравнение: 2х2 – 4х + 1,5 = 0 Ответ: х1 =1,5, х2 =0,5
х1 – больший корень уравнения, х2 – меньший корень уравнения
(по 1 баллу за каждый правильный ответ + 1 балл за первенство).
3 этап
«Леса»
Слова ведущего (слайд 8) Леса – лёгкие Земли! Всем нам постоянно нужно дышать, чтобы жить. А знаете ли вы, что если в деревне, где живут 200 человек, сгорит за месяц 20 га леса, то на один день все эти люди останутся без кислорода. Что с ними произойдёт? Хорошо, что на нашей планете ещё остались леса! Из 1-го кубометра древесины в нашей стране изготавливают 35 кг бумаги, в США - 135, Финляндии 190 кг.
Каждые 12 минут офисный работник использует 1 лист формата А4.
Сейчас вы получите задания. Вычислите и поставьте вместо многоточия после номера соответствующего задания его ответ.
Затем прочитайте, что у вас получилось. После проверки капитаны обнародуют добытую командами статистическую информацию.
Задание № 3
На 1 год обучения обучающемуся необходимо около 1) … х2 кг бумаги. В школе 525 обучающихся. Поэтому на 1 год обучения для обучающихся необходимо 525 ∙ 1) х2 кг бумаги. Из одного дерева в нашей стране изготавливают1) … х1 кг бумаги. Поэтому, чтобы получить 525 ∙ х2 кг бумаги необходимо 2) … дерева. Такое количество деревьев способно обеспечить около 3) … человека кислородом и поглотить 4) у тонн пыли.
1) Решите уравнение: х2 – 21х + 108 = 0 Ответ: х1 =12, х2 = 9
х1 – больший корень уравнения, х2 – меньший корень уравнения
Вычислите:
2) + - 2∙ 50 + 53 – 62 Ответ: (394)
3) - + 72 Ответ: (522)
4) Решите уравнение: у2 – 14у + 49 = 0 Ответ: у = 7
Что получается?
На 1 год обучения обучающемуся необходимо около 9 кг бумаги. В нашем лицее 525 обучающихся. Поэтому на 1 год обучения для обучающихся лицея необходимо 4725 кг бумаги. Из одного дерева в нашей стране изготавливают 12 кг бумаги. Поэтому, чтобы получить 4725 кг бумаги необходимо 394 дерева. Такое количество деревьев способно обеспечить около 522 человека кислородом и поглотить 7 тонн пыли.
х1 – больший корень уравнения, х2 – меньший корень уравнения
4 этап
«Воздух»
Слова ведущего (слайд 9) Из-за загрязнённого воздуха количество заболеваний бронхо-лёгочной системы увеличивается. 48 кг различных канцерогенных веществ в год вдыхает житель мегаполиса.
36 млн. россиян живут в городах, где загрязнение воздуха в 10 раз превышает санитарные нормы
Серьёзную опасность вызывает загрязненный воздух, отравленный выхлопными газами автомобилей, которые облегчают и механизируют труд человека, а курение?
Задание № 4
Ежегодно от причин, связанных с курением, в нашей стране умирает t тысяч человек. А в мире х миллионов человек.
Каждую минуту от курения умирают z человек, т.е каждые у секунд умирает один человек.
1) Найдите t из пропорции: = Ответ: (400)
2) Решите уравнение: (3х +2) ∙ 4 = 68 Ответ: х = 5
Вычислите, используя х из предыдущего задания,
3) z = 2∙ х Ответ: (z =10чел.)
4) у = 60 : z Ответ: ( y = 6сек.)
Решите предложенные вам задания, замените переменные полученными вами результатами и прочитайте, что у вас получилось.
Ежегодно от причин, связанных с курением, в нашей стране умирает 400 тысяч человек. А в мире 5 миллионов человек. Каждую минуту от курения умирают 10 человек , т.е каждые 6 секунд умирает один человек.
5 этап
«Экологические меры по защите окружающей среды»
Задание № 5
Сейчас вам дается 3 минуты, чтобы самостоятельно придумать и назвать меры , которые способствовали бы улучшению экологии и охране окружающей среды. Проявите творчество, активность и смекалку.
За каждую придуманную меру – 1 балл.
А сейчас просмотрим небольшой социальный ролик «Экология начинается с нас» (слайд 10)
Слова ведущего. Цена наших действий высока. (слайд 11)
Некоторые вынуждены расплачиваться за ошибки других.
Важно не то, что утеряно, важно то, что ещё можно сохранить.
Все мы в силах изменить ситуацию.
Чего же мы ждем?
Подводятся итоги и объявляется победитель. Награждение. (слайд 12,13)
Интернет - ресурсы
http://ecodelo.org/15210-matematika_protiv_kureniya-zdorove
http://www.km.ru/referats/CFC297F5D36248FEA590D17A35FF8872
www.ecobarnaul.ru.
http://www.e-apteka.ru/preparats/antiseptica/aquatabs.asp
http://festival.1September.ru
http://vk.com/video174587503_166301400
http://www.newizv.ru...06-11-14/58078/
http://ria.ru/society/20101115/296743674
http://ru.wikipedia.org
4